Развитие познавательного интереса у подростков

Блехер Алла Викторовна

 

Познавательный интерес  побуждающее  влияет на развитие памяти, воображения, мышления. Под влиянием познавательного интереса  деятельность человека становится особенно продуктивной и приобретает большую  глубину. Познавательный интерес обычно связан  с  усилиями, необходимыми  для преодоления трудностей на пути к познанию. Следовательно, он  содействует развитию воли. Познавательный интерес определяет активность школьника в учении, творческий характер любого вида познавательной деятельности. Познавательный интерес лежит в основе  положительного отношения  учащихся к школе, к знаниям и побуждает учиться с охотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrast_osob-sti_pamyati_motivatsiya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития памяти

у старшеклассников

1) В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного, словесно-логического, смыслового запоминания.

2) Хотя преобладает  произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики старшеклассников. Оно только  приобретает  специфический характер, более отчетливо связываясь с интересами старших школьников, в частности, с их познавательно-профессиональными  интересами.

При этом ведущая роль в активной познавательной учебной деятельности сохраняется все-таки за произвольной памятью.

3) Дословное запоминание, основанное на повторении, не является в этом возрасте  распространенным.  

4) У учащихся старшего школьного возраста ведущее значение приобретает словесно-логическая память. Школьники при воспроизведении реконструируют (перестраивают)    материал,  включают свои суждения и  умозаключения, изменяют речевые формы при сохранении смысла высказывания.

5) Изменяется характер заучивания: учащиеся уже овладевают способами логического  запоминания и воспроизведения.

6) Память сплетается с мышлением. Старшие школьники запоминают не слова, а мысли, поэтому они  преобразуют текст. Они не связаны  последовательностью текста при воспроизведении, изменяют общий план, заменяют  слова подлинника, сохраняя смысл;  воспроизводят обобщенно: не менее  полно, а более  сжато.

7) В старших классах учащиеся изучают не отдельные факты, а общие  закономерности разных наук.  Старшие школьники  легче запоминают не факты, а обобщения.

8) С развитием словесно-логической  памяти перестраивается и образная память: запоминаются не только представления, основанные на опыте, но и образы, созданные  творческим воображением (литературные образы).

9) В связи с перестройкой памяти значительно возрастает объем  заучивания, т.е. количество  заучиваемого в один прием материала.

10) Учащиеся старших классов умеют пользоваться  рациональными приемами заучивания, в частности, составлением  плана.

Применяют они и некоторые мнемотехнические приемы при заучивании трудно запоминаемого  материала (величин, дат, названий, терминов и т.д.).

11)   Они умеют организовать процесс заучивания: при первом чтении  ориентируются в содержании, при повторном – обращают внимание на его полноту и точность, перечитывают более трудные места,  мысленно выделяют опорные пункты, мысленно проверяют себя.

12) Углубляются и индивидуальные различия памяти у учащихся этого возраста: осознавая  недочеты своей  памяти, они начинают пользоваться разными приемами, компенсирующими слабые стороны памяти. Развивается самоконтроль.  

   

Рекомендации учителям

Стараться планировать тему так, чтобы материал не распался, сохраняя целостность и внутреннее единство.

1. Составление для учеников списков вопросов: базового (главное, основное) и  дополнительного (для сильных, интересующихся).

2. Показать нужность, необходимость изучения.

3. Мощное правило – «вытягивать»  положительное, удалять (блокировать) отрицательные ощущения-воспоминания.

4. Избегайте стереотипных  установок к отдельным ребятам.

Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении учителя к «плохому» ученику (по А. Леонтьеву):

* дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему;              

* услышав неправильный ответ, не повторяет  вопроса, а сразу же вызывает другого ученика, или отвечает сам;  

* бывает, либеральничает: ставит  хорошую отметку за плохой ответ;              

* чаще ругает «плохого»  за неправильный ответ;        

* реже хвалит за верный ответ;          

* не замечает поднятой руки «плохого», вызывает другого;        

* реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому»;        

* «плохих» чаще называют по фамилии, а хороших – по имени.                

