Материалы к курсу "Основы построения карьеры" 10 класс

Ковалевская Вероника Петровна

Материалы к урокам, презенации к урокам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия № 23 по программе «Основы построения карьеры» 10 класс

Тема «Навыки эффективного общения»

Цель: развитие навыков эффективного сотрудничества.

Задачи:

1. способствовать пониманию способов эффективного сотрудничества;

2. определить личностные качества необходимые для эффективного сотрудничества;

3. способствовать развитию коммуникативных навыков и приемов эффективного общения.

Вводная часть

Знакомство «Артем – артистичный». Ход игры: называя свое имя (по кругу), каждый присоединяет к нему эпитет – прилагательное, начинающиеся с буквы имени  (Вероника – верная).

Основная часть

1.Для того, чтобы понять, о чем пойдет речь на нашем занятии, я хотела бы предложить вам игру «Сиамские близнецы». Инструкция: Разбейтесь на пары. Сядьте за парту как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу (дается два фломастера разного цвета). Когда вы будете рисовать, помните  правило – рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм. На выполнение задание дается 3 минуты.

2.Обсуждение упражнения:

  • Нравиться ли вам ваш рисунок?
  • Что было труднее всего?
  • Что больше всего понравилось?
  • Насколько удалось взаимодействовать с партнером?
  • Как можно назвать совместное действие? Сотрудничество.

Что означает слово «сотрудничать»? Ответы ребят. Какие слова синонимы можно подобрать к этому слову: соучастие, взаимодействие, партнерство. Как вы считаете, важно ли человеку уметь сотрудничать? Совместно с учащимися делается вывод о том, что навыки эффективного сотрудничества нужны во многих сферах жизни: будущей профессиональной, личной жизни.

3.Упражнение «Чемоданчик делового человека» Сегодня на занятии я предлагаю нам вместе поразмышлять о том, какие качества важны для эффективного сотрудничества. Перед вами чемоданчик делового человека. Нам предстоит наполнить его важными качествами для сотрудничества. Качества предложены на листочке, подберите  7 из всех вариантов и проранжируйте по значимости те, которые на ваш взгляд больше всего подходят. Список качеств: СОУЧАСТИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ДОВЕРИЕ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ, ПОДДЕРЖКА,  ЛИДЕРСТВО, УМЕНИЕ ВЕСТИ РАЗГОВОР, НЕТЕРПЕЛИВОСТЬ, БЕСТАКНОСТЬ, НЕСДЕРЖАННОСТЬ.  Ученики по очереди озвучивают выбранные качества. На доске внутри нарисованного чемоданчика размещаем выбранные качества.

4.Упражнение «Карандаш». Материал: карандаши, фломастеры (по количеству участников). Сейчас мы с вами потренируемся сотрудничать, взаимодействовать. Суть упражнения состоит в том, чтобы стоящие рядом участники удержали карандаш (фломастеры), зажав их между пальцами. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 50–70 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками пальцев. Задание: не дать карандашам упасть при движении руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседними участниками 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальце соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задание:— поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение;— вытянуть руки вперед;— сомкнуть круг, разомкнуть круг. Вопросы для обсуждения: Что надо было делать каждому, чтобы карандаши не упали? На что ориентировались при выполнении задания? Что помогло установить взаимопонимание, что позволило «почувствовать» другого: ориентация на другого, доверие к нему и вера, что все получится. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои движения с учетом движений партнеров. Вывод: для успешного сотрудничества необходима ориентация на другого человека, доверие к нему.

5. Упражнение «Позиции в общении»  Инструкция. Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к  другу спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто - Второй. Первый собеседник  - Сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года - когда вы окончите  школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями. Поменяйтесь ролями. Закончили. Повернитесь друг к другу лицом. Сейчас вам необходимо будет, в течение 30 сек., обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями. Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас. Найдутся те, у кого произошло искажение информации. Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме? Не видели партнера, То есть, при общении, сотрудничестве важно видеть собеседника, смотреть в глаза! Что еще мешало? Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал”. То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить ? Это еще одно правило эффективного общения, сотрудничества - слушать собеседника или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит.

