Гиперактивный ребенок: проблема и ресурс.

Китина Наталья Михайловна

Проблема гиперактивных детей существовала с давних времен, но серьезные научные исследования в этой области начались около четверти века назад. Долгие годы повышенная возбудимость и неумение сосредоточиться считались естественной возрастной особенностью. Педагоги прошлого писали о «буйном нраве» и «необузданной резвости» ребенка, которые необходимо усмирить посредством воспитания.

С течением времени феномен «плохого поведения» превратился в синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в состояние «нарушение активности и внимания», которое нуждается в адекватной комплексной коррекции.

На сегодняшний день СДВГ является самой распространенной формой нарушений поведения в детском возрасте.

 

Количество обращений родителей на консультации к психологам с заявленной проблемой растет с каждым годом. Чтобы каким-то образом изменить ситуацию, необходимо объединить усилия специалистов разного профиля: врачей, психологов, педагогов и родителей. На современном этапе разработан психологический и психотерапевтический круг мероприятий, способствующий преодолению дезадаптации ребенка с СДВГ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok_-_polnaya_versiya.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок: проблема и ресурс.

Проблема гиперактивных детей существовала с давних времен, но серьезные научные исследования в этой области начались около четверти века назад. Долгие годы повышенная возбудимость и неумение сосредоточиться считались естественной возрастной особенностью. Педагоги прошлого писали о «буйном нраве» и «необузданной резвости» ребенка, которые необходимо усмирить посредством воспитания.

С течением времени феномен «плохого поведения» превратился в синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в состояние «нарушение активности и внимания», которое нуждается в адекватной комплексной коррекции.

На сегодняшний день СДВГ является самой распространенной формой нарушений поведения в детском возрасте. Его частота, по данным зарубежных исследований среди детей дошкольного и школьного возраста, от 4-9 %, а по некоторым источникам до 24 %. Это не связано с интеллектуальными нарушениями. Как правило, дети с СДВГ имеют средний или даже выше среднего уровень интеллекта. При этом гиперактивные дети отличаются сниженным интересом к интеллектуальным занятиям, художественно-изобразительному искусству. Уже на первом году обучения до 30 % детей с СДВГ отстают в учебе от других учеников. Во многих случаях особенности психических процессов и поведения гиперактивного ребенка способствуют закреплению дезадаптации ребенка в образовательном учреждении. Необходимо подчеркнуть, что гиперактивные дети составляют группу риска. Если в раннем детстве у них отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может привести к появлению делинквентного поведения. В связи с этим «гиперактивность» представляет серьезную социальную проблему, поэтому следует еще раз подчеркнуть значимость своевременного выявления и коррекции дефицитарных функций таких детей.

Количество обращений родителей на консультации к психологам с заявленной проблемой растет с каждым годом. Чтобы каким-то образом изменить ситуацию, необходимо объединить усилия специалистов разного профиля: врачей, психологов, педагогов и родителей. На современном этапе разработан психологический и психотерапевтический круг мероприятий, способствующий преодолению дезадаптации ребенка с СДВГ. Остановимся подробнее на психологических особенностях детей с СДВГ и сформулируем рекомендации для родителей по взаимодействию с гиперактивным ребенком.

СДВГ представляет собой набор симптомов, характеризующихся способностью удерживать внимание лишь на короткий период из-за невозможности сосредоточиться, импульсивности и гиперактивности.

Дефицит внимания – неспособность ребенка сконцентрировать внимание в течение короткого периода времени. Нарушение внимания, как правило, обнаруживают у ребенка с СДВГ в процессе обучения, т.к. внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающих успешность процесса школьного обучения.

Дефицит внимания проявляется в следующем: на занятиях дети постоянно отвлекаются на окружающие звуки или зрительные раздражители (страдает устойчивость внимания). Отвлекаемость также может быть связана с собственным телом, одеждой, другими предметами. У детей с СДВГ отмечается сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. Эти проявления особенно заметны на занятиях (уроках).

У ребенка с СДВГ страдает избирательность внимания. Присутствует и нарушение распределения внимания – ребенку с СДВГ трудно одновременно выполнять две деятельности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения задания, что свидетельствует о повышенной утомляемости. Основные характеристики внимания – концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объем сформированы ниже возрастной нормы.

