Личность и ее ценностные ориентации. Методическая разработка занятия элективного курса для учащихся 9 классов «Критерии успешности личности».

Помочь старшекласснику в самореализации как личности, обладающей социально значимыми качествами, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их – цель элективного курса «Критерии успешности личности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Пушкино

Пушкинского муниципального района

Элективный курс «Критерии успешности личности»  для учащихся                                        9-классов

Составитель педагог-психолог высшей категории Колембет Г.И.

Занятие 17. Личность и ее ценностные ориентации.

Цели:

- развитие понятийного аппарата;

- расширение социального интеллекта;

- формирование адекватного самовосприятия и самопознания;

- развитие навыков объективного описания.

Теоретическая часть.

Ребята!

Мы снова возвращаемся к понятию «личность», но в более широком ее диапазоне. Начиная с сегодняшнего занятия, мы будем касаться разных сторон личности непосредственно через  самопознание своих качеств.

Что же такое личность?

Немного из истории. Само слово «личность» берет начало от латинского слова «персона», означавшего маску, личину. В античном театре актер надевал маску, которая характеризовала изображаемый персонаж. Позже маска стала обозначать внутреннюю сущность самого действующего лица.

Персона или маска сошла с подмостков и шагнула в жизнь.

В Древнем Риме персона - это лицо перед законом. Раб при этом не признавался.

В русском языке слово персона долгое время имело оскорбительный оттенок. В академическом словаре 1847г. говорилось, что личность – это, во-первых, отношение одного лица к другому, во-вторых, колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление.

У  Л.Н.Толстого в «Войне и мире» вы можете прочитать такое описание хода бурных прений: «Чем дальше они продолжали, тем больше разгорались споры, доходившие до криков и личностей».

В психологии, как мы узнали ранее, личность используется в двух основных значениях:

1 – это человек, обладающий сознанием;

2 – это человек, имеющий собственное «Я» (установки, убеждения, взгляды, социальные роли, индивидуальность).

Блиц-опрос:   Кого можно назвать индивид?

                              Что такое индивидуальность?

                              Кого можно назвать личностью?

                              Можно ли животное назвать личностью? Почему?        

Человек рождается  уже человеком, т.к. он имеет видовую принадлежность. Любой человек – это индивид, он уникален, потому что имеет свои индивидуальные особенности, которые его отличают от других.

Индивидуальность – это неповторимость сочетания различных свойств и качеств человека.

Английский ученый - психолог Мерлин разработал  структуру индивидуальности.

                                                                                                                                         

                                 Структура индивидуальности по Мерлину.

Свойства

организма

Психофизиоло-гические

Психические

Психологические

Социальные

биохимические,

генетические и

др. особенности тела

 свойства

темперамента

ощущения, вос-

приятие, внима-

ние, память,

мышление

характер

качества личности

Появившись на свет как индивид, человек приобретает социальное качество – он становится личностью.

Вопрос: что такое личность? Кто даст определение личности?

Ответ: личность – носитель сознания и индивидуальности человека, ее проявления в обществе.

Личность формируется обществом.  Личность имеет 4 составляющих.

                                       

                                                           Структура личности

                                                               

        Познавательная     Эмоционально-волевая                Мотивационная                    Ценностная

          сфера                     (темперамент, характер)            (потребности, интересы)

                                         

                                       

          Сегодня мы рассмотрим ценностные ориентации человека, т.е. то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный смысл.

                              Ценностные ориентации человека – это основа его

                                                                       

 

отношений к окружающему              мировоззрения и                   мотивации,

миру, к себе, к другим людям           нравственности                     жизненной активности

             

          Согласно учению психолога Р. Рокича имеются 2 класса ценностей:

                       

                  терминальные                                                               инструментальные  

(то к чему стремится человек, ценности-цели)        (помогающие добиваться главной цели)

    Здоровье, свобода, образование,                                 Качества личности, многие из них                                                                              

         карьера, семья и т.д.                                                     помогают добиваться цели

                                                                     

       Рассмотрите список качеств личности, данный в виде полярных полюсов:

  • аккуратность                                           небрежность
  • воспитанность                                        невежество                                                          
  • жизнерадостность                                  уныние
  • исполнительность                                  безответственность
  • самостоятельность                                 зависимость
  • решительность                                        нерешительность
  • искренность                                            лживость
  • чуткость                                                   безразличие
  • смелость                                                  боязливость
  • организованность                                   несобранность
  • общительность                                        неразговорчивость
  • активность                                              пассивность
  • непринужденность                                 скованность
  • целеустремленность                               импульсивность

Вопрос: Что же происходит с человеком, когда у него исчезают цели?

Ответ: человек деградирует как личность: крайний случай – бомж, наркоман. Таким образом человек создает сам себе «жизненное пространство».

Практическая часть.

Предлагаю вам  выполнить необычное упражнение – составление вашего психологического портрета.

