Тренинг "Я и новые обстоятельства моей жизни"

Бондарчук Неля Николаевна

Программа тренинговых занятий для десятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения. Данный тренинг способствует формированию позитивного отношения к себе, принятию себя, В процессе тренинга приобретаюся коммуникативные навыки, умения  анализировать, прогнозировать события и адекватно их оценивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_treninga.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Программа тренинга

                         "Я и новые обстоятельства в моей жизни"

                                                (с учащимися 10-х классов)

                                                                         “Дети больше походят на свое время,

                                                                           чем на своих родителей”.

                                                                                                           

Цель тренинга: помочь  десятиклассникам  в приспособлении к изменившимся условиям жизни.

Задачи тренинга:

  1. Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, преодолеть неуверенность.
  2. Успешно и полно реализовать себя в поведении и общении  со сверстниками.
  3. Помочь старшеклассникам не только приобрести новые свойства, качества, сколько перестроить уже имеющиеся.

Основная сфера воздействия: поведенческая, коммуникативная и эмоциональная.

Значимые характеристики группы:

Количество участников 15-20 человек.

Возраст – 15-16 лет.

10 классы.

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Цели.

Создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы социально-психологического тренинга.

Первичное освоение приемами активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Задачи:

-создать благоприятные условия для работы группы;

-познакомить участников группы;

-создавать положительную мотивацию к предстоящим занятиям;

-включить участников группы в  тренинговую работу.

Ведущий: По уже сложившейся традиции тренинговых групп для быстрейшего знакомства каждый из вас сейчас сделает себе визитку, т.е. укажет на карточке свое имя, которым будет пользоваться на протяжении всего тренинга.

При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, которое вы носите с детства; игровое имя, например героя любимого мультфильма или литературного персонажа; имя своего близкого друга или хорошего знакомого. Вам предоставляется полная свобода выбора. Решайте!

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Затем вам нужно прикрепить свою визитку себе на одежду. В дальнейшем на всем протяжении занятий вы должны обращаться друг к другу по этим именам. У вас три минуты для того, чтобы вы сделали свои визитки и подготовились к знакомству.

После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга. Любая группа людей, собирающихся начать большую работу, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить максимально возможный результат. Необходимо также договориться о правилах, которые должен соблюдать каждый. Я предлагаю вам ознакомиться с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Сейчас мы их обсудим, если потребуется, внесем необходимые коррективы. Затем проголосуем за согласованный перечень правил именно нашей группы.

Правила.

1. Доверительный стиль общения.

2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Многие стремятся не говорить о том, что они чувствуют, думают, так как боятся показаться смешным. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий случившихся с другими людьми, - срабатывает “механизм психологической защиты”. Основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из участников смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что их волнует именно сейчас, и обсуждают то, что происходит в группе.

3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий стоит отказаться от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому нужно заменить высказывания типа: “Большинство людей считает, что…” на: “Я считаю, что…”, “Некоторые из нас думают…” на: “Я думаю…” и т.п. Отказаться от безадресных суждений о других, заменяя фразу типа: “Многие меня не поняли” на конкретную реплику: “Оля и Соня не поняли меня”.

4. Искренность в общении. Во время работы группы участники должны говорить только то, что чувствуют и думают по поводу происходящего. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на замечания, все испытывают только чувство признательности и благодарности за искренность и откровенность.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Участники должны быть уверенны в том, что никто не расскажет об их переживаниях, о том, что они поделились во время. Занятия. Это помогает быть искренними, способствует самораскрытию.

6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым работает вместе. Члены группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе оценивают не участника, а только его действия и поведение. Поэтому вместо высказывания типа: “Ты мне не нравишься” используется: “Мне не нравится твоя манера общения”.

8. Как можно больше контактов и общения с разными людьми. У каждого человека есть определенные симпатии, но общаться во время занятий мы стремимся со всеми членами группы, особенно с теми, кого меньше всего знаем.

9. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту участники реально включены в работу группы. Они активно слушают, чувствуя себя, партнера и группу в целом. Они не замыкаются в себе, даже если узнают о себе что-то не очень приятное. Это происходит потому, что каждый, получив много положительных эмоций, думает не только о себе, но и о других.