5. Использование в начале урока  коммуникативной  атаки:

  • что-то  интересное, захватывающее аудиторию;
  • что-то близко связанное с интересами учеников;  
  • оригинальное, необычное начало «Кто получил паспорт?», вызывающее внимание учеников.

6. Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить (И. Герберт).

Чтобы сделать обучение активным, используйте  вопросы (на установление сходства и различия, на установление причинно-следственных связей), используйте задания на выбор варианта и сопоставления вариантов и др. АФО.

Один ученик отвечает, остальные …

Данные опроса учеников (500 человек, Л. Фридман): о чем думали, чем занимались во время ответов товарищей?

Следили за ответом ≈ 15% ребят, больше половины (≈ 54%) думали о разном, но не о предмете.

Что делать, чтобы вернуть эти 54%?

7. Использовать различные формы контроля.        

8. Учитель при общем анализе ошибок не должен называть имен.

9. Домашние задания:

а) домашние задания нужны не для текущего контроля, а для развития умения самостоятельности работать и для «выравнивания»;

б) домашние задания должны даваться «равномерно», а не так «то густо, то пусто»;

в) по возможности снимайте прессинг обязательных домашних заданий;

г) домашнее задание не должно пропадать даром, его  обязательно надо проверить;

д) не давайте письменных  заданий, если можно их выполнить устно.          

Познавательный интерес

Более часто как синонимы этого термина мы говорим: желание учиться, интерес к учению, любознательность.

Общеизвестно,  что учить приятней и радостней тех, кто хочет  учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот,  трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнать новое, кто смотрит на учение, на школу, как на тяжелое бремя и кто сопротивляется каждому, даже разумному воздействию  со стороны.

На «отход от школы», «мотивационный» вакуум с тревогой  обращают внимание учителя на рубеже начальной и средней школы, а также у старших  подростков. А психологи отмечают увеличение с каждым годом дошкольников,  которые с неохотой собираются в школу.

Падение интереса незамедлительно  сказывается и на ухудшение поведения,  на снижение успеваемости.    

Значение интереса.

Познавательный интерес  побуждающее  влияет на развитие памяти, воображения, мышления. Под влиянием познавательного интереса  деятельность человека становится особенно продуктивной и приобретает большую  глубину.

Познавательный интерес обычно связан  с  усилиями, необходимыми  для преодоления трудностей на пути к познанию. Следовательно, он  содействует развитию воли.

Познавательный интерес определяет активность школьника в учении, творческий характер любого вида познавательной деятельности.

Познавательный интерес лежит в основе  положительного отношения  учащихся к школе, к знаниям и побуждает учиться с охотой.

Д.И. Писарев: «Каждому человеку свойственно желание быть  умнее, лучше и догадливей».

Пассивный, равнодушный к окружающему и инертный  школьник отличается всегда узким кругозором и весьма  ограниченными умениями, что сужает  возможности его развития.

Познавательный интерес развивается по мере взросления ребенка – от открытого  непосредственного  интереса к новым   фактам и занимательным  явлениям к интересу, к причинно-следственным связям, выявлению закономерностей; от ситуативного к достаточно устойчивому.

В старших классах средней школы изменяются характер и формы  учебной деятельности, содержание усваиваемых знаний усложняется, они становятся более  обобщенными. Все это требует  от старших  подростков более высокого  уровня  организации умственной деятельности.

 Несмотря на общее повышение требований к  самостоятельности их мышления, многие подростки во время уроков слушают учителя  иногда очень пассивно, рассчитывая  на то, что учитель им  все объяснит. Своей  основной задачей учащиеся считают понимание  и запоминание того, о чем говорится в учебнике и что  им объясняет учитель, чтобы потом ответить на уроке – воспроизвести  написанное в учебнике и рассказанное учителем.

