Психологическое занятие «Отметки приходят в гости»

Шеина Ольга Николаевна

Психологическое занятие для младших школьников на тему "Отметки приходят в гости"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое занятие для младших школьников на тему:

 «Отметки приходят в гости»

Цель: создание условий для формирования представлений об отметках как оценке вашей конкретной работы, а не оценкой вас как людей.

Задачи:

• обучение детей моделям поведения, основанным на принятии и уважении другого человека;

• формирование у детей представлений о четверке как о положительной отметке;

• актуализация знаний о способах преодоления трудностей в обучении;

•анализ причин получения двойки.

Ход занятия

Психолог. Ребята, сегодня мы с вами поговорим об отметках. И первой отметкой, о которой мы с вами начнём говорить, будет отметка, которую вы должны отгадать. Вы должны отгадать загадку… «Если выучил урок — я к тебе в дневник «прыг-скок».

Дети. Пятерка!

Психолог. Верно, молодцы!

Психолог. Конечно же, любой ученик знает, что такое пятерка и как ее получить. Но я думаю, что не все ребята хотят стать отличниками. Так ли это? Ребята, хотели бы вы получать пятерки? (ответы детей)

Упражнение 1. «Пятёрка»

Давайте вместе попробуем разобраться, а меняется ли наше поведение от успехов или неудач?

Для этого я прошу вас объединиться в три группы (разделение на группы может быть проведено любым возможным способом) и ответить на вопрос, который написан на карточке (психолог раздает каждой группе карточку с вопросом). Постарайтесь договориться и найти правильный ответ на поставленные вопросы. Вам на работу дается 3 минуты.

• Можно ли гордиться своими пятерками? Объяснить почему.

• Если у тебя много пятерок, означает ли это, что ты приобретешь друзей? Объяснить почему.

• Если у тебя нет пятерок, означает ли это, что ты потеряешь друзей? Объяснить почему.

Затем с детьми обсуждаются результаты их совместной деятельности, и затем предлагается каждой группе нарисовать пятерку такой, какой они её представляют».

Итак, вам необходимо знать, что  пятерка является оценкой вашей конкретной работы, а не оценкой вас как людей. Если вы получили хорошую оценку — это не значит, что вы стали лучше. Это значит, что вы выполнили задание на «5». А лучше вы становитесь тогда, когда учитесь дружить, помогать людям, когда вы добры и справедливы.

Следующая отметка, о которой мы с вами поговорим, как мне кажется, очень хорошая, но взрослые не всегда рады видеть ее в дневнике. Скажите, что это за отметка? (ответы детей)

Как вы думаете, за что учитель может поставить четверку?

А как отнесутся родители к полученной вами четверке?

Психолог выслушивает предположения детей, поддерживая самые разные высказывания.

Упражнение 2. «Четвёртка»

Сейчас мы снова работать в группах. Каждая группа получает бланк с вопросами, и вам нужно написать как можно больше ответов. Время работы — 5 мин.

Каждой группе выдаются листочки с вопросами:

Что хорошего в четверке?
Кому чаще ставят такую оценку?

     

Есть ли что-то плохое в четверке?

 

Какие слова вы хотели бы услышать от родителей, когда получаете четверку?

Затем психолог предлагает каждой группе представить свои ответы, которые обсуждаются с ребятами класса.

Психолог. Ребята, посмотрите, сколько положительных качеств мы нашли у четверки. Какая это важная и нужная отметка! Обычно четверку получают дети, которые не успели что-то доделать, проверить. Важно помнить, что отметка указывает на ваши недочеты. Поэтому вам необходимо проанализировать свою работу и в следующий раз учесть их.

А сейчас с другой стороны таблицы, которую вы заполнили, нарисуйте  рисунок на тему «С четверкой я дружу!». (обсуждение рисунков)

Психолог: Ребята, а когда вы получаете тройки?

        Дети отвечают, а психолог резюмирует ответы детей и вывешивает на доску таблички с высказываниями:

1. Мы не умеем планировать свое время.

2. Мы невнимательны.

3. Мы не обращаемся за помощью.

Примечание: частичка “не” используется специально. Когда мы задаем вопрос о победе над драконом, то просто убираем ее из предложения (для этого нужно прикрепить “не” отдельно).

Психолог. Что необходимо сделать, чтобы с этими трудностями справиться?

Дети отвечают:

1. Планировать свое время.

2. Быть внимательными.

3. Обращаться за помощью в случае затруднений.

Упражнение 3. «Тройка»

Чтобы справиться с ними, вам потребуется проявить эти умения. Для этого мы разделимся на три группы и выполним следующее задание.

Для работы вы должны нарисовать рисунок животного.

Вам необходимо за 7 минут нарисовать рисунок животных, используя только три цвета. Нужно быть очень внимательными, когда я буду называть эти цвета. Чтобы уложиться в отведенное время, важно договориться, кто и какие действия в вашей группе будет выполнять.

Внимание!

Первая группа будет рисовать собачку. Для рисования нужно использовать три цвета: белый, черный, светло-коричневый.

Вторая группа будет рисовать кошку. Для рисования нужно использовать три цвета: красный, темно-сиреневый, светло-сиреневый.

Третья группа будет рисовать бабочку. Для рисования нужно использовать три цвета: красный, розовый, оранжевый

Итак, все получили задания. Время пошло!

Психолог. Поздравляю вас, мы все вместе справились с вашими трудностями.

Выполнив это упражнение, мы увидели, что умеем быть дружными, планировать время, ставить цели и быть внимательными. Все это нам поможет получать хорошие отметки.

Психолог: О какой отметке мы с вами забыли поговорить (о двойке). Правильно!

Психолог. Ребята, сейчас мы поговорим о двойке, вспомним, чему нас может научить двойка, и подумаем, что же делать, если двойка все-таки попала к вам в дневник…

Для начала давайте ответим на простые вопросы:

• Помогает ли двойка понять минусы проделанной работы?

• Это оценка всех знаний?

• Делает ли двойка ученика плохим?

Психолог. Посмотрите, сколько всего мы узнали про эту отметку. Но важно еще выяснить, что же делать, если двойка все-таки получена.

Упражнение 4. «Двойка»

Для этого мы разобьемся на 3 группы. Каждая группа получит карточку с коротким рассказом.

Ситуация 1

Мальчик Ваня учится во втором классе. В пятницу учительница попросила всех детей повторить дома словарные слова. В понедельник детям предстояло написать диктант, в котором будут встречаться словарные слова. Однако Ваню в выходной пригласил в гости друг Сережа. Они заигрались, и Ваня совершенно забыл о диктанте. Большинство словарных слов он написал неверно, и учитель поставил ему двойку.

Ситуация 2

Марина учится во втором классе. Как-то раз мама водила ее к стоматологу, и у Марины страшно болела щека. Даже на следующий день зуб продолжал ныть, но девочка никому об этом не сказала. А на уроке английского языка учитель попросил Марину прочитать вслух новый текст. Ученица волновалась, разбирая новые слова, и зуб все еще побаливал. В итоге она ошибалась в каждом слове и учительница поставила ей двойку за работу на уроке.

Ситуация 3

Лена учится во втором классе, она очень ответственная и старательная ученица. Всякий раз, когда ей приходится отвечать у доски, Лена очень переживает. Ей кажется, что ноги становятся ватными, сердце громко стучит, а мысли напрочь убегают из головы. И все это несмотря на то, что Лена дома готовится к урокам и хорошо знает все правила. Однажды так и случилось: Лену вызвали к доске, она разволновалась, не смогла ответить на вопросы учителя и получила двойку.

Вам необходимо внимательно прочитать рассказ и ответить на вопросы (приложение 6).

Время работы в группе — 7–10 минут.

Почему получена двойка (что ученик не смог сделать)?

 

 

 

Как избежать этого в будущем?

Как готовиться к занятиям, самостоятельным и контрольным работам?

Какие действия надо предпринимать?

 

 

 

Как исправить двойку?

 

 

 

Когда каждая из групп представляет свои рассуждения и ответы, психолог коротко выписывает их на доску (например: не выспался, не отдохнул, был болен, торопился).

Психолог. Посмотрите, ребята, как много всего можно сделать, чтобы не получить двойку. И сколько у нас возможностей, чтобы ее исправить.

Психолог. Теперь я уверена: вы знаете, что нужно делать, чтобы не получить двойку. Но даже если вы ее получите, то наверняка сможете сделать все, чтобы ее исправить.

        Вот и подошло наше занятие к концу. Вы познакомились сегодня поближе с отметками, которые получаете каждый день. Сейчас предлагаю ответить вам на вопросы:

Рефлексия:

1. Какая отметка вам нравится больше всего? А какую получаете чаще всего?

2. Что будет делать, что не получать плохие отметки?

Спасибо всем за активное участие на занятии!

Занятие разработала:                                                             педагог-психолог: Богданова О.Н.

                                                                                                (на основе статьи из газеты

                                                                                                «Школьный психолог»)