Родительский университет «Искусство быть Родителем»

Блехер Алла Викторовна

 

Чтобы не допускать ошибок в воспитании детей, нужно знать возрастную периодизацию – что происходит с ребёнком на разных этапах его развития.

Если научиться определять причину нарушения поведения, то можно конструктивно построить общение с ребёнком, заменить непродуктивный способ общения на эффективный. 

Прозрев однажды, родитель понимает, что должен и может помочь ребёнку чувствовать себя полноценным членом семейной и общественной жизни, действуя при этом приемлемыми способами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.roditelskiy_universitet_iskusstvo_byt_roditelem.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский университет «Искусство быть Родителем»

Цель. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности и преодолении конфликтных ситуаций.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями развития детей.
  2.  Выявить причины возникновения проблем во взаимоотношениях подростков и взрослых и наметить пути их решения.
  3.  Предложить практические рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций.

  • Я трачу время на…

Родители рисуют круг, разбивают его на секторы, в которые вносят время, затраченное на различные виды деятельности и отдыха, а именно:

- работа

- общение с ребёнком

- домашняя работа

- общение с друзьями

- просмотр ТВ-передач

- другое

Вопрос-обсуждение: удовлетворены ли вы временем, затраченным на общение с ребёнком?

  • Родители часто возмущаются ребёнком-подростком, обвиняя его во всех грехах. Но давайте посмотрим, как формировался ваш ребёнок, и что вы, как родители «заложили» в него.

Рассмотрим некоторые ситуации (фразы с двойным смыслом):

  1. Ваш ребёнок во всём обвиняет других. Все вокруг плохие, один он хороший. Откуда это?

(Вспомним: малыш ударился об стул и заплакал. Чаще всего мама реагирует так: «Какой плохой стул, ударил тебя, давай его побьём».

Ребёнок слышит, что он хороший, а мир вокруг него плохой.

В будущем может сформироваться программа – желание делать другим больно и плохо. Человек будет возвышать себя, не уважая других людей. Он будет жертвой этого мира, постоянно обвиняя его во всём, что происходит.

Как быть? Говорите чаще малышу: «Тебе больно?  Где болит? Всё скоро пройдёт», «В следующий раз будь поаккуратнее»).

  1. Ребёнок ничего не хочет делать, даже убрать в свое комнате. Все ему должны. Откуда это?

В детстве ему говорят: «Ты так долго возишься, дай я тебе помогу застегнуть…» или «Ну что ты копаешься!? Иди уже спать, я сама уберу игрушки».

Ребёнок слышит, что он неумеха, всё равно у него ничего не получится. Зачем тогда стараться?

  1. Ваш ребёнок замкнутый, молчаливый. Откуда это?

В детстве ему говорят: «Не кричи на весь дом», «Ну что ты плачешь как маленький?», Не говори громко».

Ребёнок слышит, что показывать свои эмоции нельзя. За это родители ругают. «Я лучше буду молчать», - думает он.

В будущем он будет замкнутым, молчаливым. Все эмоции, которые малыш хранит в себе, могут вырваться на свободу в виде агрессии или, наоборот, чрезмерной плаксивости.

  1. Ребёнок всё выносит из дома и раздаёт друзьям. В детстве ему говорят: «Не будь жадиной. Дай девочке поиграть, поделись игрушкой».

Ребёнок слышит, что ничего своего нет. Всё чужое. Он должен отдавать. Он и его чувства совсем не важны.

В будущем человек может быть жертвенным, даря людям себя до изнеможения, не оставляя ничего себе.

Как быть? Позвольте ребёнку право распоряжаться своими вещами самостоятельно. Не принимайте во внимание общепринятый стереотип, что с пелёнок нужно учить делиться. Говорите: «Может быть, ты хочешь поменяться игрушками с девочкой?», «Папа не сможет играть с тобой, если ты не дашь игрушки». Примите любой ответ. Нет, значит, нет.

  • Чтобы не допускать ошибок в воспитании детей, нужно знать возрастную периодизацию – что происходит с ребёнком на разных этапах его развития.

Познакомимся с ней.

