Лекция-презентация «Шаги и способы выхода из созависимости»

Иванова Оксана Викторовна

Содержание:

ШАГ 1.  Признать свое бессилие перед алкоголем и наркотиками, признать, что вы потеряли контроль над собой.

СПОСОБ №1. «Осознание»

ШАГ 2. Признать, то что вам необходима поддержка со стороны в решении вашей проблемы.

СПОСОБ №2. «Принятие помощи».  

СПОСОБ №3. «Умение просить о том, чего вы хотите".

СПОСОБ №4. «Понимание»

ШАГ 3.Понять себя, услышать свой внутренний голос, свои потребности и желания.

СПОСОБ №5. «Открытий» 

СПОСОБ №6. «Определение ваших собственных психологических границ».  

ШАГ 4.Почувствовать себя свободным человеком в выборе новых убеждений, моделей поведения и точек зрения.

СПОСОБ №7. Построение образа идеального «Я».

СПОСОБ №8. Расширить круг интересов.

ШАГ 5.Осознать свою ответственность  перед собой за свою жизнь и помочь другим сделать то же самое.

СПОСОБ №9. «Планирование». 

СПОСОБ №10. «Выстраивание системы контроля за своими достижениями и изменениями,  чувствами и поведением»

СПОСОБ №11. «Выстраивание системы ожиданий».

ШАГ 6. Забыть прошлое.

СПОСОБ № 12. «Прощение». 

СПОСОБ №13. «Устранение ненависти к себе». 

СПОСОБ №14.   «Исцеление вашего «внутреннего ребенка».

ШАГ 7. Снова научиться чувствовать, доверять, верить.

СПОСОБ №15. Научиться выражать правильно свои чувства  (болезненные переживания, чувства страха и вины). 

СПОСОБ №16. Научиться доверять и верить.

ШАГ 8. Научиться новым способам общения.

СПОСОБ №17. «Обучение». 

ЛЮБОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ПРИВЫЧКАХ И ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА ПРАКТИКИ.

ЭЛЕМЕНТЫ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lekciya_shagi_i_sposoby_vyhoda_iz_sozavisimosti.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог ЦСПСиД «Елена» Оксана Викторовна Иванова

Слайд 2

ШАГ 1. Признать свое бессилие перед алкоголем и наркотиками, признать, что вы потеряли контроль над собой.

Слайд 3

СПОСОБ №1 . «ОСОЗНАНИЕ» Ответить на вопрос: «Что со мной происходит?» ОСОЗНАНИЕ СОЗАВИСИМОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ. Существует много способов, препятствующих осознанию своей созависимости. Один из распространенных способов – отказ принять существование имеющейся проблемы. Невыполнимые желания, побуждения и намерения, а также неприятные факты и действия нами часто не признаются, отвергаются путем бессознательного отрицания их существования (при отрицании реальное явление считается несуществующим). Отрицание работает как защитный фильтр, призванный не допустить некоторую информацию на уровень осознания, действуя по принципу «слушаю, но не слышу, смотрю, но не вижу». Поведение таково, словно проблемы не существует. ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ РОЛИ В ПРОБЛЕМЕ . Созависимые отношения не поддерживаются лишь кем-то одним. Как правило, созависимостью болеют все члены семьи пьющего человека. Если бы вы действительно осознавали или обсуждали то, что происходило в семье, где вы росли, то Вас могли научить не замечать, что происходит с вами и с другими членами вашей семьи, чтобы поддерживать у окружающих иллюзию “большой, дружной и счастливой семьи”. Из всего, что вас научили игнорировать, именно подавление и отказ от выражения своих чувств оказывает самое опустошающее влияние на вас и ваши взаимоотношения. Созависимость, как большинство зависимостей, является заболеванием чувств. Чтобы разрушить эти отношения, нужно, прежде всего, понять собственные в них деструктивные роли.

Слайд 4

ШАГ 2. Признать, то что вам необходима поддержка со стороны в решении вашей проблемы.