 Трудности учения  в старших  классах связаны со сложившейся  ранее  установкой на запоминание, заучивание обобщений, не основанных на  самостоятельном анализе фактов (об этом еще около  40 лет назад говорил В.А. Сухомлинский).  

Отличаются подростки:

1) в отношении к учению – от  очень ответственного до довольно  равнодушного;

2) в общем развитии – от высокого уровня до очень ограниченного кругозора;        

3) в способах усвоения учебного материала – от умения  самостоятельно работать и  осмысливать материал до  полного отсутствия навыков  самостоятельной  работы в сочетании с привычкой заучивать дословно;

4) в интересах - от ярко выраженных интересов  в какой-то области знаний до почти полного отсутствия познавательных интересов.

Область интересов  старших подростков значительно шире и одновременно их  увлечения  глубже и устойчивее  по сравнению с  предыдущем возрастом. Это связано и с формированием самосознания, самооценки, усложнением  общественных отношений ребенка,  тягости к самостоятельности. Кроме того,  избирательное отношение старшеклассников   к учебным предметам связано и с выбором профессии.

Отношение старших школьников к учению  тоже изменяется. Ученики  взрослеют, обогащается их опыт, они понимают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает  непосредственный жизненный смысл.

Даже в штыковом бою  полезно старое русское классическое «рассердись!», говорил  психолог А. Леонтьев, которого  испокон  веков требовали командиры от русского солдата. Вот так    же  рассердиться должен и ученик,  ломающий голову  над трудной задачей.

Интерес – это  умственный поиск, но сопровождается он обязательно жарким чувством.

Задачу нельзя решить, если нет мыслительного напряжения и эмоциональной взволнованности.

Подлинное мастерство учителя состоит в том, чтобы сделать учение для школьника  желательным и необходимым. И путь к этому лежит через интерес.

Немаловажную роль в развитии интереса играют и родители. Как они могут помочь своему ребенку развить интерес к знаниям?

 

Проблема интереса обучения в том, чтобы приблизить ученика к учению,  приохотить, зацепить так, чтобы учение для ученика стало желанным.

Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего  учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям.

     Ценность  познавательного интереса  в учебном процессе

Любой учебный предмет  и даже  познавательная задача имеет объективные  интересные свойства, заключенные в новых фактах неизвестных явлениях,  в связях и закономерностях, заставляющих по иному рассматривать мир. Поэтому, поскольку каждый предмет имеет своеобразие, все содержание обучения выступает перед учащимися очень разнообразно и  привлекательно.

Однако, все объективно интересные  явления окружающего мира, заключенные и обобщенные в знаниях, находят свое выражение в познавательном интересе только тогда, когда приобретут для ученика субъективную значимость, ибо в его сознании мир отражается не фотографически, а на основе имеющихся знаний  накопленного опыта.    

Познание невозможно без активной мысли.

В познавательном интересе находит выражение  мысль – воля,

                                                                                    мысль – участие

                                                                   мысль – переживание                                                                                   (Рубинштейн)

Познавательный интерес активизирует всю познавательную  деятельность в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой. Исследовательской деятельности.  Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная  и логическая память, интенсивней работает  воображение. Именно интерес двигает поиском, догадкой.

Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней.

В школе объектом познавательных интересов  учащихся является содержание учебных предметов,  овладение которыми – основное назначение  учения.

В сферу познавательного интереса включаются  не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания.

Познавательный интерес – это избирательная  направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому  процессу овладения знаниями.

В этом смысле  познавательный интерес и составляет важнейший мотив  учения, который лежит в основе  положительного отношения учащихся к школе, знаниям, который  побуждает  учиться с охотой,  связанной  с радостными переживаниями от умственного труда.

