Психологическая поддержка дезадаптированных подростков в организации работы учителя с ними
Как работать с детьми с отклоняющимся поведением, как работать с учащимися со слабой нервной системой, как работать с учащимися с сильной нервной системой, как работать с инертными либо подвижными учащимися, как работать с детьми с отклоняющимся поведением, как работать с гиперактивными детьми - всё о главных принципах, правилах, приёмах бесконфликтного общения с дезадаптивными подростками можно найти в данной статье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая поддержка дезадаптированных подростков в организации работы учителя с ними
2.1. Как достичь спокойствия учащихся.
1. Обращайтесь к учащимся ровным голосом. Увлекательный урок или занятие - лучшее успокоительное.
2. Притроньтесь мягко к плечу тех, кто особенно расшалился, или, приложив палец к губам, намекните жестом о молчании.
3. Поинтересуйтесь здоровьем тех, кто не поддается и вышел из-под контроля. Спокойно выслушайте и устраните причину беспокойства. Уменьшить самопожирающий огонь, не погасив света - вот мудрость мотивации спокойствия.
2.2. Как привлечь внимание и обеспечить восприятие.
1. Изменение и движение иллюстративного материала на уроке - лучший стимул для восприятия.
2. Контраст фигуры и фона также привлекает внимание учащихся.
3. Необходимость воспроизвести предметную действительность (в звуке, изображении, в виде чертежа, схемы) приводит к специальной задаче на наблюдение и способствует формированию такого качества у учащихся, как наблюдательность. Сличение фиксируемой копии с оригиналом развивает внимательность.
2.3. Как стимулировать мотивацию радости учащихся.
1. Снятие наказания, неудовлетворительных отметок и даже критики в ходе обучения. Если учащийся еще не способен что-то сделать, то за что его критиковать?
2. Доброе слово за маленький успех, за малейшую победу в соревновании с самим собой и другими, за помощь другим после победы над ними, чтобы радость победы была нравственной.
3. Своевременное поощрение и документальное его оформление за участие и успехи во всех видах деятельности учащегося особенно важна в этом деле.
2.4. Как стимулировать мотивацию обучения.
1. Заинтересовать учащихся в освоении новых действий и понятий через увязывание их с уже имеющимися у него трудовой мотивацией и мотивацией обучения.
2. Обеспечить “проблемную включенность” учащегося через стимулирование потребности в ориентировке и новизне.
3. Поддерживать новизну не только за счет освоения той или иной исполнительской деятельности, но также и контроля, коррекции и оценки.
2.5. Как стимулировать мотивацию воспроизведения.
1. Через повторение без повторения, т.е. варьирование условий, содержания, средств, способов и результатов повторения.
2. Путем воспитания привычек, которые как бы самомотивируют личность на уровне установки. Здесь наиболее действенным средством является пример учителя.
3. Через подключение внешней мотивации (трудовой, общения, самодеятельности), которая обеспечивается материальным, моральным и нравственным вознаграждением за воспроизведение.
2.6. Как стимулировать мотивацию речи и мышления.
1.Подвести учащегося к ситуации устного общения (диалогического, группового, монологического) или переписки (личной, семейной, деловой).
2. Подойти с учащимся к необходимости зафиксировать реальные события, реальных людей, их деяния и творения, чувства в тексте с целью сохранения памяти о них.
3. Стимулировать мышление решением задач с постепенным исключением реальных предметов, их изображений и словесных изображений (обозначений).
2.7. Как стимулировать мотивацию творчества.
1.Главным стимулом является включение учащихся в проблемную ситуацию.
2. Необходимо дать время для индивидуального решения, снять критику и обеспечить возможность широкого переноса всевозможных знаний, умений и навыков учащихся.
3. В коллективном творчестве помощь учителя должна быть очень тонко дозирована. По словам замечательного педагога А. И. Мещерикова: “Помощь взрослого должна быть строго дозирована: она не должна быть так велика, чтобы ребенок совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика, чтобы был достигнут полезный результат”.
Межличностные отношения.