Объем оперативной памяти также чаще всего бывает снижен: ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным количеством информации, большая часть которой вскоре забывается.

Характерная черта умственной деятельности детей с СДВГ – цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении которого они утрачивают контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут) мозг отдыхает, накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла, затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5-15 минут. Такие особенности умственной деятельности приводят к возникновению у детей трудностей в освоении чтения, письма, счета. Их работоспособность и успешность обучения во многом определяются правильно организованным учебным процессом. При планировании учебной нагрузки необходимо учитывать, что к концу урока продуктивность деятельности ребенка с СДВГ уменьшается, равно как и к концу учебного дня.

Важной особенностью детей с СДВГ является гиперактивность. Но если дефицит внимания является базовым и необходимым при данном состоянии, то гиперактивность может быть слабо выражена. Как правило, гиперактивность свойственна мальчикам. Гиперактивные дети постоянно пребывают в движении независимо от того. Чем занимаются. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, ведь каждый элемент движения у него действительно довольно быстрый и активный. Тем не менее, в целом у ребенка много лишних, ненужных и даже навязчивых движений. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправлена и маломотивированна. Они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения и плаксивости. Ребенок торопится, суетится; приступает к заданию, не дослушав инструкции, а затем много раз переспрашивает. Часто гиперактивному ребенку грозит непонимание со стороны окружающих, поскольку поведение вызывает много нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и преподавателей. Гиперактивность проявляется  не просто избыточной двигательной активностью, но также беспокойством. Посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ребенок ерзает на стуле, вертит что-то в руках, трясет ногою и пр.). Спят эти дети намного меньше, чем другие.

Как правило, к подростковому возрасту такой яркой гиперактивности у ребенка с СДВГ, как, например, в возрасте 3-6 лет, мы не наблюдаем. Гиперактивность компенсируется или приобретает несколько иную форму. У подростков гиперактивность чаще проявляется чувством внутреннего беспокойства, чрезмерной говорливостью, суетливостью.

Импульсивность также является психологической особенностью детей с СДВГ. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; перебивает других; на вопросы отвечает невпопад, не выслушав до конца. В действиях прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежелательным и отверженным в коллективе. Часто общаться с ним готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники.

Необходимо отметить, что необязательно у ребенка будут проявляться все вышеописанные особенности познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер. В большей мере может быть выражено что-то одно: например, ребенка можно легко отвлечь, он рассеян и не успевает за темпом учебного процесса, но при  этом он не гиперактивен. Однако у него может присутствовать эмоциональная лабильность: частые смены настроения, острая реакция в случае неуспеха и т.п. Так, ребенок в этом примере также относится к рассматриваемой нами категории детей и нуждается в дополнительном внимании и правильном сопровождении педагогом, психологом и родителем. Можно сделать вывод, что, если в дошкольном возрасте у детей с СДВГ преобладает гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, то в школьный период на первый план выступают трудности в учебе и поведении.

Согласно теории Л.С. Выготского, любой первичный дефект порождает вторичные и третичные дефекты, проявляющиеся на личностном и социальном уровнях. Поэтому (уже вторично) из-за стойких неуспехов в обучении и отрицательной обратной связи в виде отметок, порицаний и жалоб родителей у педагогов у таких детей развивается низкая самооценка, повышенная тревожность, обиды и страхи, то есть проявляется гетерархия развития. В некоторых случаях также может наблюдаться упрямство, лживость, вспыльчивость и агрессивность. Постоянные стрессовые ситуации, связанные с поведением ребенка, начинают отрицательно сказываться на детско-родительских и внутрисемейных отношениях.

Следовательно, чем раньше будет оказана поддержка и помощь гиперактивному ребенку в адаптации к нагрузкам, школьным правилам, в усвоении умений и навыков, тем эффективнее мы сможем минимизировать появление нарушений на личностном и социальном уровнях. И, конечно, необходимо найти сферы деятельности ребенка, в которых он может проявить компенсаторные функции, а также обнаружить те области, в которых особенности ребенка с СДВГ будут востребованы. Это касается спорта, досуга и участия ребенка в школьной жизни.