Воспитание у дошкольников уверенности в себе

Титова Мария Николаевна

Воспитание у дошкольников уверенности в себе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_u_doshkolnikov_uverennosti_v_sebe.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у дошкольников уверенности в себе

Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребенка.
Они влияют на его активность в достижении любых целей. Уверенный в себе ребенок внутренне ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Так, уверенные в себе ученики начальной школы, считающие, что они должны учиться на четверки и пятерки, могут уделять подготовке домашних заданий много времени. И, что особенно важно, делают это легко и естественно, без напряжения и страданий. Неуверенные в себе младшие школьники полагают, что все равно получат тройку. Из-за этого они даже не пытаются прикладывать усилий к выполнению домашнего задания. "Зачем делать это, если все равно не получится", – вот что часто думают такие ребята. Вследствие подобных рассуждений сбывается так называемое "самореализующееся пророчество".
        Уверенность/неуверенность в себе влияет собственно на постановку жизненных целей.
        Уверенные в себе дети ставят себе цели, которые находятся на верхней границе их возможностей, требуют приложения существенных усилий, но вместе с тем доступны. Они хотят хорошо учиться в школе, на пятерки и четверки.
Неуверенные в себе ребята обычно либо мечтают о недостижимых для них в существующих условиях результатах, либо, наоборот, не стремятся к сколько-нибудь значимым успехам. Нередко такие дети считают, что будут учиться на тройки. И это приводит к сложному противоречию: с одной стороны, ребенок сумел выполнить намеченное, и его самоуважение растет, с другой – это результат, которым трудно гордиться, поэтому самоуважение падает. Ко всему прочему такое несоответствие является источником негативных эмоциональных переживаний дошкольника.
Самоуважение и уверенность в себе влияют также на эмоциональный фон любой деятельности, давая ей позитивную или негативную окраску. Ребенок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, поскольку верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.
Неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить задания хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.
Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруднений прилагали достаточно усилий для их достижения и в результате добивались успеха во многих видах деятельности, то следует воспитывать у них чувство самоуважения и уверенность в себе.

Роль педагога в формировании личности ребенка и воспитании у него самоуважения и уверенности в себе

Для воспитания этих качеств у ребенка воспитатель может задействовать различные источники и механизмы.
И в первую
 очередь, это обратные связи со стороны других людей – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, например: "Какой интересный у тебя рисунок!" или "Что это нарисовано? Разве это дом???", либо в виде взгляда (внимательного и одобряющего либо невнимательного и равнодушного), в виде движения (радостного, навстречу ребенку либо равнодушного прохода мимо него), в виде ласкового касания либо удара. Другими словами, направленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает (интериоризирует) эти обратные связи. Используя их, он строит свое самоуважение. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны – низкого. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения имеют родители, особенно мать, и люди, с кем он часто общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.

Правило КИП

Следует помнить, что позитивные связи с ребенком должны подчиняться трем условиям. Они должны быть конкретными, искренними и правдивыми. Это может быть обозначено как правило КИП – правило, которым следует пользоваться для воспитания у ребенка здорового самоуважения. Хвалить искренне за то конкретное, что у малыша получилось действительно хорошо. Например: "Мне нравится твой рисунок, особенно то, как ты подобрал цвета для листьев и белочки" или: "Хорошо рассказал стихотворение, ты уже научился рассказывать с выражением, показывать голосом то, о чем рассказываешь". Такие оценки побуждают ребенка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию неизбежных отрицательных оценок, что будет стимулировать дошкольника к совершенствованию своих умений.

Именно самоанализ и самонаблюдение являются еще одним источником развития самоуважения. Анализируя результаты собственной деятельности, ребенок выносит им оценку, на основании которой его самоуважение растет или, наоборот, падает. Например, рисунок, нравящийся ему самому, поднимет и уровень уважения к себе, тогда как неудавшийся прыжок через ручеек, напротив, снизит его.
Очевидно, что взрослый может регулировать этот процесс. Для этого нужно лишь почаще обращать внимание ребенка на его удачи, но не прямо, а задавая наводящие вопросы: "А что тебе самому нравится в своем рисунке?", "Что ты уже научился делать хорошо?", "Ты уже научился прыгать на одной ноге?" и т. п.