Правила рационального поведения в конфликте. Техника «Я-высказывание». Методическая разработка занятия элективного курса для учащихся 10 классов «Психология общения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_elektiva._tema._pravila_ratsionalnogo_povedeniya_v_konflikte.docx | 63.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел «Методическая работа»
МБОУ СОШ №6 г. Пушкино
Занятие элективного курса «Психология общения. Конфликтология»
Составитель педагог-психолог высшей категории Г.И. Колембет
Тема. Правила рационального поведения в конфликте. Техника «Я-высказывание»
Класс: 11
Тип урока: Данный урок комбинированного типа, личностно – ориентированный с использованием ИКТ и занимает промежуточное место в изучении темы «Межличностный конфликт».
Методическая база урока
Цель: формирование представления о конструктивном разрешении конфликта.
Задачи:
1. Образовательные:
- способствовать актуализации представлений у обучающихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах, способах разрешения;
- создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного);
- дать знания обучающимся о правилах рационального выхода из конфликта и об алгоритме «Я – высказывания»;
- формировать умение «Я – высказывания».
2. Воспитательные:
- содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности у обучающихся;
- создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции и толерантного отношения к окружающим.
3. Развивающие:
- формировать умение извлекать информацию, обобщать материал, самостоятельно составлять рассказ, делать выводы;
- способствовать развитию аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.
Обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД):
- Личностный блок:
- содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции;
- развитие:
- творческих способностей;
- умения ориентироваться в межличностных отношениях;
- способности рефлексии своего эмоционального состояния;
- способности толерантного поведения.
- Регулятивный блок:
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения ожидаемого результата;
- формирование способности:
- к волевому усилию — к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий;
- способность к саморегуляции своего эмоционального состояния.
- Познавательный блок:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- применение творческого подхода в решении проблемы;
- умение создания презентации обретенных знаний с помощью речевых высказываний и с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- применение «Я – высказывания».
- Коммуникативный блок:
- расширение социальной компетентности;
- умение учитывать позиции других людей, умение активно слушать и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- развитие навыков анализа ситуаций общения;
- навыки сотрудничества в поиске и сборе информации;
- способность конструктивного разрешения конфликтов.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Используемые технологии обучения:
- информационно-коммуникативная технология;
- технология саморазвития;
- обучение в сотрудничестве;
- здоровьесберегающая;
- проблемно-диалогическая;
- рефлексивная.
Приемы организации учебной деятельности
Задания для развития индивидуальности личности:
I. Задания на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам "Узнай себя!"):
- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативность, учебной изобретательности и пр.).
II. Задания на создание возможностей для самоопределения ("Выбирай себя");
- В самостоятельной работе выбор различного учебного содержания (источников), выбор заданий различной качественной направленности (доступность изложения материала, креативность, теоретичность-практичность);
- задания с аргументированным выбором способа учебной работы (характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
- выбор форм отчетности учебной работы (письменный, устный отчет).
III. Задания на "включение" самореализации ("Проявляй себя!"):
- требующие творчества в содержании работы (нестандартные упражнения, требующие найти креативное решение);
- выбор различных "жанров" выполнения заданий (научный отчет, презентации, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.).
IV. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников ("Твори совместно"):
- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: "мозговой штурм";
- стимулирование, мотивирование творческой работы оцениванием учителя, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты (акцентируя внимание на идеи взаимного развития).
V. Задания и группа приемов организации учебной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!"):
- задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (дома решить задачу или другую учебную работу);
- спектр заданий на выбор, требующих проявления терпения, творчества, практичности, умения взаимодействовать, с предложением школьникам выбрать задания в соответствии со своим желанием.
Основные понятия: конфликт, причины конфликта, типология конфликта, межличностный конфликт, способы разрешения конфликта, правила рационального разрешения конфликта, «Я – высказывание.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Необходимые материалы: презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию; бумага для упражнения “Снежинки”; опорные конспекты; учебные листы для рефлексии; дидактический материал для групповых заданий («Ты – сообщения»).
План урока:
- Организационный момент.
- Презентации обучающимися своей самостоятельной внеурочной работы,
как форма отчета о ее выполнении.
- Здоровьесберегающая гимнастика для снятия напряжения с глаз обучающихся.
- Правила рационального поведения в конфликте.
- Энергетическая зарядка.
- Техника «Я-высказывание».