Условия формирования интереса к знаниям

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся (ситуации решения  познавательных задач, активизации поиска, догадок,  размышлений,  мыслительного напряжения, противоречивость  суждений,  столкновение различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение,  встать на  определенную точку зрения.

Негативные факторы,  препятствующие формированию познавательного интереса

  1. Неинтересное преподавание.        

2. Отсутствие дружеских связей.

3. Конфликты с учителями, друзьями, родными.    

4. Неуспех в учении.

Ситуативный интерес, побуждаемый занимательностью, подвержен внешней ситуации – изменчив, нестоек.

Устойчивый познавательный интерес  обусловлен внутренней мотивацией и не зависит от каждоразового  подкрепления.

«Приохотить ребенка к учению – гораздо  более достойная задача, чем приневолить».                                                                 (Ушинский)

5. Бедность  сообщаемого материала.              

6. Несоответствие  содержания обучения  опыту содержания.

7. Слабость  познавательной нагрузки.  

8. Отрицательный эмоциональный фон.

9. Смысловой барьер между  учителем и учеником.

Критерии обнаружения  познавательных интересов

 младшего школьного возраста

1. Главный показатель познавательного интереса – вопросы ребенка к учителю.

2. Интонационная выразительность речи (удивление, стремление узнать что-либо, радость).    

3. Словесно-логические компоненты сопровождаются целой системой  действий, эмоций  и выразительностью движений, носящих различный характер (ощупывание, прислушивание, наблюдательная поза).  

4. Своеобразная мимика: широко открытые глаза, улыбка, сдвинутые брови (при сосредоточении).          

5. Детские вопросы – почему, что такое, как действует?

6. Активность учащихся (поднятые руки, реплики с места).

В подростковых классах проявление  познавательного интереса не столь  открыты, как в начальной школе, реакции учащихся бледнее, но  обнаружить их с помощью наблюдения можно.

ПОКАЗАТЕЛИ:

1. Проявление мыслительной активности:  

- вопросы учащихся как результат активного и познавательного процесса свидетельствуют об ориентировке в знаниях;            

- стремление самостоятельно по личной инициативе дополнять, исправлять ответы учащихся, обсуждать;                

- сосредоточенность, включенность;                

  - как принимается задание (с готовностью или безразличием);              

  - как выполняется задача (самостоятельно или по образцу);                  

  - внимательный или рассеян;          

  - отношение к процессу деятельности (увлечение или равнодушие);        

  -  каков результат задачи (глубина, оригинальность, примитивность);  

  2. Эмоциональные проявления:        

- речевые реакции (восклицания, тишина, смех на юмор).

  3. Стремление учащихся обменяться с товарищами  и учителем  интересными фактами,

  4. Реакции на звонок как свидетельство  последствия интересного или неинтересного урока.

Главное в деятельности учащихся – чувство собственного роста в условиях ситуации успеха.  

Формирование познавательных интересов учащихся способами обеспечения их эмоционально-волевого состояния на каждом этапе

  1. Продумать эффективное  начало урока. Информация вызывает желание поиска.          

2. Информация мобилизует внимание учащихся на осмысление темы, мгновенно отмечается деловое настроение.      

3. Кратковременный фронтальный опрос помогает выявить  степень осмысления домашнего задания, мобилизует внимание.                            

4. Оригинальное начало опроса продумывают сами учащиеся.          

5. После коллективного анализа трудного задания, в эту работу повторно вовлекаются более слабые учащиеся «топтание на месте» в таких ситуациях – основа и путь к новым знаниям.  

6. В процессе объяснения нового материала учитель выделяет, эмоционально окрашивает, «обкатывает» отдельные слова,  выражения, мысли.              

7. По ходу объяснения педагогом нового материала учащиеся  выражают знания в схемах, моделях (т.е. кодируют).              

8. Учащиеся ставятся в условия выполнения функции учителя на уроке (предвосхищают действия, ведут урок).      

9. Учащиеся самостоятельно оценивают ответы соучеников.  

