Коррекционно-развивающая работа. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ поведения и эмоций У ПОДРОСТКОВ. Федосенко Екатерина Владимировна

 

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 

Коррекционно-развивающая работа

 

                                                                                                                                               ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ  

 

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ  НАРУШЕНИЙ   поведения  и эмоций  У ПОДРОСТКОВ

 

Программа разработана кандидатом психологических наук,

старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании

Института педагогического образования Российской академии образования

Федосенко Екатериной Владимировной

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

                   ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ  

                 ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

                             НАРУШЕНИЙ  

            поведения  и эмоций   

               

                          У ПОДРОСТКОВ

Программа разработана кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования Российской академии образования

Федосенко Екатериной Владимировной

Упражнения, отмеченные звездочкой (*), взяты из книги: Керрел С. Групповая психотерапия подростков. СПб., 2002 (Адаптированы и модифицированы автором программы)

( источник - «Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги», СПб.: Речь, 2009)

1

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

 НАРУШЕНИЙ поведения и эмоций У ПОДРОСТКОВ

Тема 1. «Общение»

Занятие 1

Цели.

  1. Усиление развития группового единства,
  2. увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи.

Приветствие.

Форма приветствия может быть сохранена или изменена по желанию детей.

Упражнение «Лишний стул».

Цель игры – настройка группы на откровенность.

Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все. К кому относится высказанное предложение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие.

 Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например: «Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на занятия».

Продолжительность игры 10 – 15 минут.

Упражнение «Знакомство».

Цель игры – усилить развитие группового единства.

Ведущий по заранее приготовленной инструкции читает или пересказывает вопросы, помогающие членам группы больше узнать друг о друге. Перед началом игры стоит сделать акцент на том, что каждый должен отвечать на вопросы, внимательно слушать товарищей, осознавая важность и уникальность каждого присутствующего.

Продолжительность игры 30 – 40 минут.

Примерные вопросы для ведущего:

  1. Ваша любимая музыкальная группа, исполнитель?
  2. Чем бы вам хотелось заниматься через пять лет?
  3. Ваш любимый цвет и почему?
  4. Ваше любимое время года и почему?
  5. Расскажите о лучшем дне в своей жизни.
  6. На какое животное вы похожи и почему?
  7.  Каково ваше самое раннее детское воспоминание и почему?
  8. Если бы у вас было 100 тысяч рублей, что бы вы с ними сделали?
  9. Какое неприятное событие в вашей жизни произвело на вас самое сильное впечатление?
  10.  Есть ли у вас хобби? Расскажите о нем.
  11.  Какой стиль одежды вы предпочитаете и почему?
  12. Назовите, пожалуйста, одну причину, по которой вам хочется находиться в группе, и одну причину, по которой не хочется быть здесь.
  13. Ваш любимый фильм?
  14.  Человек, о котором я узнал сегодня больше всего, это…
  15. Человек в этой группе,  с которым я бы мог провести много времени на необитаемом острове, это… Почему?
  16. Самый жизнелюбивый человек в этой группе – это…
  17. Человек в этой группе, о котором мне хотелось узнать побольше, это…
  18. Что я жду от занятий?

Завершение занятия. Группа может придумать свой ритуал завершения занятия.

2

Занятие 2

Цели.

  1. Отработка навыков эмпатии, слушая партнера;
  2. уменьшение чувства изоляции благодаря обмену обратной связью с членами группы.

Приветствие.

Упражнение «Добрые слова».

Цель игры – создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.

Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, мяч, и т.п.) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплементов.

Продолжительность  игры 10 минут.

Упражнение «Светлые надежды, темные опасения*».

Цель игры – определить свои мечты и опасения, повысить эмпатию к другим членам группы, объясняя содержание рабочих материалов партнера.

Рабочие материалы:  рабочий бланк «Светлые надежды, темные опасения»,  карандаши или ручки.