10. Уважение к говорящему. Когда кто-то высказывается, другие не только внимательно слушают, давая ему возможность сказать то, что он хочет, но и помогают говорящему, показывая всем своим видом, что слушают его, что рады за него, что им интересны его мнение, его внутренний мир. Никто не перебивает говорящего, все молчат до тех пор, пока он не закончит. И лишь после этого задают вопросы, благодарят его или спорят с ним.

11. Постоянный самоанализ (рефлексия). В конце каждого упражнения и этюда, а тем более после завершения очередного раздела тренинга, проводится процедура осмысления тех трудностей, с которыми столкнулись участники. Каждый из них имеет право поделиться своими впечатлениями, ощущениями, мыслями, которые возникли во время работы. Режим самоанализа должен войти в привычку.

Ведущий: А сейчас мне хочется предложить вам несколько игр для того, чтобы вы узнали друг о друге как можно больше интересного.

1. “СИГНАЛ” (10 МИНУТ).

Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

2. “ЭТО МОЕ ИМЯ” (25 минут).

Участники усаживаются в круг.

Предложите игроку, сидящему справа от Вас, встать со стула и назвать как свое полное имя, так и имя, которым он будет называться в группе. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться на такие вопросы:

Что означает моя фамилия?

Откуда моя семья?

Нравится ли мне мое имя?

Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем?

Кто еще в семье носил это имя?

Закончив говорить, выступающий снова садиться на свое место. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.

Возможные варианты:

Выступающий встает в центр круга.

Ведущий идет с игроком по кругу и ведет разговор о его имени.

Выступающий выходит в круг и выбирает какого-нибудь участника, которому он хотел бы представиться. Он рассказывает ему о том, какие ассоциации вызывает у него собственное имя.

3. “ЧИСЛА МОЕЙ ЖИЗНИ” (20 МИНУТ).

Материалы: Бумага и карандаши.

Группа усаживается в круг. Каждый участник задумывает число, которое имеет значение в его жизни. Это может быть знаменательная дата, телефонный номер, возраст, номер дома, число членов семьи и т.д.

Когда участник задумывает число, он пишет его очень большими буквами на листе бумаги.

Все по очереди выкладывают свои листки на пол в центре круга, а другие члены группы за 2 минуты должны постараться отгадать, почему это число так важно для соответствующего участника. Под конец он сам разъясняет группе значение этого числа.

4. “АВТОПОРТРЕТ” (30 МИНУТ).

Материалы: Бумага, фломастеры (ручки, карандаши).

Каждый игрок рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преувеличиваются. При выполнении задания многие участники будут испытывать затруднения. Объясните им, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется. Ведущий может сам принять участие в игре. На выполнение задания отводится 5 минут.

Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины не подписываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое.

Соберите все рисунки в большую коробку. Предложите игрокам не глядя вынуть один лист.

Каждый должен угадать, чей автопортрет он достал.

Все по очереди показывают рисунки и высказывают предложения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.

5. “ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ…” (5-10 МИНУТ).

Одной из последних процедур нашего занятия - анкетирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к занятию. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему лучше подготовиться к работе, сделать обучение более полезным для вас и группы в целом.

“Откровенно говоря…”

Дата занятия _________________________

Мое тренинговое имя __________________

Во время занятия я понял, что…

Самым полезным для меня было …

Я был бы более откровенным, если…

Мне не понравилось …

Своими основными ошибками на занятии я считаю…

Больше всего мне понравилось, как работал(а)…

На следующем занятии я хотел бы…

На месте ведущего я….

6. “АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ” (5 МИНУТ).

Ведущий: “Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее”.

ВТОРОЕ    ЗАНЯТИЕ.

Цель. Создание благоприятных условий для эмоционального объединения группы. Освоение приемами активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Задачи:

-создать благоприятные условия для сплочения группы;

-получить как можно больше информации об участниках;

-показать наличие общих интересов;

-создать такие условия, чтобы участники группы считали, что их цели могут быть -осуществлены скорее в группе, чем иным образом.

1. РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.

2. «ПОСТРОИТЬСЯ ПО РОСТУ» (10 МИНУТ).

Встаньте плотным кругом. Закройте рот. Представьте, что вы немые и вам нужно построиться по росту. Начали! (включается секундомер). Что надо  делать, чтобы достичь лучших результатов? (договориться). Повторить.

