Правила рационального поведения в конфликте. Техника «Я-высказывание». Методическая разработка занятия элективного курса для учащихся 10 классов «Психология общения».

Актуализация субъектной позиции и повышение уровня личностной и социальной компетентности учащихся благодаря получению знаний о себе, о других людях, о новых формах и способах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширение границ познания основ конструктивных взаимоотношений - цель элективного курса для старшеклассников "Психология общения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел «Методическая работа»

МБОУ СОШ №6 г. Пушкино  

Занятие элективного курса  «Психология общения. Конфликтология»

Составитель педагог-психолог высшей категории Г.И. Колембет

Тема.  Правила рационального поведения в конфликте. Техника «Я-высказывание»

Класс: 11

Тип урока:  Данный урок комбинированного типа,  личностно – ориентированный   с использованием ИКТ и занимает промежуточное место в изучении темы «Межличностный конфликт».  

Методическая база урока

Цель: формирование представления о конструктивном разрешении конфликта.

Задачи:

1. Образовательные:

  • способствовать актуализации представлений у  обучающихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах,  способах разрешения;
  • создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного);
  • дать знания обучающимся о правилах рационального выхода из конфликта и об алгоритме «Я – высказывания»;
  • формировать  умение  «Я – высказывания». 

2.  Воспитательные: 

  • содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности у обучающихся;
  • создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции и толерантного отношения к окружающим.

3.  Развивающие: 

  • формировать умение извлекать информацию, обобщать материал, самостоятельно составлять рассказ, делать выводы;
  • способствовать развитию аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.

Обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД):

  1. Личностный блок:
  • содействие ребенку в формировании положительной  Я-концепции;
  • развитие:
  • творческих способностей;
  • умения ориентироваться в межличностных отношениях;
  • способности рефлексии своего эмоционального состояния;
  • способности  толерантного поведения.

  1. Регулятивный блок:
  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения ожидаемого результата;
  • формирование способности:
  • к волевому усилию — к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий;
  • способность к саморегуляции своего эмоционального состояния.    

                                                                                   

  1. Познавательный блок:
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • применение творческого подхода в решении проблемы;
  • умение  создания презентации обретенных знаний  с помощью речевых высказываний и с помощью компьютерных средств;
  • умение структурировать знания;
  • применение «Я – высказывания».
  1. Коммуникативный блок:
  • расширение  социальной  компетентности;
  • умение учитывать  позиции других людей, умение активно  слушать и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • развитие навыков анализа ситуаций общения;
  • навыки сотрудничества в поиске и сборе информации;
  • способность  конструктивного разрешения конфликтов.

Форма организации: фронтальная,  индивидуальная.

Используемые  технологии обучения: 

  • информационно-коммуникативная  технология;
  • технология саморазвития;
  • обучение в сотрудничестве;
  • здоровьесберегающая;
  • проблемно-диалогическая;
  •  рефлексивная.

Приемы организации учебной деятельности

Задания для развития индивидуальности личности:

I. Задания на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам "Узнай себя!"):

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативность, учебной изобретательности и пр.).

II. Задания на создание возможностей для самоопределения ("Выбирай себя");

  • В самостоятельной работе выбор различного учебного содержания (источников), выбор заданий различной качественной направленности (доступность изложения материала, креативность, теоретичность-практичность);
  • задания с аргументированным выбором способа учебной работы (характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем  делать учебные задания);
  • выбор форм отчетности учебной работы (письменный, устный отчет).

III. Задания на "включение" самореализации ("Проявляй себя!"):

  • требующие творчества в содержании работы  (нестандартные упражнения, требующие найти креативное решение);
  • выбор различных "жанров" выполнения заданий (научный отчет,  презентации, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.).

IV. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников ("Твори совместно"):

  • совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: "мозговой штурм";
  • стимулирование, мотивирование творческой работы оцениванием учителя, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты (акцентируя внимание на идеи взаимного развития).

V. Задания и группа приемов организации учебной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!"):

  • задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (дома решить задачу или другую учебную работу);
  • спектр заданий на выбор, требующих проявления терпения, творчества, практичности, умения взаимодействовать, с предложением школьникам выбрать задания в соответствии со своим желанием.

Основные понятия:   конфликт,  причины конфликта,  типология конфликта,  межличностный  конфликт,  способы разрешения конфликта,  правила рационального разрешения конфликта,  «Я – высказывание.

Оборудование:  компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Необходимые материалы:  презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию;  бумага для упражнения “Снежинки”;  опорные конспекты; учебные листы для рефлексии;  дидактический материал для групповых заданий («Ты – сообщения»).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Презентации обучающимися  своей самостоятельной внеурочной работы,

как форма отчета о ее выполнении.

  1. Здоровьесберегающая гимнастика для снятия напряжения с глаз обучающихся.
  2. Правила рационального поведения в конфликте.

  1. Энергетическая зарядка.

  1. Техника «Я-высказывание».
  2. Практическая работа. Проблема
  3. Рефлексия.
  4. Предложение тем для самостоятельной работы обучающихся.
  5. Упражнение “Снежинки”.
  6. Заключение.                                                    

Литература:

  1. Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.
  2. Микляева, А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). – СПб.: Издательство “Речь”, 2003. – 118 с. – С. 33-35.
  3. Пономаренко, Л.П., Белоусова, Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2: Психология общения: 11 кл. – 192 с. – (Б-ка школьного психолога). – С. 73.
  4.  Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие // Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 - 192 с.
  5. Социальная конфликтология. Программа и методические рекомендации элективного курса./ Сост. Лучникова С.Н., Присяжнюк А.В. – Благовещенск: Амурский ИППК, 2005. – 35 с. – С. 10, 19-21, 27-28, 31.
  6. Филиппова, Г.Г. Как обучать искусству общения. Конфликты в общении. Интегрированный урок// Классный руководитель. – № 3. – 2003. – С. 123-127.

Ход урока

  1. Организационный момент.  Приветствие, проверка отсутствующих учащихся. Создание позитивного настроя.

(Слайд 1.) Учитель:   

 Ребята!  Главная Божественная данность человеку – это возможность общаться, дружить, обмениваться опытом, любить. Как сказал знаменитый австрийский писатель Карл Краус: 

 «Общение – это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить»

(Слайд 2)  Учитель:   

Что же делать, чтобы все-таки осилить общение?  Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости?  Как не «помокнуть» под дождем непонимания, и как помочь в этом другим?  Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы с вами,  следуя совету Элвина  Тоффлера, который утверждал, что «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» продолжаем учиться жить в сотрудничестве.

  1. Презентации  обучающихся,  как форма отчета о выполнении самостоятельной внеурочной работы.

Учитель:   Ребята, начнем занятие с того, что приготовили вы как самостоятельную работу по предложенным вам на прошлом уроке темам. Форма подготовки была разнообразной. Это мог быть и реферат, и устный отчет, и презентация. Что выбрано вами? Пожалуйста, добровольцы!

(<Презентации творческих работ детей>) 

3. Здоровьесберегающая гимнастика для снятия напряжения  глаз обучающихся.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам  сесть поудобнее, расслабиться.  Закройте глаза и выполняйте то, что вы услышите.

  • Рисуй глазами треугольник.
  • Теперь его переверни
  • Вершиной вниз.
  • И вновь глазами
  • Ты по его периметру веди.
  • Рисуй восьмерку вертикально.
  • Ты головою не крути,
  • А лишь глазами осторожно
  • Ты вдоль по линиям води.
  • И на бочок её клади.
  • Теперь веди горизонтально,
  • И в центре ты остановись.
  • Зажмурься крепко, не ленись.
  • Глаза открываем мы, наконец.
  • Зарядка окончилась.
  • Ты молодец!