10. Организовать задания на дом, чтобы при этом могла  проявиться  коллективная мысль, активность учащихся.    

Главное  в  уроке – обратная связь, т.е. видение того, как понимают  и  принимают учителя учащиеся.  

Подростки отличаются:

1) в отношении к учению – от очень ответственного до довольно равнодушного;      

2)  в общем развитии – от высокого уровня до очень  ограниченного кругозора;        

3) в способах усвоения материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать  дословно;

4) в  интересах – от яркого выраженных  интересов  к какой-то области знаний и наличия  содержательных занятий до почти полного отсутствия  познавательных  интересов.

Занимательная ситуация и развитие познавательного интереса у учащихся

Занимательность в обучении – это средство  привлечения интереса учащихся к предмету изучения,  выступает как разрядка напряженной обстановки, служит для организации внимания.

Одна из  занимательных форм побуждения  интеллектуальной активности  и познавательных интересов учащихся это:

 1) познавательные  игры, которые   заставляют действовать  детей  в воображаемой  обстановке, приучают привносить в нее свой опыт и знания,  неуклонно извлекать знания из самостоятельно отыскиваемых источников.                          

В ходе познавательных игр развиваются разносторонние мотивы детей:

1) одних  привлекает  непосредственно  игровой мотив, они увлекаются воображаемой обстановкой, много фантазируют;

2) для других главный мотив – познавательный. Игра  является для них удачной формой приобретения знаний.        

Интеллектуальные игры:

рассказ – задача;  

игры – загадки;

викторины;

ребусы;

физические, математические, химические «чудеса».

Игры-состязания представляют в сущности интеллектуальные задачи,  облеченные в занимательную форму. Такие задачи  развивают мышление, возбуждают интерес к интеллектуальному усилию, а в играх-конкурсах, состязаниях  развивается самооценка школьника.  

Познавательный интерес не возникает у учеников  при шаблонном и трафаретном изложении материала учителем.  

Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному  педагогическому  воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая  педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты  психологического и социального  развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики  учащихся, затрудняющие их  социальную адаптацию, усвоение  учебных  программ и социальных ролей.

Сопротивление педагогическому  воздействию не сводится  к отклоняющемуся  поведению и  далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера  и педагогической  запущенности. Трудновоспитуемость  может проявляться,  как результат  возрастного кризисного  периода развития ребенка,  подростка либо может быть вызвана неумением педагога  найти индивидуальный  подход к учащемуся, проявлением у учащегося самостоятельного критического мышления, неприятием привычных трафаретных решений и т.д.

В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, дети, у которых не  сложились правильные отношения  с  учителем, которые не нашли своего места в коллективе и  социально приемлемых способов самоутверждения в нем.

Остановимся на самых распространенных недостатках  поведения    и отрицательных проявлениях личности школьника.

1. Упрямство, проявляющееся  в стремлении действовать по-своему, вопреки    всем  разумным   доводам и  соображениям, в необоснованном противодействии и сопротивлении   просьбам, советам, требованиям  других людей. Часто это вызвано перевозбуждением нервной системы, сильными  впечатлениями, переутомлением,  тяжелыми переживаниями.

Склонность к упрямству иногда  объясняется  стремлением  к самостоятельности и независимости, неумелыми попытками проявить свою  волю – многие подростки считают упрямство  проявлением твердости и принципиальности.

Упрямство может быть привычной формой поведения избалованного ребенка, выросшего в обстановке  захваливания, нетребовательности со стороны  взрослых, привыкшего к выполнению  желаний.

Упрямство бывает и своеобразной  формой  протеста ребенка,  выражением недовольства  грубым и необоснованным подавлением взрослыми  его развивающейся самостоятельности.