3. «ЗДРАВСТВУЙ, ТЫ…» (10 МИНУТ).

После введения имен всех участников тренинга и промежуточных поверок запоминания имени выбирается доброволец, который встает в середину круга. Руководитель просит всех участников встать и повернуться к добровольцу спиной. После этого вводится задание: надо узнать участников тренинга со спины, положить им руку на плечо и назвать все, что знаешь об этом человеке. Если имя участника названо правильно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться ему и сесть на стул.

4. «ТЕЛЕГРАММА» (30 МИНУТ).

Подготовка:

Помещение должно быть достаточно большим, чтобы участники, объединившись в группы, могли оказаться на некотором расстоянии друг от друга. Каждый группе понадобиться бумага и ручка.

  1. Попросите игроков разбиться на подгруппы по шесть человек и выбрать «секретаря», который будет записывать нужную информацию.
  2. Члены каждой подгруппы представляют друг друга по именам и фамилиям, и выбранный «секретарь» записывает начальные буквы всех имен и фамилий.
  3. Каждая буква – это начало слов. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены подгруппы придумывают текст и решают, кто должен быть адресатом.
  4.  Допустим, инициалы членов подгруппы выглядят так: Л, Б, У, Н, В, О, П, Н, З, Н, И, П. Тогда телеграмма может быть следующей: «Любимый босс. У нас все окей. Постарайтесь здесь ничего не испортить, пожалуйста». На всю работу отводится 20 минут.
  5. Теперь все подгруппы собираются вместе. Члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму.

5. «МГНОВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА» (20 МИНУТ).

Материалы.

Вам понадобиться мяч, который хорошо прыгает и который можно легко поймать, например баскетбольный.

  1. В качестве ведущего выходит доброволец.
  2. Ведущий перебрасывает мяч участникам в круге. Как только кто-то получил мяч, он быстро говорит что-нибудь о себе, например:

-я любопытен;

-я часто перебиваю других;

-иногда держусь высокомерно;

-я сентиментален;

-я люблю читать рассказы Чехова;

-на прошлой неделе я ходил в кино;

-я единственный ребенок в семье.

Игрок может удерживать мяч не более 5 секунд, затем он должен бросить его ведущему.

  1. Игрок, задерживающий мяч более 5 секунд, меняется с ведущим.
  2. Попросите группу найти общий ритм и постепенно ускорять темп игры.

6. «ПЕРЕДАЧА РИТМА» (10 МИНУТ).

  1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.
  2. Участники легко держат друг друга за руки.
  3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа.
  4. Теперь скажите игрокам примерно следующее: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствовал пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».
  5. Когда первый раунд завершен, Вы можете предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду предлагайте слегка ускорять темп игры.
  6. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

Варианты.

«Многократные импульсы»: после того как вы послали рукопожатие, пошлите вслед за ним второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

В группе из двенадцати человек вы можете успеть отправить порядок пяти «импульсов», пока первое рукопожатие  не вернется. В более многочисленной группе одновременно можно пускать еще больше импульсов. Проверьте, сколько импульсов к Вам на самом деле возвратится. Попробуйте одновременно отправить по импульсу в оба направления.

7. «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ» (5 МИНУТ).

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее».

ТРЕТЬЕ    ЗАНЯТИЕ.

Цель. Способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия.

Задачи:

-создавать ситуации, в которых группа стремилась бы образовать некую структуру, пригодную для решения какой-либо проблемы;

-повысить у участников группы  собственную значимость, ценность;

    -способствовать более глубокому самораскрытию;

    -во время занятия отслеживать, как проявляют себя члены группы, их активность.

1. РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.

2. «КАКОГО Я ЦВЕТА?» (20 МИНУТ).

Подготовка:

Члены группы усаживаются по кругу.

«Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния… Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течении утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, - и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали». После рассказа участников можно предложить характеристики цветов.

3. «ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР» (30 минут).

Материалы:

Бумага и карандаши по числу участников.

  1. Каждый участник составляет десять вопросов, на которые он хотел бы ответить. Он сам определяет контекст этих вопросов: личная жизнь, интересы и т.д.
  2. Участники разбиваются на пары, выбирая тех, кто им интересен.
  3. Партнеры обмениваются листками с вопросами и опрашивают друг друга. На выполнение задания  отводится 20 минут.
  4. В концы игры вся группа собирается в круг. Каждый участник кратко представляет своего партнера и сообщает, что произвело на него наибольшее впечатление.

