Опыт работы "Детская ложь и ее причины" педагога-психолога МАДОУ детский сад № 22 села Успенского Семакиной Марии Михайловны

 

 

Актуальность проблемы.

         Современный сложный этап в развитии нашего общества, когда осуществляются глубокие радикальные перемены в экономике, политике и социальной структуре, требует нового подхода к воспитанию подрастающего поколения. В условиях углубления демократизации и гумманизации общества возникает потребность к дальнейшим усилениям нравственной направленности процесса формирования будущего гражданина. Единство, целостность воспитательного воздействия на ребёнка способствует закреплению моральных ценностей человека гуманного общества. Определённые возможности в реализации этой проблемы даст формирование у детей дошкольного возраста такого нравственного качества как правдивость.

Рассматривая данное качество как этическую категорию (В.В.Знаков, Л.С.Рубинштейн, Н.Д.Арутюнова, Г.Ч.Гусейнов), мы основывались на сущности правдивости как интегральное качество, выраженное в отношении к сверстникам, взрослым, трудовой, игровой, учебной деятельности и противопоставление её антиподу «лжи» (В.И.Жуковская, В.Г.Нечаев, Н.Ф.Виноградова, С.А. Козлова, Р.И.Жуковская, В.К.Котырло).

         Воспитание правдивости как важное условие проявления нравственного поведения, должно исходить из внутренних побуждений, включая ребёнка в практическую деятельность.

         Проблема нашего исследования формируется следующим образом, каковы условия обеспечивающие нравственное поведение (проявление правдивости) у детей 6-7 летнего возраста.

         Цель исследования-выявить, экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственного поведения.

         Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста в процессе формирования у них нравственного поведения.

         Предметом исследования является нравственное поведение (проявление правдивости) как условие формирования нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_detskaya_lozh_i_eyo_prichiny_na_sayt.doc17 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

педагога-психолога МАДОУ детский сад комбинированного вида №22 села Успенского муниципального образования Успенский район.

Семакиной Марии Михайловны.

Тема «Детская ложь и её причины».

Актуальность проблемы.

        Современный сложный этап в развитии нашего общества, когда осуществляются глубокие радикальные перемены в экономике, политике и социальной структуре, требует нового подхода к воспитанию подрастающего поколения. В условиях углубления демократизации и гумманизации общества возникает потребность к дальнейшим усилениям нравственной направленности процесса формирования будущего гражданина. Единство, целостность воспитательного воздействия на ребёнка способствует закреплению моральных ценностей человека гуманного общества. Определённые возможности в реализации этой проблемы даст формирование у детей дошкольного возраста такого нравственного качества как правдивость.

Рассматривая данное качество как этическую категорию (В.В.Знаков, Л.С.Рубинштейн, Н.Д.Арутюнова, Г.Ч.Гусейнов), мы основывались на сущности правдивости как интегральное качество, выраженное в отношении к сверстникам, взрослым, трудовой, игровой, учебной деятельности и противопоставление её антиподу «лжи» (В.И.Жуковская, В.Г.Нечаев, Н.Ф.Виноградова, С.А. Козлова, Р.И.Жуковская, В.К.Котырло).

        Воспитание правдивости как важное условие проявления нравственного поведения, должно исходить из внутренних побуждений, включая ребёнка в практическую деятельность.

        Проблема нашего исследования формируется следующим образом, каковы условия обеспечивающие нравственное поведение (проявление правдивости) у детей 6-7 летнего возраста.

        Цель исследования-выявить, экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственного поведения.

        Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста в процессе формирования у них нравственного поведения.

        Предметом исследования является нравственное поведение (проявление правдивости) как условие формирования нравственных качеств.

        Слово «ПРАВДА» имеет для русских людей особое значение, свидетельств тому в отечественной истории более чем достаточно. Слово «правда» является общеславянским. Русской правдой назывался первый свод законов древней Руси, отражающей коллективные представления наших предков о справедливом государственном устройстве.

        В ходе исследования была сформирована гипотеза, заключающаяся в том, что формирование нравственного поведения дошкольников возможно при совместной работе детского сада и семьи; при создании эмоционально-положительного комфорта в личностно-ориентированной модели воспитания, при приобретении ребёнком представлений, знаний  о нормах поведения.

        В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

-Определить уровень сформированности нравственного поведения (правдивости).

-Выяснить причины лжи у детей 6-7 летнего возраста и разработать систему заданий, направленных на формирование нравственности у детей старшего дошкольного возраста. При решении поставленнных задач должны быть использованы следующие методы исследования:

-Диагностические: беседы, анкетирование, наблюдение, анализ документации педагога.

-Экспериментальные: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

-Статистические: методы обработки данных, полученных в ходе эксперимента.

        Практическая значимость разработана система заданий, способствующая формированию нравственного полведения (правдивости) детей старшего дошкольного возраста.

        Новизна исследования проведён сравнительный анализ проявления нравсатвенного поведения (правдивости) у детей 6-7 лет.

СЛОВАРЬ:

Истина-эта категория логики и теории познания, выражающая соответствие наших знаний о мире самому миру.

Правда-категория психологии взаимопонимания выражающая не только соответствие  знаний  миру , но и степень адекватности наших оценок социальной действительности.

Обман- это полуправда, сообщённая партнёру с расчётом на то, что он сделает из неё ошибочные, не соответствующие намерениям обманывающие выводы.

Ложь-сознательное искажение знаемой субъектом истины.

Неправда-высказывание, основанное на заблуждении или неполном знании.