Возраст

Ведущая сфера

Ведущая деятельность

Шкала полюсов (от «+» к «-»)

0 -1

год          

Общение

Непосредств. эмоц. контакт

Доверие (+)  или недоверие к окружающему миру (-)

1 – 3 года

Предметная

Присвоение орудийных действий

Самостоятельность (+)  

или нерешительность (-)

3 – 7 лет

Общение

Присвоение ролевого поведения

Инициативность(+)  или чувство вины (-)

7 -11 лет

Предметная

Учебная: ребёнок  учится учиться

Умелость (+)  или

Неполноценность (-)

11-15 лет

Общение

Групповое общение

(принадлежность к группе)

Овладение взрослостью, проиг-рывание её со сверстниками(+),

инфантильность (-)

15-18 лет

Интимно-личностное общение

На фоне общения учебно- профессиональная деятельность

Самоидентификация, уверенность (+),

неуверенность, путаница

 ролей (-)

Если ребёнок приходит к финишу возрастных шкал хотя бы по одной из них с отрицательным результатом, он будет проявлять сопротивление и непослушание.

  • Причины непослушания:

Причина первая — борьба за внимание. Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания...

 Причина вторая - борьба за самоутверждение. Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков.

Причина третья — желание мщения от обиды на родителей. Из-за обиды на родителей, например, что они развелись или сравнивают с братьями (сёстрами) не в его пользу, или из-за появления нового члена семьи, или что его отлучили от семьи (отправили к бабушке) и т.д. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

Причина четвертая — потеря веры в собственный успех. Он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно...», «Пусть буду плохим...».

Причина пятая - попытки заручиться поддержкой друзей (во многом схожа с первой). Если ребенок не получает необходимого внимания в семье, то он находит свой способ его получить: он находит внимание и поддержку у друзей. Ребёнок допоздна пропадает на улице со своими сверстниками. Несмотря на все уговоры и увещевания родителей, ситуация не улучшается.

Помните, всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи. Своим поведением ребёнок говорит нам: «Мне плохо! Помогите!»

 Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях.

  • Если научиться определять причину нарушения поведения, то можно конструктивно построить общение с ребёнком, заменить непродуктивный способ общения на эффективный. И так не один раз, а всё время.

Как же выявить причину непослушания?

Когда ребенок плохо себя ведет, надо спросить у себя: «Что я чувствую в этот момент?» Дело в том, что  чувства родителей зачастую подсказывают ответ на вопрос о том, чего пытается добиться ребенок. 

  1. Чувство досады, раздражения свидетельствует о том, что ребенок, вероятно, ищет внимания;
  2. Чувство гнева говорит о  борьбе ребёнка за самоутверждение;
  3. Если родители чувствуют обиду, ребенок ищет мести;
  4. Чувство беспомощности обычно является сигналом того, что ребенок потерял веру в собственный успех;
  5. Если родители  озабочены или встревожены, вероятнее всего ребенок ищет поддержки со стороны друзей.

Эти пять причин как путеводные нити. Прозрев однажды, родитель понимает, что должен и может помочь ребёнку чувствовать себя полноценным членом семейной жизни, действуя при этом приемлемыми способами.

  • Научиться конструктивному общению с детьми поможет также метод трансактного анализа Э. Бёрна. В данной таблице отражено краткое содержание каждой позиции по определённым параметрам

Позиция

Д (Дитя, Ребёнок) 

Р (Родитель) 

В (Взрослый) 

Определение

 

Эмоциональность,

беззащитность,

безответственность

Тот, кто воспитывает, наказывает и т.д.

Реальное видение мира

Слова  и выражения

Хочу; не знаю и знать не желаю

Надо; я так сказал; употребляются глаголы повелительного наклонения (сходи, сядь, напиши и т.д.)

Могу; вероятно; насколько возможно

Тон

Неуверенный,

капризный

Категоричный,  покровительственный, сочувствующий

Спокойный,  ровный, без чрезмерных эмоций

Эмоции и чувства

Спонтанные реакции (радость, печаль); страх,  беспокойство,

тревожность

Обвинение, угроза; сочувствие

Спокойствие, удовлетворение, уравновешенность

Поведение

Неуверенное

Агрессивное, авторитарное

Уверенное

Ассоциации

Рисунок или метафора (с кем, с чем ассоциируется Ребёнок), например: тающее мороженое или заяц…

Рисунок  или метафора (с кем, с чем, почему?), например: «кирпич»: въезд запрещён…

Рисунок  или метафора (с кем, с чем, почему?), например: «мудрый» дуб…

  • Ситуация:  9-классник  получил  «2» по математике. Мама, узнав об этом , реагирует
  • как «Дитя»: 

- А кто ещё в классе получил «2»? Никто!? Неужели ты хуже всех? (Обида) – проблема не решается.