Ведущий раздает участникам рабочие материалы и предлагает им вспомнить их самые заветные мечты и опасения, а затем записать их на бланке. После того как каждый закончит работу, участников разбивают на пары и каждая пара обсуждает свои записи, задает друг другу вопросы для более полного понимания. Затем собирают всех участников, и каждый член группы рассказывает о работе своего партнера в общем кругу. Группа может задавать вопросы, уточнять, но только у того, кто представляет работу, а не у автора. Далее автор сам рассказывает о своей работе. После этого вызывают следующего участника, и так по кругу.

В заключение можно задать несколько вопросов и обсудить их:

  1. Насколько похожи высказанные надежды и опасения?
  2. Насколько важно понимать точку зрения других людей?

 Продолжительность игры — 50 минут.

Завершение занятия (см. занятие 1).

Занятие 3

Цель. 

  1. Составление представления о важности доверия в группе.

 Упражнение «Договоримся без слов».

 Цель игры — рефлексия группы о поиске взаимопонимания между людьми.

 Ведущий объясняет правила игры: по сигналу все члены группы «выбрасывают» от одного до пяти пальцев. Задача — показать одновременно всем одинаковое количество пальцев. Договариваться с помощью слов в игре запрещено. Ведущий считает количество попыток.

В результате обсуждения выявляется, что мешает и что помогает договориться.

Упражнение «Слепой и поводырь».

 Цель игры — создание условий для развития у подростков способности доверительно относиться к людям. Материалы: платки, шарфы для завязывания глаз.

Участников делят на пары, одному из них завязывают глаза, второму предлагают провести партнера по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. По завершении работы пары (5-7 минут) участники меняются ролями.

В заключение обсуждаются вопросы:

  1. Как вы себя чувствовали в роли «поводыря»?
  2. Как — в роли «слепого»?
  3. Что вам понравилось в этом упражнении?  
  4. Чему вы научились?

Продолжительность игры — 30 минут.

                           3

Занятие 4

Цели. 

  1. Обсуждение опыта пребывания в позитивной и негативной группах;
  2. рассмотрение общих возможностей группы в сравнении с возможностями одного человека.

Упражнение «Камешки дружбы» *.

 Материалы: банка или любая емкость; камешек или бусинка для каждого участника, шарики с отверстиями (они не должны быть совсем легкими); нить, леска, если вы хотите сделать ожерелье, краски и кисти, если вы хотите рисовать на камнях; клеенка, чтобы постелить ее под банку с водой; доска или планшет.

Ведущий ставит емкость с водой в центр группового круга.

 Участникам сообщается, что сегодня им предстоит рассмотреть проблему групп и членства в группах, а также обсудить дружбу в этих группах.

          Затем участникам предлагается составить список позитивных и негативных групп.                                              Ведущий пишет задание на доске; в случае если подростки недостаточно зрелые, им может потребоваться ваша помощь. Ниже приводится памятка для ведущего.

Позитивная группа:

  1. позволяет тебе быть самим собой: тебе не нужно меняться, чтобы быть ее членом;
  2. позволяет тебе быть несогласным;
  3. приветствует индивидуальность;
  4. оказывает поддержку, когда у тебя проблемы;
  5. позволяет членам уйти, если они этого хотят; не требует преданности членов.

Негативная группа:

  1. настаивает на том, чтобы ты мыслил, чувствовал и вел себя так, как предписывает группа;
  2. не позволяет иметь другую точку зрения;
  3. настаивает на приверженности мнению большинства;
  4. не позволяет тебе уйти;
  5. может потребовать доказательство верности, настаивая на участии в нечестных, подлых, криминальных или агрессивных действиях.

Каждому участнику (по кругу) предлагается определить позитивную и негативную группы, членом которых он был (напомните, что семья тоже (считается такой группой, а также лагерь, кружок, спортивная команда, молодежная банда и т. п.).