При его составлении каждый из вас должен показать свою систему ценностей, охарактеризовать себя как личность, показав свои сильные и слабые стороны, и указать свои ресурсы, имеющиеся возможности.

Работать необходимо индивидуально. После составления я соберу ваши работы и зачитаю их. Ваша задача – отгадать, кого характеризует данный текст.

На выполнение работы дается 5 минут.

Домашнее задание: 

Подумайте, чего вы хотите.

Что вам нужно сделать, чтобы добиться желаемого результата.

Что вам может помешать в достижении цели.

Назовите 3 способа, с помощью которых вы можете добиться желаемого.

Какое влияние окажет достигнутое на вашу дальнейшую жизнь.                  

Приложение 1.

                               

Структура личности

                                       (сферы)

Познавательная   Эмоционально-волевая   Мотивационная   Ценностная

ощущения,                          темперамент,                          потребности,                жизненные

восприятие,                        характер,                                 интересы                       цели,

внимание,                           эмоции,        личностные

память,                                воля                                         качества

мышление

                                       

Приложение 2.

Ценностные ориентации человека – это основа его

                                                                       

 

отношений к окружающему              мировоззрения и                   мотивации,

миру, к себе, к другим людям           нравственности                     жизненной                                                                                              

                                                                                                              активности

Приложение 3.

Согласно учению психолога Р. Рокича имеются

2 класса ценностей

                       

терминальные                                                               инструментальные

(то к чему стремится человек, ценности-цели)         (помогающие добиваться          

Здоровье, свобода, образование,                                 главной цели)

карьера, семья, и т. д.                                                    Качества личности

Приложение 4.

  • «Человек – это животное, которое смеется» (Ф. Рабле).

  • «Отличительная особенность человека в способности смеяться и, особенно, в способности смешить других»                     (А.Бергсон)

  • «Человек – существо, способное к обману и постоянно обманывающее себя и других»                                          (Ж. Кардан)

  • «Человек – это трагическое существо, которому недостает инстинкта для уверенных, безошибочных действий, а появившийся у него разум не в состоянии этот инстинкт всецело заменить»                                                                         (А.Шопенгауэр)

  • «Способность краснеть – самое характерное и самое человеческое из всех человеческих свойств»                                            (Ч. Дарвин)

  • «Человек – это единственное животное, которое должно работать»                                    

                                                                                                            (И. Кант)

  • «Только человек впервые поднимается к знанию о самом себе, к постижению… своего Я, одним словом, только человек есть мыслящий дух, и этим – и притом единственно только этим – существенно отличается от природы»                                (Ф. Гегель)

  • «Человек – это животное, способное производить орудия труда»              

                                                                                                              (Франклин)

  • «Человек не весь в человеке, мы идем к себе из далека, и пока идем, многое может снами случиться. Человек есть усилие быть человеком. Если нет этого усилия – неизбежна деградация»           (М. Мамардашвили).

  • «Нет человека. В поисках его находят материю, дух, образ Божий, нечто или ничто, или же и то и другое одновременно. Но человека нет. Хотя есть нежелание быть материей, духом, нечто, ничто, то есть всем тем, что не есть человек…

     Итак, нет человека, а есть попытка – к – человеку, которая          

          выдается за человека» (В.Кувакин).

Источник:     Милорадова Н.Г, Мышление в дискуссиях и решениях задач. АСВ Москва, 2004

                                           

Приложение 5.

«Просьба о помощи»

                                    сообщение в интернет – контакте

О себе:

Пол (подчеркнуть) - женский, мужской

Возраст______________________________________________________________________

Рост_________________________________________________________________________

Вес__________________________________________________________________________

Цвет волос  (подчеркнуть) -  шатен, брюнет, блондин, рыжий  

Телосложение (подчеркнуть) -  худощавое, атлетическое, среднее, полное    

Мои приоритеты  (подчеркнуть или дополнить своими) – семья, образование, карьера, работа, любовь, дружба, общение, любовь, здоровье,_______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Мои предпочтения  (подчеркнуть или дополнить своими) – природа, животный мир, кино, театр, музыка (какая) ____________, спорт (какой вид)_____________, религия, рыбалка, философия, наука, техника, танцы (какие)_____________, коллекционирование (предмет)__________________, литература (какая)__________________,_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мой темперамент (подчеркнуть) - холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик

Мой характер  (подчеркнуть свойственные вам качества личности или дополнить) -

  • аккуратность                                           небрежность
  • воспитанность                                        невежество                                                          
  • жизнерадостность                                  уныние
  • исполнительность                                  безответственность
  • самостоятельность                                 зависимость
  • решительность                                        нерешительность
  • искренность                                            лживость
  • чуткость                                                   безразличие
  • смелость                                                  боязливость
  • организованность                                   несобранность
  • общительность                                        неразговорчивость
  • активность                                              пассивность
  • непринужденность                                 скованность
  • целеустремленность                               импульсивность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Дополнительная информация_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________