Замечания.

Эта игра обычно нравится игрокам, потому что они сами очерчивают круг вопросов, на которые хотят ответить. Она дает ощущения безопасности, так как никто не должен говорить о том, к чему он в настоящий момент не готов.

В конце игры Вы можете узнать у игроков, почему они решились затронуть те или иные темы.

Варианты.

Вместо десяти написанных вопросов каждый обозначает три темы, которые он хотел бы обсудить, например, отпуск, хобби, профессия и т.д.

4. «ОТРАЖЕНИЕ» (15 МИНУТ).

  1. Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии вытянутой руки друг перед другом. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.
  2. Сначала более высокий игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следить за этими движениями настолько синхронно как будто они – отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.
  3. Затем ведущим становится второй участник и выполняет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (2 минуты).
  4. На следующем этапе инициатива в движении рук должна по очереди переходить от одного партнера к другому. В этом раунде особенно полезно установить зрительный контакт и действовать очень осторожно и медленно. На выполнение задания отводится 2 минуты.
  5. В течении следующих 5 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, насколько успешно им удалось взаимодействовать).
  6. В конце игры все участники собираются вместе, и каждый, основываясь на совместном выполнении упражнения, пытается как можно более детально описать личность партнера.

5. «ВОПРОСЫ ВЕДУЩЕМУ» (20 МИНУТ).

Материалы:

Бумага и карандаши для каждого члена группы.

  1. Попросите участников сесть в круг.
  2. Каждый обдумывает про себя вопрос, который он хотел бы задать руководителю группы. Вопрос может касаться любой сферы: частной жизни ведущего, его личности, темперамента, слабостей и т.д. Разумеется, вопросы могут затрагивать и профессиональную сторону жизни психолога, его опыт, образование, успехи и неудачи.
  3. Участники записывают свои вопросы, а затем каждый проводит маленький мысленный эксперимент: закрывает глаза и представляет себе, что подходит к ведущему, задает свой вопрос и выслушивает ответ. Этот воображаемый ответ также записывается.
  4. Объявите группе, что Вы готовы отвечать на вопросы. Пообещайте, как можно искреннее ответить на них. С другой стороны, вы можете оставить за собой право не отвечать на некоторые вопросы. Иногда можно прямо сказать: «На этот вопрос я не хотел бы отвечать».
  5. Участники один за другим задают вопросы, затем кратко подводятся итоги. Члены группы могут сравнить услышанные ответы с тем, что они себе представили.

Варианты.

Если в вашей группе много скептиков, которым трудно доверять другим, Вы можете использовать это недоверие и придать игре новый оборот и особую привлекательность. Вы говорите примерно следующее: «Я отвечу искренне на все вопросы, кроме одного. На него я нарочно отвечу неправду. Попытайтесь почувствовать, какой из моих ответов неискренен».

  1. «ЗАВЕРШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (30 МИНУТ).

Материалы.

Для каждой пары участников понадобится один экземпляр списка предложений «Если бы я был птичкой…»

  1. Каждый участник выбирает партнера, который ему интересен.
  2. Партнеры садятся рядом и вместе рассматривают лист со списком неоконченных предложений. Скажите членам группы следующее: «Закончите предложения, написанные на листе, чередуясь со своим партнером. Не размышляйте долго над ответом, а доверьтесь своей интуиции и говорите то, что сразу приходит в голову. Предложения, к которым рекомендуется давать несколько вариантов ответа, отмечены звездочками. Будет очень неплохо, если в конце игры вы сможете сами придумать несколько подобных неоконченных предложений».
  3. Попросите игроков не обсуждать каждый ответ, как только он получен, иначе творческий настрой снизится. В конце работы с карточкой у участников будет время на обсуждение того, что им удалось узнать друг о друге. На выполнение задания отводится 15 минут.
  4. Дайте участникам добавочных 5 минут для дополнительных вопросов и комментариев.
  5. Затем вся группа собирается вместе, и каждый представляет своего партнера, рассказывая о тех его ответах, которые показались особенно интересными.

