Родительский университет «Искусство быть Родителем»
Чтобы не допускать ошибок в воспитании детей, нужно знать возрастную периодизацию – что происходит с ребёнком на разных этапах его развития.
Если научиться определять причину нарушения поведения, то можно конструктивно построить общение с ребёнком, заменить непродуктивный способ общения на эффективный.
Прозрев однажды, родитель понимает, что должен и может помочь ребёнку чувствовать себя полноценным членом семейной и общественной жизни, действуя при этом приемлемыми способами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский университет «Искусство быть Родителем»
Цель. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности и преодолении конфликтных ситуаций.
Задачи:
- Познакомить с особенностями развития детей.
- Выявить причины возникновения проблем во взаимоотношениях подростков и взрослых и наметить пути их решения.
- Предложить практические рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций.
- Я трачу время на…
Родители рисуют круг, разбивают его на секторы, в которые вносят время, затраченное на различные виды деятельности и отдыха, а именно:
- работа
- общение с ребёнком
- домашняя работа
- общение с друзьями
- просмотр ТВ-передач
- другое
Вопрос-обсуждение: удовлетворены ли вы временем, затраченным на общение с ребёнком?
- Родители часто возмущаются ребёнком-подростком, обвиняя его во всех грехах. Но давайте посмотрим, как формировался ваш ребёнок, и что вы, как родители «заложили» в него.
Рассмотрим некоторые ситуации (фразы с двойным смыслом):
- Ваш ребёнок во всём обвиняет других. Все вокруг плохие, один он хороший. Откуда это?
(Вспомним: малыш ударился об стул и заплакал. Чаще всего мама реагирует так: «Какой плохой стул, ударил тебя, давай его побьём».
Ребёнок слышит, что он хороший, а мир вокруг него плохой.
В будущем может сформироваться программа – желание делать другим больно и плохо. Человек будет возвышать себя, не уважая других людей. Он будет жертвой этого мира, постоянно обвиняя его во всём, что происходит.
Как быть? Говорите чаще малышу: «Тебе больно? Где болит? Всё скоро пройдёт», «В следующий раз будь поаккуратнее»).
- Ребёнок ничего не хочет делать, даже убрать в свое комнате. Все ему должны. Откуда это?
В детстве ему говорят: «Ты так долго возишься, дай я тебе помогу застегнуть…» или «Ну что ты копаешься!? Иди уже спать, я сама уберу игрушки».
Ребёнок слышит, что он неумеха, всё равно у него ничего не получится. Зачем тогда стараться?
- Ваш ребёнок замкнутый, молчаливый. Откуда это?
В детстве ему говорят: «Не кричи на весь дом», «Ну что ты плачешь как маленький?», Не говори громко».
Ребёнок слышит, что показывать свои эмоции нельзя. За это родители ругают. «Я лучше буду молчать», - думает он.
В будущем он будет замкнутым, молчаливым. Все эмоции, которые малыш хранит в себе, могут вырваться на свободу в виде агрессии или, наоборот, чрезмерной плаксивости.
- Ребёнок всё выносит из дома и раздаёт друзьям. В детстве ему говорят: «Не будь жадиной. Дай девочке поиграть, поделись игрушкой».
Ребёнок слышит, что ничего своего нет. Всё чужое. Он должен отдавать. Он и его чувства совсем не важны.
В будущем человек может быть жертвенным, даря людям себя до изнеможения, не оставляя ничего себе.
Как быть? Позвольте ребёнку право распоряжаться своими вещами самостоятельно. Не принимайте во внимание общепринятый стереотип, что с пелёнок нужно учить делиться. Говорите: «Может быть, ты хочешь поменяться игрушками с девочкой?», «Папа не сможет играть с тобой, если ты не дашь игрушки». Примите любой ответ. Нет, значит, нет.
- Чтобы не допускать ошибок в воспитании детей, нужно знать возрастную периодизацию – что происходит с ребёнком на разных этапах его развития.
Познакомимся с ней.