Основной путь предупреждения и преодоления упрямства – правильная организация жизни и деятельности школьника,  укрепление нервной системы школьника (правильный режим сна, работы и отдыха, устранение обилия впечатлений). В борьбе с упрямством  школьника надо быть твердым и требовательным, но не следует прибегать к угрозам и грубому давлению. Не надо упрашивать и уговаривать  упрямца – это кончается  обычно уступками со стороны  учителей. Может оказаться полезным отвлечение  школьника, переключение его внимания,  при обращении – не прямой приказ, а  осторожное  внушение, тактичная рекомендация, совет; не добиваться немедленного выполнения  требования, а дать  школьнику некоторую отсрочку.

2. Грубость, резкость, дерзость, неуважительное  отношение к взрослым – чаще всего  они вызваны   отсутствием уважения взрослых  к подростку, подавлением  его  естественного  стремления к  самостоятельности, принижением  формирующегося в этом возрасте чувства  собственного достоинства.

Прямая форма такого  подавления – диктаторство взрослых, косвенная форма – назойливый контроль  и  мелочная опека, скрытая  форма – неуместные  и чрезмерные нежности, проявления любви.    

Уважение достоинства, предоставление права (в разумных пределах, конечно, самостоятельно решать некоторые  вопросы благотворно действуют на подростка.

   Грубость и дерзость  школьников нередко проявляются в ответ на несправедливое  отношение к ним взрослых – грубое  и необоснованное обвинение во лжи, в  неблаговидном поступке, лени.

Грубость нередко объясняется  и тем, что многие школьники считают это  качество признаком  взрослости,  мужественности;  может быть следствием недостаточного еще развития  воли, неумения владеть собой, несдержанности, порывистости. Наконец, грубость и раздражительность могут возникнуть на основе  переутомления, связанного  с длительной и напряженной  умственной работой, что приводит к резкому повышению   возбудимости.  Здесь необходимо соблюдение  режима  труда и отдыха.

3. Часто учителя жалуются на недисциплинированность, озорство мальчиков подростков.    Их бурная активность,  кипучая энергия, инициативность порой не находят  разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.  

Необходимо переключать энергию подростков на интересные, увлекательные дела.

4. Лживость  - сознательное уклонение от истины    в необходимых целях. Наиболее частая  причина лжи – боязнь, страх наказания, репрессий. В основе лжи может быть и пустая  хвастливость и болтливость,  свойственные некоторым  школьникам, желание  привлечь к себе внимание, вызвать  удивление  взрослых или сверстников, уважение  с их стороны. Ложь бывает и  следствием неправильного  понимания дружбы и товарищества.

Необходимо побуждать школьников смело говорить правду, устранить  из воспитания всякие элементы грубого устрашения и подавления, вызывающего у детей чувство гнетущего страха,  подавленности  и боязни. Учителя и родители должны быть для ребенка  образцом  правдивости и честности в  поведении. Не надо  обижать и оскорблять его необоснованным недоверием и подозрением.

5. Лень – отсутствие у нормальных и здоровых школьников стремления и потребности   трудиться, привычки к трудовому усилию.  

Известно, что процесс формирования  привычных форм поведения, черт личности отличается некоторым своеобразием в зависимости от типа нервной системы человека.  Игнорирование различий между  школьниками, относящимися к  возбудимому, спокойному или слабому типу  нервной системы нередко приводит к  нежелательным последствиям.  

Для импульсивного, вспыльчивого, возбудимого   ученика (представителя   возбудимого типа  нервной системы) необходима сдержанная, спокойная, но твердая требовательность.

Представитель слабого типа нервной системы -  робкий, застенчивый, неуверенный в себе  и  легко травмируемый школьник требует     поддержки, особого такта, доброжелательности,  подбадривания.

В отношении этих школьников не следует прибегать к сильным и жестким мерам воздействия, суровым взысканиям, резким оценкам.

Следует иметь в виду, что  школьник  с инертностью (слабой подвижностью) нервных  процессов не всегда может быстро реагировать на замечания учителя,  немедленно отвечать на вопрос.