Тренинг для педагогов: Эмоциональное выгорание педагога и его сущность.

Материал может быть полезен педагогам - психологам при организации работы с педагогами.

Задачи тренинга:

  1. Сплочение коллектива через снижение эмоционального напряжения в группе.
  2. Теоретическое изучение проблемы эмоционального  выгорания, приемов и средств ее профилактики.
  3. Самодиагностика уровня эмоционального выгорания и практическое применение изученных методов и приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_emotsionalnoe_vygoranie_i_ego_sushchnost.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов.

Тема: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЕГО СУЩНОСТЬ

Ход тренинга:

1. Теоретическая часть.

Термин `'эмоциональное выгорание'' введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с другими людьми в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному сгоранию», было незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций.

Р.Шваб (1982 г.) расширяет группу профессионального риска:

это - прежде всего учителя (педагоги), полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней.

Как пишет К. Маслач, “ деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время”.

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”.

Относительно частоты проявления эмоционального выгорания в течении учебного года было установлено следующее:
-56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;
-21%-3-4 раза в год;
-15%- более 5 раз ;
-8%- не испытывают вообще.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла».

Выгорание – это синдром, группа симптомов, появляющихся вместе. Однако все симптомы ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание – процесс сугубо индивидуальный.

Среди первых симптомов – общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопределенного чувства беспокойства, все более и более тяжелая работа, приводящая ко все меньшим и меньшим результатам. Отсутствие заинтересованности, отстраненность. Далее появляются раздражительность по отношению и к, и к коллегам, а также гнев.  

Таблица 2. Проявления синдрома выгорания.

Физические

Психологические

Поведенческие

Боли в спине

Гнев и фрустрация

Эмоциональные вспышки

Изменение вкусовых пристрастий

Потеря самоуважения и уверенности в себе

Удаление от друзей и семьи

Диарея

Потеря интереса к работе и невыполнение обязательств по работе

Потеря пунктуальности и пренебрежение обязанностями

Повышение давления (крови)

Чувство неадекватности, беспомощности и вины

Снижение критичности

Усталость

Ощущение беспокойства

Невозможность сконцентрироваться

Гастроинтеральные проблемы

Депрессия

Печаль

Головные боли

Подавленность и загруженность

Постоянное/возрастающее употребление алкоголя и других препаратов (лекарств, наркотиков)

Бессонница

Лабильность, частая смена настроения

Трудность в общении с людьми, нахождении среди людей

Мышечное напряжение

Ощущение неуспешности

Снижение трудовой активности

Потеря веса

Тревога по поводу будущего

Невозможность меняться

Психологи выделяют три составляющие профессионального выгорания: эмоциональное истощение, обезличивание и снижение самооценки.

Эмоциональное истощение представляет собой основную составляющую профессионального выгорания. Это состояние характеризуется ощущением эмоционального перенапряжения и отсутствия достаточной энергии для того, чтобы встретить новый день.

Обезличивание, или деперсонализация – это межличностная составляющая профессионального выгорания. Чувствуя себя опустошенным и изнуренным, человек выстраивает эмоциональную стенку обособленности и общается с окружающими в негативной или жесткой манере.

Пониженная самооценка отражает внутреннюю, самооценочную составляющую психического истощения. Этот аспект характеризуется растущим чувством неадекватности и может привести к вынесению самому себе приговора о полном провале.

  • Стадии

Синдром эмоционального сгорания развивается    постепенно.

                  Условно можно выделить  три  стадии.

  • Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний.  Другими словами – эмоциональное истощение. Вроде    бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены   чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.
  • Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми  приходится работать: Вторая составляющая – деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. Люди  начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то  и с издевкой рассказывает о своих учениках, об их родителях.  Далее он начинает  чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко    сдерживает свою неприязнь, то затем ему скрывать свое раздражение   удается  с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от    профессионала помощи и человечности. Причем "выгорающий" специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения.
  • Заключительная стадия - утрата профессиональных   ценностей. (или редукция личных достижений и профессиональных обязанностей – негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов).Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут   заметны "пустой взгляд" и "ледяное сердце". Само присутствие     другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты - вплоть до рвоты

 Вообще синдром сгорания очень часто   сопряжен с психосоматикой.                  