6. Упражнение “Найди себе пару”. Для того, чтобы захотеть слушать, необходимо проникнуться чувствами собеседника, то есть проявить. Эмпатию – это еще одно правило эффективного сотрудничества, общения. Перед тем как мы сформулируем следующее правило эффективного общения, я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение. Сейчас каждый из вас получит листочек, на котором будет слово, обозначающее какой-либо предмет. Вы прочитаете, запомните и уберете листочек в карман. Не говоря ни слова, только при помощи невербальных средств общения: жестов и мимики, вы должны найти еще несколько участников, у которых было то же самое слово. Когда вы сгруппируетесь, я попрошу вас не разговаривать. Упражнение закончится, как только все участники определяться, в какой они группе. На работу у вас 2 минуты. Ребята разделяются на 4 группы (пары), садятся группами. Какой вывод можно сделать на основе полученного опыта? Можете ли вы назвать следующее правило? Учитывать язык поз и жестов. 

 7. «Памятка эффективного общения». В конце занятия я хотела бы каждому из вас подарить вот такой чемоданчик делового человека, открыв его, вы увидите качества необходимые для эффективного общения и сотрудничества. Выберете для себя 3 самых важных. Ответы ребят. В памятке вы также сможете ознакомиться с правилами активного слушания, правилами поведения в конфликтной ситуации.

Рефлексия

Перед вами 3 цветные карточки. Выберете карточку красного цвета, если информация, которую вы получили на занятии,  полезна для вас. Выберете карточку зеленого цвета, если на занятии вы узнали о себе что-то новое. Выберете карточку желтого цвета, ели сегодня на занятии вы не узнали ничего нового и полезного. Ученики выбирают карточку и кладут в пластиковый чемоданчик. Спасибо!

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 3 г. Вилючинска Ковалевская В.П.

Правила эффективного общения

  • Избегайте негативных оценок личности собеседника.

• Не будьте категоричны и агрессивны.

• Не навязывайте собеседнику собственных мнений и оценок.

• Умейте встать на точку зрения партнера.

• Смотрите на собеседника доброжелательно.

• Начните разговор с легкой темы, устанавливая доброжелательный контакт.

• Следите за логикой.

• Делайте паузы.

 • Исходите из того, что ваш собеседник — не соперник, а партнер.  

ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

  1. заинтересованное отношение к собеседнику Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
  2. при необходимости уточняющие вопросы Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника (используй опорные фразы: «Правильно ли я понял, что …», «Я могу уточнить …», «То есть вы хотели сказать, что …».  получение ответа на свой вопрос (это может быть «да», «нет», «не совсем»).Не давай советов.
  3. Не давай оценок.
  4. Если заданы вопросы, надо терпеливо, до конца выслушать ответы и не перебивать
  5. Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)
  6. Взгляд (Доброжелательный, смотреть в глаза). Когда мы слушаем, мы смотрим в глаза собеседнику и слегка киваем головой в знак согласия. С чем же мы соглашаемся? Мы соглашаемся с тем, что человек имеет право высказывать свою позицию, а мы имеем право ее выслушать.
  7. Кивки. Никогда не забывайте чуть-чуть кивать головой, когда человек отвечает на Ваши вопросы! Вы заметите, что это легкое действие «раскручивает» Вашего коллегу, он проговаривает свою позицию более обстоятельно и развернуто, а Вы в этот момент способны более точно понять его
  8. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.).

Правила поведения в конфликтной ситуации

• Если возник спор, обсуждайте только его предмет, не переходя на личности.

• У каждого человека может быть свое личное мнение. Уважайте мнение партнера.

• Улыбка и доброжелательность — лучшие помощники в решении спорных вопросов.

• Сохраняйте лицо. Гнев, злоба и крик его испортят. 

• Проявляйте чувство юмора — хорошая и уместная шутка может разрядить обстановку и помочь в решении даже самых напряженных вопросов.