Возраст | Ведущая сфера | Ведущая деятельность | Шкала полюсов (от «+» к «-») |
0 -1 год | Общение | Непосредств. эмоц. контакт | Доверие (+) или недоверие к окружающему миру (-) |
1 – 3 года | Предметная | Присвоение орудийных действий | Самостоятельность (+) или нерешительность (-) |
3 – 7 лет | Общение | Присвоение ролевого поведения | Инициативность(+) или чувство вины (-) |
7 -11 лет | Предметная | Учебная: ребёнок учится учиться | Умелость (+) или Неполноценность (-) |
11-15 лет | Общение | Групповое общение (принадлежность к группе) | Овладение взрослостью, проиг-рывание её со сверстниками(+), инфантильность (-) |
15-18 лет | Интимно-личностное общение | На фоне общения учебно- профессиональная деятельность | Самоидентификация, уверенность (+), неуверенность, путаница ролей (-) |
Если ребёнок приходит к финишу возрастных шкал хотя бы по одной из них с отрицательным результатом, он будет проявлять сопротивление и непослушание.
- Причины непослушания:
Причина первая — борьба за внимание. Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания...
Причина вторая - борьба за самоутверждение. Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков.
Причина третья — желание мщения от обиды на родителей. Из-за обиды на родителей, например, что они развелись или сравнивают с братьями (сёстрами) не в его пользу, или из-за появления нового члена семьи, или что его отлучили от семьи (отправили к бабушке) и т.д. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.
Причина четвертая — потеря веры в собственный успех. Он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно...», «Пусть буду плохим...».
Причина пятая - попытки заручиться поддержкой друзей (во многом схожа с первой). Если ребенок не получает необходимого внимания в семье, то он находит свой способ его получить: он находит внимание и поддержку у друзей. Ребёнок допоздна пропадает на улице со своими сверстниками. Несмотря на все уговоры и увещевания родителей, ситуация не улучшается.
Помните, всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи. Своим поведением ребёнок говорит нам: «Мне плохо! Помогите!»
Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях.
- Если научиться определять причину нарушения поведения, то можно конструктивно построить общение с ребёнком, заменить непродуктивный способ общения на эффективный. И так не один раз, а всё время.
Как же выявить причину непослушания?
Когда ребенок плохо себя ведет, надо спросить у себя: «Что я чувствую в этот момент?» Дело в том, что чувства родителей зачастую подсказывают ответ на вопрос о том, чего пытается добиться ребенок.
- Чувство досады, раздражения свидетельствует о том, что ребенок, вероятно, ищет внимания;
- Чувство гнева говорит о борьбе ребёнка за самоутверждение;
- Если родители чувствуют обиду, ребенок ищет мести;
- Чувство беспомощности обычно является сигналом того, что ребенок потерял веру в собственный успех;
- Если родители озабочены или встревожены, вероятнее всего ребенок ищет поддержки со стороны друзей.
Эти пять причин как путеводные нити. Прозрев однажды, родитель понимает, что должен и может помочь ребёнку чувствовать себя полноценным членом семейной жизни, действуя при этом приемлемыми способами.
- Научиться конструктивному общению с детьми поможет также метод трансактного анализа Э. Бёрна. В данной таблице отражено краткое содержание каждой позиции по определённым параметрам
Позиция | Д (Дитя, Ребёнок) | Р (Родитель) | В (Взрослый) |
Определение
| Эмоциональность, беззащитность, безответственность | Тот, кто воспитывает, наказывает и т.д. | Реальное видение мира |
Слова и выражения | Хочу; не знаю и знать не желаю | Надо; я так сказал; употребляются глаголы повелительного наклонения (сходи, сядь, напиши и т.д.) | Могу; вероятно; насколько возможно |
Тон | Неуверенный, капризный | Категоричный, покровительственный, сочувствующий | Спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций |
Эмоции и чувства | Спонтанные реакции (радость, печаль); страх, беспокойство, тревожность | Обвинение, угроза; сочувствие | Спокойствие, удовлетворение, уравновешенность |
Поведение | Неуверенное | Агрессивное, авторитарное | Уверенное |
Ассоциации | Рисунок или метафора (с кем, с чем ассоциируется Ребёнок), например: тающее мороженое или заяц… | Рисунок или метафора (с кем, с чем, почему?), например: «кирпич»: въезд запрещён… | Рисунок или метафора (с кем, с чем, почему?), например: «мудрый» дуб… |
- Ситуация: 9-классник получил «2» по математике. Мама, узнав об этом , реагирует
- как «Дитя»:
- А кто ещё в классе получил «2»? Никто!? Неужели ты хуже всех? (Обида) – проблема не решается.