4. Правила рационального поведения в конфликте. Техника «Я-высказывание».

Учитель:   

  • Вы немного отдохнули,  предлагаю вам вспомнить, как называется тот возраст, в котором вы сейчас находитесь?

Возможные варианты ответов учащихся: подростковый, юношество и.т.п.

Учитель:  (Слайд 3)  

Действительно, вы находитесь  в ранней юности.  Известный немецкий философ И. Кант так охарактеризовал этот возраст: «Годы юности – трудные годы, ибо это годы выбора».

Как вы думаете, что имел в виду Кант? О каком выборе он говорил?

Возможные варианты ответов учащихся: выбор поведения, друзей и.т.д.

Учитель: Человек в юности, т.е. в 16-17 лет выбирает не только друзей, профессию, но и те принципы, по которым он будет общаться с другими людьми, стиль поведения в конфликте. Конечно, стиль поведения в конфликтной ситуации закладывается гораздо раньше, ещё в дошкольный период, но оттачивается, устанавливается и осмысливается он в вашем  возрасте.

Ребята, тема сегодняшней нашей встречи - Правила рационального поведения в конфликте. Техника «Я-высказывание».

Чтобы лучше усвоить новый материал и успешно его закрепить, в ходе урока вы будете самостоятельно заполнять опорный конспект, а в этом вам поможет работа с интерактивной доской.

Вы уже знаете, что такое конфликт, вы понимаете, что конфликты неизбежны, что порою именно благодаря им  мы можем найти истину. Но, для того  чтобы конфликт был продуктивен, а не разрушал  отношения, необходимо знать условия  эффективного  выхода из конфликтов и правила рационального поведения в конфликтной ситуации.

 (Слайд 4)     Эффективное решение конфликта – нахождение решения, при котором выигрывают обе стороны или, по крайней мере, которое обе стороны могут принять.

 Для эффективного разрешения конфликта необходимы некоторые условия:                                                                                                                                            

1. понимание необходимости сотрудничества, готовность сторон услышать и понять друг друга;

2. готовность разбираться с проблемой, а не друг с другом (можно говорить о мнении, о проблеме, а не лично о ком-то);

3. применение правил рационального поведения в конфликте.

(Слайд 5)  Австралийский психолог, конфликтолог, директор сети по урегулированию конфликтов, автор учебных программ для школ  Хелена Корнелиус предлагает с целью предотвращения деструктивного общения применять Правила рационального поведения в конфликтной ситуации.

(Слайд 6)  Правило 1. Творческое отношение к конфликту (к возникшей проблеме) позволяет превратить проблему в новые возможности (Корнелиус).

● принять ситуацию такой, какова она есть;

● попробовать найти оптимальный вывод (творческая задача);

● извлечь уроки на будущее в случае поражения.

 (Слайд 7)     Правило 2. Правило эмоциональной выдержки (должны соблюдать обе стороны).

Высокий самоконтроль: чем острее и напряженнее ситуация, тем тише, спокойнее и медленнее следует говорить.

Спор по форме должен быть деловым разговором деловых людей, без раздражения и тем более гнева. Отсутствие эмоциональной выдержки  приводит к взаимным оскорблениям, а не к решению возникшей проблемы.

 (Слайд 8)     Правило  3. Не расширять предмет конфликта (сокращение числа выдвигаемых претензий; уточнение предмета спора).

Это правило должен соблюдать инициатор конфликта, он должен четко и ясно сформулировать для себя, что его раздражает и не устраивает в другом, затем полно и ясно изложить причину своих претензий (что и почему устраивает).

(Слайд 9)     Правило 4. Позитивная формулировка острой проблемы (тоже для инициатора). Предъявляется претензия и сразу предлагается позитивное решение проблемы (возможный конструктивный выход).

Лучший вариант – так называемое “Я – высказывание”.

