Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития

Смирнова Лариса Васильевна

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные нарушения играют важную роль и занимают определяющее место в структуре общего нарушения. У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_statya.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные нарушения играют важную роль и занимают определяющее место в структуре общего нарушения (В.В. Лебединский, Е.С. Слепович, Н.Л. Белопольская, Н.А.) [1, 3, 4]. Недостаточность изучения особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, обусловливает актуальность изучения данной проблемы. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [2, С. 17].

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля [1, С. 87]. В то же время, отдельные частные аспекты эмоционального развития детей с отклонениями остаются мало изученными, хотя именно старший дошкольный возраст считается периодом активного эмоционального развития, что дает возможность сгладить имеющееся нарушение как можно раньше и, таким образом, в определенной степени нормализовать ход личностного развития ребенка.

Экспериментальное исследование  проходило с использованием методики: «Эмоциональная идентификация»  (Е.И. Изотова), Цветового теста (М. Люшер), методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич). В экспериментальном исследовании были задействованы  дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и дети с нормальным умственным развитием (контрольная группа).

Методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой выявила, что в отличие от детей с нормальным умственным развитием дети с ЗПР часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, не смогли идентифицировать такие эмоции как: «спокойствие», «презрение», «отвращение», «интерес», «стыд». Некоторые  дети смогли выполнить это задание  лишь с помощью педагога. Большинство детей с ЗПР часто отвлекались, начинали играть, забывая о сути выполнения задания. Дошкольники контрольной группы смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с изображением на фотографии. 

Анализ результатов экспериментального исследования дифференциации эмоциональных состояний показал, что нормально развивающиеся дошкольники успешно опознают в среднем 5 эмоций: печали, радости, удовольствия, гнева и страха. Дети с ЗПР в среднем опознают 2  3 эмоции, точно определяя  радость и  печаль. Большинство испытуемых  указывали  лишь на чувственный тон эмоциональных состояний, а в речи это звучало как  «плохое  хорошее», «веселое  грустное». Кроме того, мы обратили внимание  на  группы ошибки опознания эмоций: дети чаще других путают изображения удивления и страха, печали и гнева.

Таким образом, у 83 % детей с ЗПР   низкий уровень дифференциации эмоций, повышенный уровень эмоционального неблагополучия, дезадаптивное поведение, ограниченная способность эмоциональной регуляции деятельности за счет незрелости мотивационно - личностных компонентов.

Цветовой тест М. Люшера выявил наличие тревожности и стресса у 20% детей с нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7. Остальные испытуемые не  обнаружили негативных эмоциональных проявлений. У детей с ЗПР данный тест выявил наличие высокого уровня тревожности и агрессивности у 27% детей; основные цвета занимали преимущественно позиции с 5 – 8, дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5 и у 73%  тревожность средней степени.

Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Друкаревич выявила наличие тревожности и страхов у 12% детей с нормальным психическим развитием и у 84% детей с ЗПР. В экспериментальной группе  наблюдался тревожный характер линий рисунка (сильный или слишком слабый нажим на карандаш). 87% детей с ЗПР не смогли нарисовать  и  придумать несуществующее животное.

Образы животных были неотчетливые, «смазанные», отдаленно похожие на какого-либо животного. У большинства из них наблюдался «тревожный» характер линий (линии имели неровный характер, неаккуратно нарисованы, заходили друг на друга, дети часто проводили по одной линии несколько раз) и очень мелкое изображение животного,  характеризующее  низкий уровень самооценки. Дети контрольной группы справились с заданием, характер линий у них был ровнее, рассказ о животном более полным.

Результаты, полученные в нашем исследовании, тождественны взглядам  Н. Л. Белопольской [1], считавшей, что дети, сталкиваясь с трудностями при выполнении заданий, часто проявляют негативные эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают в ответ на действительные трудности, вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи, которая значительно снижает продуктивность детей в решении познавательных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки.

Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР и уровень эмоционального развития детей данной категории, отличие его от уровня эмоционального развития здоровых детей того же возраста, свидетельствуют о необходимости коррекционно-развивающей работы по формированию эмоциональной сферы.

Литература:

  1. Белопольская Н. Л.  Детская патопсихология. М.,  2004 .
  2. Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. Ростов - на – Дону, 2007 .
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.. 2011.
  4. Слепович Е.С. Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью: методические рекомендации. Минск, 2007.