Библиографический список

  1. Банк энергизаторов. Упражнения для проведения тренинга. М.: 2005
  2. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. М.: Генезис, 2004.
  3. Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. М.: АСТ, 2009
  4. Ковалев В.Н., Тищенко С.М., Мирошина Г.Г., Стародубцева И.В. Тренинги для старшеклассников, педагогов и родителей. Севастополь: Мир, 2004.
  5. Резапкина Г. Уроки выбора профессии //Журнал Школьный психолог.- 2006 –N14 .
  6. Савенко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2005.
  7. Фопель К. Как учить детей сотрудничать? М.: Генезис., 2010.
  8. Хухлаева О.В.  Тропинка к своему Я. М: Генезис, 2010.
  9. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. СПб: Иматон, 2005


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восприятие Автор презентации педагог-психолог МБОУ СОШ № 3 г. Вилючинска Ковалевская В.П.

Слайд 2

Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений окружающей нас действительности, при непосредственном воздействии на органы чувств.

Слайд 3

В психологии выделяется два вида классификации восприятия: По ведущему анализатору — т.е. зрительное, слуховое и т.д. По объекту, который отражается в восприятии: восприятие величины и формы, восприятие удаленности и объемности предмета, восприятие времени, движения, пространства.

Слайд 4

Тип восприятия Анализатор (орган чувств) Зрение Глаза Слух Уши Осязание Кожа Обоняние Нос Вкус Язык

Слайд 5

Из всех перечисленных типов восприятия, ведущими могут стать только три — зрение, слух или осязание . Почему?

Слайд 6

В едущими типами восприятия могут быть зрение, слух или осязание. Это будет означать, что данный тип восприятия быстрее и чаще реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Это заложено в каждом из нас от рождения и является индивидуально-типологическим свойством нашей личности.

Слайд 7

Тест «Видеть, слышать или ощущать?» Инструкция: Внимательно выслушав, прочитав утверждение, ваша задача — согласиться с ним или не согласиться. Старайтесь ориентироваться на первое впечатление, не подвергайте его сомнению и внутреннему анализу — это может привести к искажению конечной информации. В дневниках записываем номер вопроса и свой ответ, — если согласен «+», не согласен — «–».

Слайд 8

Вопросы: 1.Люблю наблюдать за облаками и звездами 2.Часто напеваю себе потихоньку 3.Не ношу модных вещей, если мне в них неудобно 4.Люблю подолгу понежиться в ванне 5.Рассматриваю машины, больше всего внимания обращаю на их цвет 6.Узнаю по шагам, кто вошел в комнату 7.Меня развлекает подражание диалектам 8.Много времени уделяю своему внешнему виду 9.Мне нравится заниматься физическим трудом 10.Когда есть свободное время, я люблю просто рассматривать людей

Слайд 9

11.Плохо себя чувствую, если долго не двигался 12.Увидев вещь в витрине магазина, сразу понимаю, что мне в ней будет хорошо 13.Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое 14.Часто читаю во время еды 15.Люблю разговаривать по телефону 16.Я склонен к полноте 17.Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать его самому 18.После плохо проведенного дня я долго не могу расслабиться 19.Мне нравится фотографировать 20.Долго помню то, что мне сказали друзья или приятели

Слайд 10

21.Не стал бы жалеть деньги при покупке цветов, ведь они украшают нашу жизнь 22.Мне нравится приминать контрастный душ (то холодный, то горячий) 23.Стараюсь записывать свои личные дела, веду личный дневник 24.Часто разговариваю сам с собой 25.После долгой поездки на машине так же долго прихожу в себя 26.Тембр голоса может многое сказать мне о человеке 27.Очень часто я оцениваю людей по их манере одеваться 28.Люблю потягиваться, разминаться 29.Слишком твердая или слишком мягкая постель — это для меня мука, я не могу заснуть 30.Мне трудно подобрать удобную обувь

Слайд 11

31.Люблю смотреть художественные фильмы 32.Узнаю когда-либо виденные лица даже через несколько лет 33.Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику 34.Умею слушать то, что мне говорят 35.Люблю двигаться — танцевать, бегать, заниматься гимнастикой 36.Когда близко тикает будильник, я не могу заснуть 37.Слушая музыку, отличаю «стерео» звук от «моно» звучания 38.Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой 39.Не люблю осматривать памятники 40.Не выношу беспорядок

Слайд 12

41.Не люблю синтетических тканей 42.Считаю, что атмосфера в комнате во многом зависит от освещения 43.Люблю ходить на концерты 44.Само пожатие руки может многое сказать мне о человеке 45.Охотно посещаю музеи и выставки 46.Поспорить — это захватывающее дело 47.Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами 48.В шуме я не могу сосредоточиться