Слайд 5

СПОСОБ №2. «ПРИНЯТИЕ ПОМОЩИ». Прекратить «обет молчания» и обратиться за помощью. СПОСОБ №3. «УМЕНИЕ ПРОСИТЬ О ТОМ, ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ». Самый простой и непосредственный способ получить то, чего вы хотите, — прямо и вежливо попросить об этом. Тогда вашу просьбу удовлетворят с удовольствием (если это возможно для другой стороны). Обычно же происходит так: люди не просят прямо (“Возможно, вечером мне понадобится машина”), а потом разочаровываются, когда их не понимают. Некоторые просят со злостью или с большим возмущением (“Черт побери, мне нужна машина вечером! Могу я ее взять?”), что вызывает сопротивление у того, к кому они обращаются, и он говорит “нет”.

Слайд 6

СПОСОБ №4 . «ПОНИМАНИЕ» Ответить на вопрос: «Каковы причины возникновения проблемы?» Понимание причин проблемы. Действие 1. Распутывание созависимых отношений. Когда вы осознаете, какие важные этапы развития упустили в свое время, тогда, пользуясь дополнительной поддержкой и приобретая новые навыки, вы сможете сознательно завершить этот процесс. Как только вы поймете свою созависимую роль, вам нужно будет отказаться от нездоровых отношений в семье и осваивать отношения здоровые, конструктивные. На этом этапе понадобиться помощь грамотного психолога, духовника, священника. Действие 2. Отказаться от своих проекций. Проекция – это тот случай, когда бревно в собственном глазу вынуждает рассматривать соринку в чужом. То есть когда один человек заостряет свое (а иногда – всеобщее) внимание на некоем качестве другого человека, не осознавая, что ему самому оно присуще в гораздо большей степени, нежели другому (а то и вовсе ближнему не свойственно). Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность, нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать собственную агрессивность или недоброжелательность. Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция приводит к ошибочной интерпретации реальности.

Слайд 7

СПОСОБ №4 . «ПОНИМАНИЕ» Понимание причин проблемы. Действие 3. Делегирование ответственности. Снятие с себя ответственности за происходящее с алкоголиком (наркоманом, игроманом). Действие 4. Отказ от созависимых игр и манипуляций. В созависимых играх люди часто оказываются в драматическом треугольнике «спасательства». Роли Спасателя Преследователя, и Жертвы – это обычный способ манипулировать другими, оставаясь при этом очень пассивным человеком. Как только вы найдете более эффективные способы вступать в сотрудничество с людьми, потребность в манипулировании и управлении другими пойдет на убыль.

Слайд 8

ШАГ 3. Понять себя, услышать свой внутренний голос, свои потребности и желания.

Слайд 9

СПОСОБ №5. «ОТКРЫТИЙ». Уделять внимание себе. Ответьте на вопрос: «Кто я? Чего я хочу?» . Сосредоточиться на себе, своих желаниях и потребностях. СПОСОБ №6. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАШИХ СОБСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ». У каждого есть его собственная психологическая территория. Она состоит из ваших мыслей, чувств, поведения и тела. У большинства людей, происходящих из дисфункциональных семей, эта территория так часто нарушалась, когда они были детьми, что, став взрослыми, они не осознают, как это происходило. Большинство созависимых слабо осведомлены о своих личностных границах и почти не имеют никаких навыков в определении и защите своих границ. Для созависимых людей очень существенно научиться определять и эффективно защищать собственные границы, если они хотят отказаться от своих созависимых моделей.

Слайд 10

ШАГ 4. Почувствовать себя свободным человеком в выборе новых убеждений, моделей поведения и точек зрения.

Слайд 11

Ответить на вопрос: «Каким я хочу стать?» СПОСОБ №7. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОГО «Я». СПОСОБ №8. РАСШИРИТЬ КРУГ ИНТЕРЕСОВ. Пьющий алкоголик обычно становится центром внимания всей семьи, а для некоторых ее членов его поведение и настроение превращаются в настоящую навязчивость. Независимо от того, лечится алкоголик или нет, важно, чтобы его близкие сумели отодвинуть мысли о нем на периферию сознания и заполнить образовавшийся вакуум новыми интересами и видами деятельности. Для некоторых "сход с орбиты" алкоголика требует огромного мужества, и они нуждаются в сильной поддержке со стороны.

