Арт-терапевтическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Волшебное превращение"

Иванова Оксана Викторовна

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ"

Задачи

  • Поддерживать у детей бодрое, жизнерадостное настроение, профилактика негативных эмоций и нервных срывов.
  • Развивать восприятие, воображение, речь, стимулировать развитие любознательности.
  • Формировать  социально-коммуникативные умения и навыки, коллективные взаимоотношения.
  • Воспитывать навыки культуры общения: внимательно слушать друг друга, не перебивать говорящего, уважать мнение друг друга.

Возраст: 5 лет.

Количество детей: 9.

Место проведения: театральный зал.

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, нестандартное оборудование «Дорожка для прыжков», дорожка с аппликатором Кузнецова, широкая тканевая дорожка или лента; CD с музыкой для сопровождения;

Материалы:

  • Для педагога: демонстрационный материал (картина «стадии развития бабочки»); основа для коллективного панно с подставкой для демонстрации; корзина с цветами и бабочками из аракала шести основных цветов (желтый, красный, зеленый, синий, черный, коричневый) по количеству детей каждого цвета; маленький мяч.
  • Для детей: мягкие подушки, маленькие тканевые салфетки для кисти и кисти №5 по количеству детей; гуашь 12 цветов – 4 набора; стаканчики для воды – 9 шт., заготовки из соленого теста «бабочки».

Время работы: 25-30 минут.

Предварительная работа:

  • Изготовление заготовок «бабочек» детьми из соленого теста.

Ход занятия

Самоанализ занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-terapevticheskoe_zanyatie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ"

Задачи

  1. Поддерживать у детей бодрое, жизнерадостное настроение, профилактика негативных эмоций и нервных срывов.
  2. Развивать восприятие, воображение, речь, стимулировать развитие любознательности.
  3. Формировать  социально-коммуникативные умения и навыки, коллективные взаимоотношения.
  4. Воспитывать навыки культуры общения: внимательно слушать друг друга, не перебивать говорящего, уважать мнение друг друга.

Возраст: 5 лет.

Количество детей: 9.

Место проведения: театральный зал.

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, нестандартное оборудование «Дорожка для прыжков», дорожка с аппликатором Кузнецова, широкая тканевая дорожка или лента; CD с музыкой для сопровождения;

Материалы:

  1. Для педагога: демонстрационный материал (картина «стадии развития бабочки»); основа для коллективного панно с подставкой для демонстрации; корзина с цветами и бабочками из аракала шести основных цветов (желтый, красный, зеленый, синий, черный, коричневый) по количеству детей каждого цвета; маленький мяч.
  2. Для детей: мягкие подушки, маленькие тканевые салфетки для кисти и кисти №5 по количеству детей; гуашь 12 цветов – 4 набора; стаканчики для воды – 9 шт., заготовки из соленого теста «бабочки».

Время работы: 25-30 минут.

Предварительная работа:

  1. Изготовление заготовок «бабочек» детьми из соленого теста.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог: Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Оксана Викторовна. А Вас как зовут?

Дети: Маша, Петя, Миша, Лида и т.д.

Психолог: Очень приятно с Вами познакомится. А Вас сегодня пригласила не просто поиграть, приглашаю Вас отправиться в необычное путешествие. А Вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Психолог: Ребята, посмотрите вокруг, что Вы видите? 

Дети: Цветы. 

Психолог: Правильно ребята. Это не простые цветы. Сейчас вы выберете себе цветок того цвета, какой вам понравился. И это цветок поможет нам во время путешествия (дети прикрепляют цветок к одежде).

Теперь мы с вами готовы отправиться в путешествие в сказочный лес. Пора в путь!

(Пошли под музыку).

Ребята, посмотрите на нашем пути три дороги, каждая из них приведет вас в волшебный лес. Все дороги наделяют идущего силой (на стенах вдоль дорожек прикреплены бабочки). 

