Практика тьюторского сопровождения индивидуального образования.

Бондарчук Неля Николаевна

         Основой профессионального самоопределения личности старшеклассника  выступает ценностно-смысловое самоопределение, т.е. определение себя относительно человеческих и профессиональных ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной и профессиональной траекторий.         Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние годы, резко изменили ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой существенные изменения в образовании. Сегодня задачами образования и воспитания являются не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование у школьников индивидуальной активности в области самопознания, саморазвития, самоопределения, самостоятельности, способности к успешной социализации, готовности решать задачи  профессионального  выбора,  адаптации на рынке труда и самореализации в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика тьюторского сопровождения индивидуального образования.

Организация тьюторского сопровождения в старшей школе как возможность  поддержания и развития у каждого  старшеклассника  инициативного и авторского отношения к собственной образовательной, творческой, социальной, спортивной деятельности,  проектированию образа своего будущего, к культуре, истории, ценностным и  социальным стремлениям, направленным на формирование:

-предметной компетентности старшеклассника – знаниевой  базы для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным запросам обучающегося и его планам на будущее;

- управленческой компетентности старшеклассника - способов организации индивидуальной и коллективной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество), оформление продуктов деятельности (проект, исследование, презентация, социальный проект);

- коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (личностного ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности и др.);

- социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, профессиональные и другие сообщества;

-  готовности  к  ответственному  выбору  сферы будущей  профессии, профессиональной деятельности.

     Современному выпускнику  необходимо уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором  необходимых компетентностей в разных областях знаний. В связи с этим современное образование ориентировано на внедрение и использование в практике новых инновационных технологий, направленных на личностное и профессиональное становление учащихся. Тьюторство как инновационная педагогическая деятельность направлено на формирование у каждого старшеклассника культуры выбора, проектирования образа будущего, осознания познавательных и профессиональных потребностей и образовательных возможностей

В нашу  многопрофильную старшую школу приходят ребята с разной мотивацией выбора профиля обучения: кто- то из них   уже определился в выборе профиля  и связывает его с будущей  профессией, кто- то выбрал профиль, исходя из того, что у него хорошие отметки по этим предметам, кому-то профиль подсказали родители, а кто- то пришёл в нашу школу  « за компанию»  с другом.

    Моя  основная задача, как тьютора   состоит в том, чтобы   старшеклассники осознанно отнеслись к выбору профиля  обучения  и связали его  с выбором будущей профессии. Вся работа по самоопределению старшеклассников начинается с выделения проблемы, а именно: какую профессию хочу получить,  какие у меня способности, возможности, наклонности и как они сочетаются с той профессиональной сферой, которая  интересует.  В процессе сопровождения  по профессиональному самоопределению учащихся используются три направления:  

- предметное - расширяем границы предметного  знания учащихся, используем и привлекаем знания других предметных областей;

- социальное – используем возможности  окружающего социума, изучаем и анализируем образовательные возможности  нашей школы и других  образовательных, культурных, спортивных  учреждений с точки зрения их ресурсности  для реализации планов и замыслов;

-антропологическое- определяем способности,  профессиональные интересы, выделяем сильные  и слабые стороны   личностного развития, формируем  нужные умения и компетенции. При этом старшеклассникам создаются  необходимые условия:

-предоставляется возможность выбора вариантов изучения  предметов

( профильные или базовые), форм обучения, элективных курсов,  тем и направлений исследовательской, проектной, творческой деятельности;

-   возможность расширить  пространство социальной деятельности, включиться в разные формы презентаций, поучаствовать в разных видах конкурсов, олимпиад, фестивалей, форумов, профессиональных проб;

- организуется пространство рефлексии   в рамках тьюторских индивидуальных  и групповых консультаций, где проходит обсуждение и анализ успехов, достижений, неудач, строится  путь дальнейшего продвижения к цели.

Список  литературы

1. Виноградова Н.М., Беспалова Г.М. Социальная проба, практика, проект в подростковой школе. – М., 2004.

2. Гладкая И.В. и др. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителя/ Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.

3. Индивидуально-ориентированная педагогика. Сборник научных трудов по материалам 2-ой тьюторской конференции и региональных семинаров. - Москва-Томск, 1997.

4. Меттус Е.В. Я учусь выбирать. – СПб., 2005.

5. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Классике Стиль, 2006.