Коррекционно-развивающая работа. Программа Е.Федосенко. ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Программа коррекционной работы
ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ
САМООЦЕНКИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ
Программа разработана кандидатом психологических наук,
старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании
Института педагогического образования Российской академии образования
Федосенко Екатериной Владимировной
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Программа коррекционной работы
ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ
САМООЦЕНКИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ
Программа разработана кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования Российской академии образования
Федосенко Екатериной Владимировной
( источник - «Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги», СПб.: Речь, 2009)
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ
У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ
Занятие 1
Цели.
- Усиление группового единства,
- увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи,
- развитие умения гордиться собой.
Приветствие.
Можно разработать любую форму приветствия и сохранять ее на протяжении всех занятий.
Упражнение «Давайте познакомимся».
Цель игры — усилить развитие группового единства.
Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о себе. Когда обсуждение в парах окончено, каждый участник пары представляет своего партнера остальным.
Продолжительность игры 30-40 минут.
Завершение занятия.
Как заметил Р. Берне [1986J, чем больше человек узнает о себе, тем многограннее становится его Я-концепция.
Но нередко то, что усваивается в процессе психотренинга, не замечается подростками, если это четко не отражено в их высказываниях.
Поэтому в конце каждого занятия следует попросить учеников записать, что они о себе узнали, в виде высказываний:
- «Я понял, что я...»
- «Я вновь понял, что я...»
- «Я был удивлен, обнаружив, что я...»
Форма завершения занятия также сохраняется на протяжении всего курса.
Занятие 2
Цель.
- Развитие умения гордиться своими достоинствами.
Приветствие (см. занятие 1).
Упражнение «Позитивные мысли».
Цель занятия — развитие осознания сильных сторон своей личности.
Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то...». Не следует удивляться, если некоторым участникам будет сложно говорить о себе позитивно, поэтому необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую подростков к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:
- более позитивных мыслей о себе;
- симпатии к себе;
- способности относиться к себе с юмором;
- выражения гордости собой как человеком;
- описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.
После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:
- Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?
- Где безопасно говорить о таких вещах?
- Надо ли преуспевать во всем?
- Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты это можешь сделать сам?
- Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?
Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» и популярных учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.
Продолжительность занятия 50 минут.
Завершение занятия (см. занятие 1).
2
Занятие 3
Цель.
- Развитие умения гордиться своими достоинствами.
Упражнение «Школьные дела».
Цель — развить позитивное отношение к школьной жизни.
Учеников просят по очереди высказаться по поводу каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: "Я доволен тем, что..."»
Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что были слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.
Продолжительность упражнения 30-40 минут.
Занятие 4
Цель.
- Развитие более позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.
Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».
В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги.
На первом листе — описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным.
На втором — описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются.
Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам.
Продолжительность упражнения 50 минут.
Занятие 5
Цель.
- Научение правильно оценивать свои негативные чувства.
Упражнение «Рукопожатие».
Цель игры — улучшение взаимопонимания в группе, а также понимания участником игры того, как его воспринимают другие люди.
Одному из участников (добровольцу) завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие.
Продолжительность игры 10-15 минут.
Упражнение «Негативные чувства».
Цель упражнения — обсуждение травмирующих сознание «плохих» чувств по отношению к другим людям.
Упражнение достаточно болезненное, поэтому необходимо создать обстановку полного доверия и сопереживания. Возможность открыто побеседовать о своих чувствах оказывает позитивное воздействие на существующий у подростка образ «Я».
Во-первых, это позволяет ослабить эти чувства, проговаривая их в группе.
Во-вторых, когда подросток видит, что не у него одного возникает иногда, например, острая неприязнь к родителям, он убеждается в том, что это обычные реакции на похожие эмоциональные ситуации, в которых оказываются и его сверстники, и что он не какой-нибудь нравственный урод, а нормальный человек.
3
Занятие 6
Цель.
- Развитие навыков межличностного общения.
Упражнение «Как ты себя чувствуешь?».
Цель игры — развитие внимательности,.эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Подросток, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
Продолжительность игры 15 минут.
Упражнение «Дружеские отношения».
Цель упражнения — расширить свой репертуар навыков налаживания и развития отношений со сверстниками.