  •  как «Родитель»:

- Что, забыл, что на носу экзамены!? Кто за тебя учиться будет!?  (упрёк-обвинение) – проблема не решается.   

  •  как «Взрослый»:  

-  Да, дорогой, скоро экзамены, и двойка нам ни к чему. Давай вместе подумаем, как нам решить проблему…(адекватное восприятие, которое не вызывает у ребёнка отрицательных эмоций).

  • «Примерка» ролей.

        Родители «примеряют» в одной и той же ситуации три роли – неуверенного, агрессивного и уверенного человека, что соответствует позициям Ребёнка, Родителя и Взрослого.

Ситуация.

        Представьте себе, что ваш знакомый в который раз забывает вернуть вам вашу вещь (книгу, выкройку и т.п.)

Образец ответов.

Неуверенность: «Извини, если моя книга тебе уже не нужна, то, может быть, ты вернёшь её мне?»

Агрессия: «Ты, наконец, вернёшь мне мою книгу?! Сколько я могу тебе напоминать об этом…»

Уверенность: «Мы договорились, что ты вернёшь мне книгу в среду. Сегодня четверг. Будь добр, принеси мне её завтра».

  • Закрепление полученных знаний. Упражнение «На театральных подмостках» (разбор ситуаций с позиции Ребёнка, Родителя, Взрослого)

Примеры ситуаций:

  1. Друг продолжает занимать Вас разговором, а Вам необходимо уйти. Вы говорите…
  2. Продавщица занята разговором с приятельницей, а Вам нужно сделать покупку. Вы говорите…
  3. Ваш заказ в химчистке выполнен с дефектами. Вы обращаетесь к мастеру…

  • Ситуация:     Дома ваш ребёнок отвлекается во время выполнения домашнего задания, что и как сказать? (алгоритм высказывания)

1. Сначала – неосуждающее описание того, что не нравится («когда я вижу, как ты отвлекаешься»).

2. Затем – описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится»).

3. Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).

  • Восточная мудрость гласит: Труд воспитателя (и родителя) сродни труду садовника: как каждому растению  нужен особый  уход,  так и  к  каждому  ребёнку  (даже в одной и той же семье) нужен свой подход, иначе он не достигнет совершенства    в своём развитии. ( Абдул-Баха) 

  • Китайская притча

Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Семья была особая – мир и лад царили в той семье. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил узнать, правду ли молвят люди. Прибыв в село, он увидел достаток и мир. Тогда он обратился к главе семьи с вопросом, как тот добился такого согласия и мира. Тот коротко ответил: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». А потом добавил: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Это и есть основа жизни каждой хорошей семьи. И мира тоже».

  • В подарок родителям – «100 слов, которые следует говорить детям»

  1. способов сказать ребёнку

«Очень хорошо!»

Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь родителя – заметить даже самое маленькое продвижение ребёнка вперёд и поддержать его успех.

Сто слов, которые следует употреблять в общении с детьми:

Прекрасно, молодец, умница, я горжусь тобой, ты хорошо постарался, великолепно, умно, огромный успех, я люблю тебя, ты делаешь хорошие успехи, ты быстро продвигаешься вперёд, я уважаю тебя, ты очень ответственный человек, ты уникален, ты сделал меня счастливым(-ой), отлично, феноменально, огромное достижение, сенсационно, ты – победитель, изумительно, поразительно, ты добился большого успеха, какой ты внимательный, твоя аккуратность фантастична, ты моя радость, я счастлив(а), я не видел(а) ничего подобного, мои поздравления, с каждым днём у тебя получается всё лучше, ты действительно добьёшься успеха, как ты много сделал, правильно, поздравляю, грандиозно, так держать!

Помните!

Добрая улыбка и благожелательное отношение стоят 1000 слов!