Психолого-педагогический семинар "Как наше слово отзовётся" (NLP на службе учителя)

Блехер Алла Викторовна

Техника NLP применима в разных областях, в том числе и в педагогике. На психолого-педагогическом семинаре раскрыты основные законы и понятия  NLP. Он способствует осознанию своих мыслей, слов, действий, даёт возможность овладеть практическими навыками NLP. Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр. Для определения ведущей сенсорной системы человека использована методика «Ведущий орган чувств» (ВОЧ), предложенная польскими психологами (перевод Ефремцевой). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_seminar_nlp.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический семинар

Как наше слово отзовётся

(NLP на службе учителя)

        Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения

     Антуан де Сент-Экзюпери

Смысл и предназначение NLP можно выразить в виде простой метафоры: если вы покупаете какую-нибудь вещь, то к ней прилагается инструкция. Так вот, природа наградила человека мозгом, а NLP разрабатывает инструкции по управлению мозгом – своим и чужим.

Энэлперы утверждают, что гений использует около 10% возможностей своего мозга, а обычный человек – не более 3%.

То есть, актуальность темы сегодняшнего семинара очевидна. Звучит она так: «Как наше слово отзовётся» (NLP на службе учителя).

Обусловлена она исследованиями и наблюдениями психологов за развитием человека, его мыслями, делами и теми результатами, которых достигают люди в процессе деятельности.

Техника NLP применима в разных областях, в том числе и в педагогике.

Цель семинара: познакомиться с техникой NLP и возможностями её использования в педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Раскрыть основные законы и понятия . NLP
  2. Способствовать осознанию своих мыслей, слов, действий.
  3. Овладеть практическими навыками НЛП.

Что означает аббревиатура NLP?

Н – нейро – поведение и деятельность начинаются с неврологических процессов в голове и теле человека.

Л – лингвистическое – с помощью языка мы упорядочиваем наши мысли и действия.

П – программирование – способы (программы), помогающие человеку организовать свою психику, чтобы получить результаты.

В технике NLP существуют ключи доступа: тело, голос, слова, значимость которых в коммуникативном процессе задействована в следующем соотношении:

- тело – 60-80%

- голос – 20-30%

- слова – 7-10%.

Разминка. Упражнение «Как наше слово отзовётся…».

Инструкция: подобрать глаголы, которые помогают понять, как слова воздействуют на человека.

Например: слово лечит, слово ранит, слово ласкает, слово убивает… (упражнение выполняется по рядам, участники по очереди называют глаголы).

Вывод: данное упражнение помогло нам осознать, каковы возможности слова, по сути, мы сконцентрировали воздействие слова на человека.

Слова, которые мы используем, оказывают воздействие на то, как мы думаем и чувствуем; а  то, как мы думаем и чувствуем, влияет на выбор слов, которые мы используем.

Педагоги в работе с детьми часто говорят слово нельзя. Оказывается, с точки зрения NLP, «нельзя» могут быть разными: нельзя разговаривать на уроке и нельзя высовываться из окна. Понятно, что второе «нельзя» более весомо, т.к. касается непосредственной безопасности ребёнка.

Следовательно, слово «нельзя» необходимо использовать в исключительных случаях, а все остальные запреты формируем по-другому (сиди спокойно, выполняй упражнение и т.д.).

Народные мудрости гласят:

- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- Что написано пером, не вырубишь топором.

        А что думают об этом энэлперы?

Слово программирует человека на действия.

Байка «Земляничное мыло»: однажды мама послала детей в магазин купить мыло, причём, любое, кроме земляничного. По дороге дети играли, разговаривали, смеялись. Когда же пришли в магазин и начали думать, какое мыло им купить, то первое, что они вспомнили, что мама что-то говорила про земляничное мыло. И они, конечно, купили именно его…

Запреты взрослых не бегай, не спеши, не ошибись ребёнок воспринимает без НЕ, т.е. для ребёнка это прямая инструкция к действию: упасть, ошибиться и т.д.

В реальности бывают трагические ситуации. Например, родители говорят ребёнку: «Не переходи дорогу в неположенном месте». И ребёнок долго «перебирает» место – положенное оно или неположенное. А необходимо говорить: «Переходи дорогу по пешеходному переходу».

Тренировочное упражнение: переформировать фразы не вертись, не дерись (задание выполняется по рядам).

Вывод: употребляя частицу НЕ, мы программируем себя и детей с точностью до наоборот.

Информация к размышлению:

Кстати, около 80% высказываний, обращенных к детям, - это указания и запреты.

Однако они лишь иногда оправдывают себя, и то, только краткосрочно: дисциплинарные меры обычно малоэффективны.

Но «полноценное взаимодействие возможно, если Вы говорите на языке предпочитаемой модели восприятия», - таков вывод NLP.

И прежде чем вы познакомитесь с основными ключами доступа, которые помогут вам определить, на каком «языке» разговаривать с ребёнком, предлагаю вам определить собственную репрезентативную систему при помощи несложного теста «Определение ведущей сенсорной системы человека».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 
ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

ОПИСАНИЕ
Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.
Для определения ведущей сенсорной системы применяется методика «Ведущий орган чувств» (ВОЧ), предложенная польскими психологами (перевод Ефремцевой).
 

ОБРАБОТКА
Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов.

Ключ
Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.

ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно прочитайте вопросы и в опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны».