(Слайд 10)     Правило 5. Справедливое отношение к инициатору конфликта:  

терпеливо, непредвзято, внимательно или доброжелательно выслушать его претензии, ибо в чем-то он всегда прав. Нельзя с порога отвергать любые даже самые абсурдные обвинения.

 (Слайд 11)     Правило 6. Правило обезличенного спора (нападать на проблему, а не на личность).

Предлагать решение проблемы, не задевая личность партнера, не унижая, не оскорбляя, не задевая чувство собственного достоинства. Наоборот, в процессе решения проблемы, “выяснения отношений” важно уметь сделать комплимент агрессору, подчеркнуть его значимость, указать на лучшие качества.

 (Слайд 12)     Правило 8. Правило обдуманного вывода.

 Не спешить с принятием решения, исход конфликта (решение) должно быть результатом обстоятельного обсуждения позиций обеих сторон и выбора оптимального решения:

•         установить потребности обеих сторон;

•        сопоставить позиции: выяснить, в чем разногласия сторон компенсируют друг друга (установить общие интересы, точки соприкосновения);

•         разработка альтернатив (возможных вариантов решения проблемы);

•         выбор лучшей альтернативы, устраивающей обе стороны;

•         определить сроки и способы исполнения решения.                                                                                              

5.Энергетическая зарядка (активные точки)  упражнения для снятия напряжения и  повышения продуктивности познавательных процессов.

6.Техника «Я-высказывание».

Учитель:  Продолжаем учиться грамотному (неконфликтогенному) общению. Чтобы не сеять вокруг себя конфликты и не раздувать возникшие ситуации до масштабов скандала, нужно запомнить одну (в общем-то) простую вещь.

 В психологии существует прямой запрет на один определённый тип высказываний в адрес другого человека.

Называются они «Ты» - высказывания...». Часто в ответ на «Ты - сообщения» люди обижаются, срываются, начинают защищаться, т.к. такие эти сообщения содержат выпад, обвинение, неэффективную критику.

(Слайд 13)     Вот они, образцы «Ты» - высказываний:

А что же произносить вместо этих ядрёных слов, когда они так и просятся на язык?Да в принципе... В принципе можно всё оставить как есть и ничему не учиться. А что? Всё правильно! Так с ними и надо. И время экономится — не надо думать, как сформулировать психологически корректную реплику.Но если Вы всё-таки хотите стать «мастером общения», то сейчас мы научимся формулировать аналогичные, но грамотные реплики.

(Слайд 14)  А формируются они по такому принципу. 

 Первое.     Придержите на языке ту фразу, которая готова уже сорваться с Ваших уст.

Второе.     Подумайте, какая ВАША эмоция вызвала у Вас желание сказать такое,

                      отреагировать так...

Третье.     Постройте новое предложение, которое будет начинаться со слов: «Я  чувствую...»

                      или  «Мне...».


Вот и пример.

Вместо всех вышеперечисленных «Ты» - реплик, нам потребуется одна-единственная фраза, которая заменит их все с лёгкостью.

 Итак,  вместо:

- «....Ты неправ!

- Вечно ты лезешь со своими советами!

- Только дурак мог поверить в это!

- Помолчи, пожалуйста!.....»

 Мы говорим «волшебную» «Я» - фразу:        «Мне неприятно то, о чём ты только что сказал».

Такой тип высказывания и есть, как Вы уже догадались, «Я»-высказывание».

С помощью «Я-высказываний» вы выражаете свои чувства, называя их.  Использование «Я -высказываний» способствует открытому искреннему общению.

(Слайд 15)    «Я-сообщения» имеют ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщениями»:  

1. Они позволяют выразить как позитивные, так и негативные чувства в приемлемой форме (Я чувствую…, когда ты…).

2. Они дают возможность собеседнику узнать нас ближе, снять «маску».

3. Если мы открыты и искренни в выражении своих чувств, то и собеседник становится искреннее в выражении своих.