Слайд 13

Ключ к тесту: Нас интересуют ответы «+». Каждому типу восприятия соответствуют определенные вопросы: Тип А — «Видеть» (зрение) 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45 Тип В — «Ощущать» (осязание) 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47 Тип С — «Слышать» (слух) 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48

Слайд 14

Ключевые фразы «Яркий пример», «двигаемся дальше» «испытываю боль от этого», «неуютно», «ясно вижу», «тихо!», «разглядывать», «посмотри» , «приятно», «коснемся вопроса», «меня это, глубоко тронуло»,«заметил особенность», «слушай», «разговор», «я так чувствую», , «зачем так орать, я и так прекрасно слышу», «это проясняет дело», «атмосфера невыносимая», «очень шумно», «четко сформулировать мысль», «представляю себе», «вот видишь», «теплый прием», «чувствую напряжение», «не понимаю, что ты говоришь»

Слайд 15

Особенности восприятия Восприятие происходит одновременно с ощущением. Информация от органов чувств – различные ощущения, - являются материалом для процесса восприятия, ее элементами. Ощущение отвечает на вопрос «какое?», а восприятие – на вопрос «что это?».

Слайд 16

Образ предмета, получаемый в результате восприятия не только целостен, но и субъективен. Восприятие – очень быстрый процесс. Эта быстрота необходима для выживания и ориентировки в окружающем мире: если кошка будет долго «распознавать» мышку, то останется голодной.

Слайд 17

В зависимости от того, что является объектом восприятия, можно выделить его следующие виды: Предметов Времени Движений Отношений между предметами Пространства человека

Слайд 18

Восприятие предметов происходит в основном, за счет восприятия формы, т.к. она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неименным при изменениях цвета, величины, положения предмета. На восприятие формы может влиять множество других объектов. Иногда не понятно принадлежит ли данная часть этому предмету или другому, какой предмет эти части образуют. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, какой он есть на самом деле.

Слайд 32

Восприятие времени При восприятии времени минута кажется длиннее, если мы пристально следим за бегом секундной стрелки. Время насыщенное приятными эмоциями, вспоминается как более продолжительное. Отрезок времени , в течение которого ничего не произошло, помнится пустым, «бесследно пролетевшим». Все воздействия, ускоряющие процессы в организме (медикаменты, эмоции, события), ускоряют для нас и течение времени. Упр. «Секундомер»


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАМЯТЬ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Автор презентации педагог-психолог МБОУ СОШ № 3 г. Вилючинска Ковалевская В.П.

Слайд 2

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. Память — основа психической деятельности человека. Без нее невозможен процесс мышления, а также адекватное окружающему миру поведение человека. Память — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Слайд 3

Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную . Генетическая (наследственная) память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма, врожденные формы поведения (инстинкты). Вся информация генетической памяти хранится в клетках ДНК, причем в каждой клетке организма находится вся наследственная информация. Прижизненная память — это хранилище информации, полученной с момента рождения и до момента смерти. Она существенно зависит от внешних условий. Один из видов прижизненной памяти — запечатлевание, — является как бы промежуточным звеном между генетической и прижизненной памятью. Это форма памяти проявляется только в ранний период развития, сразу после рождения. То, что было запомнено с помощью запечатлевания, сохраняется в памяти так же долго, как и наследственная информация.

Слайд 4

Если рассматривать память как физиологический процесс, возникающий при работе головного мозга, то она может быть кратковременной или долговременной. По характеру психической активности, требующейся для запоминания информации, память делится на: — двигательную — эмоциональную — образную — словесно-логическую .

Слайд 5

Задание №1

Слайд 6

Задание № 2 1.Запишите слова в тетрадь, распределив их по группам. 2. Закройте тетради и вспомните все 15 слов, пользуясь знанием групп. шкаф, медведь, стол, белка, груша, диван, тетрадь, персик, собака, кровать, книга, заяц, карандаш, яблоко, гусь

Слайд 7

Задание №3 «Запишите слова в тетради парами, связав одно слово с другим какой-нибудь смысловой связью (кольцо-рука). Записав пары слов в тетрадях, закройте листком левую половину пар и по словам справа, их смысловым связям, попробуйте назвать закрытые слова слева. Один ученик вспоминает слова слева, а другой затем- слова справа».

