Главные вкладки

    «Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»

    Мавровская Ольга Валентиновна

    Наверное, нет такой семьи, в которой не возникают трудности с воспитанием детей, и самая распространенная трудность - это плохое поведение ребенка. На непослушание, упрямство, грубость, лживость, драчливость жалуются семьи, имеющие как малышей так и подростков, Можно предположить, что эти проблемы не миновали и нас с вами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект занятия26.17 КБ
    Office presentation icon презентация к занятию212.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»

     Цель: Научить родителей дифференцировать ошибочные цели поведения детей и подростков и определить стратегии позитивного реагирования, содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.  

       Задачи:

    • повысить педагогическую и психологическую компетентность замещающих родителей;
    • помочь замещающим родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его развития, достижения и проблемы;
    • научить замещающих родителей определять адекватные пути взаимодействия с ребенком путем установления оптимальной дистанции и пространства общения;
    • способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

    Ход заседания Клуба:

    Мотивационный этап.

    Вступление:

    Наверное, нет такой семьи, в которой не возникают трудности с воспитанием детей, и самая распространенная трудность - это плохое поведение ребенка. На непослушание, упрямство, грубость, лживость, драчливость жалуются семьи, имеющие как малышей так и подростков, Можно предположить, что эти проблемы не миновали и нас с вами.

    1. Упражнение “Мое имя и качество”.

    Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

    Время: 5 минут.

    Материалы: мячик.

    Содержание: начнем нашу работу со знакомства: каждый из вас будет по кругу передавать друг другу мячик и называть свое имя и качество личности, которое у вас есть и которое вы считаете самым важным или главным в вашей личности. Анализ: трудно ли было определиться с качеством и произнести его вслух?

    Поэтому первый вопрос к вам:

    Какое поведение Ваших детей чаще всего беспокоит Вас?

    Вывод: 1. Основная идея - необходимо воспринять плохое поведение как информацию, послание, которую отправляет нам ребенок.

    Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением? – вот первая реакция эффективного родителя на негативный поступок ребенка.

    2. Поведение ребенка подростка может быть плохим, но намерения, которые лежат в основе поведения, позитивные, положительные.

    3. Совершая плохое поведение ребенок ошибается в выборе форм поведения

    . Выбор формы поведения всегда подчиняется трем законам:

    а). Дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

    б). Любое поведение ребенка подчинено цели – чувствовать себя принадлежащим к обществу, к социальной жизни.

    в). Нарушая дисциплину ребенок понимает, что поступает плохо. Но может не понимать, что выбирает при этом ошибочную цель.

    2. Упражнение “Кукла”.

    Цель: помочь замещающим родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.

    Время: 15 минут.

    Материалы: кукла, ленточки темного цвета.

    Содержание: посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: “Нельзя!”. И представьте на месте этой куклы своего ребенка.

    Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время психолог перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.  

    Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?

    Практический этап.

    3. Упражнение:

    Разберем ситуации с плохим поведением ребенка.

    Ситуация 1. У вас важный телефонный звонок и вы сосредоточены на разговоре. Ваш ребенок пристает к вам с просьбами и вопросами: где лежат его карандаши и краски, куда можно налить воды для рисования, хорошо ли получилось, что поправить и т.д.

    Вы время от времени отвечаете ему, но все это мешает телефонному разговору.

    Вопросы:

    • Какая реакция у взрослого может быть?
    • Что чувствует взрослый в этот момент?
    • Что ребенок хочет сказать взрослому своим поведением?
    • Как поступит эффективный родитель.

    Ситуация 2. Уже довольно поздно, но Ваш ребенок непременно хочет пойти гулять с друзьями.

    Вы считаете, что это время никак не подходит для прогулки и категорически отказываете ему.

    Ему ничего не остается, как уйти в свою комнату. Вскоре оттуда раздается громкая музыка в стиле РОК. Вы просите его выключить музыку, так как время позднее, но в ответ музыка становится оглушительной, через 5 минут препирательства Вы готовы вывернуть пробки…

    Вопросы:

    • Что говорит своим поступком ребенок родителю?
    • Что чувствует родитель, когда ребенок поступает таким образом?
    • Какой путь в таком случае будет эффективным?

    Ситуация 3. Мама Маши обратила внимание на то, что в последнее время девочка стала пассивной, она все больше отходит от семейных дел. Если мама просила ее что-либо сделать по дому, то оно принималась хныкать, жаловаться: « Я не умею, я могу разбить, сломать…».Она откладывала любое самое простое дело, не приступала к приготовлению уроков, пока мама не начинала вместе с ней разбирать задания. В классе она тоже была пассивной, что сказалось на ее оценках.

    Вопросы:

    • Что чувствует родитель в такой ситуации?
    • Что своим поведением говорит ребенок родителю?
    • Как надо поступать, чтобы быть эффективным родителем?

    4. Упражнение “Ассоциации”.

    Цель: принятие индивидуальности ребенка.

    Время: 10 минут.

    Материалы: листочки с незаконченными фразами.

    Содержание: все, что от вас требуется, это – постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли в голову.  

    Если вы и ваш ребенок цветы, то какие …

    Если вы и ваш ребенок животные, то какие …

    Если вы и ваш ребенок цвета, то какие …

    Если вы и ваш ребенок настроение, то какое …

    Если вы и ваш ребенок музыка, то какая …

    Если вы и ваш ребенок погода, то какая …

    Если вы и ваш ребенок запах, то какой …

    Если вы и ваш ребенок одежда, то какая …

    Если вы и ваш ребенок мебель, то какая …

    Если вы и ваш ребенок люди, то какие …

    Анализ: легко или трудно было придумать ассоциацию?

    5. Упражнение “Радость общения с ребенком”.

    Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.

    Время: 10 минут.

    Материалы: мягкая игрушка.

    Содержание: каждому участнику тренинга предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и продолжить фразу: “Мне нравится общаться с моим ребенком, потому что...”.

    Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?

    Заключительный этап:

    Ведущий:

    Стратегия и тактика экстренного вмешательства в ситуации конфронтации.

    • Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.
    • Правило 2. Контролируйте свои негативные эмоции.
    • Правило 3. Не усиливайте напряжения ситуации.
    • Правило 4. Обсудите поступок позже.
    • Правило 5. Позвольте ребенку «сохранить лицо».
    • Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

    Рефлексия:

    1. Что для Вас было полезным?
    2. В чем Вы испытывали трудности?
    3. Ваши вопросы по этой теме.

    Спасибо за работу!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам: