Программа" Развитие логического мышления детей дошкольного возраста"


 

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_dokument_microsoft_office_word_2.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 

      Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

     Основными показателями умственного развития дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

       Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).

       Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

        Актуальность данного вопроса натолкнула меня  на разработку программы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста.

        Цель программы – овладении детьми на элементарном уровне приёмами  логического мышления.

         Для того  чтобы начать работу по развитию логического мышления у детей, я перед собой поставила следующие задачи:

1.       Развитие у  дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

2.       Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

3.       Развитие позитивного отношения к школе и себе.

4.       Воспитание любви к учению.

Программа предназначена для работы с детьми 4-6 лет на 3 года обучения.      

Первый год обучения ( возраст детей 4 года) происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие.

Второй год обучения ( возраст 5 лет) происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов.

Третий год обучения возраст (6 лет) начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности .Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

  Сроки реализации программы – учебный год.

   Режим занятий -2 раза в неделю продолжительностью 35 мин. Количество детей в группе 5-8 человек

  Формы и приемы работы:

-игра;

-самостоятельная деятельность детей;

-игра-путешествие;

-рассматривание иллюстраций;

-чтение  литература;

 Структура занятий:

    Разминка  (  традиционное приветствие ).

    Закрепление пройденного материала.

    Основное содержание – изучение нового материала. 

    Физминутка.

     Итог урока (  чему научились на уроке?)

Методическое обеспечение программы:

   Игры и упражнения на развитие умственных способностей.

 Способ проверки результатов работы: контрольные уроки в конце каждой четверти  и 2 диагностики ( промежуточная ( январь) и итоговая ( май))      

     

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение  детей  самостоятельно  устанавливать логические отношения в окружающей действительности.

      Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к  выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность,  т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимися содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и  правилами.  

     Индивидуальный подход в проведении занятий  дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

     Следующим этапом в своей работе было - создание развивающей среды: доступной, открытой, мобильной и ориентированной  на зону ближайшего развития. В классе есть уголок с дидактическими играми на развитие умственных способностей также стенд  в помощь родителям.

     В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

    Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводила  в несколько этапов:

1. Необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры).  

2. Необходимо было добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.

      На первом этапе я предлагала детям логические задачи и упражнения, с помощью которых уточняла и закрепляла представление детей о предметах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др.  А вот игра «Да или нет?» давала возможность выполнить много разнообразных заданий. Я задавала детям вопросы, на которые можно было ответить только «да» или «нет». Любые другие слова, в качестве ответа означали, что ребёнок выбывает из игры. В игре использовала вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно в этом случае играющие должны были промолчать. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос,  развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила.

 Наряду с этими играми, я давала детям логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимали участие в таких оригинальных играх. Например, упражнение «Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов.

Наглядно-образное мышление.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.

( Приложение  1)

После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.   (Приложения 2)