Слайд 8

кольцо, бумага, часы, лампа, бусы, блокнот, стена, камень, цветок, школа, машина, девушка, ручка, дорога, корова, свет, письмо, рука, кирпич, радость

Слайд 9

Упражнение № 4 «Образные крючки» Запомните числовой ряд 149, 24, 69, 31, 83.

Слайд 10

Для запоминания цифр можно применять метод образных крючков. Цифры могут быть похожи на различные предметы. Например, 3 – на волну, усы, 5 – на корабль, змею, кенгуру. Придумайте, на какие образы могут быть похожи цифры. Теперь при запоминании следующего цифрового ряда, представляете картинки, которые у вас получились. 651, 12, 104, 32, 738.

Слайд 11

Задание № 5 «Запоминание исторических дат» Например, вам надо запомнить время царствования Ивана Грозного (1533-1582). Можно представить, на какие предметы цифры похожи. 1 – можно опустить, так как тысячелетие можно не спутать. Одно из достижений царя – создание первой типографии в Москве, поэтому можно представить 5 под типографским прессом, 33 – страницы книги под прессом печатного станка. Другие события этого страшного времени – массовые репрессии. Поэтому 8 – палач, 2 – человек на коленях. Вспоминая эту картинку потом можно легко вспомнить даты- 1533 – 1582.

Слайд 12

Задание № 6 «Запоминание иностранных слов» Для того, чтобы эффективнее запоминать иностранные слова, можно использовать метод ассоциаций, образов. Например, слово CARTOON – карикатура, рисунок, мультик, схоже с нашим словом картон, можно себе представить рисунок мультик, изображенный на картоне. SKILL - мастерство, искусство, сноровка, возникает образ какого-то инструмента. GLOOMY - мрачный, угрюмый, удручающий, очень похоже на наше слово угрюмый. EXTRATERRESTRIAL LIVING BEING – инопланетянин. Мы знаем, что EXTRA – сверх, вне, а TERR А – земля, территория, получаем внеземной, слово LIVING – живой, BEING – существо, от слов быть, существовать.

Слайд 13

Секреты хорошей памяти: Осмыслять информацию, а не механически заучивать. — Повторять информацию. «Повторение — мать учения». Первое повторение нужно сделать через 40 минут после заучивания (чтобы не забылось в течение часа). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери для забывания. Лучше так: в первый день — 2-3 повторения, во второй день — 1-2 повторения, затем — по одному повторению в день. — Заучивайте в период своей наилучшей работоспособности . — Учите сначала медленно, осмысливая, а затем — быстро, запоминая. При заучивании не связанного между собой и обширного материала лучше разбить его на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. — Пользуйтесь выученным . Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Именно поэтому можно учить иностранный язык годами на Родине, но выучить его за месяц, находясь среди носителей языка в другой стране. Скорее запоминается то, что объединено какой-либо общей мыслью в тематическое целое. Поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно. Лучший друг памяти – интеллект!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональный интеллект Автор презентации педагог-психолог МБОУ СОШ № 3 г. Вилючинска Ковалевская В.П

Слайд 2

Результаты многих исследований показывают, что профессиональная успешность в большинстве видов деятельности определяется уровнем эмоционального интеллекта (EQ). Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны более эффективно использовать свои способности. Слаженное взаимодействие эмоций и интеллекта обеспечивает успех человека во многих сферах жизни и деятельности.

Слайд 3

1. Для меня дороги как отрицательные, так и положительные эмоции, потому что они учат меня, как надо поступать в жизни. 2. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. 3. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным. 4. Я способен выслушивать проблемы других людей. 5. Я могу действовать успокаивающе на других людей. 6. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни. 7. Я слежу за тем, как я себя чувствую. 8. Когда необходимо, я могу вызвать у себя веселье, радость, энтузиазм. 9. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. .