- Практическая работа. Проблема
- Рефлексия.
- Предложение тем для самостоятельной работы обучающихся.
- Упражнение “Снежинки”.
- Заключение.
Литература:
- Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.
- Микляева, А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). – СПб.: Издательство “Речь”, 2003. – 118 с. – С. 33-35.
- Пономаренко, Л.П., Белоусова, Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2: Психология общения: 11 кл. – 192 с. – (Б-ка школьного психолога). – С. 73.
- Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие // Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 - 192 с.
- Социальная конфликтология. Программа и методические рекомендации элективного курса./ Сост. Лучникова С.Н., Присяжнюк А.В. – Благовещенск: Амурский ИППК, 2005. – 35 с. – С. 10, 19-21, 27-28, 31.
- Филиппова, Г.Г. Как обучать искусству общения. Конфликты в общении. Интегрированный урок// Классный руководитель. – № 3. – 2003. – С. 123-127.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих учащихся. Создание позитивного настроя.
(Слайд 1.) Учитель:
Ребята! Главная Божественная данность человеку – это возможность общаться, дружить, обмениваться опытом, любить. Как сказал знаменитый австрийский писатель Карл Краус:
«Общение – это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить»
(Слайд 2) Учитель:
Что же делать, чтобы все-таки осилить общение? Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «помокнуть» под дождем непонимания, и как помочь в этом другим? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы с вами, следуя совету Элвина Тоффлера, который утверждал, что «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» продолжаем учиться жить в сотрудничестве.
- Презентации обучающихся, как форма отчета о выполнении самостоятельной внеурочной работы.
Учитель: Ребята, начнем занятие с того, что приготовили вы как самостоятельную работу по предложенным вам на прошлом уроке темам. Форма подготовки была разнообразной. Это мог быть и реферат, и устный отчет, и презентация. Что выбрано вами? Пожалуйста, добровольцы!
(<Презентации творческих работ детей>)
3. Здоровьесберегающая гимнастика для снятия напряжения глаз обучающихся.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам сесть поудобнее, расслабиться. Закройте глаза и выполняйте то, что вы услышите.
- Рисуй глазами треугольник.
- Теперь его переверни
- Вершиной вниз.
- И вновь глазами
- Ты по его периметру веди.
- Рисуй восьмерку вертикально.
- Ты головою не крути,
- А лишь глазами осторожно
- Ты вдоль по линиям води.
- И на бочок её клади.
- Теперь веди горизонтально,
- И в центре ты остановись.
- Зажмурься крепко, не ленись.
- Глаза открываем мы, наконец.
- Зарядка окончилась.
- Ты молодец!
4. Правила рационального поведения в конфликте. Техника «Я-высказывание».
Учитель:
- Вы немного отдохнули, предлагаю вам вспомнить, как называется тот возраст, в котором вы сейчас находитесь?
Возможные варианты ответов учащихся: подростковый, юношество и.т.п.
Учитель: (Слайд 3)
Действительно, вы находитесь в ранней юности. Известный немецкий философ И. Кант так охарактеризовал этот возраст: «Годы юности – трудные годы, ибо это годы выбора».
Как вы думаете, что имел в виду Кант? О каком выборе он говорил?
Возможные варианты ответов учащихся: выбор поведения, друзей и.т.д.
Учитель: Человек в юности, т.е. в 16-17 лет выбирает не только друзей, профессию, но и те принципы, по которым он будет общаться с другими людьми, стиль поведения в конфликте. Конечно, стиль поведения в конфликтной ситуации закладывается гораздо раньше, ещё в дошкольный период, но оттачивается, устанавливается и осмысливается он в вашем возрасте.
Ребята, тема сегодняшней нашей встречи - Правила рационального поведения в конфликте. Техника «Я-высказывание».
Чтобы лучше усвоить новый материал и успешно его закрепить, в ходе урока вы будете самостоятельно заполнять опорный конспект, а в этом вам поможет работа с интерактивной доской.
Вы уже знаете, что такое конфликт, вы понимаете, что конфликты неизбежны, что порою именно благодаря им мы можем найти истину. Но, для того чтобы конфликт был продуктивен, а не разрушал отношения, необходимо знать условия эффективного выхода из конфликтов и правила рационального поведения в конфликтной ситуации.
(Слайд 4) Эффективное решение конфликта – нахождение решения, при котором выигрывают обе стороны или, по крайней мере, которое обе стороны могут принять.