Заверши эти предложения, чередуясь с партнером, старайся делать это быстро, особо не задумываясь. Попробуй дать несколько вариантов ответов для предложений, отмеченных звездочкой:

     Если бы я был птичкой…

Если бы я был цветком, то я бы…

Если бы я был камнем…

Если бы я был деревом…

Если бы я был зверем…

Если бы я был музыкальным инструментом…

Если бы я был транспортным средством…

Если бы я был зданием…

Если бы я был инструментом труда…

Если бы я был дорогой…

Если бы я был частью одежды…

Если бы я был временем года…

Если бы я был знаменит…

Если бы я был изобретателем…

Если бы я был совсем другим человеком…

Если бы я превратился в человека другого пола…

Если бы я был богат…

Если бы я был беден…

Если бы я был невидимым…

Если бы я был …

Когда ты ответишь на все вопросы, поговори с партнером о своих реакциях:

Какие ответы были для тебя самыми интересными?

Какие ответы удивили тебя?

Пробудились ли в тебе какие-нибудь воспоминания или желания?

7. «ОБЩИЙ КРУГ» (5 МИНУТ).

В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А – а - а!».

ЧЕТВЕРТОЕ    ЗАНЯТИЕ.

Цель. Создание в группе атмосферы доверия и открытости. Обучение способности высказывать свою точку зрения. Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения.

Задачи:

-создать условия для проживания и осмысления нового опыта, новых жизненных ситуаций;

-способствовать более глубокому самораскрытию;

-проследить умение контактировать с новыми людьми.

1. РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.

2. «БОЛЬШИЕ ШАГИ» (5 МИНУТ).

Подготовка.

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

  1. Группа становится в круг. Ведущий также может участвовать в игре. Каждый кладет руки на плечи соседа.
  2. Скажите группе, что все должны будут сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде.
  3. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Вы говорите: «Реза, два, три… Шагаем!», и группа делает первый шаг.
  4. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Вы повторяете команду: «Реза, два, три… Шагаем!», и группа делает  второй шаг.
  5. Вполне вероятно, что теперь в круге стало довольно тесно, но все-таки добавьте третий шаг. Насколько это возможно, все поднимают левую ногу, вы даете команду к третьему шагу… После этого шага все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.

Замечания.

Между шагами должны оставаться паузы, чтобы все могли сохранить равновесие. Следите за тем, чтобы, несмотря на всеобщее веселье, никто не вывернул себе руку и не наступил никому на ногу. Скажите участникам, что они могут снять руки с плеч соседей, чтобы свободно двигаться. Лучше всего проводить эту игру в группах, в которых больше шестнадцати человек. 

3. «НАПРАВЛЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ» (30 МИНУТ).

Подготовка.

Для каждого участника приготовить карточку.

  1. Скажите следующее: «Сейчас у вас появится счастливая возможность лучше узнать друг друга, задавая  вопросы в определенной последовательности. Каждый из вас выбирает партнера, которого будет интервьюировать и помощью вопросов, представленных на карточке. Ответы или мысли, возникающие у вас по ходу интервью, можно записывать здесь же».
  2. Решите, кто будет отвечать первым, а кто вторым. В первом раунде первый вопрос задает А, а Б отвечает. Потом Б задает тот же вопрос, А отвечает.
  3. На втором вопросе игроки меняются местами: теперь первым должен спрашивать Б. Дальше спрашивающий – отвечающий меняются при каждом новом вопросе.
  4. Игроки распределяются попарно. Пару должны составить интересные друг другу люди. На выполнение задания отводится 20 минут.
  5. После окончания интервью группа собирается вместе. Каждый участник представляет партнера и рассказывает о нем то, что показалось ему самым интересным.

КАРТОЧКА УЧАСТНИКА ИНТЕРВЬЮ.

Как ты можешь себя охарактеризовать?

Когда ты бываешь счастлив?

Что тебе особенно удается?

Какие качества ценят в тебе друзья?

Что ты сам больше ценишь в людях?

Чем ты гордишься?

Как идет твоя жизнь в последние пять лет?

Что ты больше всего любишь делать?

О чем ты мечтаешь?

Чему ты больше всего удивляешься?

Твое любимое занятие в свободное время?

Что доставляет тебе наибольшее удовольствие?

Если ты получишь по наследству очень много денег, как ты будешь их тратить?

Из-за чего ты волнуешься?

Как ты себя чувствуешь в данный момент?

Твои сильные стороны?

Бываешь ли сентиментальным?

Какую книгу ты возьмешь с собой на необитаемый остров?

Если бы мы с тобой могли провести вместе целый день, как бы он проходил?

Что ты ценишь во мне?

Если бы прекрасная фея позволила тебе загадать три желания, каковы бы они были?

Как бы ты охарактеризовал того, кто  к тебе относится враждебно?

     В чем ты видишь смысл своей жизни?

4. «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ С ЧУЖИХ СЛОВ» (30 минут).

        Материалы:

        Бумажные салфетки на всех членов группы.

  1. Каждый участник решает, с чьих слов он будет представлять себя. Это может быть любой человек, достаточно знакомый с ним: друг, ребенок, родители и т.д.
  2. Из салфетки изготавливается маленький человечек, символизирующий выбранного человека.
  3. Тот, кто готов к представлению, поднимается со стула, держа в руках бумажную фигурку, «от лица» которой он говорит: «Я приятель Олега. Я хочу сказать буквально пару слов о нем и так, чтобы сам Олег был бы со мной согласен. Олег …»
  4. После этого как все участники выполнят упражнение, наступает ремя обратной связи, вопросов и замечаний.

Замечания.

Данная игра приводит некоторых людей в смущение. Бумажные фигурки часто служат своеобразной психологической защитой: от их имени участникам бывает легче говорить о себе, своих особенностях.

Изготовление бумажных фигур, помимо прочего, - это прекрасная возможность проявить изобретательность и искусность.

5. «СВЕРХНОВАЯ ЗВЕЗДА» (10 МИНУТ).

Подготовка.

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы в помещении оставалось достаточно свободного места.

  1. Члены группы стоят расслабившись, с закрытыми глазами, руки вдоль тела, ноги расставлены примерно на ширине плеч. Каждый представляет себе, что в его солнечном сплетении находится сгусток энергии излучающий сильный свет. Каждый участник может определить для себя его цвет.
  2. Подготавливая членов группы к этому упражнению, говорите медленно. Скажите примерно следующее: «Представьте себе, что свет наполняет ваш живот и постепенно заливает грудь…бедра… плечи… спину… колени… локти…  затылок… лицо… ступни… кисти… пальцы ног и рук. Позвольте этому свету заполнить все ваше тело.
  3. Представьте себе, что свет становится все интенсивнее и вырывается из вашего тела, из пальцев рук и ног, из головы. Представьте себе, что ваше тело светится, как солнце, так что вся комната озарилась светом. Если хотите, можете даже поднять руки, чтобы свет проходил через вас… Теперь свет, исходящий от вас, проникает все дальше… из этой комнаты… из здания… он озаряет все окружающее, всю нашу страну леса, горы и города.
  4. а теперь представьте себе, что свет распространяется все дальше и дальше, пока не покроет всю Землю… Пошлите его еще дальше – до Луны и звезд. Представьте себе, что вы – невероятно сильный маяк и из вашего тела бьет источник все проникающей энергии.
  5. Сохраните в себе это ощущение силы и жизненной энергии. Потянитесь немного и откройте глаза. Вы снова здесь, свежие и бодрые».

6. «УЧИМСЯ ЦЕНИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» (50 МИНУТ).

Подготовка:

Члены группы усаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.

  1. В начале игры примерно следующее: «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы – как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».
  2. Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидцев достоинств или талантов, жизненных принципов и т.п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.
  3. Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.
  4. Участники записывают свои имена и выполняют задания (3 минуты). Предупредите, что вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
  5. Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся, интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т.д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удастся «вычислить», он должен назваться сам.

7. «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ» (5 МИНУТ).

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее».

ПЯТОЕ    ЗАНЯТИЕ.

Цель. Закрепление дружеских отношений между членами группы. Завершение группового процесса. Подведение итогов работы группы.

Задачи:

-сохранить положительный эмоциональный настрой участников;

-закрепить навыки, полученные участниками во время занятий;

-подвести итоги работы группы.

1. РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ.

2. «БИНГО!» (20 МИНУТ).

Подготовка.

Отставьте в сторону стулья и столы, с тем, чтобы участники могли свободно перемещаться по помещению. Кроме того, подготовьте каждому копию «Бинго» - формуляра.