- как «Родитель»:
- Что, забыл, что на носу экзамены!? Кто за тебя учиться будет!? (упрёк-обвинение) – проблема не решается.
- как «Взрослый»:
- Да, дорогой, скоро экзамены, и двойка нам ни к чему. Давай вместе подумаем, как нам решить проблему…(адекватное восприятие, которое не вызывает у ребёнка отрицательных эмоций).
- «Примерка» ролей.
Родители «примеряют» в одной и той же ситуации три роли – неуверенного, агрессивного и уверенного человека, что соответствует позициям Ребёнка, Родителя и Взрослого.
Ситуация.
Представьте себе, что ваш знакомый в который раз забывает вернуть вам вашу вещь (книгу, выкройку и т.п.)
Образец ответов.
Неуверенность: «Извини, если моя книга тебе уже не нужна, то, может быть, ты вернёшь её мне?»
Агрессия: «Ты, наконец, вернёшь мне мою книгу?! Сколько я могу тебе напоминать об этом…»
Уверенность: «Мы договорились, что ты вернёшь мне книгу в среду. Сегодня четверг. Будь добр, принеси мне её завтра».
- Закрепление полученных знаний. Упражнение «На театральных подмостках» (разбор ситуаций с позиции Ребёнка, Родителя, Взрослого)
Примеры ситуаций:
- Друг продолжает занимать Вас разговором, а Вам необходимо уйти. Вы говорите…
- Продавщица занята разговором с приятельницей, а Вам нужно сделать покупку. Вы говорите…
- Ваш заказ в химчистке выполнен с дефектами. Вы обращаетесь к мастеру…
- Ситуация: Дома ваш ребёнок отвлекается во время выполнения домашнего задания, что и как сказать? (алгоритм высказывания)
1. Сначала – неосуждающее описание того, что не нравится («когда я вижу, как ты отвлекаешься»).
2. Затем – описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится»).
3. Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).
- Восточная мудрость гласит: Труд воспитателя (и родителя) сродни труду садовника: как каждому растению нужен особый уход, так и к каждому ребёнку (даже в одной и той же семье) нужен свой подход, иначе он не достигнет совершенства в своём развитии. ( Абдул-Баха)
- Китайская притча
Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Семья была особая – мир и лад царили в той семье. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил узнать, правду ли молвят люди. Прибыв в село, он увидел достаток и мир. Тогда он обратился к главе семьи с вопросом, как тот добился такого согласия и мира. Тот коротко ответил: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». А потом добавил: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Это и есть основа жизни каждой хорошей семьи. И мира тоже».
- В подарок родителям – «100 слов, которые следует говорить детям»
- способов сказать ребёнку
«Очень хорошо!»
Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь родителя – заметить даже самое маленькое продвижение ребёнка вперёд и поддержать его успех.
Сто слов, которые следует употреблять в общении с детьми:
Прекрасно, молодец, умница, я горжусь тобой, ты хорошо постарался, великолепно, умно, огромный успех, я люблю тебя, ты делаешь хорошие успехи, ты быстро продвигаешься вперёд, я уважаю тебя, ты очень ответственный человек, ты уникален, ты сделал меня счастливым(-ой), отлично, феноменально, огромное достижение, сенсационно, ты – победитель, изумительно, поразительно, ты добился большого успеха, какой ты внимательный, твоя аккуратность фантастична, ты моя радость, я счастлив(а), я не видел(а) ничего подобного, мои поздравления, с каждым днём у тебя получается всё лучше, ты действительно добьёшься успеха, как ты много сделал, правильно, поздравляю, грандиозно, так держать!
Помните!
Добрая улыбка и благожелательное отношение стоят 1000 слов!