- Список здесь солидный: тошнота, головная боль, апатия,   бессонница, депрессивные состояния, отвращение к пище у одних  и переедание у других. Третьи стремятся снять напряжение  алкоголем в неумеренных количествах.

Таблица 1. Факторы, способствующие возникновению синдрома выгорания.

Личностные

Ситуативные

Возраст (молодые люди более подвержены психическому истощению)

Неопределенность роли и функциональных обязанностей

Завышенные ожидания относительно самого себя и окружающих

Конфликт между функциональными требованиями

Высокий уровень вовлеченности, самоотверженности и идеализма

Рабочие перегрузки

Потребность в тяжелой работе

Рабочее напряжение

Потребность доказать свою состоятельность

Межличностные конфликты (с клиентами, с членами семьи, коллегами или руководством)

Сильная ориентация на достижение цели

Отсутствие должной подготовки для осуществления работы

Неумение говорить «нет»

Недостаточные ресурсы

Трудности с делегированием ответственности

Недостаточная социальная поддержка

Предрасположенность к самопожертвованию

Недостаток благодарности

Тенденция к тому, чтобы быть «дающим», а не «берущим»

Факторы, связанные с местом работы (например, нереалистичные цели, отсутствие независимости в принятии решений, неудачное расписание)

Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома  сгорания:

ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел,

СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку),

 ОБИДА (С детства  человеку внушают: жертвуйте собой ради людей!  "Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!" -  носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области    бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он  разрешал себе  радоваться."Жертвующий" нередко   подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву.  Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал спасибо" за сделанное.),

 СТРАХ (у меня не получится, и меня  не  поймут).

Давайте рассмотрим, различия педагогов -опекунов, у которых наибольшая вероятность возникновения, этого синдрома и педагогов -менеджеров (см.таблицу).

2. Диагностика.

3. Приемы профилактики и борьбы с выгоранием.

Приемы делятся на естественные и специально выполняемые.

 Рассмотрим естественные способы и приемы:

Это прежде всего – получение положительных эмоций. Для этого необходимо – занятия любимым делом, хобби, встреча с друзьями, не связанными общей профессией, занятия спортом (активный отдых), прогулки на свежем воздухе, общение с семьей и другими родственниками вечеринки, просмотр любимых телепередач, фильмов (поход в кино).

– смех, улыбка, юмор;
– размышления о хорошем, приятном;
– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
– наблюдение за пейзажем за окном;
– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
– вдыхание свежего воздуха;
– чтение стихов;
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

 3. Упражнение «план на неделю».

Для того, чтобы была возможность получать положительные эмоции, необходимо уметь правильно планировать свое время. Мы предлагаем поупражняться в этом. Напишем (составим) план на неделю друг другу. Разобьемся на пары.

4. Упражнение «Веселые истории».

Теперь давайте кратко рассмотрим приемы и методы регуляции эмоционального состояния, которые выполняются специально для профилактики выгорания.

 Их делят на группы:

1. Способы, связанные с управлением дыханием.
Прием «Воздушный шар».

2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

Прием «Заморозка»

Прием «мороженное»- релаксация

3. Способы, связанные с воздействием слова

Самоприказ.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с детьми, коллегами.

IV. Способы, связанные с использованием образов
Прием «Песчаный берег».

Представьте себе, что вы оказались на морском берегу. День солнечный, знойный. Вас окружает ясное безоблачное небо, искрящееся на солнце море, желтый песок.  Вы идете по теплому песку, ваши ноги утопают в мелких, теплых песчинках. Вы чувствуете нежный легкий ласкающий ветерок. Он обдувает вам лица, волосы, плечи и все тело. Вы слегка заходите в воду. Небольшие волны то подходят, то отплывают, щекотят вам ноги, иногда волны поднимаются чуть выше, вы чувствуете прохладу воды. Вы начинаете движение, загребая волны ногами и медленно, медленно, никуда не спеша ходите по берегу.