  1. Раздайте «Бинго» - формуляры. Каждый игрок находит участника, соответствующего одной их характеристик, и просит его поставить свою подпись в нужной клетке. Первый, кто соберет пять разный подписей по горизонтали, вертикали или горизонтали, должен крикнуть: «Бинго!» Если группа большая, то единственное правило игры звучит так: «Игроки не должны ставить свои подписи в один и тот же формуляр более одного раза».
  2. Участники ищут подходящих кандидатов. Тот, кому удалось собрать нужное количество подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре.
  3. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не окажется несколько победителей.

Замечания.

Утверждения, представленные в таблице, должны быть подобраны так, чтобы каждое из них подходило, по крайней мере, к одному из участников.

Играет на музыкальном инструменте

Регулярно занимается спортом

Терпеливо переносит дождливый день

Имеет домашнее животное

Имеет прозвище

Говорит больше чем на одном языке

Регулярно ходит в театр

Посмотрел фильм в последние выходные

Любит беллетристику

Ведет дневник

Может приготовить

вкусное блюдо

Единственный ребенок в семье

Левша

Имеет больше трех братьев и сестер

Никогда не лежал в больнице

Обладает холерическим темпераментом

Имеет родимое пятно

Является членом клуба

Любит готовить

Может свистеть на пальцах

В последний год менял место жительства

Спит по воскресеньям до 10 часов

Умеет играть в преферанс

Обладает хорошим музыкальным слухом

Участвовал в демонстра -ции

3. «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ГРУППА» (40 МИНУТ).

Материалы.

Вам понадобятся бумага и карандаши.

  1. Участники делятся на подгруппы по шесть человек. Каждый игрок старается выбрать в партнеры тех членов группы, которых он не знает или может оценить с трудом, тех, у кого другой темперамент, другой возраст и т.п.
  2. Наконец все группы сформированы. В качестве небольшого введения в игру вы можете сказать следующее: «Часто мы видим самих себя совсем иначе, чем другие. Иногда мы особенно критичны по отношению к тому, как выглядим. Порой мы недовольны собой. Обычно мы свои самые строгие критики. Во многом это связано с тем, что другие люди не говорят о том, насколько они любят нас или расположены к нам. Увы, почему-то в нашем обществе не принято говорить друг другу комплименты».
  3. Проведите небольшой тест на тему: «Кто из вас регулярно говорит другим людям о том, что ему особенно нравится в их внешности? Поднимите руки». (Обычно поднятых рук очень мало.)
  4. Скажите участникам: «Сегодня мы поговорим о вещах, которые чаще всего обходим молчанием. Нам всем что-то нравится в нашей внешности, а что-то хотелось бы изменить. Я хотел бы, чтобы каждый из вас на какое-то мгновение задумался над тем, какие черты собственной внешности нравятся вам больше всего. Что вы находите в себе привлекательным и симпатичным?» Дайте игрокам 30 секунд на обдумывание вопроса.
  5. Следующее задание: «Теперь я хотел бы, чтобы вы оглянулись вокруг себя и отметили в каждом члене группы какую-то особо привлекательную деталь внешности. Затем запишите на листе бумаги имена членов группы и те черты, которые вам понравились. У одного это будут волосы, у другого – глаза, у третьего – выразительные руки и т.д. Когда вы будете составлять список, не забудьте включить в него себя и записать, что именно вам нравится в собственной внешности. Поскольку мы не привыкли обсуждать с другими людьми подобные вещи, возможно, сначала вы будете испытывать некоторые затруднения, но вскоре это чувство пройдет, и тогда вы сможете поучить удовольствие от игры». На выполнение этой части задание отводится 3-5 минут.
  6. Теперь члены каждой небольшой группы могут сконцентрировать свое внимание на ком-то одном из них, чтобы рассказать, что им нравится в его внешности. В конце каждого круга получивший попытку участник говорит окружающим о том, что ему самому нравится в его внешнем виде.
  7. Когда все участники получили «положительный заряд», группа снова собирается вместе, чтобы подвести итоги. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:

Что удивило вас в этой игре?

Как вы чувствуете себя теперь?

Легко ли было говорить или выслушивать комплименты?

Испытывали ли вы смешанные чувства?