Первая дорога самая легкая, ровная и гладкая (шарф или кусочек ткани).

Вторая – немного труднее она состоит из кочек и по ней надо не идти, а прыгать, попадая на кочки (используется нестандартное оборудование «Дорожка для прыжков»). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Третья дорога - самая трудная. Она колючая и болезненная (используется аппликатор Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать.

Ну что выбрали свой путь (дорогу)? Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до самой макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

А теперь закончив путь, присядем и расслабимся. Ложитесь на коврик на спинку, закройте глазки. И внимательно слушайте мой голос.

Релаксационная музыка (звуки природы – 1 мин).  Слова «Медитативная сказка»: «Позволь своему телу расслабиться и отдохнуть (пауза). Сделайте глубокий вдох и выдох. Дыхание ровное и cпокойное (пауза). Мы с вами переносимся в удивительную Волшебную Страну, в самое ее сердце - на Волшебную Поляну Сказочного Леса. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем рядом аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба - его только, что испекла Добрая Фея, живущая неподалеку (обонятельный образ)... А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)... И шелковая молодая трава, устилающая Волшебную Поляну, нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)... А сейчас мы постепенно возвращаемся в комнату и открываем глаза». (Под музыку звуки природы дети вживаются в игровую ситуацию).

Психолог: Вот мы и отдохнули (пауза). Ребята когда, Вы шли по волшебным дорожкам в Сказочный лес. Вы видели в пути бабочек? Обратили внимание, какие они?

Дети: Красивые.

Психолог:  Ребята, а вы знаете, что перед тем как стать такой красивой бабочкой, она была яйцом, затем превратилась в гусеницу, а из гусеницы  в куколку, а из куколки в прелестную бабочку. А хотите увидеть, как это происходит?

Дети: Да.

Демонстрация превращения гусеницы в бабочку посредством схемы и моделей стадий ее развития.

Психолог (слайд №1): Бабочки откладывают яйца.

Психолог (слайд №2): Из яйца появляется гусеница.

Психолог (слайд №3): Чтобы расти, гусеница поедает листья.

Психолог (слайд №4): Когда гусеница вырастет, она превращается в куколку.

Психолог (слайд №5): Через некоторое время внутри куколки развивается бабочка, оболочка становится прозрачной. И бабочка появляется на свет.

Психолог: Ребята, а вы знаете, чем питаются бабочки.

Дети: Нектаром.

Психолог: (слайд №6): Для этого у бабочек есть специальный орган хоботок. Питаются они соком растений, деревьев и цветов.

Психолог: Ну, вот вы ребята и узнали, как происходят волшебные превращения.

Звучит музыка. Появляется очень грустная фея с цветами в корзине и бабочками (которые сделали дети их соленого теста).

Фея: Здравствуйте дети! Ко мне прилетели верные слуги – лесные жители и принесли вот эту корзиночку. В ней оказались мои фрейлины – бабочки. А вы знаете, что это непростые бабочки, эти бабочки отражают настроение людей. Когда кто-то грустит, они становятся бесцветными, а когда весело, радостно – они становятся красочными.  У меня были бабочки разноцветные, яркие, они побледнели. Им, наверное, грустно? Как вы думаете, вы сможете им помочь?

Дети: Да.

Психолог: А как Вы им поможете? 

Дети: Мы их раскрасим.

Психолог: Правильно ребята их надо раскрасить.

Фея: А у Вас какое сейчас настроение?

Дети: Веселое.

Психолог: Давайте покажем, что свое веселое настроение. Для этого нам нужно улыбнуться себе и друг другу, вот так (улыбается и поворачивается к ребятам стоящим по обе стороны от нее).

Фея: Я вижу, вы выбрали правильный путь. Я с легким сердцем могу оставить вас, потому что знаю, что вы сможете помочь бабочкам. А если вы сделаете все верно, то в конце путешествия в корзиночке вас ждет сюрприз. До свидания!  (Фея прощается и уходит).

Психолог: А сейчас мы с Вами раскрасим наших бабочек любыми красками, которые показывают ваше веселое настроение. Но перед тем как приняться за работу, нам нужно сделать зарядку.

Психолог: Физминутка «Лесная зарядка»

Руки подняли, покачали – это деревья в лесу.

(плавно покачивать поднятыми вверх руками)

Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

(встряхивать руки перед собой)

В стороны руки, плавно помашем, бабочки к нам летят.

(горизонтальные одновременные движения руками вправо-влево – 2 раза).

Как они сядут, тоже покажем, крылышки сложим назад.

(присесть руки отвести назад)

Психолог:  Вот теперь мы готовы помочь нашим бабочкам. Вы согласны ребята?

Дети: Да.

 «Творческая продуктивная деятельность детей»: дети раскрашивают бабочек гуашевыми красками, и прикрепляет их к коллективному панно.

 (Итог).

Психолог: Давайте полюбуемся, какие красивые бабочки у нас получились. Мы вместе сделали красивое панно. Ребята, а мы совсем забыли, что Фея нам оставила корзиночку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что же там находится (психолог подходит к корзиночке и интригующе делает паузу, открывает корзину и показывает бабочек).

Психолог: Ребята наше путешествие подходит к концу и сегодня мы узнали, что:

  1. чтобы гусенице превратиться в красивую бабочку надо, сильно потрудиться.
  2. что свое настроение можно выразить цветом;
  3. что веселое настроение выражают улыбкой и т.д.

(Звучит музыка «От улыбки»).

Психолог: Подарите хорошее настроение нашим зрителям (Дети, маршируя и улыбаясь, уходят).

Самоанализ

арт-терапевтического  ЗАНЯТИЯ

"ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ"

Занятие длилось 25-30 минут.

На занятии присутствовало 8 детей.

На занятии решались следующие задачи:

  1. Поддерживать у детей бодрое, жизнерадостное настроение, профилактика негативных эмоций и нервных срывов.
  2. Развивать восприятие, воображение, речь, стимулировать развитие любознательности.
  3. Формировать  социально-коммуникативные умения и навыки, коллективные взаимоотношения.
  4. Воспитывать навыки культуры общения: внимательно слушать друг друга, не перебивать говорящего, уважать мнение друг друга.

Программное содержание данного занятия соответствует по форме и содержанию, возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и является одной из интерактивных форм работы психолога с детьми с использованием арт-терапевтической технологии.

Созданы условия для познавательной деятельности детей.

  1. Для создания игровой ситуации в театральном зале подготовлено оборудование:
  1. Мягкие пуфы для организации работы и релаксации детей.
  2. Три вида дорожек для вхождения в игровую ситуацию и с целью определения уровня уверенности в своих возможностях.
  3. Цветы браслеты и букет для отслеживания эмоционального состояния на начало и конец занятия.
  1. В занятии принимал участие сказочный персонаж – «Фея», которая явилась сюрпризным моментом для детей и способствовала созданию проблемной ситуации.
  2. Оформлена наглядность:
  1. Демонстрационный материал: картинки «стадии развития бабочки»,  картинка красивого леса – для активизации познавательных процессов.
  2. Модели: куколка, гусеница, бабочка – для подробного представления детей о процессе превращения гусеницы в бабочку.
  1. Были представлены технические средства:
  1. Музыкальный центр для релаксации и вхождения в сказочный образ.
  2. Ноутбук, мультимедийный проектор и экран для воспроизведения демонстрационного материала
  1. Материалы для детей: гуашевые краски, тряпичные салфетки, кисти, стаканчики для воды, заготовки из соленого теста «бабочки» для организации творческой продуктивной деятельности.

Список литературы:

1. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки феи». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: речь, 2006.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: «Речь», 2008.

3. Розамунда Кидман Кокс Р. Бабочки. Серия «Моя первая книга о природе». – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1996.

4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005.