Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов.

Тренинг может быть полезен педагогам - психологам при организации работы с педагогами.

Задачи тренинга:

  1. Сплочение педагогического коллектива через профилактику конфликтных ситуаций, развитие толерантности по отношению друг к другу.
  2. Предоставление  возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов.

Тема:  «Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов».

Ход тренинга:

1. Приветствие.

Здравствуйте! Наша с вами сегодняшняя встреча посвящена конфликтным ситуациям, с которыми сталкивался каждый из вас. И именно сегодня мы должны научиться выбрать эффективную стратегию поведения в конфликтной ситуации.

2. Упражнение «Термометр готовности к работе»

Каждый участник сообщает, насколько он готов к работе по 100 – градусной шкале.

3. Разминка «Ассоциация».

Давайте вместе с вами сейчас попробуем определить, что такое конфликт? Как вы его понимаете, буквально по одному слову от каждого участника.

Конечно, каждый ответ правильный. Но ведь эти разногласия откуда-то появляются.

Давайте с вами возьмем листок бумаги, который лежит перед вами, сверните его, пожалуйста, пополам, еще раз пополам. Оторвите левый угол, теперь правый. Разверните. Похожи ли наши произведения?

Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

4. Информационное сообщение «Что такое конфликт»

Вот вам и конфликт с основной его причиной. Как причина разных результатов на бумаге, так и причина конфликтов – разница в точках зрения и выполнении инструкций.

Вот и у нас получились разные точки зрения и пути достижения цели.

Таким образом, конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, а также способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, точек зрения и интересов. Необходимо подчеркнуть, что это нормальное проявление связей и отношений.

5. Упражнение «Увольнение».

Цель: умение отстаивать себя и свое мнение, не в ущерб собеседнику.

Я попрошу вас объединиться в микрогруппы по 4-5 человек.

Сейчас мы с вами попробуем отстоять свою точку зрения, но так чтобы не обидеть и не задеть взглядов и мнений другого человека. (Приложение 1. Слайд 5)

Внимательно послушайте инструкцию: вы являетесь сотрудником малого предприятия. В связи с тяжелой экономической и социальной ситуацией, сложившейся на предприятии необходимо уволить трех человек. Другие варианты неоднократно рассматривались, они не подходят. Выход один – увольнение трех сотрудников. Это может спасти ситуацию. Кто будет этими людьми? Какими критериями вы будете руководствоваться? Решить надо самостоятельно. Какой процедурой воспользоваться это ваше право. Категорически запрещается бросать жребий. При этом учтите, что законы, принятые в современном обществе не действуют в этой игре. Все работники профессионально равны и находятся на идентичных должностях:

  • Беременная одинокая девушка, 25 лет, 2 года на предприятии, 5 крупных контрактов за последние полгода.
  • Мужчина, 57 лет, крепкий профессионал, стаж работы на предприятии – 35 лет.
  • Женщина, 33 лет, стаж- 10 лет, преданна делу, содержит престарелых родителей.
  • Молодой человек, 23 года, блестящее образование, предприятие заплатило за него хэдхантерам 20 000 долларов.
  • Мужчина, 40 лет, хороший надежный работник, семья, больной сын, половина заработной платы уходит на медикаменты.
  • Мужчина, 30 лет, отличный работник, ингуш, был заложником в Беслане.
  • Женщина, 37 лет, родственница мэра, лоббирует интересы предприятия

Время работы – 6 минут.

Обсуждение:

- Какая процедура определения кандидата на увольнение?

- Какими критериями Вы руководствуетесь?

- Как чувствовали себя те, кто увольнял?

- Одинаково ли было поведение всех участников группы?

- Как я сам не похож на других, так и мое поведение не похоже на поведение других людей.

6. Информационное сообщение «Стили стратегий поведения в конфликте»

Каждый из вас использовал определенную стратегию поведения при увольнении сотрудника. Давайте рассмотрим эти стратегии. В конфликте их существует 5.

Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Компромисс – умение уступить в интересах улучшения взаимоотношений.

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Избегание – отсутствие стремления к кооперации, отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

Сотрудничество – альтернативный способ принятия решения, учтены интересы обоих сторон. Давайте теперь посмотрим, какую оптимальную стратегию поведения в конфликте вы выбрали для себя?

Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации. А реальной жизни, какой стратегии поведения придерживаетесь вы? Вот сейчас мы это и попробуем.

7. Проигрывание стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Группа разбивается на пары. Каждой паре дается одна из стратегий поведения в конфликте. Необходимо разобрать конфликтную ситуацию с позиции выбранной стратегии.

Ситуация: ребенок рисует. Его срочно позвали на репетицию, а он не хочет отрываться от работы.

8. Упражнение «Совместное рисование»

Участники разбиваются на пары. В паре один – взрослый, другой – ребенок. Каждый получает листок с названием того, что ему нужно нарисовать. Задача каждого участника в паре – убедить в том, что надо нарисовать его рисунок. Убеждения должны быть с позиции ребенка и с позиции взрослого, с учетом стратегии поведения в конфликте.

  1. Самодиагностика.
  2. Рефлексия.

Приложение.

Тест “Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми”

Позиция

Оценка

1.

Я всегда помню об индивидуальности ребенка

5 4 3 2 1

2.

Я всегда знаю и учитываю то, что каждая новая ситуация требует нового решения

5 4 3 2 1

3.

Я всегда стараюсь понять потребности и интересы ребенка

5 4 3 2 1

4.

Противоречия я воспринимаю как фактор нормального развития

5 4 3 2 1

5.

Я всегда стабилен в отношениях с ребенком

5 4 3 2 1

6.

Я стремлюсь к уменьшению “нельзя” и увеличению числа “можно”

5 4 3 2 1

7.

Для меня наказание является крайним средством воспитания

5 4 3 2 1

8.

Я стремлюсь дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его поступков

5 4 3 2 1

9.

При необходимости я использую метод логического разъяснения возможности негативных последствий

5 4 3 2 1

10

Я стремлюсь к расширению диапазона моральных, а не материальных стимулов

5 4 3 2 1

11

Я стремлюсь использовать положительный пример других детей и родителей. При этом соблюдаю меру и такт.

5 4 3 2 1

Интерпретация результатов:

Подсчитывается средний балл по всем 11 позициям.

От 4,5 до 5 баллов – высокий уровень готовности к взаимопониманию с детьми. Высокая психолого-педагогическая культура, позволяющая избегать конфликтные ситуации.

От 3 до 4,5 баллов – готовность к воспитанию детей средняя. Необходимо пересмотреть некоторые позиции Вашего подхода к воспитанию детей.

Меньше 3 баллов – готовность к воспитанию детей низкая. Вы не обладаете достаточными знаниями и культурой воспитания детей. Необходимо срочно заняться самообразованием.