- Условия психологической поддержки школьника:
- опираться на сильные стороны ребенка,
- избегать подчеркивания промахов ребенка,
- показать, что мы, взрослые, удовлетворены им,
- уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку,
- научить ребенка любить людей,
- внести юмор во взаимоотношения с ребенком,
- уметь взаимодействовать с ребенком,
- позволить ребенку самому решать проблемы там, где возможно,
- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний,
- понимать и принимать индивидуальность ребенка,
- проявлять симпатию и веру в ребенка,
- помочь ребенку чувствовать свою нужность,
- помочь ребенку определить жизненные цели,
- помочь наладить отношения с людьми, играющими важную роль в жизни ребенка,
- дать возможность познать успех на собственном опыте, приобрести опыт успеха в школе,
- уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться,
- помочь ребенку разобраться в себе самом, познать самого себя,
- способствовать формированию чувства собственного достоинства,
- поддержать стремление к самостоятельности,
- помочь найти в себе все то, что в нем есть хорошего,
- хвалить за все то, что считаете хорошим,
- -сосредоточиться на преимуществах ребенка, с целью укрепления его самооценки,
- помочь ребенку поверить в свои силы и способности,
- поддержать ребенка при неудачах,
- -следить за формированием “зоны ближайшего развития” ребенка дома и в школе,
- помочь ребенку пережить горе и др.
Вовремя оказанная психологическая поддержка поможет приобрести нравственное равновесие во взаимоотношениях со всеми сторонами мира.
3.2 Рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций.
1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
5. Совместная деятельность сближает и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.
3.3. Как выражать неудовольствие поступками учащихся?
1. Можно выразить неудовольствие действиями школьника, но не школьником.
2. Можно осуждать действия школьника, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит, есть причины.
3. Недовольство действиями школьника не может возникать то и дело - иначе это перерастет в неприятие школьника.
4. Оценивайте поступок, а не личность. Дайте школьнику ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
5. Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
3.4. Приемы бесконфликтного общения с учащимися.
1. Необходимо постоянно отождествлять себя с учащимися как рационально (стараясь понять его логику), так и эмоционально (представить себе его состояние).
2. Подавать мысль не в прямом безапелляционном тоне, а в демократическом стиле приглашения к обсуждению в виде речевых контактных формул: “ Ты, конечно понимаешь... Давай вместе подумаем... Может быть, на это стоит взглянуть по-другому? Твоя точка зрения мне пока непонятна... Мне все-таки кажется ...”
3. Избегать знаков превосходства в виде приказа (Рассказывай, что у тебя произошло. Ответь, до каких пор...), обвинения (Не вижу, что ты исправился, опять прогуливаешь. От тебя никому житья нет.), нравоучения (Тебе не нужно дружить с этой компанией... Ты должен брать пример с... Давно пора исправиться.), речевых формул скрытого превосходства (Ай, да брось ты... Хватит, и так все ясно... Еще бы ты...).
4. Сильным конфликтогенным фактором может стать юмор, часто переходящий в ехидство, насмешку. Юмор должен быть обоюдно-направленным по формуле: “ Мы..., с нами .... все мы...” или направлен на ситуацию, но ни в коем случае на личность учащегося.
5. Демонстрировать знаки уважения к учащимся: цитировать их, ссылаться на них, подчеркнуто вежливо обращаться по имени.
- Использовать невербальные средства общения (контакт глаз, достаточно близкая дистанция между говорящими, интонациями, мимика, жесты) для создания атмосферы доверительности.
3.5. Главные принципы и правила педагогического общения. Основные принципы общения с ребенком - БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка - значит
- проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом, "Уважать - душевно признавать достоинства человека" (В.Даль);
- осознание и признание права личности быть непохожей на других;
- предоставление права на свободу выбора;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности;
- владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация), каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции;
- учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения:
- проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий достоинства ребенка);
- уметь слушать;
- уметь по внешним признакам определить состояние ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с вниманием и уважением, не прерывать собеседника;
- уметь говорить:
- владеть культурой речи (доступность, образность, логичность высказывания, лаконичность);
- управлять голосом (интонация, дикция);
- управлять мимикой, жестом;
- уменьшение речевой деятельности, ведение диалога, а не монолога;
- уметь управлять своим состоянием, чувствами; вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций.
Как работать с учащимися “группы риска”
4.1. Правила, которых должны придерживаться в своей работе учителя, работающие с детьми “групп риска”.
1. Сначала учитель должен завоевать внимание детей. Это очень важно, так как у детей этой группы слабое внимание.
2. Учитель обязательно повторяет материал, пройденный на предыдущем уроке, и связывает его с материалом урока так, чтобы учащийся понял связь между прошлым уроком и настоящим.
