Коррекционно-развивающая работа. Программа Е.Федосенко. ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Программа коррекционной работы

ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ

 

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ

САМООЦЕНКИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ

 

Программа разработана кандидатом психологических наук,

старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании

Института педагогического образования Российской академии образования

Федосенко Екатериной Владимировной

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Программа коррекционной работы

ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ

САМООЦЕНКИ У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ

Программа разработана кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования Российской академии образования

Федосенко Екатериной Владимировной

( источник - «Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги», СПб.: Речь, 2009)

1

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ

У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ

Занятие 1

Цели. 

  1. Усиление группового единства,
  2.  увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи,
  3. развитие умения гордиться собой.

Приветствие. 

Можно разработать любую форму приветствия и сохранять ее на протяжении всех занятий.

Упражнение «Давайте познакомимся».

 Цель игры — усилить развитие группового единства.

Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о себе. Когда обсуждение в парах окончено, каждый участник пары представляет своего партнера остальным.

 Продолжительность игры 30-40 минут.

Завершение занятия. 

Как заметил Р. Берне [1986J, чем больше человек узнает о себе, тем многограннее становится его Я-концепция.

Но нередко то, что усваивается в процессе психотренинга, не замечается подростками, если это четко не отражено в их высказываниях.

Поэтому в конце каждого занятия следует попросить учеников записать, что они о себе узнали, в виде высказываний:

  1. «Я понял, что я...»
  2. «Я вновь понял, что я...»
  3. «Я был удивлен, обнаружив, что я...»

Форма завершения занятия также сохраняется на протяжении всего курса.

Занятие 2

Цель. 

  1. Развитие умения гордиться своими достоинствами.

Приветствие (см. занятие 1).

Упражнение «Позитивные мысли». 

Цель занятия — развитие осознания сильных сторон своей личности.

 Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то...». Не следует удивляться, если некоторым участникам будет сложно говорить о себе позитивно, поэтому необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую подростков к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:

  1. более позитивных мыслей о себе;
  2. симпатии к себе;
  3. способности относиться к себе с юмором;
  4. выражения гордости собой как человеком;
  5. описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:

  1. Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?
  2. Где безопасно говорить о таких вещах?
  3. Надо ли преуспевать во всем?
  1. Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты это можешь сделать сам?
  2. Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?

Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» и популярных учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.

Продолжительность занятия 50 минут.

Завершение занятия (см. занятие 1).

2

Занятие 3

Цель.

  1. Развитие умения гордиться своими достоинствами.

Упражнение «Школьные дела».

 Цель — развить позитивное отношение к школьной жизни.

Учеников просят по очереди высказаться по поводу каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: "Я доволен тем, что..."»

Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что были слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.

Продолжительность упражнения 30-40 минут.

Занятие 4

Цель. 

  1. Развитие более позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.

Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».

В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги.

На первом листе — описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным.

На втором — описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются.

 Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам.

 Продолжительность упражнения 50 минут.

Занятие 5

Цель. 

  1. Научение правильно оценивать свои негативные чувства.

Упражнение «Рукопожатие».

Цель игры — улучшение взаимопонимания в группе, а также понимания участником игры того, как его воспринимают другие люди.

Одному из участников (добровольцу) завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие.

Продолжительность игры 10-15 минут.

Упражнение «Негативные чувства». 

Цель упражнения — обсуждение травмирующих сознание «плохих» чувств по отношению к другим людям.

Упражнение достаточно болезненное, поэтому необходимо создать обстановку полного доверия и сопереживания. Возможность открыто побеседовать о своих чувствах оказывает позитивное воздействие на существующий у подростка образ «Я».

Во-первых, это позволяет ослабить эти чувства, проговаривая их в группе.

Во-вторых, когда подросток видит, что не у него одного возникает иногда, например, острая неприязнь к родителям, он убеждается в том, что это обычные реакции на похожие эмоциональные ситуации, в которых оказываются и его сверстники, и что он не какой-нибудь нравственный урод, а нормальный человек.

3

Занятие 6

Цель.

  1. Развитие навыков межличностного общения.

Упражнение «Как ты себя чувствуешь?». 

Цель игры — развитие внимательности,.эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Подросток, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

Продолжительность игры 15 минут.

Упражнение «Дружеские отношения». 

Цель упражнения — расширить свой репертуар навыков налаживания и развития отношений со сверстниками.