4. «ПРЕКРАСНО, ЧТО ТЫ ЗДЕСЬ» (15 МИНУТ).

Подготовка.

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

Группа образует два круга, внутренний и внешний. Участники внутреннего круга и участники внешнего круга должны встать друг напротив друга. Если число игроков нечетное, участие в игре должен принять и ведущий.

    1.Коротко расскажите о цели игры. Даже когда мы знакомы с каким-то человеком поверхностно, у нас спонтанно возникают как положительные, так и отрицательные реакции на него. Как правило, нам нравятся в других людях те качества, которые мы ценим и хотели бы развить в себе, и нам трудно переносить то, что критикуем, что обсуждаем в самих себе, в чем не желаем себе признаться, и т.д. В данном упражнении участники могут попытаться выразить словами положительные впечатления друг о друге.

2.Каждой паре отводится 1 минута на то, чтобы партнеры поделились своими впечатлениями друг о друге. Игроки должны охарактеризовать те качества, которые они заметили друг в друге за короткий период, рассказать о своих ожиданиях и т.п.

       3.Затем оба круга начинают двигаться в противоположных направлениях (15 минут) и после сигнала «Стоп» останавливаются. Теперь напротив друг друга оказываются новые участники. Повторите задание: высказать положительные впечатления о партнере. Обмен «любезностями» не должен затягиваться: на выполнение задания отводится 1 минута.

  1. Дайте игрокам возможность провести еще три дружеские встречи.
  2. В заключение попросите участников ответить на следующие вопросы:

Какие стороны – положительные или отрицательные – вы заметили в людях, когда только знакомились с ними?

Кем считаете себя, пессимистом или оптимистом?

Какое чувство вы хотели бы вызывать у других? Уважение? Страх? Симпатию? Агрессию? Любопытство?

Как вы реагируете на комплементы и положительные отзывы о себе?

Сохраняете ли вы присутствие духа, если чувствуете, что вами недовольны окружающие?

Насколько легко задеть вас словом?

5. «КОММЕНТАРИИ» (25 МИНУТ).

Материалы.

Вам понадобятся бумага и карандаши по числу участников.

  1. Каждый участник пишет свое имя сверху на листе бумаги. Затем листы складываются вместе в стопку, перемешиваются и раздаются членам группы.
  2. Все пишут короткие комментарии под именем на том листе, который им достался. Это может быть комплимент, вопрос или же личное мнение о данном человеке.
  3. Все листы снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раздаются участникам, которые опять пишут свои комментарии.
  4. Те же действия повторяются еще раз.
  5. Теперь на каждом листе написано по три комментария. Ведущий собирает все листы и по одному зачитывает вслух. После каждого прочтения упомянутый участник может высказать свое мнение по следующим вопросам:

Удивил ли меня, чей либо отзыв?

Считаю ли я эти высказывания в мой адрес корректными?

             Хочу ли я ответить на заданный вопрос?

             Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?

             Как я хочу выглядеть в группе?

            Моя восприимчивость – это, скорее, достоинство или недостаток?

Варианты. Вы можете прочитать комментарии, написанные на всех листах, а затем пригласить участников к обсуждению игры.

6. «ЧЕМОДАН В ДОРОГУ» (20 МИНУТ).

«Наша работа подходит к концу. Мы, конечно, будем встречаться, но не будем больше собираться здесь всей нашей группой и заниматься. Мы провели здесь много времени и многое узнали друг о друге. Сейчас мы для каждого из нас соберем "чемодан" - соберем качества и особенности, которые проявлялись на наших занятиях. Каждый из нас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие качества мы ему соберем: мы возьмем одно качество, которое нам понравилось, из тех, что уже есть у участника и одно качество, которое нам хотелось бы, чтобы он изменил. Выбирать качества будем все вместе, чтобы между нами было согласие по поводу этих выборов. Кто хочет выйти первым?».

Вариант. Каждому участнику на листке пишут, что нравится в этом участнике и что хотелось бы, чтобы было изменено... А для ведущего пишут, что понравилось в занятиях и что хотели бы изменить.

7. «ПОЖЕЛАНИЕ» (15 МИНУТ).

Материалы.

Бумага, ручки, карандаши.

Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются множеством пожеланий в центре. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

8. «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ» (5 МИНУТ).

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее».