Методика визуального определения лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, алгоритм действий родителей при обнаружении этих признаков

Черкасова Ирина Петровна

Выступление

педагога-психолога на общешкольном родительском собрании

с информацией профилактического характера:

«Методика визуального определения лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, алгоритм действий родителей при обнаружении этих признаков»

 

«Мы обследуем детей на туберкулез и не видим в этом нарушений их прав.

Когда наших детей путем ухищрений и запугиваний сажают на иглу,

о защите их прав уж точно никто не думает», -

Г.Г. Онищенко, главный санитарный врач РФ, глава Роспотребнадзора

 

Цель выступления: привлечение семьи к работе по формированию неприятия у детей и подростков наркотической субкультуры, негативного отношения к употреблению наркотических средств, алкоголя и курению, повышение родительской ответственности в рамках профилактической работы с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога на общешкольном родительском собрании:

«Методика визуального определения лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, алгоритм действий родителей при обнаружении этих признаков»

Выступление

педагога-психолога на общешкольном родительском собрании

с информацией профилактического характера:

«Методика визуального определения лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, алгоритм действий родителей при обнаружении этих признаков»

«Мы обследуем детей на туберкулез и не видим в этом нарушений их прав.

Когда наших детей путем ухищрений и запугиваний сажают на иглу,

о защите их прав уж точно никто не думает», -

Г.Г. Онищенко, главный санитарный врач РФ, глава Роспотребнадзора

Цель выступления: привлечение семьи к работе по формированию неприятия у детей и подростков наркотической субкультуры, негативного отношения к употреблению наркотических средств, алкоголя и курению, повышение родительской ответственности в рамках профилактической работы с ребенком.

Задачи выступления:

- актуализация социально-значимых проблем среди родителей и подростков в рамках формирования ЗОЖ;

- формирование конструктивной формы нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в образовательной среде;

- реализация творческого потенциала родителей, как ресурсного механизма развития ребенка в системе формирования ЗОЖ и профилактики наркозависимого поведения;

- создание негативного общественного мнения о наркозависимости;

- актуализация информационно-просветительской деятельности по вопросу формирования установок к ЗОЖ и негативных установок к потреблению алкоголя, табака, наркотиков всех участников образовательной среды (родителей, сверстников и т.д.);

- содействие формирования у школьников представления и понимания разрушительной силы вредных привычек;

- укрепление системы ценностных ориентаций школьников;

- формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни, неприятия алкоголя, табака и наркотиков, ценностного отношения к своему здоровья.

Уважаемые родители!

Одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации является массовое распространение наркомании, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ. Основным методом решения данной проблемы является нацеленность государственной политики Российской Федерации на профилактику употребления психоактивных веществ и предотвращение роста уровня социально-опасных явлений.

Изменения в поведении, указывающие на употребление ребенком ПАВ

  1. Он вообще изменился. Появилась ничем не мотивируемая раздражительность, вспышки гнева, крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняется настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону - до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.
  2. Он (она) начал часто исчезать из дома. Появились частые немотивированные уходы из дома без указания места и цели времяпрепровождения, поздние возвращения домой. Частые просьбы отпустить на ночь из дома, либо отсутствие по ночам без объяснения причин. Причем, эти исчезновения либо никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.
  3. Самоизоляция в семье: ребенок избегает родителей, по телефону отвечает  украдкой, избегает участия в семейных делах, появляется четко выраженное уклонение от домашнего общения, неожиданное пренебрежение домашними правилами. Ребенок перестает участвовать в семейных праздниках, нарастает напряженность в семейных взаимоотношениях.
  4. Он (она) потерял свои прежние интересы. Не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки или готовиться к экзаменам.
  5. Сбился ритм дня: ребенок поздно ложится спать и поздно встает.

Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

  1. Он (она) начал очень часто врать по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
  2. Изменился внешний вид, манера одеваться, потерял интерес к собственному внешнему виду: волосы стали ломкими и бесцветными; кожа бледной, землистой. Обращает на себя внимание повышенная травматизация и затянутые сроки заживления микротравм. Одежда стала неопрятной, в жару носит одежду с длинными рукавами.
  3. Изменились интересы; ребенок стал равнодушным, отдалился от старых друзей. Обращает на себя внимание необщительность: скрытность, избегание контакта с родными, озлобленность, раздражительность. Ребенок склонен к уединению в ванной, туалете. С новыми друзьями отказывается знакомить.
  4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Рассказ, например, о болезни или неприятности кого-то из близких родственников, он не слушает, только делает вид. На самом деле думает о чем-то своем, совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».
  5. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью изменился круг друзей. Отказ от общения со старыми друзьями или приятелями (на вопрос – «почему» - маловразумительный, неубедительный ответ).Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою занятость. Появившихся новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Разговоры с приятелями ведутся непонятными фразами (в тексте телефонных переговоров могут попадаться сленговые словечки) часто шепотом или в уединении. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил и зачем.
  6. Ухудшилась успеваемость в школе, ребенок стал прогуливать занятия.
  7. Возник интерес к домашней аптечке, литературе по фармакологии, изучению ассортимента аптек.
  8. Возникли колебания аппетита от равнодушия к еде до приступов обжорства.
  9. Возросли финансовые траты. Под различными предлогами ребенок просит деньги. Дома факты пропажи денег или вещей. Соседи говорят вам о долгах, которые вы не делали.
  10. У Вас в доме стали пропадать деньги или ценные вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях.
  11. Появление в состоянии наркотического опьянения дома, или в школе, или в клубе. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату. т.д.
  12. Потеря энтузиазма, появление высказываний о бессмысленности и тягости жизни, серьезное отношение к лозунгам типа «живи быстро, умри молодым», безразличие к делам, безынициативность - "потухшие глаза".
  13. Вы нашли в доме закопченную ложку, таблетки или иглы в кармане, обрывки фольги, разные порошки, папиросы, чаще «Беломорканал», телефонные номера на клочках бумаги.
  14. Противоправные действия или кражи вне дома, наличие значительных денежных сумм без объяснения причины их появления.
  15. Интерес к разговорам о наркотиках. Убежденное отстаивание «права человека на употребление наркотиков», идей о «необходимости наркотиков для человечества» и «бесперспективности борьбы с ними».

 

Отдельные, описанные признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Поэтому все подозрения по отношению к ребенку должны высказываться тактично. Только в том случае, если практически все признаки измененного поведения появились у вашего ребенка, вы можете высказать в слух ему свои подозрения.

Психика подростка настолько нестабильна, что незначительный с точки зрения взрослых, раздражающий фактор может привести к стрессу. Стресс проявляется, в том числе, и в поведении, и в поступках, которые часто кажутся неадекватными. Даже если подозрения взрослых усиливаются с каждым днем, необходимо помнить, что решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является выявление состояния наркотического опьянения, установленное наркологом. Осторожность в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, являются обязательными правилами.

Данные, свидетельствующие об употреблении ребенком психоактивных веществ

 Может быть, вам случайно доведется заметить у ребенка шприц, какую-нибудь сушеную траву, непонятный порошок, таблетки или марки, которые не очень похожи на почтовые, бумажки, а иногда и денежные купюры, свернутые в трубочки, закопченные ложки, пузырьки, капсулы, жестяные банки, пачки лекарств снотворного или успокоительного действия. Не слушайте никаких оправданий, объяснений и уверений, что это для уроков химии (или биологии) в школе, что «это принадлежит другу» и т.п.

Следует особо предупредить о возможных кражах определенных лекарств из домашней аптечки, привлечь их внимание к случаям появления среди домашней посуды потемневших ложек (от подогревания порошка снизу зажигалкой или свечкой для его расплавления с целью внутривенного введения).

Должно настораживать появление в столе или книжных полках коротких трубочек для коктейлей (как правило, это приспособление для нюханья наркотического порошка), атрибутов для кипячения шприцов.

 

Внешние признаки («физиологические») употребления ребенком ПАВ

  Общие внешние признаки («физиологические») употребления ребенком ПАВ

К физиологическим признакам употребления наркотиков относятся:

1) бледность или покраснение кожи;

2) расширенные или суженные зрачки;

3) покрасневшие или мутные глаза;

4) несвязная, замедленная или ускоренная речь;

5) потеря аппетита, похудение, а иногда — чрезмерное употребление пищи;

6) хронический кашель;

7) плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

8) резкие скачки артериального давления;

9) расстройство желудочно-кишечного тракта.

 Внешность:

  • внешний вид не здорового человека: бледность, отечность кистей рук. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке. Расширение кровеносных сосудов под ноздрями;
  • частые синяки, порезы, ожоги от сигарет в районе вен на руках, (на вопрос о происхождении подросток отвечает "просто упал, сам не знаю, откуда"). Прожженная сигаретами одежда;
  • отказ от утреннего туалета. Отсутствие потребности в смене одежды, "посторонние" запахи от волос и одежды;
  • появление на теле татуировок и рисунков, особенно с изображением паутины, черепов, фантастических монстров и холодного оружия;
  • наконец, вы сможете заметить следы инъекций (т. е. уколов) по ходу вен на руках.

 Поведенческие признаки употребления наркотиков

 Основные признаки, свидетельствующие о начинающемся пристрастии к наркотикам, относятся к изменению поведения подростков. Это могут быть:

°   нарушение сна: возможно, ребенок слишком поздно ложиться спать и все дольше залеживается в постели с утра, что может проявляться возросшим числом опозданий на занятия; сонливость на уроках;

°   падение интереса к учебе и привычным хобби, снижение успеваемости;

°   появляется рассеянность и забывчивость, ухудшается память и способность к обучению;

°   повышается интерес к лекарствам, их свойствам и эффектам. Подросток часто может проявлять повышенный интерес к лекарствам, хранящимся в аптечке;

°   настроение подростка меняется без видимых причин, очень быстро и часто не соответствует ситуации: добродушие и покладистость при скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации;

°   повышение агрессивности, что может проявляться в участившихся драках и оскорблениях старших и сверстников;

°   увеличивается число пропусков занятий «по болезни», причем подросток может представлять оправдательные  справки от врача.