3. Учитель разъясняет цель урока ученикам, очень важно, чтобы учащимся было понятно, над чем они будут работать.
4. Учитель демонстрирует ученикам навыки, над которыми они будут работать.
5. Учитель подсказывает ученику, что и как надо делать, и выполняет задание вместе с ребенком, чтобы способствовать формированию правильного навыка.
6. Ученик работает самостоятельно под наблюдением учителя, чтобы, в случае необходимости, учитель мог оказать ученику помощь.
7. Вновь сформированный навык закрепляется.
8. Учитель рассказывает о том, над чем они будут работать на следующем уроке.
9. Этап самостоятельной работы включает выполнение письменных заданий.
4.2. Как работать с учащимися со слабой нервной системой.
Ребенок со СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ чаще всего спокойный, тихий, осторожный, послушный, с повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до педантизма, отличается повышенной впечатлительностью. Непривычная среда, внимание окружающих, оказываемое на него психическое давление - все это может для такого ребенка стать сверхсильным раздражителем. В таких случаях он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы, не выполняет простейших просьб. Вследствие своей повышенной чувствительности эти дети отличаются особой уязвимостью, болезненно реагируют на недовольство окружающих, часто перепады настроения. Им не хватает уверенности в себе, свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть.
- Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме; во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного; по возможности спрашивать их в начале урока - лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня.
- Не требовать отвечать новый только что усвоенный материал; лучше отложить опрос на следующий урок.
- Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и высказываниями типа "хорошо", "умница", "молодец") формировать уверенность в своих силах; обязательно поощрять их за старание, даже если результат далек от желаемого.
- Осторожно оценивать неудачи этих учеников - ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним.
- В минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку.
- Учить переживать неудачи; для этого нужно объяснить, что терпеть иногда неудачи - это нормально и неизбежно; неуспех - не повод для отчаяния и презрения к себе.
- Стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широкий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возможности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.
4.3. Как работать с учащимися с сильной нервной системой.
Ребенок с СИЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ чаще всего бодрый, уверенный в себе. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти не испытывает трудностей. Без особого напряжения может работать в течение длительного времени. При однообразной монотонной работе испытывает чувство раздражения, неудовольствия, начинает отвлекаться, разговаривать. Таким детям с трудом удается работать по алгоритму, шаблону. Ученики с сильной нервной системой не склонны к работе, требующей систематизации, упорядочения материала. Им скучно при повторении пройденного материала.
ТАКТИКА учителя по отношению к ученикам с сильной нервной системой:
- в ситуации монотонности надо в определенной степени разнообразить их деятельность - например, при выполнении однотипных заданий направить их на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов;
- в ситуации, когда надо выполнить поэтапные действия, следует обращать на этих учеников особое внимание, контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности.
4.4. Как работать с инертными и подвижными учащимися.
ИНЕРТНЫЙ УЧЕНИК на уроках спокоен, ему трудно перестроиться и включиться в учебную деятельность. Неприятности, неудачи, обиды он не забывает сразу. Они как бы застревают в сознании инертного ребенка и мешают ему двигаться дальше. Речь чаще всего неторопливая, замедленная, мимика и жестикуляция практически отсутствуют. При работе с ИНЕРТНЫМИ УЧЕНИКАМИ:
- не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
- помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые из них вообще отказываются выполнять такие задания;
- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, избегая импровизацией;
- не спрашивать их в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;
- избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
- в момент выполнения заданий не надо их отвлекать;
- не следует требовать отвечать новый, только что пройденный материал.
ПОДВИЖНЫЙ УЧАЩИЙСЯ отличается непоседливостью, несобранностью, неумением сосредоточиться на уроке. Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают. Им скучно заниматься одной деятельностью. Они способны на ходу принять решение или изменить прежнее намерение, быстро и без труда приспосабливаясь к новым условиям. Высокая подвижность нервной системы проявляется в чрезмерной двигательной активности, в характерных особенностях речи.
ТРУДНОСТИ в учебе у ПОДВИЖНЫХ детей обусловлены быстрым угасанием активности, утратой интереса к выполняемой деятельности, частыми отвлечениями от работы, поэтому они нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Им надо помочь научиться произвольно регулировать свою деятельность. Полезно специально обучать учащихся быть сдержанными, выслушивать до конца указания учителя.
4.5. Как работать с детьми с отклоняющимся поведением?
