Использование метода трансактного анализа в работе с обучающимися как средства научения самоконтролю и бесконфликтному общению
Общение подростков со сверстниками и взрослыми можно считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи же в общении ведут к внутреннему дискомфорту. С целью познания учащимися методов и приемов, способствующих гармоничному общению, проводится занятие, которое помогает ребятам при условии успешной реализации ими полученных знаний находить выход практически из любой ситуации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода трансактного анализа в работе с обучающимися как средства научения самоконтролю и бесконфликтному общению
Общение подростков со сверстниками и взрослыми можно считать важнейшим психологическим условием их личностного развития.
Неудачи же в общении ведут к внутреннему дискомфорту.
С целью познания учащимися методов и приемов, способствующих гармоничному общению, проводится занятие, которое помогает ребятам при условии успешной реализации ими полученных знаний находить выход практически из любой ситуации.
Тема: «Их трое, во мне…»
Цель: Раскрывая идею «трех начал» в человеке, способствовать психическому и личностному росту обучающихся.
Задачи:
Способствовать
- развитию у подростков умения осознанно оценивать свои возможности, качества личности, поведение;
- созданию позитивной Я-концепции подростка через формирование позиции Взрослого;
- формированию социальных навыков как условию здорового жизненного стиля.
Форма работы: групповое занятие
Хронометраж: 80 минут.
Оборудование: эпиграф к уроку, таблица «Позиция Ребенка, Родителя, Взрослого», набор ситуаций, фломастеры, бумага.
Хорошими людьми становятся
больше от упражнений,
чем от природы.
Демокрит
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
- Ритуал начала занятий: создать хорошее настроение друг другу.
- Изучение нового материала.
- Беседа об идее «трех начал» в человеке.
Американский психолог Э.Бёрн высказал идею «трех начал» в человеке. По его мнению, в человеческом поведении реализуются три позиции (три роли), которые он определил как позиции Ребенка, Родителя и Взрослого.
Взрослый – это наше чувство реальности, это видение мира так, как он есть.
Ребенок – это эмоциональность, непосредственность, игровое (в житейском смысле этого слова) отношение к реальности и немалая доля безответственности.
Родитель – он не интересуется, каков мир, поскольку точно знает, каким он должен быть; это тот, кто воспитывает и указывает, наставляет и наказывает.
Простейшая ситуация поможет нам понять, что все это значит.
Брат спрашивает у сестры: «Где моя книга?» Как проявятся в этом вопросе наши три «существа»?
В вопросе Взрослого будет очень простой смысл: не видала ли ты ее (книгу)?
Тот же вопрос, заданный «от лица Ребенка», скорее всего, соединит капризничанье с беспомощностью: «Я не могу найти! Помоги мне! Обрати на меня внимание!»
А Родитель? В его вопросе будет совсем иной смысл: «Вечно в доме беспорядок! Ничего нельзя найти!»
Ответить можно также с трех позиций. Взрослый (ая) скажет спокойно: «Я не знаю» или «Кажется, я ее видела в книжном шкафу». Ребенок также может сказать: «Я не знаю…», но уже тоном беспомощно-извинительным; или ответит рассеянно: «Я ее не брала». Родитель же перейдет в наступление: «Почему я должна следить за твоими вещами?! Ты сам вечно все разбрасываешь!».
Степень присутствия этих начал в человеке не связана впрямую с возрастом. Конечно, в пятилетнем ребенке больше присутствует детское начало, чем в пятнадцатилетнем, хотя порой и седовласый человек может остаться Ребенком – разумеется, если обстоятельства и окружающие позволяют ему это. В одних отношениях (скажем, на работе) он может быть суровым Родителем – руководителем, а дома превращаться в капризное Дитя…
2. «Примерка» ролей.
Каждый ученик примеряет три роли – агрессивного, неуверенного и уверенного человека – в одной и той же ситуации, что соответствует позиции Родителя, Ребёнка и Взросого.
Задание. Представьте себе, что ваш знакомый в который раз забывает вернуть вам вашу вещь (книгу, выкройку и т.п.).
.Образец ответа:
Агрессия: «Ты, наконец, принесешь мой журнал? Сколько раз можно напоминать? Я хочу получить его завтра же!».
Неуверенность: «Извини, если моя выкройка тебе уже не нужна, то, может быть, ты могла бы ее вернуть?».
Уверенность: «Мы договорились, что ты вернешь мне модель вовремя. Буду благодарен, если самое позднее – завтра – ты принесешь мне ее».
3. Обсудить примеры из жизни ребят (обратить внимание, что речь идет не о человеке, а о его позиции, роли).
4. Заполнение учениками в процессе работы на уроке таблицы «Позиция Ребенка, Родителя, Взрослого» (примерное заполнение таблицы отражено в приложении №1).