        Передавая корзину с камешками по кругу, предложите каждому участнику выбрать свой камень (камень, который чем-то похож на них самих, привлекает внимание, стимулирует воображение и т. д.).

Одному из участников предлагается бросить свой камень в воду (камень остается в воде), затем еще один участник бросает камень.

Далее ведущий собирает все камешки, включая те, которые были в воде, и, с долей артистизма, бросает в воду. Будьте осторожны, а то окажетесь мокрым!

Возможности группы (в сравнении с возможностями одного человека) были продемонстрированы.

Теперь группа делает ожерелья из камешков или рисует на них (в зависимости от материала).

Ведущий тем временем напоминает участникам, что камешки — это символы, напоминающие об участии в группе, и поощряет подростков носить ожерелья или приносить разрисованные камешки (их можно хранить в классе для занятий).

Продолжительность игры — 45-50 минут.

                                                              4

Тема 2. «Личность»               

Занятие 5

Цель. 

  1. Расширение знаний о себе благодаря получению от других обратную связь.

Упражнение «Ассоциации». 

Цель игры — больше узнать о себе с помощью обратной связи. 

Участникам предлагается выбрать категорию, в которой они будут работать, например, «машины», «цветы», «времена года», «цвета», «животные», «растения» и т. д. Далее каждый участник должен письменно сравнить всех членов группы в соответствии со своей категорией. Например, у Миши категория «животные», на своем листке он пишет: Аня — заяц, Коля — тигр, Рома — енот и т. д. В итоге каждый участник игры получает перечень таких ассоциаций (необходимо еще раз напомнить подросткам о запрете на издевательские и унижающие сравнения, высмеивания).

Каждый участник, получивший такой лист, может высказать свое мнение по поводу ассоциаций, согласиться или не согласиться с ними, главное — не допустить, чтобы кто-то из ребят обиделся на автора ассоциаций. Необходимо объяснить, что это мнение другого человека, которое можно принять или не принять, но в любом случае необходимо подумать над информацией и сделать выводы.

 Продолжительность игры — 20 минут.

Упражнение «Предмет, похожий на меня».

 Цель игры — расширить знания о себе, рассказывая о себе в связи с выбранным предметом, получая обратную связь.

Материалы: различные предметы, которые сможете найти, например коробка, кукла, мяч, мягкая игрушка, коробка или подушка в виде сердца; маска волшебника, Деда Мороза, ножницы, еловая шишка, головоломка (пазл) и т. д. (Необходимо, чтобы предметы обладали ассоциативным потенциалом, способным вызвать некоторые реакции.)

Ведущий раскладывает материалы на столе и предлагает каждому участнику по очереди выбрать похожий на него предмет и объяснить свой выбор. Остальные члены группы реагируют на самопрезентацию, давая обратную связь каждому участнику. С помощью обратной связи самопрезентацию подтверждают или оспаривают.

Продолжительность игры — 40 минут.

Занятие 6

Цель.

  1. Повышение уровня самосознания через завершение вслух предложений, высказанных перед группой.

Упражнение «Рыба для размышления*».

 Материалы: методика «Неоконченные предложения»; корзина, коробка или другой контейнер.

Ксерокопии страниц с текстом разрезаются, складываются и помещаются в контейнер, который ставится в центр круга. Каждый член группы по очереди ловит «рыбу», доставая из корзины бумажку с неоконченным предложением. После этого он возвращается на свое место и вслух читает предложение, завершая его собственными словами. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет ведущий, дающий сигнал перехода очереди к следующим «рыболовам».

Ведущему необходимо вызвать обсуждение даваемых ответов. Временные рамки здесь важны потому, что вы должны обеспечить каждому участнику возможность закончить предложение, хотя обсуждение и самостоятельное взаимодействие — индивидуальный вариант. Способствуйте дискуссии и взаимной обратной связи.

Предложения составлены таким образом, что их завершения содержат в себе личную информацию об отвечающем.

Продолжительность игры — 40 минут.

5

Занятие 7

Цели.

  1. Увеличение степени самосознания путем объяснения подростками, почему им нравятся те песни, которые они выбрали, и что эти песни говорят о них;
  2. тренировка навыков эмпатии, слушая других и предоставляя им обратную связь.

Упражнение «Хит-парад»*.

Материалы: магнитофон или CD-плеер для группы, много кассет или дисков с записями современной музыки (предоставляемых самими подростками).

Члены группы получают возможность выбрать свои любимые песни и поделиться ими. Или по кругу, или в свободном порядке каждый ставит свою любимую песню, и все остальные слушают ее. После прослушивания песни выбравший ее участник объясняет, почему именно эта песня — его любимая и что она может сказать о нем самом. После этого следует обратная связь от ведущего и других участников.

Не забудьте прослушать песни до занятий, так как в них может оказаться нецензурная лексика; предупредите участников, что такой материал приниматься не будет.

Продолжительность игры — 50 минут.

Занятие 8

Цель.

  1. Работа над самоидентичностью путем создания своего символ при помощи воображения и методами креативности, развитие Я-концепции подростков.

Упражнение «Ершик-виртуоз»*.

 Материалы: цветные кухонные ершики (крупные, подобранные в хозяйственных или универсальных магазинах), по одному для каждого участника; история, выбранная ведущим для чтения.

Ведущий читает группе историю, в то время как ее члены используют ершики для создания образа («автопортрет», «скульптура», «символ»), с которым они могут себя отождествить. История может иметь отношение к какому-либо конкретному символу, но символ может быть и не связанным с историей. В конце истории каждый участник представляет всем остальным свое «ершиковое создание» и объясняет его значение.

Ведущему нужно выбрать историю, иллюстрирующую некую желаемую добродетель, такую как честность, внутреннюю целостность, толерантность, мудрость и т. д. Это может быть сказка или рассказ, история не должна быть слишком длинной или, наоборот, короткой. Ее цель — привлечь внимание ребят.

После окончания истории каждый участник представляет свой символ и рассказывает о нем. Закончить упражнение можно обсуждением увиденного. Можно спросить участников, были ли они удивлены чьим-нибудь символом или объяснением.

Продолжительность игры — 40-50 минут.

Занятие 9

Цели.

  1. Подкрепление позитивного восприятия себя,
  2. отреагирование позитивных черт товарищей.

Упражнение «Драгоценные качества»*.

 Материалы: бумага и карандаши для составления списков; кожаные ремешки, проволока и другие материалы для изготовления браслетов и ожерелий; бусинки разных размеров, форм, цветов и материалов.

Участники группы составляют список из пяти качеств, которые им в себе нравятся. Затем они выбирают по одной бусинке на каждое из этих выбранных качеств. Каждую бусинку надо выбирать тщательно, чтобы потом они напоминали о соответствующем качестве. Эти пять бусинок каждый использует для изготовления своего браслета или ожерелья.

Когда группа закончит создание «ювелирных украшений», дайте каждому участнику возможность показать свое творение и рассказать о том, какую черту характера представляет каждый его элемент.

Продолжительность игры — 40-50 минут.

6

                                              Тема 3. «Семья»

                                                      Занятие 10

Цели.

  1. Осознание положения вещей в своей семье, которое раньше могло сознательно не отслеживаться;
  2. определение возможностей для изменения в своих семьях,
  3. улучшение навыков самонаблюдения, определяя собственную позицию в семье.

Упражнение «Скульптура семьи». 

Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.

Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.

Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.

После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.

Продолжительность игры — упражнение может продолжаться 2-3 занятия.

Занятие 11

Цели. 

  1. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний;
  2.  отреагирование болезненных воспоминаний.

Упражнение «Семейные истории»*. 

Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры.

Участникам раздаются бумага и маркеры.

Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.

Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой — несчастливое воспоминание.

Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

Продолжительность игры — 40-50 минут.