Слайд 12

ШАГ 5. Осознать свою ответственность перед собой за свою жизнь и помочь другим сделать то же самое.

Слайд 13

Ответить на вопрос: « Что будешь делать?» СПОСОБ №9. «ПЛАНИРОВАНИЕ». Вы определяете те изменения, которых хотите достичь. Благодаря этому Вы: удовлетворяются собственные потребности; реализуется самопрощение и взаимопрощение. При определении изменений необходимо учитывать, что многие перемены возможны, когда человек чувствует себя свободным в выборе новых убеждений, моделей поведения и точек зрения. Следует помнить, что основной ошибкой, приводящей к срывам, является негативная формулировка цели: «НЕ употреблять». Она воспринимается как отказ от радости, а трезвый образ жизни представляется пустым и скучным. СПОСОБ №10. «ВЫСТРАИВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ за своими достижениями и изменениями, чувствами и поведением» СПОСОБ №11. «ВЫСТРАИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЖИДАНИЙ». Остановиться на реальных ожиданиях, связанных с выздоровлением алкоголика. Выздоровление алкоголика не означает решение семейных проблем. Возможно, с таким человеком будет трудно ужиться, даже когда он трезв. Часто выздоравливающий алкоголик становится еще более ранимым и раздражительным, чем раньше, и потребуются месяцы, прежде чем он научится адекватному зрелому поведению взрослого человека. Чтобы избежать эмоционального стресса, надо понимать, что сам алкоголик и его семья должны объединить усилия на два и более года, а разочарования и поражения - естественная часть процесса выздоровления.

Слайд 14

ШАГ 6. Забыть прошлое.

Слайд 15

СПОСОБ № 12. «ПРОЩЕНИЕ». Как показывают наблюдения, семьи, которые упорствуют в своем взгляде на алкоголика как на дурного человека, заслуживающего наказания, становятся жертвами общей семейной болезни. Только тогда, когда члены семьи откажутся от старых защитных механизмов, тягостных воспоминаний, гнева и обиды, они найдут духовные и эмоциональные силы для собственного исцеления. СПОСОБ №13. «УСТРАНЕНИЕ НЕНАВИСТИ К СЕБЕ». Если вы не стали обособленным от своей матери или семьи, но пытались обособиться, считая их неправильными или плохими, вы, вероятно, придете к выводу о своей собственной несостоятельности. Вы можете попытаться стать на путь отрицания или подавления этих негативных чувств, но они, скорее всего, будут управлять вашей жизнью. Необходимо раскрыть, осознать и трансформировать эти отрицательные представления о себе. Они основываются на неправильном восприятии и иллюзиях, а также являются результатом слабого постоянства объекта. Поняв, что эти проекции являются источником вашей низкой самооценки, вы сможете исправить их. СПОСОБ №14. «ИСЦЕЛЕНИЕ ВАШЕГО «ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА». Если вы выросли в дисфункциональной семье, вас научили сосредоточиваться на том, что делают другие, а не на том, что делаете вы. Вас заставили превратить свое “Я” в ложное, чтобы угодить другим. Вас также заставили спрятать ваше истинное “Я”, включая вашу невинность, вашего “внутреннего ребенка”. Ваш “внутренний ребенок” страдал от ран, нанесенных предполагаемой заботой о вас любящими вас людьми, которые могли смеяться над вами, дразнить вас, проявлять неуважение к вам, не выслушивать вас, наказывать вас физически или не обращать внимания на ваши важнейшие потребности. Чтобы скрыть причиненную вам боль, вы были вынуждены скрывать часть своего “Я” от всего мира. В ходе этого процесса вы прятали эту часть своего “Я” и от себя самого. Выздоровление включает восстановление личностной целостности и исцеление вашего “внутреннего ребенка”.

Слайд 16

ШАГ 7. Снова научиться чувствовать, доверять, верить.