- Обсудите с группой способы, которыми они пользуются, чтобы с кем-то подружиться, и проведите практический тренинг с использованием лучших из них.
- Попросите детей написать абзац, начинающийся со слов: «Друг — это человек, который...»
- Проведите групповую дискуссию, используя следующие вопросы:
- «Есть ли у тебя лучший друг?
- Любишь ли ты заниматься тем же, чем он?
- Хотелось ли тебе когда-нибудь осуществить или сделать нечто такое, чего не хотел твой друг?
- Что произошло в результате?
- Остались ли вы по-прежнему друзьями?
- Попросите участников письменно ответить на вопрос: «Что есть в тебе такого, за что твои друзья тебя любят?»
- Проведите коллективное обсуждение и попросите ребят ответить на следующие вопросы: «Как и с кем ты сблизился, учась в этой школе? Если по соседству с тобой живет новый одноклассник, ждешь ли ты, когда он зайдет к тебе в гости, или идешь к нему сам? Пытался ли ты когда-нибудь помочь ему подружиться с другими ребятами?»
Продолжительность упражнения — упражнение может быть растянуто на два занятия, все зависит от того, как пойдет обсуждение.
Занятие 7
Цель.
- Развитие самопознания, оказание помощи в саморазвитии с использованием обратной связи.
Упражнение «Слова, описывающие меня».
Цель упражнения — развитие самопознания, оказание помощи в саморазвитии с использованием обратной связи.
Каждому участнику выдается листок бумаги, на котором его просят написать три слова, которые наиболее точно его характеризуют.
Затем предлагается перевернуть лист и на другой стороне написать три слова, которые передают желаемое описание себя.
Затем участников просят взять одно слово из второго списка (желаемое описание себя) и описать то поведение, которое характерно для человека, обладающего такими качествами.
Когда все выполнили задание, проводится групповая дискуссия, в ходе которой описываемое этим словом личностное качество анализируется как цель, а предлагаемые способы поведения — как средства достижения этой цели.
К концу обсуждения у участников тренинга выявляется некоторое количество принятых целей и способов их достижения.
Продолжительность упражнения 50 минут.
4
Занятие 8
Цель.
- Развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.
Упражнение «Воображение успеха».
Цель упражнения — развить умение использовать воображение для улучшения самовосприятия.
Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными.
На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас.
То, как мы себя воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать.
Продолжительность упражнения 30 минут.
Упражнение «Поделись успехом».
Цель упражнения — повысить самооценку подростка.
Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.
Продолжительность упражнения 20 минут.
Занятие 9
Цель.
- Научение позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.
Упражнение «Афоризмы».
Цель игры – осознать огромные возможности, которыми мы располагаем для направления своих мыслей, а на основе этого и чувств, в нужное русло.
Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло.
Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть дополнен или изменен.
- Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж,- Ж, Руссо).
- Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).
- Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В.Г.Белинский).
- Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтель).
- Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т.Рузвельт).
- И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).
- Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф.Рабле).
- Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).
- Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э.Хаббарт).
- Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э.Хови).
- Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги).
- Используй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч, Диккенс).
- Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).
5
Занятие 10
Цель.
- Помощь учащимся лучше осознать возможности регуляции своей повседневной жизни.
Упражнение «Передача предмета».
Цель игры – создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.
Какой-либо предмет (Игрушка, сувенир, мяч, и т.п.) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов.
Продолжительность игры 10 минут.
Упражнение «Еженедельный отчет»
Цель игры – развитие возможности анализировать и регулировать свою повседневную жизнь.
Это упражнение желательно использовать в конце недели или после цикла занятий.
Каждому участнику выдается листок бумаги со следующими вопросами:
- Какое главное событие этой недели?
- Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе?
- Что важного ты узнал о себе на этой неделе?
- Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь на этой неделе?
- Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя?
- Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений?
- Строи ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий?
- Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?
Затем происходит коллективное обсуждение.
Ребята делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения, подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.
Продолжительность упражнения 40 минут.
«Какие бы ни использовались упражнения для повышения самооценки и укрепления самоуважения у учащихся, самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они происходят.
Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я - концепции учащихся»
Бернс, 1986