Блехер Алла Викторовна

педагог-психолог

Всё, что я умею и знаю, всё, чем природа одарила меня как личность, для тех, кто идёт ко мне!

Профессия: педагог-психолог

Профессиональные интересы: психологическое консультирование

Увлечения: классическая литература

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: г. Сургут

Место работы: МБВ(с)ОУО(с)ОШ№1

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bleher-alla-viktorovna
Жизнь нужно прожить сейчас; её нельзя без конца откладывать.
Ирвин Ялом

Размышления на тему: "Нужен ли психолог в школе?"

К сожалению, в нашем обществе постсоветского пространства многие люди связывают само слово "психолог" с понятием "псих"! Это довольно распространённое явление, что не может не  удручать! Необходимо приложить немало усилий, чтобы изменить такое  деструктивное отношение к психологу. Ведь психолог в школе - первый помощник детям, учителям и родителям:
 Психолог помогает администрации и педагогам выстраивать отношения с учениками, а ученикам – адаптироваться к учебе и жизни среди одноклассников.
 Психолог – это посредник при решении конфликтов, возникающих между учениками или учеником и учителем.
 Психолог проводит психодиагностику для отслеживания динамики развития и психологического благополучия учеников в школе.
 В старших классах психолог проводит профориентационную диагностику и консультирование.
 Психолог всегда может дать квалифицированную консультацию по вопросам развития и воспитания школьника и делает это конфиденциально.
 И, наконец, психолог может просто выслушать ребенка, когда его что-то очень беспокоит.

На сегодняшний день довольно распространенными проблемами детей являются проблемы непослушания и неуспеваемости. Ведь учителя с «трудными» детьми практически не работают. Максимум, что они могут, — провести беседу с таким ребенком. Но когда такой подросток попадает в руки психолога, то тот проводит с ним огромную работу. Школа – это заведение, где каждый человек индивидуален, к нему нужны особый подход и внимание. Многие дети довольно уязвимы и непостоянны, поэтому требуют особого внимания. Психологические особенности школьника устроены так, что если на него давить со всех сторон, то он или замкнется в себе, или будет дальше проявлять непослушание, привлекая к себе внимание любыми способами. А  школьный психолог поможет разобраться в истоках проблемы, найдёт действенные методы для ее решения. Кроме того, специалист поможет оптимизировать ту среду, в которой находятся дети. 

Конечно, школьный психолог не должен работать как пожарная команда. Основное направление его работы – не решать проблемы, а предупреждать их.  Главное – не организовать коррекционные занятия, а нормализовать отношение к ребенку со стороны учителей и родителей, с которыми ребенок проводит гораздо больше времени, чем с психологом, т.е. обеспечить каждому ребенку условия развития, соответствующие его возможностям.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях школа может претендовать на звание социального института знаний. Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Главное в работе психолога - создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, появляется личностная позиция (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы приводит к нужным результатам относительно поведения и развития ребенка.

О себе

 

Стать учителем мечтала с детства и счастлива, что моя мечта сбылась. Получив высшее образование, в 1971 году начала работать в школе учителем русского языка и литературы в старших классах. Очень любила свою профессию. Проработав почти четверть века, почувствовала, что мне не хватает психологических знаний (ведь шли уже 90-ые годы, и мир стал другим, и дети стали другие - не такие наивно-открытые что ли).  Окончив психологическое отделение философского факультета и получив специальность практического психолога в системе народного образования, поняла, что передо мной открылся внутренний мир детей! Это настолько захватило меня, что я решила: буду работать психологом. И ни разу не пожалела об этом.

Главным в своей работе считаю гуманно-личностный и творческий подход к детям в образовательном пространстве. Легко нахожу с ними общий язык: они мне доверяют. Я их понимаю и принимаю такими, какие они есть. В процессе многолетней педагогической и психологической деятельности я внимательно изучала особенности характера и поведения детей, при необходимости меняла стиль общения, обрела навыки создания благоприятной развивающей среды, в которой дети могут творчески развиваться и самоутверждаться.

Приобретенный психологический опыт, профессиональные знания и навыки позволяют мне оказывать помощь и поддержку семьям в развитии и воспитании детей, детей самостоятельных, умеющих свободно мыслить, общаться, планировать и контролировать свою деятельность. 
Особый интерес вызывает у меня работа с подростками, с кризисными ситуациями подросткового возраста. Пройдя через все трудности этого жизненного этапа, подросток должен приобрести опыт, который сделает его полноправным членом общества. Именно в этом возрасте он осваивает необходимые в будущей взрослой жизни социальные навыки. Моя задача как психолога - способствовать психическому и личностному росту учащихся, развивать у них навыки самопознания, умения видеть свои достоинства и недостатки и, исходя из этого, строить свою жизненную позицию.

И, конечно, я стремлюсь к воплощению в жизнь своего девиза: "Всё, что я умею и знаю, всё, чем природа одарила меня как личность, для тех, кто идёт ко мне"

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Каждый человек формирует свой внутренний мир в течение всей своей жизни. На каждом этапе моего жизненного пути актуальными, интересными и формирующими личность были различные книги.

"Маленький принц" Антуана де-Сент Экзюпери. Книга о мире, увиденном глазами ребёнка. Такое видение мира наиболее правильное, человечное и естественное. Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки сосредоточена вся человеческая мудрость. Действительно, "зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь".

Помню, как в детстве читала захватывающий роман В. А. Каверина (Зильбера) "ДВА КАПИТАНА". Последняя часть этого романа была опубликована в 1944 году, и он сразу же удостоился Сталинской премии! По роману было несколько телевизионных экранизаций. Но на всю огромную тогда страну прогремел девиз: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" Рыцарская мораль во все времена способствовала пополнению в нашей стране рядов летчиков, моряков и полярников: настолько велик заряд высокой нравственности и оптимизма, который давали людям герои Каверина. 

