Проблемы диагностики пространственного мышления у младших школьников
В данной статье изложены результаты психометрической проверки и стандартизации ТПМ (3/4), методики диагностики пространственного мышления младших школьников. На основании полученных результатов рассчитаны стандарты успешности для школьников 10 – 11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы диагностики пространственного мышления у младших школьников»
Гаменюк Татьяна Николаевна – педагог-психолог СПС г. Коврова Владимирской обл.
Круг научных интересов: исследование и формирование творческого мышления, разработка и использование психологических тестов, психологическое консультирование, мониторинг образовательного потенциала, тренинг личностного развития на основе гельштальт-терапии, коучинг.
В данной статье изложены результаты психометрической проверки и стандартизации ТПМ (3/4), методики диагностики пространственного мышления младших школьников. На основании полученных результатов рассчитаны стандарты успешности для школьников 10 – 11 лет.
Ключевые слова: пространственное мышление, валидность, надежность, дискриминативность, стандартизация.
Im Artikel sind die Ergebnisse der psychometrischen Prüfung und der Standardisierung TPM (3/4), der Methodik der Diagnostik des Raumdenkens der jüngeren Schüler dargelegt. Aufgrund der bekommenen Ergebnisse sind die Standards des Fortschritts für die Schüler 10 - 11 Jahre berechnet.
Die Schlüsselwörter: das Raumdenken, die Walliedheit, die Zuverlässigkeit, die Diskriminatiwheit, die Standardisierung.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях происходит появление и стремительное становление принципиально новых отраслей науки и техники, в которых свободное оперирование пространственными образами и отношениями играет существенную роль. Ориентация человека во времени и пространстве является необходимым условием его бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Овладение современными научными знаниями и умениями, успешная работа во многих видах теоретической и практической деятельности неразрывно связана с понятием «пространственное мышление». Пространственное мышление является важной ступенью в онтогенезе мыслительной деятельности индивида, необходимой предпосылкой его последующей стадии – логического мышления.
Важность научного исследования пространственного мышления отмечали многие отечественные и зарубежные психологи: Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович, Р. Арнхейм, М. Мински, Р. Холт и др. Наибольшее внимание изучению его природы, генезиса, структуры, методов исследования уделялось в работах И.С. Якиманской [9; 10], И.Я. Каплуновича [3; 4], В.С. Ивашкиным [2].
Таким образом, по мнению психологов-исследователей, пространственное мышление выступает в качестве показателя, характеризующего наиболее устойчивую индивидуально-психологическую особенность людей, связанную с ориентацией в пространстве. На каждом этапе процесса формирования пространственного мышления имеется своя ведущая подструктура, определяющая когнитивный стиль решения пространственных задач. Пространственное мышление имеет этап наиболее интенсивного развития - «сензитивный период». Дети младшего школьного возраста добиваются очень больших успехов в усвоении способов оперирования пространственными образами при минимальных усилиях. Эффективное использование этого этапа определяет высокие темпы умственного развития индивида в онтогенезе.
Уровень развития пространственного мышления играет роль «лакмусовой бумажки», т.е. является основным качественным показателем умственного развития субъекта. Пространственные задачи широко используются в тестах умственного развития, особенно в тестах невербального интеллекта, содержание, структура и логика этих задач не предназначаются для исследования пространственного мышления. Это относится к тестам Дж. Равена, П. Ржичана, Т.В. Розановой, Р. Мейли, Д. Векслера, А. Энстея и др. Важным фактором, сдерживающим практическую реализацию теоретических концепций развития пространственного мышления, является крайне ограниченный набор методов для исследования психологической структуры и количественной оценки уровня его развития: К сожалению, известны только две исследовательские методики И.С. Якиманской и И.Я. Каплуновича для учащихся 7-10 классов и тест ТПМ(3/4) для диагностики структуры пространственного мышления, рассчитанный на школьников, оканчивающих начальные и поступающих в неполно-средние классы. «А именно в этом возрасте завершается сензитивный, наиболее благоприятный для развития пространственного мышления, и начинается период интенсивного развития понятийного мышления в связи с переходом от начального обучения к изучению систематических курсов математики, истории, географии, естествознания, языка и литературы. К тому же пространственное мышление является составной частью главного новообразования психики, формирующегося в младшем школьном возрасте – внутреннего плана действий» [2, стр. 103]. Тест сконструирован В.С. Ивашкиным и В.В. Онуфриевой, ведущими специалистами факультета психологии Владимирского государственного гуманитарного университета.
Но для широкого применения теста ТПМ (3/4) на практике, как диагностического инструмента, необходимо осуществить психометрическую проверку его параметров, провести стандартизацию этой методики, т.е. разработать нормы стандартизации для генеральной совокупности с учетом возраста.