Стимулный материал

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя

37. У меня неплохая стереоаппаратура

2. Часто напеваю себе потихоньку

14. Люблю читать во время еды

26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой

3. Не признаю моду, которая неудобна

15. Люблю поговорить по телефону

27. Придаю значение манере одеваться у других

39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры

4. Люблю ходить в сауну

16. У меня есть склонность к полноте

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться

40. Не выношу беспорядок

5. В автомашине цвет для меня имеет значение

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука

41. Не люблю синтетических тканей

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение

18. После плохого дня мой организм в напряжении

30. Мне нелегко найти удобную обувь

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения

7. Меня развлекает подражание диалектам

19. Охотно и много фотографирую

31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы

43. Часто хожу на концерты

8. Внешнему виду придаю серьезное значение

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы

44. Само пожатие руки много мне говорит о данной личности

9. Мне нравится принимать массаж

21. Легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику

45. Охотно посещаю галереи и выставки

10. Когда есть свободное время, люблю наблюдать за людьми

22. Вечером люблю принять горячую ванну

34. Люблю слушать, когда говорят

46. Серьезная дискуссия — это интересно

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением

23. Стараюсь записывать свои личные дела

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо

24. Часто разговариваю с собой

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть

48. В шуме не могу сосредоточиться

Источники
Методика приводится по книге: Кулешова Л. Н. Психология древних ощущений. — СПб, 1999.

Карвасарский Б. Д. Клиническая психология: [учебник для вузов]. – 4-е изд. доп. / Карвасарский Б. Д. – СПб: Питер, 2010.– 864 с.

Познакомить слушателей с основными ключами доступа.

 

Основные ключи доступа

ВИЗУАЛ

АУДИАЛ

КИНЕСТЕТИК

Дыхание

Неглубокое

Ровное, диафрагмальное, с долгим выдохом

Дыхание животом

Тело

Напряжение в шее, в плечах, в животе

Во всём теле ровное напряжение, иногда малозаметные ритмические движения

Тело расслаблено

Кожа

Бледная кожа

Цвет кожи средний

Цвет кожи ярко-румяный

Тональность

Высокий голос, с напряжением

Чёткая речь

Низкий, глубокий

Темп речи

Быстрый

Ровный, ритмичный

Медленный, с паузами

В педагогической деятельности энэлперы рекомендуют учитывать в работе

с аудиалами:

- важность интонации подачи материала, выделение смысловых моментов;

- желателен учтивый ответ, а не письменная работа.

С визуалами:

- предпочтительнее творческие задания,

- желателен письменный ответ, а не устный,

- слуховую информацию подкреплять письменной.

С кинестетиками:

- использование жестов при объяснении материала,

- устраивать работу в парах, группах (со сменой места).

Ребёнку не нужно позволение творить что вздумается, ему нужно разрешить быть самим собой, двигаться вперёд, выражать свои мысли, эмоции, потребности.

Поверьте, ученики будут вам благодарны, если

- предъявляя требования, Вы будете говорить коротко, без раздражения, с интонацией напоминания;

- работая с проблемой школьника, Вы будете использовать прямой вопрос «Что случилось?» и включать приём активного слушания;

- делая замечание, Вы сформируете описание проблемы, которое направит ребёнка на самостоятельное исправление ситуации;

- поддерживая успех ребёнка на уроке, Вы порадуетесь, но вслед за ним.

В свете полученной информации работа над ситуациями:

1. Ученик подходит к классному руководителю с жалобой: «Наша историчка несправедливая, плохая, поставила мне «2» (он забыл тетрадь дома).

Реакция классного руководителя:

1) Подтолкнуть к решению проблемы вопросом: «Что случилось?».

2) Внимательно выслушать, включив активное слушание (кивая головой, «угу», «ага»).

3) Вывести ребёнка на осознание проблемы с тем, чтобы он сам принял решение, что дальше делать.

2. Вы заходите в кабинет, а там грязно.

(Реакция учителя: вместо того, чтобы тратить время на выяснение, кто это сделал, кратко опишите проблему, используя «Я-высказывание», которая поможет сосредоточиться на том, что нужно сделать).

Итак, базовые законы NLP гласят:

1. Ориентация на результат. (Идём от чего-то к чему-то. Приближение к позитиву, а не удаление от негатива).

  1. Карта – не территория. (У каждого своя реальность, определяемая набором карт. Модель восприятия определяет карту. Более гибкие люди способны изменять и расширять свои «карты» и будут иметь преимущество в жизни).

Байка «Ноша». Шли два монаха. У ручья они увидели девушку, которая не могла перепрыгнуть через него. Один из монахов перенёс девушку на другой берег, и они продолжили свой путь молча. По прошествии долгого времени второй монах обратился к первому: «Зачем ты это сделал? Ты знаешь, что мы не только не имеем права дотрагиваться до женщин, но даже смотреть на них». На что тот ответил: «Я перенёс девушку и оставил её там, у ручья. А ты до сих пор тащишь свою ношу».

Конфуций: «Если Вас обидели или обокрали, - это ничего не значит, если Вы не будете об этом постоянно вспоминать».

Вывод: работая с техникой NLP, человек учится раздвигать рамки восприятия.

А теперь предлагаем вам, уважаемые коллеги, узнать свои особенности, своё отношение к тому, что с вами происходит и к чему вы стремитесь.

Самодиагностика «Ваша целеустремлённость». (З. Королёва «Говорящий рисунок» 100 графических тестов), Екатеринбург, У-фактория, 2004, стр.212.

Завершают семинар слова, которые наводят на размышление: «Если регулярно происходит что-то не так, стоит задуматься, - что не так с тобой и начать движение к…»

Рефлексивный лист

Оценить по 10-балльной шкале:

  1. Актуальность проведения данного семинара _________
  2. Насколько он понятен и содержателен _________
  3. Насколько данный семинар поможет Вашему профессиональному

 росту ________

Возможно, у Вас есть желание ещё что-то сказать или предложить __________________________________________________________________________________________________________________________________