Психолого-педагогический семинар "Как наше слово отзовётся" (NLP на службе учителя)
Техника NLP применима в разных областях, в том числе и в педагогике. На психолого-педагогическом семинаре раскрыты основные законы и понятия NLP. Он способствует осознанию своих мыслей, слов, действий, даёт возможность овладеть практическими навыками NLP. Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр. Для определения ведущей сенсорной системы человека использована методика «Ведущий орган чувств» (ВОЧ), предложенная польскими психологами (перевод Ефремцевой).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический семинар
Как наше слово отзовётся
(NLP на службе учителя)
Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент-Экзюпери
Смысл и предназначение NLP можно выразить в виде простой метафоры: если вы покупаете какую-нибудь вещь, то к ней прилагается инструкция. Так вот, природа наградила человека мозгом, а NLP разрабатывает инструкции по управлению мозгом – своим и чужим.
Энэлперы утверждают, что гений использует около 10% возможностей своего мозга, а обычный человек – не более 3%.
То есть, актуальность темы сегодняшнего семинара очевидна. Звучит она так: «Как наше слово отзовётся» (NLP на службе учителя).
Обусловлена она исследованиями и наблюдениями психологов за развитием человека, его мыслями, делами и теми результатами, которых достигают люди в процессе деятельности.
Техника NLP применима в разных областях, в том числе и в педагогике.
Цель семинара: познакомиться с техникой NLP и возможностями её использования в педагогической деятельности.
Задачи:
- Раскрыть основные законы и понятия . NLP
- Способствовать осознанию своих мыслей, слов, действий.
- Овладеть практическими навыками НЛП.
Что означает аббревиатура NLP?
Н – нейро – поведение и деятельность начинаются с неврологических процессов в голове и теле человека.
Л – лингвистическое – с помощью языка мы упорядочиваем наши мысли и действия.
П – программирование – способы (программы), помогающие человеку организовать свою психику, чтобы получить результаты.
В технике NLP существуют ключи доступа: тело, голос, слова, значимость которых в коммуникативном процессе задействована в следующем соотношении:
- тело – 60-80%
- голос – 20-30%
- слова – 7-10%.
Разминка. Упражнение «Как наше слово отзовётся…».
Инструкция: подобрать глаголы, которые помогают понять, как слова воздействуют на человека.
Например: слово лечит, слово ранит, слово ласкает, слово убивает… (упражнение выполняется по рядам, участники по очереди называют глаголы).
Вывод: данное упражнение помогло нам осознать, каковы возможности слова, по сути, мы сконцентрировали воздействие слова на человека.
Слова, которые мы используем, оказывают воздействие на то, как мы думаем и чувствуем; а то, как мы думаем и чувствуем, влияет на выбор слов, которые мы используем.
Педагоги в работе с детьми часто говорят слово нельзя. Оказывается, с точки зрения NLP, «нельзя» могут быть разными: нельзя разговаривать на уроке и нельзя высовываться из окна. Понятно, что второе «нельзя» более весомо, т.к. касается непосредственной безопасности ребёнка.
Следовательно, слово «нельзя» необходимо использовать в исключительных случаях, а все остальные запреты формируем по-другому (сиди спокойно, выполняй упражнение и т.д.).
Народные мудрости гласят:
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Что написано пером, не вырубишь топором.
А что думают об этом энэлперы?
Слово программирует человека на действия.
Байка «Земляничное мыло»: однажды мама послала детей в магазин купить мыло, причём, любое, кроме земляничного. По дороге дети играли, разговаривали, смеялись. Когда же пришли в магазин и начали думать, какое мыло им купить, то первое, что они вспомнили, что мама что-то говорила про земляничное мыло. И они, конечно, купили именно его…
Запреты взрослых не бегай, не спеши, не ошибись ребёнок воспринимает без НЕ, т.е. для ребёнка это прямая инструкция к действию: упасть, ошибиться и т.д.
В реальности бывают трагические ситуации. Например, родители говорят ребёнку: «Не переходи дорогу в неположенном месте». И ребёнок долго «перебирает» место – положенное оно или неположенное. А необходимо говорить: «Переходи дорогу по пешеходному переходу».
Тренировочное упражнение: переформировать фразы не вертись, не дерись (задание выполняется по рядам).
Вывод: употребляя частицу НЕ, мы программируем себя и детей с точностью до наоборот.
Информация к размышлению:
Кстати, около 80% высказываний, обращенных к детям, - это указания и запреты.
Однако они лишь иногда оправдывают себя, и то, только краткосрочно: дисциплинарные меры обычно малоэффективны.
Но «полноценное взаимодействие возможно, если Вы говорите на языке предпочитаемой модели восприятия», - таков вывод NLP.
И прежде чем вы познакомитесь с основными ключами доступа, которые помогут вам определить, на каком «языке» разговаривать с ребёнком, предлагаю вам определить собственную репрезентативную систему при помощи несложного теста «Определение ведущей сенсорной системы человека».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
ОПИСАНИЕ
Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.
Для определения ведущей сенсорной системы применяется методика «Ведущий орган чувств» (ВОЧ), предложенная польскими психологами (перевод Ефремцевой).
ОБРАБОТКА.
Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов.
Ключ
Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.
ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно прочитайте вопросы и в опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны».
