Кризис подросткового возраста

Кислун Жанна Константивновна

Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости.

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе и развиваются процессы самопознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_podrostkovogo_vozrasta.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис подросткового возраста

Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости.

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового периода-12-15 лет) и развиваются процессы самопознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с ё         которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь ( вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет; ее часто называют периодом ранней юности).

Следует особо отметить, что и в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека.

Нас интересуют те процессы развития в младшем школьном возрасте, которые непосредственно подготавливают подростковый кризис, и вместе с ним и весь период возрастного развития ребенка.

Напомним, что кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и таким образом оказываются нереализованными.

Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка очень трудно.

Кризис подросткового возраста отличается еще в одном, весьма существенном отношении. Дело в том, что в младшем возрасте депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями ( запретами взрослых, неизменившимся образом жизни ребенка, сковывающим его активность, и т. п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования ( привычки, черты характера и п. ), часто мешающие подростку достигнуть желаемого и прежде им самим избранного образца. Конечно, и внешние условия- особенно необходимость оставаться зависимым от взрослых, когда уже возникло желание занять иной, более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного внешнего контроля и позволяющий подростку самостоятельно решать свои проблемы, - имеет здесь большое значение, но не они являются решаемыми.

Точно также не является сам по себе решающим и фактор биологического созревания, которому до сих пор еще некоторыми психологами придается преувеличенное значение. Нельзя отрицать, конечно, что перестройка организма, в том числе и быстро наступающие соматические изменения, не имеют отношения к кризису подросткового возраста. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность и пр., а быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, в этот период впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность- половое влечение. Безусловно, депривация этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения. Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение так же как и все другие физиологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной опосредованный характер. Так же как, например, потребность в радражителях, необходимых для развития мозговых систем, сначала становится потребностью во внешних впечатлениях, а затем потребностью в активной познавательной деятельности, так же и половое влечение в ходе своего развития приобретает форму человеческой любви.

Возникая в пубертатный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований ( разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение, как правило, не занимает доминирующего положения. Поэтому депривация ( в силу социальной незрелости подростка) этого влечения, как правило не является серьезным фрустрирующим фактором и не играет определенной роли в кризисе подросткового возраста. В силу сказанного, нам представляются несостоятельными попытки объяснить этот сложный по своей природе возрастной кризис, исходя из факта полового созревания. Несостоятельными являются и все теории подросткового возраста, которые пытаются объяснить психологию подростка, исходя из каких- либо внешних по отношению к психическому развитию факторов. Ведь факторы, и биологичность, и социальный порядок не определяют развитие прямо: они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом новообразований. А. Н. Леонтьев справедливо утверждал, что никакое развитие невыводимо непосредственно из того, что составляет лишь его предпосылки. Развитие, согласно его точке зрения, надо исследовать как процесс «самодвижения», в котором «его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся его собственные моменты». Следовательно, уже возникшие новообразования сами начинают выступать в качестве внутренних факторов развития. Через них преломляются испытываемые субъектом воздействия, интегрируются его сознанием и, таким образом, определяют и его внутреннюю позицию, и его поведение, и дальнейший ход формирования его личности.

С этой точки зрения, никакая теория подросткового возраста ( а в них, как известно, нет недостатка) не может быть построена на основе учета какого- либо одного фактора. Подростковый возраст, по словам Л.С. Выготского, не может быть охвачен одной формулой. Для этого должны быть изучены внутренние движущие силы и противоречия, присущие данному этапу психического развития, и проанализировано то центральное системное новообразование, которое выполняет интегративную функцию и позволяет понять весь симптомокомплекс подросткового возраста, природу происходящего здесь кризиса и его феноменологию.

На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований мы полагаем, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать себя ка личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражение ( т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

Список литературы

1. Алмазов Б.Н. Самопорезы у подростков с акцентуациями характера.- Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1981, С.110-112.

2.Жариков Н.М., Логинова М.С. Вопросы психиатрической терминологии.- Журнал Невропатология и психиатрия, 1980. Вып.2, С.292-293.

3. Желова Л.Я., Скуратова Г.А., Чомарян Э.А. О соотношении некоторых видов девиации поведения и суицида в детско- подростковом возрасте. Актуальные проблемы суицитологии. М., 1981, С.133-141.

4. Ковалев в.В. Психический дизонтогенез как клиникопатогенетическая проблема психиатрии детского возраста. Журнал невропатология и психиатрия, 1981. Вып.10, С.1505-1509.