Практика тьюторского сопровождения индивидуального образования.
Основой профессионального самоопределения личности старшеклассника выступает ценностно-смысловое самоопределение, т.е. определение себя относительно человеческих и профессиональных ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной и профессиональной траекторий. Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние годы, резко изменили ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой существенные изменения в образовании. Сегодня задачами образования и воспитания являются не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование у школьников индивидуальной активности в области самопознания, саморазвития, самоопределения, самостоятельности, способности к успешной социализации, готовности решать задачи профессионального выбора, адаптации на рынке труда и самореализации в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_tyutorskogo_soprovozhdeniya_individualnogo_obrazovaniya.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика тьюторского сопровождения индивидуального образования.
Организация тьюторского сопровождения в старшей школе как возможность поддержания и развития у каждого старшеклассника инициативного и авторского отношения к собственной образовательной, творческой, социальной, спортивной деятельности, проектированию образа своего будущего, к культуре, истории, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование:
-предметной компетентности старшеклассника – знаниевой базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным запросам обучающегося и его планам на будущее;
- управленческой компетентности старшеклассника - способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество), оформление продуктов деятельности (проект, исследование, презентация, социальный проект);
- коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (личностного ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.);
- социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества;
- готовности к ответственному выбору сферы будущей профессии, профессиональной деятельности.
Современному выпускнику необходимо уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях знаний. В связи с этим современное образование ориентировано на внедрение и использование в практике новых инновационных технологий, направленных на личностное и профессиональное становление учащихся. Тьюторство как инновационная педагогическая деятельность направлено на формирование у каждого старшеклассника культуры выбора, проектирования образа будущего, осознания познавательных и профессиональных потребностей и образовательных возможностей
В нашу многопрофильную старшую школу приходят ребята с разной мотивацией выбора профиля обучения: кто- то из них уже определился в выборе профиля и связывает его с будущей профессией, кто- то выбрал профиль, исходя из того, что у него хорошие отметки по этим предметам, кому-то профиль подсказали родители, а кто- то пришёл в нашу школу « за компанию» с другом.
Моя основная задача, как тьютора состоит в том, чтобы старшеклассники осознанно отнеслись к выбору профиля обучения и связали его с выбором будущей профессии. Вся работа по самоопределению старшеклассников начинается с выделения проблемы, а именно: какую профессию хочу получить, какие у меня способности, возможности, наклонности и как они сочетаются с той профессиональной сферой, которая интересует. В процессе сопровождения по профессиональному самоопределению учащихся используются три направления:
- предметное - расширяем границы предметного знания учащихся, используем и привлекаем знания других предметных областей;
- социальное – используем возможности окружающего социума, изучаем и анализируем образовательные возможности нашей школы и других образовательных, культурных, спортивных учреждений с точки зрения их ресурсности для реализации планов и замыслов;
-антропологическое- определяем способности, профессиональные интересы, выделяем сильные и слабые стороны личностного развития, формируем нужные умения и компетенции. При этом старшеклассникам создаются необходимые условия:
-предоставляется возможность выбора вариантов изучения предметов
( профильные или базовые), форм обучения, элективных курсов, тем и направлений исследовательской, проектной, творческой деятельности;
- возможность расширить пространство социальной деятельности, включиться в разные формы презентаций, поучаствовать в разных видах конкурсов, олимпиад, фестивалей, форумов, профессиональных проб;
- организуется пространство рефлексии в рамках тьюторских индивидуальных и групповых консультаций, где проходит обсуждение и анализ успехов, достижений, неудач, строится путь дальнейшего продвижения к цели.
Список литературы
1. Виноградова Н.М., Беспалова Г.М. Социальная проба, практика, проект в подростковой школе. – М., 2004.
2. Гладкая И.В. и др. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителя/ Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.
3. Индивидуально-ориентированная педагогика. Сборник научных трудов по материалам 2-ой тьюторской конференции и региональных семинаров. - Москва-Томск, 1997.
4. Меттус Е.В. Я учусь выбирать. – СПб., 2005.
5. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Классике Стиль, 2006.