Такой тип высказывания и есть, как Вы уже догадались, «Я»-высказывание».

С помощью «Я-высказываний» вы выражаете свои чувства, называя их.

Использование «Я -высказываний» способствует открытому искреннему общению.

 (Слайд 16)        Запишите, пожалуйста,  ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

«Я – высказывание» - это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях.

 «Я - высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному событию  без оценки другого человека.

Его ещё называют Открытым выражением эмоций.

Если Вы думаете, что «открытое выражение эмоций» это — бить тарелки и ломать стулья, то Вы ошибаетесь.Это всего лишь плачевный результат слишком долгого сдерживания подлинных эмоций.А настоящее «открытое выражение эмоций» это умение откровенно и своевременно оповестить своего собеседника о том, какие ЭМОЦИИ вызывают у Вас его слова или поступки.И делать это нужно сразу, не копя в себе негатив. Тогда Ваша реплика прозвучит естественно и ни в коем случае не оскорбительно. Ведь когда мы говорим что-то типа: «Слушай, меня тошнит от этого анекдота! Сколько можно его рассказывать!» это ясно и первокласснику — мы СЛИШКОМ долго терпели и не высказывали свои эмоции, а теперь уже поздно, теперь мы уже — оскорбляем, «обламываем». Надо было сказать о том, что Вам надоело слушать этот анекдот, когда он рассказывался в третий, пятый, но не в ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ раз. Зачем же доводить себя до точки кипения?

(Слайд 17)   Какие же эмоции и ощущения могут вызывать у нас слова и действия окружающих людей?

- мне страшно, когда ты начинаешь кричать...,
- мне 
неловко, когда они смотрят на нас...,
- мне 
стыдно, что мы прошли мимо этого человека...,
- мне ничего 
непонятно, когда ты начинаешь беседовать с Васей о компьютерах,  и поэтому становится скучно и неинтересно (Обратите внимание, ключевое слово: «непонятно», а только потом — «скучно» и «неинтересно»! Копайте глубже!)
- я сильно устаю, когда меня заставляют принимать участие в обсуждении того, чего ещё нет.

Видите, как это важно — донести в спокойной обстановке до Вашего собеседника Ваши уникальные эмоции? 

У нас в обиходе почему-то считается, что «говорить о себе», начинать фразы с «Я», «мне» это как-то ... неприлично! Нет ничего вреднее этого заблуждения!!!  Вместо этого мифа, я (вслед за семейными психологами и их коллегами — психологами других направлений) призываю всех внести в своё сознание базовую психотерапевтическую аксиому: ГОВОРИ О СЕБЕ.

(Слайд 18)   Почувствуйте разницу. Например:

Учитель. Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык, что обеспечит вам  автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.

(Слайд 19)   Посмотрите, пожалуйста,  на формулу  построения «Я – высказывания»:

ФОРМУЛА «Я - ВЫСКАЗЫВАНИЯ»:

«Я - высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному событию  без оценки другого.

НУЖНО:

1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).

3. Объяснить причины этого чувства («Потому что я не люблю…).

4. Высказать свои пожелания  («Мне бы хотелось …», «Ведь я говорю…»).

5. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)

7.  ПРОБЛЕМА.  Практическая работа — отработка навыка формулировки «Я-высказываний»

Учитель.   Давайте вместе начнем  учиться избавляться от вредных речевых схем!

  • Сейчас мы попробуем, используя  формулу, решить проблему: предотвратить деструктивный конфликт. Для этого нужно перевести «Ты-сообщение» в «Я-высказывание». Работа будет в парах.
  • Например:  «Ты-сообщение» «Ты меня достала, постоянно обсуждаешь меня за моей спиной»  вызывает напряжение во взаимоотношениях. Снимает напряжение «Я-высказывание»  «Когда меня обсуждают за моей спиной, мне это неприятно,  и я хотела бы, чтобы обо всем, что касается меня, мне говорили прямо в лицо».