Стимулный материал
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами | 13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое | 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя | 37. У меня неплохая стереоаппаратура |
2. Часто напеваю себе потихоньку | 14. Люблю читать во время еды | 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке | 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой |
3. Не признаю моду, которая неудобна | 15. Люблю поговорить по телефону | 27. Придаю значение манере одеваться у других | 39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры |
4. Люблю ходить в сауну | 16. У меня есть склонность к полноте | 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться | 40. Не выношу беспорядок |
5. В автомашине цвет для меня имеет значение | 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому | 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука | 41. Не люблю синтетических тканей |
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение | 18. После плохого дня мой организм в напряжении | 30. Мне нелегко найти удобную обувь | 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения |
7. Меня развлекает подражание диалектам | 19. Охотно и много фотографирую | 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы | 43. Часто хожу на концерты |
8. Внешнему виду придаю серьезное значение | 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые | 32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы | 44. Само пожатие руки много мне говорит о данной личности |
9. Мне нравится принимать массаж | 21. Легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь | 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику | 45. Охотно посещаю галереи и выставки |
10. Когда есть свободное время, люблю наблюдать за людьми | 22. Вечером люблю принять горячую ванну | 34. Люблю слушать, когда говорят | 46. Серьезная дискуссия — это интересно |
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением | 23. Стараюсь записывать свои личные дела | 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать | 47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами |
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо | 24. Часто разговариваю с собой | 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть | 48. В шуме не могу сосредоточиться |
Источники
Методика приводится по книге: Кулешова Л. Н. Психология древних ощущений. — СПб, 1999.
Карвасарский Б. Д. Клиническая психология: [учебник для вузов]. – 4-е изд. доп. / Карвасарский Б. Д. – СПб: Питер, 2010.– 864 с.
Познакомить слушателей с основными ключами доступа.
Основные ключи доступа
ВИЗУАЛ | АУДИАЛ | КИНЕСТЕТИК | |
Дыхание | Неглубокое | Ровное, диафрагмальное, с долгим выдохом | Дыхание животом |
Тело | Напряжение в шее, в плечах, в животе | Во всём теле ровное напряжение, иногда малозаметные ритмические движения | Тело расслаблено |
Кожа | Бледная кожа | Цвет кожи средний | Цвет кожи ярко-румяный |
Тональность | Высокий голос, с напряжением | Чёткая речь | Низкий, глубокий |
Темп речи | Быстрый | Ровный, ритмичный | Медленный, с паузами |
В педагогической деятельности энэлперы рекомендуют учитывать в работе
с аудиалами:
- важность интонации подачи материала, выделение смысловых моментов;
- желателен учтивый ответ, а не письменная работа.
С визуалами:
- предпочтительнее творческие задания,
- желателен письменный ответ, а не устный,
- слуховую информацию подкреплять письменной.
С кинестетиками:
- использование жестов при объяснении материала,
- устраивать работу в парах, группах (со сменой места).
Ребёнку не нужно позволение творить что вздумается, ему нужно разрешить быть самим собой, двигаться вперёд, выражать свои мысли, эмоции, потребности.
Поверьте, ученики будут вам благодарны, если
- предъявляя требования, Вы будете говорить коротко, без раздражения, с интонацией напоминания;
- работая с проблемой школьника, Вы будете использовать прямой вопрос «Что случилось?» и включать приём активного слушания;
- делая замечание, Вы сформируете описание проблемы, которое направит ребёнка на самостоятельное исправление ситуации;
- поддерживая успех ребёнка на уроке, Вы порадуетесь, но вслед за ним.
В свете полученной информации работа над ситуациями:
1. Ученик подходит к классному руководителю с жалобой: «Наша историчка несправедливая, плохая, поставила мне «2» (он забыл тетрадь дома).
Реакция классного руководителя:
1) Подтолкнуть к решению проблемы вопросом: «Что случилось?».
2) Внимательно выслушать, включив активное слушание (кивая головой, «угу», «ага»).
3) Вывести ребёнка на осознание проблемы с тем, чтобы он сам принял решение, что дальше делать.
2. Вы заходите в кабинет, а там грязно.
(Реакция учителя: вместо того, чтобы тратить время на выяснение, кто это сделал, кратко опишите проблему, используя «Я-высказывание», которая поможет сосредоточиться на том, что нужно сделать).
Итак, базовые законы NLP гласят:
1. Ориентация на результат. (Идём от чего-то к чему-то. Приближение к позитиву, а не удаление от негатива).
- Карта – не территория. (У каждого своя реальность, определяемая набором карт. Модель восприятия определяет карту. Более гибкие люди способны изменять и расширять свои «карты» и будут иметь преимущество в жизни).
Байка «Ноша». Шли два монаха. У ручья они увидели девушку, которая не могла перепрыгнуть через него. Один из монахов перенёс девушку на другой берег, и они продолжили свой путь молча. По прошествии долгого времени второй монах обратился к первому: «Зачем ты это сделал? Ты знаешь, что мы не только не имеем права дотрагиваться до женщин, но даже смотреть на них». На что тот ответил: «Я перенёс девушку и оставил её там, у ручья. А ты до сих пор тащишь свою ношу».
Конфуций: «Если Вас обидели или обокрали, - это ничего не значит, если Вы не будете об этом постоянно вспоминать».
Вывод: работая с техникой NLP, человек учится раздвигать рамки восприятия.
А теперь предлагаем вам, уважаемые коллеги, узнать свои особенности, своё отношение к тому, что с вами происходит и к чему вы стремитесь.
Самодиагностика «Ваша целеустремлённость». (З. Королёва «Говорящий рисунок» 100 графических тестов), Екатеринбург, У-фактория, 2004, стр.212.
Завершают семинар слова, которые наводят на размышление: «Если регулярно происходит что-то не так, стоит задуматься, - что не так с тобой и начать движение к…»
Рефлексивный лист
Оценить по 10-балльной шкале:
- Актуальность проведения данного семинара _________
- Насколько он понятен и содержателен _________
- Насколько данный семинар поможет Вашему профессиональному
росту ________
Возможно, у Вас есть желание ещё что-то сказать или предложить __________________________________________________________________________________________________________________________________
