Тренинг для педагогов: Использование активных методов и приёмов направленных на сплочение коллектива.

Данный материал может быть полезен педагогам - психологам при организации работы с педагогическим коллективом.  

Задачи тренинга:

 

  1. Сплочение педагогического коллектива через активное пространственное взаимодействие.
  2. Создание условий для дополнительного знакомства членов коллектива в нестандартной обстановке.
  3. мотивации и настроя на работу
  4. Знакомство с упражнениями, направленными на сплочение детского коллектива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов 

Тема: «Использование активных методов и приёмов направленных на сплочение коллектива».

  1. Вступительное слово ведущего о целях данного тренинга.
  2. Анкета «Ваши ожидания»

- Прежде, чем начать нашу работу, заполните, пожалуйста анкету – ожидание. Вы еще не знаете теоретического содержания и наполнения данного тренинга, но напишите, что вы желаете получить в итоге в профессиональном, личностном и эмоциональном плане.

(приложение 1.)

  1. Упражнение – знакомство «Снежный ком».

- Уважаемые коллеги, все мы знаем друг друга не первый день и все знакомы. Сейчас Вам предлагается возможность назвать свое имя так, как вам бы хотелось, чтобы вас называли в течение всех встреч.  Каждый из вас по кругу называет свое имя и делает движение, наиболее близкое вам по духу. Следующий участник группы должен повторить движение предыдущего участника и назвать свое. так до тех пор, пока каждый не представится. Последний участник должен повторить все имена и движение.

(Начинаем с Елены, заканчиваем мной.).

- Спасибо. А теперь возьмите бейджи и красиво оформите своё тренинговое имя. Для этого можете использовать карандаши и фломастеры.

  1. Введение правил работы в группе.

- Наша тренинги будут продолжаться несколько встреч и для того, чтобы работа была взаимно приятной и наиболее эффективной, мы с вами введем правила работы:

  • Доверительный стиль общения. Мы называем друг друга по имени так, как захотел каждый участник. Обращаемся друг к другу вежливо и доброжелательно, оставив все неприятные моменты за стенами этой комнаты.
  • Общение будем строить по принципу «здесь и теперь». Говорить  будем только о том, что волнует участников в данный момент и обсуждать то, что волнует в группе. Посторонние разговоры и проблемы не обсуждаем.
  • Правило персонификации высказываний. Данное правило подразумевает отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Свои суждения выдвигать в форме «Я  считаю… », «Я думаю …» и пр.
  • Правило конфиденциальности – происходящее на занятии не выносить за пределы группы. Не обсуждать поведение участника, выполняющего ту или иную роль вне занятия.
  • Искренность в общении. Говорить будем то, что действительно чувствуем.

- Если все согласны с данными правилами и никто не возражает, давайте проголосуем поднятием руки.

(Пояснение – при обсуждении правил с детьми, необходимо, чтобы они выразили свое согласие с ними телесно. Самое подходящее – поднятие руки.)

  1. Игра «Поменяйтесь местами те …».

Цель: поднятие настроения участников группы, возможность узнать дополнительную информацию друг о друге.

- Ведущий встает в круг и просит поменяться тех, у кого … (далее называется признак, качество, привычка и так далее, что может дать дополнительную информацию об участниках). Пока участники меняются местами, ведущий должен занять свободное место. Тот, кому места не досталось, выходит в круг.

Обсуждение:

- Что нового вы смогли узнать сегодня об участниках в процессе данного упражнения?

(Пояснение – данная игра является одним из средств сплочения детского коллектива с одной стороны, и диагностическим средством, с другой. Целенаправленно давая критерии для смены местами, педагог может получить дополнительную информацию о своих воспитанниках, которую возможно, нети не скажут один на один).

  1.  Игра «Атомы и молекулы».

Цель: сплочение детского коллектива через телесное объединение в микро- группы, способ деления участников на группы.

- Сейчас по ритмичную музыку участники ходят по комнате. Как только заканчивается музыка вы услышите число. необходимо объединиться в группы с данным количеством человек.

(Пояснение – данная игра через телесный контакт способствует сплочению группы. Детям некогда выбирать, с кем я хочу стоять,  а с кем нет, как это происходит обычно. Кроме этого игру можно использовать как нестандартный способ деления на команды – вместо «на 1 и 2 рассчитайтесь!»).

  1. Игра «Паровозики».

- Вы все стоите в группах по три человека. Сейчас каждая группа будет изображать паровозик. Первый человек – это тепловоз, он идет с открытыми глазами и ведет за собой «состав». Его задача – вырабатывать и задавать траекторию движения состава, следить, чтобы не было столкновения, потери вагонов. Остальные прицепляются сзади за пояс – это «вагоны»,  они движутся с закрытыми глазами. «Тепловоз» спустя некоторое время становиться сзади состава, а его место занимает следующий за ним участник. Все участники должны побывать в роли и «вагонов» и «тепловоза». Состав двигается с разной скоростью (с замедлением, ускорением).

Вопросы для обсуждения: Какая позиция для тебя была самой удобной? Легко ли тебе было, когда тобой руководили? Легко ли было самому руководить? Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?

  1. Игра «Зум» (резервная).

- Сейчас мы еще раз попробует поработать слаженно одной командой. Мы будем передавать по кругу звук «Зум» - проезжающий автомобиль. Молодцы, а теперь кто-нибудь изобразит звук тормозов и мы начнем передавать звук в обратную сторону. (Упражнение проводится до тех пор, пока группа не начнет работать слаженно.)

(Пояснение – данное упражнение также позволяет сплотить коллектив. Дети тренируются следить друг за другом, стремятся достигнуть одной цели. Кроме этого – тренируется произвольное внимание.)

  1. Рефлексия.

- На этом наше первое занятие окончено. К сожалению, мы не можем представить все игры и упражнения, позволяющие сплотить детский коллектив, а также сплотиться самим из-за дефицита времени. Мы предлагаем вам небольшой сборник, в котором представлены эти и подобные игры на сплочение коллектива. А сейчас просим вас высказать свои чувства  по поводу сегодняшнего тренинга.

- Анкета «Обратная связь».


 

Приложение.

Анкета – ожидание для участников тренинга.

  1. Что я хочу получить для себя от тренинга?

 - в личном плане __________________________________________________________________________________________

- в профессиональном плане __________________________________________________________________________________________

  1. Что для этого должны делать ведущие? _______________________________________________________________________________________

  1. Что для этого должна делать группа? _______________________________________________________________________________________

  1. Что для этого будете делать Вы сами? _____________________________________________________