Для эффективного разрешения конфликта необходимы некоторые условия:
1. понимание необходимости сотрудничества, готовность сторон услышать и понять друг друга;
2. готовность разбираться с проблемой, а не друг с другом (можно говорить о мнении, о проблеме, а не лично о ком-то);
3. применение правил рационального поведения в конфликте.
(Слайд 5) Австралийский психолог, конфликтолог, директор сети по урегулированию конфликтов, автор учебных программ для школ Хелена Корнелиус предлагает с целью предотвращения деструктивного общения применять Правила рационального поведения в конфликтной ситуации.
(Слайд 6) Правило 1. Творческое отношение к конфликту (к возникшей проблеме) позволяет превратить проблему в новые возможности (Корнелиус).
● принять ситуацию такой, какова она есть;
● попробовать найти оптимальный вывод (творческая задача);
● извлечь уроки на будущее в случае поражения.
(Слайд 7) Правило 2. Правило эмоциональной выдержки (должны соблюдать обе стороны).
Высокий самоконтроль: чем острее и напряженнее ситуация, тем тише, спокойнее и медленнее следует говорить.
Спор по форме должен быть деловым разговором деловых людей, без раздражения и тем более гнева. Отсутствие эмоциональной выдержки приводит к взаимным оскорблениям, а не к решению возникшей проблемы.
(Слайд 8) Правило 3. Не расширять предмет конфликта (сокращение числа выдвигаемых претензий; уточнение предмета спора).
Это правило должен соблюдать инициатор конфликта, он должен четко и ясно сформулировать для себя, что его раздражает и не устраивает в другом, затем полно и ясно изложить причину своих претензий (что и почему устраивает).
(Слайд 9) Правило 4. Позитивная формулировка острой проблемы (тоже для инициатора). Предъявляется претензия и сразу предлагается позитивное решение проблемы (возможный конструктивный выход).
Лучший вариант – так называемое “Я – высказывание”.
(Слайд 10) Правило 5. Справедливое отношение к инициатору конфликта:
терпеливо, непредвзято, внимательно или доброжелательно выслушать его претензии, ибо в чем-то он всегда прав. Нельзя с порога отвергать любые даже самые абсурдные обвинения.
(Слайд 11) Правило 6. Правило обезличенного спора (нападать на проблему, а не на личность).
Предлагать решение проблемы, не задевая личность партнера, не унижая, не оскорбляя, не задевая чувство собственного достоинства. Наоборот, в процессе решения проблемы, “выяснения отношений” важно уметь сделать комплимент агрессору, подчеркнуть его значимость, указать на лучшие качества.
(Слайд 12) Правило 8. Правило обдуманного вывода.
Не спешить с принятием решения, исход конфликта (решение) должно быть результатом обстоятельного обсуждения позиций обеих сторон и выбора оптимального решения:
• установить потребности обеих сторон;
• сопоставить позиции: выяснить, в чем разногласия сторон компенсируют друг друга (установить общие интересы, точки соприкосновения);
• разработка альтернатив (возможных вариантов решения проблемы);
• выбор лучшей альтернативы, устраивающей обе стороны;
• определить сроки и способы исполнения решения.
5.Энергетическая зарядка (активные точки) упражнения для снятия напряжения и повышения продуктивности познавательных процессов.
6.Техника «Я-высказывание».
Учитель: Продолжаем учиться грамотному (неконфликтогенному) общению. Чтобы не сеять вокруг себя конфликты и не раздувать возникшие ситуации до масштабов скандала, нужно запомнить одну (в общем-то) простую вещь.
В психологии существует прямой запрет на один определённый тип высказываний в адрес другого человека.
Называются они «Ты» - высказывания...». Часто в ответ на «Ты - сообщения» люди обижаются, срываются, начинают защищаться, т.к. такие эти сообщения содержат выпад, обвинение, неэффективную критику.
(Слайд 13) Вот они, образцы «Ты» - высказываний:
А что же произносить вместо этих ядрёных слов, когда они так и просятся на язык?Да в принципе... В принципе можно всё оставить как есть и ничему не учиться. А что? Всё правильно! Так с ними и надо. И время экономится — не надо думать, как сформулировать психологически корректную реплику.Но если Вы всё-таки хотите стать «мастером общения», то сейчас мы научимся формулировать аналогичные, но грамотные реплики.
(Слайд 14) А формируются они по такому принципу.
Первое. Придержите на языке ту фразу, которая готова уже сорваться с Ваших уст.
Второе. Подумайте, какая ВАША эмоция вызвала у Вас желание сказать такое,
отреагировать так...
Третье. Постройте новое предложение, которое будет начинаться со слов: «Я чувствую...»
или «Мне...».
Вот и пример.
Вместо всех вышеперечисленных «Ты» - реплик, нам потребуется одна-единственная фраза, которая заменит их все с лёгкостью.
Итак, вместо:
- «....Ты неправ!
- Вечно ты лезешь со своими советами!
- Только дурак мог поверить в это!
- Помолчи, пожалуйста!.....»
Мы говорим «волшебную» «Я» - фразу: «Мне неприятно то, о чём ты только что сказал».
Такой тип высказывания и есть, как Вы уже догадались, «Я»-высказывание».
С помощью «Я-высказываний» вы выражаете свои чувства, называя их. Использование «Я -высказываний» способствует открытому искреннему общению.
(Слайд 15) «Я-сообщения» имеют ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщениями»:
1. Они позволяют выразить как позитивные, так и негативные чувства в приемлемой форме (Я чувствую…, когда ты…).
2. Они дают возможность собеседнику узнать нас ближе, снять «маску».
3. Если мы открыты и искренни в выражении своих чувств, то и собеседник становится искреннее в выражении своих.
Такой тип высказывания и есть, как Вы уже догадались, «Я»-высказывание».
С помощью «Я-высказываний» вы выражаете свои чувства, называя их.
Использование «Я -высказываний» способствует открытому искреннему общению.
(Слайд 16) Запишите, пожалуйста, ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
«Я – высказывание» - это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях.
«Я - высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному событию без оценки другого человека.
Его ещё называют Открытым выражением эмоций.
Если Вы думаете, что «открытое выражение эмоций» это — бить тарелки и ломать стулья, то Вы ошибаетесь.Это всего лишь плачевный результат слишком долгого сдерживания подлинных эмоций.А настоящее «открытое выражение эмоций» это умение откровенно и своевременно оповестить своего собеседника о том, какие ЭМОЦИИ вызывают у Вас его слова или поступки.И делать это нужно сразу, не копя в себе негатив. Тогда Ваша реплика прозвучит естественно и ни в коем случае не оскорбительно. Ведь когда мы говорим что-то типа: «Слушай, меня тошнит от этого анекдота! Сколько можно его рассказывать!» это ясно и первокласснику — мы СЛИШКОМ долго терпели и не высказывали свои эмоции, а теперь уже поздно, теперь мы уже — оскорбляем, «обламываем». Надо было сказать о том, что Вам надоело слушать этот анекдот, когда он рассказывался в третий, пятый, но не в ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ раз. Зачем же доводить себя до точки кипения?
(Слайд 17) Какие же эмоции и ощущения могут вызывать у нас слова и действия окружающих людей?
- мне страшно, когда ты начинаешь кричать...,
- мне неловко, когда они смотрят на нас...,
- мне стыдно, что мы прошли мимо этого человека...,
- мне ничего непонятно, когда ты начинаешь беседовать с Васей о компьютерах, и поэтому становится скучно и неинтересно (Обратите внимание, ключевое слово: «непонятно», а только потом — «скучно» и «неинтересно»! Копайте глубже!)
- я сильно устаю, когда меня заставляют принимать участие в обсуждении того, чего ещё нет.
Видите, как это важно — донести в спокойной обстановке до Вашего собеседника Ваши уникальные эмоции?
У нас в обиходе почему-то считается, что «говорить о себе», начинать фразы с «Я», «мне» это как-то ... неприлично! Нет ничего вреднее этого заблуждения!!! Вместо этого мифа, я (вслед за семейными психологами и их коллегами — психологами других направлений) призываю всех внести в своё сознание базовую психотерапевтическую аксиому: ГОВОРИ О СЕБЕ.
(Слайд 18) Почувствуйте разницу. Например:
Учитель. Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык, что обеспечит вам автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.
(Слайд 19) Посмотрите, пожалуйста, на формулу построения «Я – высказывания»:
ФОРМУЛА «Я - ВЫСКАЗЫВАНИЯ»:
«Я - высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному событию без оценки другого.
НУЖНО:
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства («Потому что я не люблю…).
4. Высказать свои пожелания («Мне бы хотелось …», «Ведь я говорю…»).
5. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
7. ПРОБЛЕМА. Практическая работа — отработка навыка формулировки «Я-высказываний»
Учитель. Давайте вместе начнем учиться избавляться от вредных речевых схем!
- Сейчас мы попробуем, используя формулу, решить проблему: предотвратить деструктивный конфликт. Для этого нужно перевести «Ты-сообщение» в «Я-высказывание». Работа будет в парах.
- Например: «Ты-сообщение» «Ты меня достала, постоянно обсуждаешь меня за моей спиной» вызывает напряжение во взаимоотношениях. Снимает напряжение «Я-высказывание» «Когда меня обсуждают за моей спиной, мне это неприятно, и я хотела бы, чтобы обо всем, что касается меня, мне говорили прямо в лицо».
Проверка задания – делимся успехами.
- Рефлексия. Блиц-опрос (бросаю мячик).
- Учитель: Ребята, проведем «Блиц-опрос» (я задаю вопрос и бросаю мячик, тот к кому он попадет отвечает).
Вопросы для обсуждения:
- Что такое конфликт?
- Назовите виды конфликтов?
- Что глубже в конфликте: повод или причина?
- Какие стили взаимодействия в конфликте не разрушают взаимоотношения?
- В чём суть техники «я-высказывания»?
- По какой формуле строится «я-высказывание»?
- (Слайд 20) Предлагаю вам проанализировать свое участие в уроке, свои чувства и прошу вас высказать своё мнение об уроке на листах рефлексии.
9. (Слайд 21) Самостоятельная работа дома: Предлагаю на ваш выбор:
1. В течение недели анализируйте процесс своего межличностного общения. Отмечайте фразы, негативные высказывания в свой адрес, на которые раньше вы отвечали в форме «ты-высказывания». Действуйте согласно технике «я-высказывания». Результат зафиксируйте в тетради: запишите негативные высказывания в свой адрес, а напротив каждого – ответ в форме «я-высказывания»
2. Предлагаю составить памятку: «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликта с родителями, друзьями, учителями и т.д.»
3. Можно самим придумать себе Д./З. и выполнить дома на выбор – либо творческое задание (сообщение) по одной из тем, либо письменную рефлексию.
10. Упражнение “Снежинки”.
Учитель: Я предлагаю вам выполнить следующее задание.Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.
Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).
Учитель: Почему все снежинки получились разными? (Обсуждение)
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты. Но именно наше различие дает нам огромное разнообразие в жизни, тем самым делая нашу жизнь интересной. Поэтому, чтобы не остаться в одиночестве, необходимо научиться конструктивно общаться.
10. Заключительное слово.
Учитель: Ребята, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё. Закончу я занятие словами знаменитого советского поэта лауреата Государственной премии СССР Михаила Львовича Матусовского:
(Слайд 22)
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Урок окончен. Спасибо за внимание. Удачи Вам!
Приложение. Опорный конспект.
Тема 5. Правила рационального поведения в конфликте. Техника «Я-высказывание»
«Правила рационального поведения в конфликтной ситуации» (по Х, Корнелиус):
1.______________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________________________
7._____________________________________________________________________________________
8.______________________________________________________________________________________
«Я – высказывание» - __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ФОРМУЛА «Я - ВЫСКАЗЫВАНИЯ»:
- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
Предлагаю на ваш выбор:
1. В течение недели анализируйте процесс своего межличностного общения. Отмечайте фразы, негативные высказывания в свой адрес, на которые раньше вы отвечали в форме «ты-высказывания». Действуйте согласно технике «я-высказывания». Результат зафиксируйте в тетради: запишите негативные высказывания в свой адрес, а напротив каждого – ответ в форме «я-высказывания»
2. Предлагаю составить памятку: «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликта с родителями, друзьями, учителями и т.д.»
3.Можно самим придумать себе Д./З. и выполнить дома на выбор – либо творческое задание (сообщение) по одной из тем, либо письменную рефлексию.
Приложение. Лист рефлексии.
|
| Мое мнение |
| Непонятно | |
Не все понятно | ||
Все понятно | ||
| Недостаточно | |
Можно увеличить | ||
Достаточно | ||
| Останутся не востребованными | |
Смогу применить на занятиях | ||
Смогу применить на практике | ||
| Больше пассивное, чем активное | |
Больше активное, чем пассивное | ||
Активное | ||
Интересность | Неинтересно | |
Интересно | ||
Очень интересно |