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ состоит в том, что подростка нужно побуждать высказывать свое мнение. Ему нужно дать возможность быть выслушанным, предоставить право до конца изложить свои взгляды на жизнь, пусть они будут не совсем верными или даже совсем неверными. Следует не торопиться оспаривать их с высоты своего авторитета, а наоборот, постараться продемонстрировать уязвимость его позиции, чтобы он имел возможность поначалу “переубедить своего воспитателя”. Главное при этом - сохранить желание спорить, а значит - говорить начистоту. Развенчивать ошибочные взгляды нужно постепенно, исподволь подводя к противоречиям, которые неизбежно должны привести к отрицанию плохого и неверного.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ требует от воспитателя по возможности незаметно для подростка вторгаться в круг его неформальных отношений, особенно когда есть необходимость применить к членам группы, в которую он входит, меры наказания или изолировать их от сверстников. Часто бывает, что педагогическая изоляция лидера группы облегчает положение педагогически запущенного подростка, так как ему теперь не нужно постоянно подтверждать свою репутацию “хулигана”, которая его не воодушевляет, но, тем не менее, если конфликту дать разыграться открыто, он без колебаний займет среди подростков позицию против педагогического коллектива.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ заключается в том, что трудновоспитуемому подростку нужно обеспечить реальную возможность занять достойное место в коллективе. Нужно сделать все, чтобы выявить у подростка задатки и способности, благодаря которым он мог бы получить хотя бы преимущество перед сверстниками. В учебе, труде, в правовом, эстетическом, физическом воспитании нужно опираться на выигрышные стороны его личности. Их развитие - одна из важнейших задач педагогического коллектива, для выполнения которой необходимо мобилизовать средства социальной работы.
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ рекомендует социальному педагогу, социальному работнику или психологу установить доверительные отношения между педагогически запущенным подростком и коллективом воспитанников. Естественно, что это дается не сразу. Нередко для того, чтобы добиться успеха, педагогу приходится в начале нейтрализовать то отрицательное влияние, которое запущенный подросток оказывает на остальных. Зная его манеру подавлять слабых и создавать себе преимущество за счет других, социальный педагог, социальный работник или психолог может выступать на стороне унижаемых и лишь потом, когда ядро коллектива окрепнет, расширить ролевые возможности трудновоспитуемого. Нужно обязательно доверить такому подростку возможность выступить перед окружающими от лица коллектива: группы, отряда, школы. Одобрение окружающих - сильнейшее средство приобщения к общим интересам.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ состоит в преодолении предвзятого отношения к подростку со стороны общественности. Демонстрация постоянного ожидания плохого поступка, готовность немедленно призвать к порядку и наказать, откровенное разочарование в человеческих достоинствах несовершеннолетнего - таков психологический фон, который часто неоправданно создается вокруг педагогически запущенных подростков. Педагогам приходится прикладывать немалые усилия для того, чтобы преодолеть агрессивную настороженность общественного окружения подростка, ставшего на путь исправления.
ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: дать возможность педагогически запущенному подростку самостоятельно шефствовать над младшими ребятами с аналогичной судьбой, когда его доверительные отношения с коллективом достаточно окрепнут. Ничто так не закрепляет навыки социального поведения, как собственные усилия по утверждению своих принципов и идеалов.
ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: знать состояние здоровья подростка, замечать признаки повышенной утомляемости, эмоциональной несдержанности, истощаемости внимания, свидетельствующие о наличии заболеваний. Уметь различать за отклоняющимся и делинквентным поступком потребность в оздоровлении, эмоциональном отдыхе, разрядке. Знать, какие болезненные проявления, физические и психические недостатки воспитанника заставляют его опасаться насмешек и издевательств со стороны сверстников.
4.6. Как работать с гиперактивными детьми?
Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности:
- по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять его хорошее поведение;
- во время урока ограничивать до минимума отвлекающие факторы, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски;
- предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
- задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
- на определенный отрезок времени давать только одно задание;
- дозировать ученику выполнение большого задания, периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.
Литература:
1. Гончаров B. C. Психологическая структура урока. Курган, 1994 г.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 1998 г.
3. Кон И. С. Психология подростка. М.
4. Павлов И. В. Преодоление педагогической запущенности у подростков.
Чебоксары, 1991 г.
5. Степанов В. Г. Психология трудных подростков. М., 1997г.
6. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999 г.