Слайд 17

СПОСОБ №15. НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ ПРАВИЛЬНО СВОИ ЧУВСТВА (болезненные переживания, чувства страха и вины). Дети, выросшие в дисфункциональных семьях, очень рано начинают скрывать свои чувства и мысли о том, что происходит у них дома. Наиболее часто скрывают гнев, хотя люди, находящиеся в созависимых взаимоотношениях, пребывают в состоянии гнева большую часть времени. Гнев должен быть каким-то образом “оправдан”, прежде чем он будет выражен. Кто-то должен быть виновным или стать козлом отпущения за все несчастья в семье. Часто в этой роли оказываются дети. Став взрослым, вы должны будете восстановить чувства, которые скрывали, чтобы помочь себе заново пережить свое детство. Человек не может излечиться от созависимости, не восстановив своих чувств. СПОСОБ №16. НАУЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ И ВЕРИТЬ. Созависимые и боятся, и желают близости. Они часто опасаются, что близкие люди будут управлять ими, обижать их, подчинять и подавлять. С разрушением созависимости возникает потребность установления связи с другим человеком. Люди часто нуждаются в новом родительском участии, будь то терапевт или другой старший по возрасту человек, который может сообщить недостающую информацию, быть собеседником и воспитателем, стать необходимой опорой для создания постоянства объекта и формирования самооценки.

Слайд 18

ШАГ 8. Научиться новым способам общения.

Слайд 19

СПОСОБ №17. «ОБУЧЕНИЕ». Большинство людей, которые какое-то время жили по созависимым моделям, знают очень мало или вообще не знают о многоцветности жизни, которой им так недостает. Порой лишь существует лишь какое-то смутное осознание, что «настоящая жизнь – это нечто большее, чем то, что есть сейчас. Они должны научиться или снова овладеть искусством говорить правду с любовью, заместить контроль и маскировку чувств честным и открытым общением. Действие 1. Найти себе в помощь квалифицированного психолога, духовника. Действие 2. Проработка личных проблем. В основе разнообразных симптомов созависимости лежат одни и те же психологические причины. Это: негативное мышление, трудности в общении, недостаток разнообразных жизненных интересов, отсутствие деятельности, которая бы принесла удовлетворение, неумение преодолевать тяжелые личностные и социальные проблемы. Действие 3. Осознание некоторых базовых психологических законов, по которым управляется жизнь любого человека, помогает уменьшить тяжесть житейских страданий. Порой даже самая элементарная информация помогает избежать болезненных ошибок в отношениях между членами семьи.

Слайд 20

ЛЮБОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ПРИВЫЧКАХ И ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА ПРАКТИКИ. Только не старайтесь изменить слишком много созависимых стереотипов поведения за один раз или сразу браться за значительные изменение в характере. Тот, кто забывает это правило, часто терпит неудачу и прекращает попытки. Именно поэтому, настраивая своих подопечных на успех, психологи всегда предлагают добиваться не более, чем одного или двух изменений одновременно. И лишь после достижения успеха на первых шагах стоит браться за решение других задач, желательно таких же небольших. Регулярные маленькие, но успешные изменение в характере неизбежно приведут к большим успехам. Итак, никогда не стремитесь добиться всего и сразу, а просто работайте над одной или двумя простыми составляющими вашей сложной проблемы под названием «созависимость».

Слайд 21

Наиболее эффективные элементы исцеления от созависимости таковы: Ваша готовность и способность работать над собой самостоятельно, cо своим партнером, с психологом и с группой поддержки; Доверительные, сознательные взаимоотношения сотрудничества; Группа, где вы можете получить поддержку от других людей, серьезно настроенных на изменение своих созависимых моделей. Самым важным элементом является ваша готовность самостоятельно работать над собой. Созависимой личности ничего не стоит переложить ответственность за свое выздоровление на кого-то другого, кто, по ее мнению, знает больше. Партнеры, психотерапевты, психологи и группы поддержки могут подсознательно поддерживать созависимость во время психотерапии. Наконец, изучение литературы направленной на преодоление созависимости: Берри Уайхолд «Освобождение от созависимости», В.Н. Вишнев, В.А. Цыганков «Преодоление созависимости. Пособие для членов семьи пьющего человека», Е. В. Емельянова «Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования», В. Москаленко «Созависимость: характеристики и практика преодоления», О.А. Шорохова «Жизненные ловушки зависимости и созависимости», Священник Алексий Мороз, В.А. Цыганков «Уроки трезвости» и т.д.