Ещё одна, значимая для меня книга, - это повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие". Борис Васильев - известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Благодаря таланту и правдивости писатель создал яркие и героические образы женщин на войне. Опасность сблизила бойцов зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, раскрыла необыкновенные их душевные качества, готовность проявить лучшие качества защитника и солдата. Все девушки - Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова - погибли, но старшина Васков, потрясенный такими потерями, довел дело до конца. Автор показал, что нет предела человеческим возможностям. Васков не столько мстит врагам за убитых девчат, сколько выполняет свой воинский долг. Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, чтобы вырастить сына Риты Осяниной, чтобы своей жизнью оправдать гибель девчат.
Борис Васильев сумел создать образ героического поколения наших отцов и дедов, у которого всем последующим поколениям есть чему поучиться. Благодаря подвигу таких людей, как герои повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», была одержана Великая Победа.

Мой взгляд на мир

 

Огромный Мир вокруг нас! Он волнующий, порой пугающий , но в то же время притягивающий, интересный, быстро меняющийся и непредсказуемый, вдохновляющий нас на поступки и заставляющий нас задумываться, радоваться и страдать, удивляющий нас своей красотой и порой разочаровывающий жестокостью и неадекватностью его обитателей. Мир вокруг нас вызывает разные чувства, разные эмоции, но никогда не оставляет равнодушными.

Есть мудрая притча  о взгляде на мир:

"Один старый и очень мудрый китаец сказал своему другу:
- Рассмотри получше комнату, в которой мы находимся, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета.

В комнате было много коричневых вещей, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрый китаец задал ему следующий вопрос:
- Закрой-ка глаза свои и перечисли все вещи... синего цвета! - Друг растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!»
На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись — ведь в комнате очень много вещей синего цвета». И это было чистой правдой. Тогда мудрый китаец продолжил: «Этим примером я хотел тебе показать правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни — только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни.

Запомни: если ты ищешь плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего".

Если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к худшему, то оно обязательно произойдет с тобой, ты никогда не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но всегда будешь находить им новые и новые подтверждения. Но если ты будешь надеяться и готовиться к лучшему, то ты не будешь притягивать плохое в свою жизнь, а просто рискуешь всего лишь иногда быть разочарованным, ведь жизнь невозможна без разочарований.

Вывод напрашивается сам собой: мы видим в своей жизни то, что хотим видеть, то, что привыкли видеть. А в ней есть всё. и каждый человек видит свой мир по-своему: ведь для кого-то даже солнечный день может быть пасмурным. 

Для кого-то жизнь - это борьба, для кого-то - наслаждение, для кого-то каждый день наполнен радостью, а кого-то окружают препятствия со всех сторон. И самое интересное, что каждый из них прав.

Мир наш прекрасен, так давайте искать в жизни только хорошее, светлое и радостное, и мы обязательно будем получать от жизни в основном только приятные подарки, и каждый день наш будет наполнен смыслом, радостью и непередаваемым ощущением счастья от того, что мы живем!

Всем УДАЧИ!

P.S.

Ты можешь стать умнее тремя путями: 

путём опыта - это самый горький путь;

путём подражания - это самый лёгкий путь;

путём размышления - это самый благородный путь

                                       (Древняя китайская поговорка)

 

Мои достижения

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Творчески подхожу к подготовке педсоветов,  психолого-педагогических семинаров, родительских собраний, темы которых всегда актуальны и соответствуют требованиям времени. Это семинары-практикумы, направленные на профилактику «синдрома сгорания» педагогов; семинары обучающего характера «Научить учиться», «Пути формирования учебной мотивации и интересов учащихся» и др., направленные на оказание психологической и методической помощи учителям, классным руководителям в осуществлении их работы с обучающимися. На городской августовской конференции, посвящённой 10-летнему юбилею психологической службы города,   успешно провела  психолого-педагогический мастер-класс «Учитель-ученик: условия успешного взаимодействия».

В рамках опорной образовательной площадки для заместителей директоров школ города провела семинар «Формирование комплексного подхода в осуществлении деятельности по профилактике употребления ПАВ и девиантного поведения подростков»; для педагогов-психологов города – мастер-класс «Метод трансактного анализа в работе с обучающимися как средство научения самоконтролю и бесконфликтному общению»; для родителей школы и родительской общественности города - родительский университет «Сотрудничество или противостояние?»

Являюсь руководителем проекта школы  «Современная семья – компетентные родители».

Много внимания уделяю психологическому здоровью школьников, в связи с чем мною  разработаны адаптированные к контингенту учащихся программы, включающие не только инструментарий психологического сопровождения подростков, но и отслеживания динамики психического и психологического состояния в сложные периоды их жизни, в частности, в период подготовки и сдачи ЕГЭ. 

С 2000 года на протяжении 10 лет являлась членом экспертной группы по аттестации педагогов-психологов города,  членом жюри на олимпиадах по психологии, принимала  участие в разработке олимпиадных заданий и выработке критериев их оценивания.

Я всегда готова поделиться своим опытом с коллегами, студентами: в течение двенадцати лет я - наставник студентов-практикантов психологического факультета университета и пединститута..

Работа «Акцентуация характера подростков и помощь им в преодолении патогенного влияния» издана в сборнике «Психологическая служба: поиск, опыт, находки» / Екатеринбург;  разработка занятий, которые помогают ребятам при условии успешной реализации ими полученных знаний находить выход практически из любой ситуации, опубликована в журнале «Образование в современной школе» /Москва, Издательство «Просвещение», в рубрике «Делимся опытом».   

Моё портфолио

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что опубликованные мной материалы пригодятся Вам в Вашей профессиональной деятельности.

 

Мои публикации:
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы