Песочная терапия, как один из методов развития эмоционально-волевой сферы воспитанников КМКК

Китина Наталья Михайловна

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии подростка сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_kitina_nm.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Китина Наталья Михайловна

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны

Российской Федерации»

Песочная терапия, как один из методов развития эмоционально-волевой сферы воспитанников КМКК

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них проявляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии подростка сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Важность данного периода с 14-16 лет, в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности. Данный возраст очень трудный потому, что происходятмногочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно); 
Изменения в этом возрасте сопровождаются: 
а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности), 
б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.). Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»: 

НЕ хотят учиться как могут. 
НЕ хотят слушать советов. 
НЕ убирают за собой. 
НЕ делают домашние задания. 
НЕ приходят вовремя. 

Так же, на развитие подростка влияет биологический фактор. В этот период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в сердечно-сосудистой системе). 
Как следствие: 

- формируется половое влечение;
- резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость);
- неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности. В этот период происходят половые отличия в общении: мальчики менее общительны, а девочки тянутся к мальчикам старше себя.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержанные.

При взаимоотношениях со взрослыми происходит «отчуждение»: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах. Проявляют демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность. Частое отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то, что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию.

Подростковый возраст – это очень сложный и противоречивый жизненный период, как для самого подростка, так и для его родных. В этом возрасте подросток впервые по-настоящему сталкивается с жизнью, ему необходимо решить множество важных экзистенциальных вопросов (среди которых - свобода, любовь, ответственность, смерть), вызывающих у него сильные эмоции и переживания, и все это происходит на фоне активного развития и перестройки организма, «гормональной бури». Ранимость, вспыльчивость, амбивалентные стремления и чувства, переживаемый кризис – все это так характерно для подростков. Подростки нередко нуждаются в общении с психологом, который бы помог им разобраться в себе и в происходящем, найти верные решения.

Песочная терапия - один из действенных способов оказать необходимую психологическую помощь подростку. Она позволяет нам диагностировать  и осуществлять  психологическую коррекцию  через игру с песком. Данный метод изначально был применен для работы с детьми, однако оказалось, что она хорошо подходит и для клиентов старшего возраста – подростков, взрослых людей.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении подростка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят реагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Взаимодействие с песком помогает подростку снять накопившееся эмоциональное напряжение, оптимизировать настроение, лучше понять самого себя. Безопасная атмосфера, которая возникает во время игры с песком, позволяет юному человеку выразить в символической форме внутренние конфликты и противоречия, раскрыть свои творческие способности (особенно если ранее, в детстве у ребенка не было достаточной возможности играть и творить), найти выходы из сложных ситуаций и ответы на важные жизненные вопросы.

Песочная терапия подходит для работы с подростками из неблагополучных семей, подростками с девиантным и делинквентным поведением, подростками, переживающими подавленность и депрессию, сиротами и другими, оказывает помощь с подростками, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Применение песочной терапии так же эффективно в работе с подростками с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым вниманием и склонными к агрессии.

Высокая эффективность развивающего процесса  достигается тем, что при создании композиции на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, исключены любые ошибки и нет понятия «не правильно», подросток чувствует себя более расковано и не склонен излишне контролировать и оценивать свои действия, понятие «красивая» или «правильная» песочная композиция просто не существует.

Песок и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь подростку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Песок на них действует как магнит: прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавляют миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы. Подросток полностью погружается в созданную им историю.

Песочная терапия обеспечивает доступ подростка к самому своему сокровенному «Ядру» чувств. Благодаря этому, нам удается понять причины нарушения эмоционально-волевой сферы кадет.