Методические рекомендации по разработке психолого-педагогическое сопровождение в рамках ФГОС.

Головий Ольга Ивановна

Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii.pptx105.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС Департамент образования администрации Владимирской области ВИПКРО от 13.06.2012 № ДО-3110-02-07

Слайд 2

Предлагаемые методические рекомендации адресованы различным субъектам образовательного процесса: руководителям, педагогам всех категорий, занимающимся проектированием и созданием системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. При разработке и реализации Системы ППС следует учитывать следущие рекомендации:

Слайд 3

1. Нормативно-правовой и методологической основой разработки и реализации Системы ППС служат следующие документы: Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02.2010, приказ №271) Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование» Приказ Министерства и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОСа начального общего образования». ФГОС начального общего образования. План-график введения ФГОС (утвержден на заседании координационнного совета при Департаменте общего образования Мин. Образования и науки РФ. Протокол от 27-28 июня 2010 г. №1. Приказ Министерства и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования». ФГОС основного общего образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова (4-е издание, дораб .) А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2-е изд.).

Слайд 4

2. Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде. Задачи психолого-педагогического сопровождения. Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника. Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения. Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Слайд 5

3. Разработка Системы, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе: -научной обоснованности, -последовательности, - возрастной и социокультурной адекватности, - информационной безопасности - практической целесообразности.

Слайд 6

4. В соответствии с ФГОС Система ППС должна опираться на основные методологические принципы: принцип развивающего образования; принцип гуманизации ; принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения; принцип непрерывности образования; принцип системности требует создание целостной структуры все компоненты которой должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.

Слайд 7

5. Проектирование и реализацию Системы ППС в ОУ следует осуществлять при комплексном использовании технологий в содержательной связи с друг другом и не единой методологической основе.

Слайд 8

6. Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ должна содержать конкретизацию - целей, - задач, - содержания; - способов, - приемов и технологий используемых при ее реализации.

Слайд 9

7. Собственная Система ППС должна строится с учетом специфики ОУ, а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках данного ОУ.

Слайд 10

8. Разработка Системы ППС а организация всей работы по ее реализации должна строится на основе - научной обоснованности - последовательности - возрастной и социокультурной адекватности - информационной безопасности - практической целесообразности.

Слайд 11

9. Для организации и полноценного функционирования образовательного процесса требуется согласованные усилия многих социальных субъектов: - школы - семьи учреждений дополнительного образования, культуры и спорта - детско-юношеских движений и организаций.

Слайд 12

10. Целью создания Системы должно стать создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения. Эта цель реализуема только в случае тесного взаимодействия как минимум двух институтов социализации ребенка – школы и семьи.

Слайд 13

11. Согласно реализации комплексного подхода Система ППС может выглядеть следующим образом:

Слайд 14

12. Таким образом, в предложенном варианте Система содержит четыре блока:

Слайд 15

Первый блок: « Создание условий для профессионального роста педагогических кадров»: Развитие личностных компетенций педагога (рефлексивной, коммуникативной компетенции, потребности в саморазвитии и др.) через систему семинаров, тренинговых и практических занятий. Изучение и практическое освоение педагогами психолого-педагогических закономерностей, лежащих на основе системно-деятельного подходы к обучению. Организация просветительской деятельности направленной на развитие психологической составляющей профессиональной педагогической компетенции (МО, педагогические чтения, консультации). Создание схемы психолого-педагогической диагностики, которой сможет реализовать учитель, используя полученные результаты.

Слайд 16

Одним из блоков психолого-педагогического мониторинга должна стать диагностика развития познавательных процессов и мотивационной сферы учащихся: типа восприятия; внимания (концентрация и устойчивость); памяти (преобладающего типа и продуктивности); сформированности мыслительных операций; уровней развития мыслительной деятельности ( наглядно-обазного , логического и абстрактного); познавательного интереса; мотивационной сферы учащихся.

Слайд 17

Второй блок: « Организация взаимодействия с учащимися»: Разработка и реализация схемы для работы в ОУ алгоритма «Интеллектуально партнерства». Использование классными руководителями технологии Портфлио ученика . Развитие познавательных процессов как основы достижения метапредметных результатов освоения образовательной программы учащимися. Работа по адаптации учащихся в ОУ. Разработка содержания внеурочной деятельности учащихся. Информационная поддержка образовательного процесса (проведение классных часов, тренингов).

Слайд 18

Третий блок: « Организация сотрудничества с родителями»: Разработка лекций, семинаров, методических рекомендаций для родителей с целью организации систематического взаимодействия и сотрудничества их со школой. Организация работы Родительского клуба (к примеру, с периодичность тематических встреч – 1 раз в месяц.). Работа телефона Горячей линии для вопросов и ответом с целью осуществления возможности своевременного обращения за помощью или информацией (по графику).

Слайд 19

Четвертый блок: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»: Диагностика психо-эмоционального состояния детей с ОВЗ (тревожность и психологический комфорт). Информационно-просветительская работа с учащимися и их родителями направленная на повышение толерантного отношения к детям с ОВЗ . Педагогическая организация ситуации успеха для детей с ОВЗ в рамках образовательного социума. Адаптация детей с ОВЗ в общеобразовательном социуме (работа с педагогами, учащимися, родителями). Коррекционно-развивающая (тренинговая) работа по профилактике возникновения психосоматических заболеваний у детей с ОВЗ.


 

Комментарии

Головий Ольга Ивановна

Предлагаемые методические рекомендации адресованы различным субъектам образовательного процесса: руководителям, педагогам всех категорий, занимающимися проектированием и созданием системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.