В основу исследования положено предположение о том, что с помощью разрабатываемой методики (ТПМ (3/4)) возможно измерение уровня развития пространственного мышления у младших школьников, так как для нее подтверждены необходимые психометрические параметры (дискриминативность, трудность, надежность, валидность) и рассчитаны стандарты успешности для школьников 10 – 11 лет.
Методическая база исследования - деятельностный подход, который представлен авторами С.Л. Рубенштейном, А.Н. Леонтьевым, Н.И. Чубриковой, И.С. Якиманской, И.Я. Каплуновичем, В.С. Ивашкиным.
С целью психометрического обоснования и стандартизации методики пространственного мышления была сформирована выборка учащихся 4 классов общеобразовательных школ г. Коврова. Качественный состав выборки стандартизации соответствовал генеральной совокупности, так как:
а) выборка включала в себя примерно одинаковое количество мальчиков и девочек;
б) отбор учащихся осуществлялся с учетом всего диапазона общеобразовательных программ, используемых в средних учебных заведениях, т.е. был учтен весь интервал индивидуальных различий по уровню развития пространственного мышления;
в) объем данной выборки составил 741 человек;
г) разбиение выборки стандартизации на более однородные группы с учетом возраста: 264 учащихся в возрасте 10 лет; 225 учащихся в возрасте 10,5 лет;
252 учащихся в возрасте 11 лет.
Для проведения психометрической проверки ТПМ (3/4) использовался комплекс методов: изучение и анализ литературы, экспертный опрос, тестирование (с применением теста Дж.Равена «Прогрессивные матрицы», теста интеллектуальных способностей К.Рассела), методы математической статистики (корреляционный анализ).
Методики Дж. Равенна и К.Рассела использовались в эмпирическом исследовании неслучайно, так как они являются скрининговыми (обладают высокой валидностью, дискриминативностью, надежностью) и могут быть использованы при групповом обследовании, а также предназначены для обследования респондентов в возрасте от 7 до 14 лет (тест К.Рассела) и от 8 до 14 лет (тест Дж. Равена), т.е. и для детей младшего школьного возраста. С помощью этих методик школьники были дифференцированы по уровню умственного развития.
Затем проводился специализированный тест второго уровня - тест ТПМ(3/4), методика диагностики пространственного мышления младших школьников при переходе из начальных в неполно-средние классы общеобразовательных школ. Последовательность предъявления заданий, а также инструкция к их выполнению были строго однозначными. Регистрировалось также и время, затрачиваемое учеником (45 минут). Это создавало условия для стандартизации обстановки опыта и получения результатов, сопоставимых по ряду выделенных показателей. Для заданий был разработан эталон-ключ решения, т. е. наиболее правильный и оптимальный вариант решения заданий теста. Сопоставление этого эталона с решением ученика давало возможность установить пределы отклонения в индивидуальном решении от заданного эталона.
Полученные результаты в выборке стандартизации использовались для психометрического обоснования.
В самом начале психометрической проверки теста ТПМ (3/4) осуществлена валидизация по конструкту, заключавшаяся в выделении основного понятия – пространственное мышление, на измерение которого направлен тест, и определена область теоретической структуры пространственного мышления.
На первом этапе психометрической проверки осуществлялся анализ заданий методики, для каждого из которых подсчитывались индексы:
1. индекс дикриминации, вычисляемый методом контрастных групп (полученные значения находились в интервале 0,2-0,79).
2. индекс трудности, полученный сопоставлением числа правильно выполнивших задание с общим числом испытуемых (вычисленные значения которого находились в диапазоне 0,16-0,78).
Это соответствовало требованиям, предъявляемым стандартизированным методикам.
На втором этапе психометрического обоснования
1. Высчитывалась надежность по однородности по формуле Кьюдера – Ричардсона, коэффициент корреляции , значимый на уровне 1 % ().
2. Проверялась надежность методом ретеста через 1.5 месяца, на выборке 55 человек в возрасте от 10 до 11 лет, коэффициент корреляции равен и так же значим на уровне 1% ().
Приведенные данные свидетельствуют о том, что методика является надежным психометрическим инструментом.
На последнем этапе психометрической проверки
1. Конструктная валидность определялась сопоставлением результатов диагностики с результатами выполнения заданий стандартизированного теста «Прогрессивные матрицы» Дж Равенна. Коэффициент корреляции (=0,46-0,54;;N>200) значим на уровне 1 %. Конструктная валидность указывает на то, что разрабатываемая методика измеряет интеллектуальную функцию, что и эталонная методика. ТПМ (3/4) имеет свою область применения и направлена на диагностику пространственного мышления, обладает преимуществом краткости и легкости применения.
2. Критериальная валидность отражает соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого качества. При психометрическом обосновании и стандартизации методики пространственного мышления, для проверки валидности был разработан опросник для учителей предметников (экспертов), с помощью которого они ранжировали испытуемых по уровню развития пространственного мышления. Это способствовало минимизации субъективного фактора оценок основных учителей по общей успеваемости, математики, рисованию. Сопоставляя исследуемый тест ТПМ(3/4) с результатами опросника, оценками основных учителей по математике, рисованию и общей успеваемости соответственно получили коэффициенты корреляции, значимые на уровне 1% (= 0,94-0,96;; N>200) и (= 0,58-0,84;; N>200). Как мы видим из коррелограмм (№ 1-3), положительная корреляция указывает на то, что чем выше полученный результат по тесту ТПМ (3/4) у испытуемых, тем выше эффективность учебной деятельности школьников, т.е. выше успеваемость.
Коррелограмма № 1
Валидность ТПМ (3/4) 10 лет, N=264
Коррелограмма № 2
Валидность ТПМ (3/4) 10,5 лет, N=225
Коррелограмма № 3
Валидность ТПМ (3/4) 11 лет, N=252
Успешно проведенная_валидизация по критерию показала, что выборка полностью репрезентативна в популяции, для которой разработаны нормы стандартизации с учетом возраста испытуемых.
Для определения стандартов успешности для школьников 10-11 лет
вычислены меры центральной тенденции и стандартные отклонения
Возраст | М=М=М | |
10 лет | 59 | 12 |
10,5 лет | 63 | 10 |
11 лет | 65 | 11 |
Характер распределения первичных оценок уровня развития пространственного мышления проверялся:
1. Расчетом показателей асимметрии и эксцесса и сопоставления их с критическими значениями (Пустыльник Е.И., Плохинский Н.А., и др.) <
<
Возраст, лет | А | A | t | Е | E | t |
10 | 0,17 | 0,45 | 1,13 | 1,47 | 0,67 | 2,24 |
10.5 | 0,09 | 0,49 | 0,59 | 1,57 | 0,42 | 1,27 |
11 | -0,149 | 0,46 | -0,92 | 1,5 | 0,34 | 1,11 |
2. Построением графика эмпирического распределения оценок уровня развития пространственного мышления младших школьников.
3. Сопоставлением его с теоретическим нормальным распределением, предполагающим сравнение эмпирической и теоретической вероятностей распределения с помощью χ² - критериев Пирсона. Х²< Х²
Возраст, лет | Х² | Х² | |
р <0,05 | р<0,01 | ||
10 | 6,09 | 11,07 | 15,86 |
10,5 | 1,62 | 12,57 | 16,812 |
11 | 5,94 | 15,507 | 20,07 |
Проведенная стандартизация показала, что характер распределения первичных оценок не отличается от нормального, поэтому на основе линейного преобразования были построены таблицы перевода первичных оценок в стандартные баллы. В качестве стандартной шкалы использовалась шкала - шкала IQ Векслера IQ (среднее значение – 100, стандартное отклонение = 15)
Выводы
1. В результате психометрического обоснования получены статистически значимые параметры (дискриминативность, трудность, надежность, валидность), которые соответствуют требованиям, предъявляемым стандартизированным методикам. ТПМ (3/4) может использоваться в качестве прединдикатора школьной успеваемости.
- На основе выборки стандартизации были разработаны ориентировочные нормы с учетом возраста.
3. Коэффициенты корреляции результатов теста ТПМ (3/4) с оценками по математике и рисованию почти сопоставимы, хотя связь с оценками по математике немного выше, чем с оценками по рисованию. Свободное оперирование пространственными образами и отношениями в общеобразовательных школах чаще используется при решении математических задач, чем на уроках рисования.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты с помощью методики можно использовать в школе, в ходе проведения консультаций для
- диагностики уровня развития пространственного мышления младших школьников;
- коррекции программ и методик начального обучения школьников;
- разработки индивидуальной программ развития пространственного мышления детей.
Эффективность теста ТПМ (3/4) была проверена путем экспериментального исследования, в осуществлении которого участвовали многие учителя-эксперты, методисты и психологи школ г. Коврова. (Считаем долгом выразить им искреннюю признательность и благодарность за оказанную помощь и бескорыстный труд).
Литература:
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник.- 3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.-336с.
- Ивашкин В.С., Онуфриева В.В. Очерки современной психологии : Монография. – Владимир: ВГПУ. 2008. С.96-119.
- Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления //Вопросы психологии. – 1999. №1.-С.60-68.
- Каплунович И.Я. Развитие структуры пространственного мышления //Вопросы психологии. – 1986. №2. - С.56-66.
- А.Н. Леонтьев. Логическое и психологическое в мышлении. //Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 2003, № 2. - С. 4-18.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта – Спб.: Питер, 2004. – с. 192
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2004. - 713 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления у школьников. – Науч.-исслед. Ин-т общей и пед. Психологии Акад. Пед. Наук СССР.- М.: Педагогика, 1980.- 240с.
- Якиманская И.С., Зархин В.Г., Кадая С.Х. Методы исследования невербального мышления: Сборник тестовых методик/под ред. И.С.Якиманской.- М.; Фолиум, 1993, 68с.