Позиция | Детская | Родительская | Взрослого |
Определение понятия | |||
Слова и выражения | |||
Тон | |||
Эмоции и чувства | |||
Поведение | |||
Ассоциации |
IV. Закрепление нового материала.
1. Обсудить круг вопросов:
- Какую позицию используют чаще всего люди и почему?
(Опыт показывает, что дети, при ответе на данный вопрос, отмечают детскую и родительскую позиции, отодвигая позицию Взрослого на задний план, однако объяснить этого не могут).
Все мы родом из детства. Именно поэтому нам хорошо знакома позиция Ребенка. Но и позицию Родителя мы очень хорошо знаем, т.к. с самого рождения формируются детско-родительские отношения. А позиция Взрослого нам неведома.
- Какая позиция наиболее комфортна для общения? Почему?
2. Упражнение «На театральных подмостках». Разбор ситуаций.
Примеры ситуаций:
1) Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите…
2) Продавщица занята разговором с приятельницей, а вам нужно сделать покупку. Вы говорите…
3) Ваш заказ выполнен с дефектами. Вы обращаетесь к мастеру…
4) Вы хотите исправить плохую отметку. Вы обращаетесь к учителю…
5) Ваш сосед по парте испачкал мелом ваше сиденье. Вы подходите и говорите…
6) Ваш товарищ поставил вас в неловкое положение перед чужими людьми. Вы заявляете ему…
Опишите ваше внутреннее состояние в каждой роли. Какая из них в большей степени приводит к взаимопониманию?
3.Закончить заполнение таблицы «Позиция Ребенка, Родителя, Взрослого» - ассоциации в картинках: С кем или с чем ассоциируется у вас то или иное поведение? Озвучить.
4. Должны ли люди знать, в какой социальной роли они выступают чаще всего на данном этапе их развития? Почему это важно? К чему мы должны стремиться?
Составление формулы «Три «Я» по тесту (приложение №2).
5. Обсуждение результатов диагностики.
Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих социальных ролей. О чем же она может рассказать?
ВДР – вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поручениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом, всем тем, кто, в основном, имеет дело с людьми, а не с машинами.
Если в поведении человека преобладает родительская позиция, то такой человек способен с детской непосредственностью резать «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет, и вы захотите передвинуть свое Р на второе и даже третье место, то это вполне осуществимо.
Д на первом месте – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.
V. Рефлексия занятия.
Наша встреча подходит к концу. Подумайте и в 2-3-х предложениях опишите, что запомнилось, что вызвало удивление, каким было ваше самочувствие и настроение во время урока.
Поблагодарим друг друга за работу.
VII. Домашнее задание. Понаблюдать за собой: в какой роли вы чаще всего выступаете и соответствует ли ваше поведение формуле, выведенной вами на уроке.
Приложение №1
Позиция | Детская | Родительская | Взрослого |
Определение | Эмоциональность, беззащитность, безответственность | Тот, кто воспитывает, наказывает и т.д. | Реальное видение мира |
Слова и выражения | Хочу | Надо | Могу |
Тон | Неуверенный, капризный | Категоричность, самоуверенность | Спокойный |
Эмоции и чувства | Спонтанные реакции (радость, печаль); страх, беспокойство, тревожность | Обвинение, гнев, угроза; сочувствие | Спокойствие, удовлетворение, уравновешенность |
Поведение | Неуверенное | Агрессивное | Уверенное |
Ассоциации | Рисунок (с кем, с чем, почему?) | Рисунок (с кем, с чем, почему?) | Рисунок (с кем, с чем, почему?) |
Приложение №2
Тест «Три Я»
Неуверенный тон соответствует позиции ребенка, агрессивный – родителя, уверенный – взрослого.
Какую же социальную роль мы чаще всего исполняем?
Оцените высказывания в баллах от 0 до 10 на отдельных бланках.
- Мне порой не хватает выдержки.
- Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
- Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
- Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
- Меня провести нелегко.
- Мне бы понравилось быть воспитателем.
- Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
- Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
- Каждый должен выполнять свой долг.
- Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.
- Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
- Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
- Я, как многие люди, бываю обидчив.
- Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
- Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.
- Я – увлекающийся человек.
- Мой основной критерий оценки человека – объективность.
- Мои взгляды непоколебимы.
- Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
- Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
- Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Обработка результатов:
Подсчитайте сумму баллов отдельно по вопросам.
Вопросы 1,4,7,10,13,16,19 соответствуют позиции Ребенка (Д).
Вопросы 2,5,8,11,14, 17,20 соответствуют позиции Взрослого (В).
Вопросы 3,6,9,12,15,18,21 соответствуют позиции Родителя (Р).
Литература
1. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116 с.
2. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. /Под ред. Ю.З. Гильбуха. – К.: Ин-т психологии АПН Украины, 1994. – 80 с.
3. Мы живем среди людей: Кодекс поведения /Авт.- сост. И.В. Дубровина. – М.: Политиздат, 1989. – 383 с.
4. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия: Практические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128 с.