  1. Обсудите с группой способы, которыми они пользуются, чтобы с кем-то подружиться, и проведите практический тренинг с использованием лучших из них.
  2. Попросите детей написать абзац, начинающийся со слов: «Друг — это человек, который...»
  3. Проведите групповую дискуссию, используя следующие вопросы:
  1. «Есть ли у тебя лучший друг?
  2.  Любишь ли ты заниматься тем же, чем он?
  3.  Хотелось ли тебе когда-нибудь осуществить или сделать нечто такое, чего не хотел твой друг?
  4. Что произошло в результате?
  5. Остались ли вы по-прежнему друзьями?
  1. Попросите участников письменно ответить на вопрос: «Что есть в тебе такого, за что твои друзья тебя любят?»
  2. Проведите коллективное обсуждение и попросите ребят ответить на следующие вопросы: «Как и с кем ты сблизился, учась в этой школе? Если по соседству с тобой живет новый одноклассник, ждешь ли ты, когда он зайдет к тебе в гости, или идешь к нему сам? Пытался ли ты когда-нибудь помочь ему подружиться с другими ребятами?»

 

Продолжительность упражнения — упражнение может быть растянуто на два занятия, все зависит от того, как пойдет обсуждение.

Занятие 7

Цель. 

  1. Развитие самопознания, оказание помощи в саморазвитии с использованием обратной связи.

Упражнение «Слова, описывающие меня». 

Цель упражнения — развитие самопознания, оказание помощи в саморазвитии с использованием обратной связи.

Каждому участнику выдается листок бумаги, на котором его просят написать три слова, которые наиболее точно его характеризуют.

Затем предлагается перевернуть лист и на другой стороне написать три слова, которые передают желаемое описание себя.

Затем участников просят взять одно слово из второго списка (желаемое описание себя) и описать то поведение, которое характерно для человека, обладающего такими качествами.

 Когда все выполнили задание, проводится групповая дискуссия, в ходе которой описываемое этим словом личностное качество анализируется как цель, а предлагаемые способы поведения — как средства достижения этой цели.

К концу обсуждения у участников тренинга выявляется некоторое количество принятых целей и способов их достижения.

Продолжительность упражнения 50 минут.

4

Занятие 8

Цель. 

  1. Развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.

Упражнение «Воображение успеха». 

Цель упражнения — развить умение использовать воображение для улучшения самовосприятия.

Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными.

На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас.

То, как мы себя воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать.

Продолжительность упражнения 30 минут.

Упражнение «Поделись успехом». 

Цель упражнения — повысить самооценку подростка.

Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.

Продолжительность упражнения 20 минут.

Занятие 9

Цель.

  1. Научение позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.

Упражнение «Афоризмы». 

Цель игры – осознать огромные возможности, которыми мы располагаем для направления своих мыслей, а на основе этого и чувств, в нужное русло.

Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло.

 Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть дополнен  или изменен.

  1. Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж,- Ж, Руссо).
  2. Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).
  3. Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В.Г.Белинский).
  4. Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем                 (М. де Монтель).
  5. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т.Рузвельт).
  6. И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).
  7. Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф.Рабле).
  8. Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).
  9. Для того  чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э.Хаббарт).
  10. Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э.Хови).
  11. Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги).
  12. Используй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч, Диккенс).
  13. Если ты не  знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).

5

Занятие 10

Цель.

  1. Помощь учащимся лучше осознать возможности регуляции своей повседневной жизни.

Упражнение «Передача предмета». 

Цель игры – создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.

Какой-либо предмет (Игрушка, сувенир, мяч, и т.п.) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов.

Продолжительность  игры 10 минут.

         Упражнение «Еженедельный отчет»

Цель игры – развитие возможности анализировать и регулировать свою повседневную жизнь.

 Это упражнение желательно использовать в конце недели или после цикла занятий.

Каждому участнику выдается листок бумаги со следующими вопросами:

  1. Какое главное событие этой недели?
  2. Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе?
  3. Что важного ты узнал о себе на этой неделе?
  4. Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь на этой неделе?
  5. Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя?
  6. Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений?
  7. Строи ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий?
  8. Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?

Затем происходит коллективное обсуждение.

Ребята делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения, подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.

Продолжительность упражнения 40 минут.


«Какие бы ни использовались упражнения для повышения самооценки и укрепления самоуважения у учащихся, самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они происходят.

 Консультант или учитель должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я - концепции учащихся»

Бернс, 1986