Проверка задания – делимся успехами.

  1. Рефлексия.   Блиц-опрос (бросаю мячик).    
  • Учитель:  Ребята,   проведем «Блиц-опрос»  (я задаю вопрос  и бросаю мячик, тот к кому он попадет отвечает).    

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое конфликт?
  2. Назовите виды конфликтов?
  3. Что глубже в конфликте: повод или причина?
  4. Какие стили взаимодействия в конфликте не разрушают взаимоотношения?
  5. В чём суть техники «я-высказывания»?
  6. По какой формуле строится «я-высказывание»?

  • (Слайд 20)   Предлагаю вам  проанализировать свое участие в уроке, свои чувства и  прошу вас высказать своё мнение об уроке на листах рефлексии.

9.  (Слайд 21)   Самостоятельная работа дома: Предлагаю на ваш выбор:

1. В течение недели анализируйте процесс своего межличностного общения. Отмечайте фразы, негативные высказывания в свой адрес, на которые раньше вы отвечали в форме «ты-высказывания». Действуйте согласно технике «я-высказывания». Результат зафиксируйте в тетради: запишите негативные высказывания в свой адрес, а напротив каждого – ответ в форме «я-высказывания»

2.  Предлагаю составить памятку: «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликта с родителями, друзьями, учителями и т.д.»

3. Можно  самим придумать себе Д./З. и  выполнить дома на выбор – либо творческое задание (сообщение) по одной из тем, либо письменную рефлексию.

10. Упражнение “Снежинки”.

Учитель:   Я предлагаю вам выполнить следующее задание.Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).

Учитель:    Почему все снежинки получились разными?  (Обсуждение)  

Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.  Но именно наше различие  дает нам огромное разнообразие в жизни, тем самым делая нашу жизнь интересной. Поэтому, чтобы не остаться  в одиночестве, необходимо научиться конструктивно общаться.  

10. Заключительное слово.

Учитель:    Ребята, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё. Закончу я занятие словами знаменитого  советского поэта лауреата Государственной премии СССР  Михаила  Львовича  Матусовского:

 (Слайд 22)  

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

 Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

 Как от мелких, но острых осколков.

Урок окончен. Спасибо за внимание. Удачи Вам!

Приложение.  Опорный конспект.

Тема 5.  Правила рационального поведения в конфликте. Техника «Я-высказывание»

«Правила рационального поведения в конфликтной ситуации»  (по Х, Корнелиус):

1.______________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________________

6.______________________________________________________________________________________

7._____________________________________________________________________________________

8.______________________________________________________________________________________

«Я – высказывание» - __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

ФОРМУЛА «Я - ВЫСКАЗЫВАНИЯ»:

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

 Предлагаю на ваш выбор:

1. В течение недели анализируйте процесс своего межличностного общения. Отмечайте фразы, негативные высказывания в свой адрес, на которые раньше вы отвечали в форме «ты-высказывания». Действуйте согласно технике «я-высказывания». Результат зафиксируйте в тетради: запишите негативные высказывания в свой адрес, а напротив каждого – ответ в форме «я-высказывания»
2. Предлагаю составить памятку: «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликта с родителями, друзьями, учителями и т.д.»
3.Можно  самим придумать себе Д./З. и  выполнить дома на выбор – либо творческое задание (сообщение) по одной из тем, либо письменную рефлексию.

Приложение. Лист рефлексии.


Критерии


Оценка

Мое мнение


Доступность нового материала

Непонятно

Не все понятно

Все понятно


Объем нового материала

Недостаточно

Можно увеличить

Достаточно


Полученные знания

Останутся не востребованными

Смогу применить на занятиях

Смогу применить на практике


Свое личное участие в работе группы

Больше пассивное, чем активное

Больше активное, чем пассивное

Активное

Интересность 

Неинтересно

Интересно

Очень интересно