Слайд 4

10. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей. 11. Я способен наблюдать изменение своих чувств. 12. После того как что-то расстроило меня, я быстро прихожу в себя. 13. Я могу заставить себя снова взяться за дело, в котором потерпел неудачу. 14. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто. 15. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей. 16. Когда есть время, я обращаюсь к своим переживаниям, чтобы понять их причину. 17. Я не застреваю на отрицательных эмоциях. 18. Я воспринимаю жизненную проблему как творческую задачу. 19. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица. 20. Я способен улучшить настроение других людей.

Слайд 5

21. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы». 22. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения. 23. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. 24. Мне легко понять, чего хотят другие. 25. Ко мне часто обращаются за советами по вопросам отношений между людьми. 26. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью. 27. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей. 28. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать. 28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей. 30. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

Слайд 6

Первая строка — «Самосознание», вторая — «Самоконтроль», третья — «Самомотивация», четвертая — «Эмпатия», пятая — «Навыки взаимодействия». Обработка теста заключается в подсчете плюсов в каждой строке:1–2 балла — низкий уровень; 3–4 — средний уровень; 5–6 — высокий уровень выраженности качества.

Слайд 7

Самосознание —главная составляющая эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции, потребности и побуждения.

Слайд 8

Самоконтроль — следствие самосознания. Он позволяет людям не быть рабами своих страстей. Люди, способные себя контролировать, умеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Слайд 9

Эмпатия — умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Слайд 10

Навыки взаимодействия — умение строить взаимовыгодные отношения с другими людьми. Общительный человек, у которого отсутствуют все остальные составляющие эмоционального интеллекта, скорее всего, потерпит неудачу.

Слайд 11

Самомотивация —стремление к поставленной цели, а не просто реакция на те или иные виды поощрений и наказаний.

Слайд 12

ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ заинтересованное отношение к собеседнику Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию. при необходимости уточняющие вопросы Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника (используй опорные фразы: «Правильно ли я понял, что …», «Я могу уточнить …», «То есть вы хотели сказать, что …». получение ответа на свой вопрос (это может быть «да», «нет», «не совсем»).Не давай советов. Не давай оценок . Если заданы вопросы, надо терпеливо, до конца выслушать ответы и не перебивать Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.) Взгляд (Доброжелательный, смотреть в глаза). Когда мы слушаем, мы смотрим в глаза собеседнику и слегка киваем головой в знак согласия. С чем же мы соглашаемся? Мы соглашаемся с тем, что человек имеет право высказывать свою позицию, а мы имеем право ее выслушать. Кивки. Никогда не забывайте чуть-чуть кивать головой, когда человек отвечает на Ваши вопросы! Вы заметите, что это легкое действие «раскручивает» Вашего коллегу, он проговаривает свою позицию более обстоятельно и развернуто, а Вы в этот момент способны более точно понять его Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.). Активно слушать человека— значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Слайд 13

" Ты-высказывания " - это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и так далее, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят " Ты-высказывания ", легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены. Его может рассердить то, что собеседник считает себя правым настолько, что может позволить себе " Ты-высказывания ". Часто в этих случаях может возникнуть конфликт, который связан не столько с какой-то проблемой, сколько с отношением к ней человека, допускающего " Ты-высказывания ".

Слайд 14

Вспомните ситуацию, когда с помощью " Ты-высказывания " вам внушали личностные качества, которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности. Например, вам неоднократно говорили, что вы вечно опаздываете, все теряете, плохо учитесь и тому подобное. Подобное программирование доведения человека с помощью " Ты-высказываний " порою отрицательно влияет на его самооценку и уровень притязаний.

Слайд 15

" Я-высказывания " - это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или сценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, другой не осуждается, не обвиняется и не атакуется. Он не будет чувствовать себя припертым к стенке, у него не будет необходимости защищаться и, следовательно, затевать или обострять конфликт. С помощью " Я-высказывания " обсуждается поступок человека, а не его личностные качества.

Слайд 16

" Я-высказывания " просто начинаются с местоимения "Я" и выражают собственное чувство или реакцию. Обратите внимание на модель построения " Я-высказывания ". Фраза начинается с нейтрального необвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите то, чего бы вы желали. При этом используйте такие обороты, как "Мне бы хотелось", "Я был бы вам признателен" или "Я бы предпочла".

Слайд 17

Расчлененная на элементы модель " Я-высказывания " выглядит следующим образом: Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением), потому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочел (описание вашего желания).