 

Последовательность действий при подозрении ребенка в употреблении ПАВ или наркотиков:

  1. Узнайте как можно больше сведений о действиях, последствиях различных психоактивных веществ.

Обладая этими сведениями, будьте внимательны, не обнаруживаете ли Вы признаки, указывающие на то, что Ваш ребёнок употребляет наркотики. Если Ваши предположения подтвердились, не притворяйтесь, что всё в порядке.

  1. Не поддавайтесь панике. Найдите в себе силы для решения ситуации. Криком на ребенка, битьем, угрозами Вы ничего не добьетесь. Найдите смелость сказать ему о своих подозрениях прямо такими словами: «Мне кажется, что ты принимаешь наркотики».

Не настраивайтесь на лёгкую победу. Скорее всего, Вы даже не дождётесь честного признания. Наркоманию (как и алкоголизм) называют «болезнью отрицания», потому что заболевший человек даже самому себе не признаётся в своей зависимости, ему всегда кажется, что стоит только захотеть  и он сможет отказаться от привычки.

Наберитесь терпения и постарайтесь понять, что ребёнок повзрослел и он вовсе не Ваша собственность, поэтому вправе жить так, как хочет, и самостоятельно выбирать – употреблять ему наркотики или нет. Другое дело, что Вы просто обязаны, сказать ему, что не одобряете этот выбор, и сделать всё, чтобы он имел полную информацию о том, что его ждёт в будущем, какие необратимые процессы будут происходить в организме, если отказаться от лечения.

Постарайтесь понять, что не в Ваших силах всё изменить сию минуту. Самое сложное – признать, что Ваш ребёнок всё равно будет делать то, что считает нужным. Но при этом он должен знать, что ответственность за свой образ жизни (и за последствия своей болезни) он несёт самостоятельно.

Не пытайтесь бороться в одиночку – обычно это бесполезно, не делайте из этой болезни семейной тайны, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Большинство консультантов и психологов уверены, что лечение нужно начинать с близких. Речь здесь идёт далеко не о медикаментозном лечении. Речь о духовном самосовершенствовании.

  1. Предложите подростку провести в домашних условиях  тестирование  методом  иммунохроматографической  диагностики.

Тестирование позволяет увидеть проблему употребления  наркотиков на начальной стадии  в период «подсаживания» на иглу и поэтому позволяет вовремя приступить к борьбе с ней, а значит, дает шанс предотвратить  развитие наркологической зависимости.

Надежным и эффективным методом выявления в организме наркотических средств на ранней стадии употребления является

ТЕСТИРОВАНИЕ МЕТОДОМ ИММУНОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.

Начиная с 2002 года, согласно распоряжению Правительства Тюменской области, это мероприятие проводится ежегодно во всех образовательных учреждениях Тюменской области. Кроме того, тест-системы применимы и для использования в домашних условиях.

Что дает экспресс-тест:

- сдерживание «независимой» молодежи от употребления наркотических средств;

- своевременное выявление так называемых «пробователей» наркотиков и оказание им квалифицированной консультативной помощи;

- непосредственное выявление рецидивирующих наркозависимых граждан и побуждение их воспользоваться лечебно-реабилитационными услугами учреждений системы профилактики.

Тестирование избавляет родителей от ненужных подозрений и волнений!

Основные преимущества теста:

  • Простота и удобство – самодиагностика с помощью тестов позволяет получить результат дома; не требует дорогостоящего оборудования и специальных навыков.
  • Надежность – достоверность тестов достигает 92-99,8%, при этом каждый диагностический тест имеет встроенный внутренний контроль, позволяющий убедиться в том, что процедура тестирования проведена правильно.
  • Анонимность – информация о результатах тестирования не разглашается, это особенно важно при выявлении фактов употребления наркотиков.
  • Своевременность – результат можно получить за считанные минуты и в зависимости от него решать, предпринимать какие-то меры или, благополучно развеяв сомнения, продолжать вести обычную жизнь.

Как провести тестирование в домашних условиях?

  1. Объясните Вашему ребенку, что он будет подвергнут экспресс-тестированию. Это не недоверие: контролировать в разумных пределах действия своего ребенка - Ваше законное право и обязанность как родителя.
  2. Возьмите чистый сухой пластиковый стакан.
  3. Попросите ребенка в Вашем присутствии собрать мочу в стакан.
  4. Вскройте упаковку тест-набора, разорвав ее вдоль прорези.
  5. Извлеките полоску и погрузить ее вертикально в мочу до уровня ограничительной линии на 20-30 секунд.
  6. Выньте полоску и разместите ее на горизонтальной сухой поверхности.
  7. Оцените результаты реакции в течение 3-5 минут.
  8. Собранную мочу оставьте для возможного повторного анализа.
  9. При положительном либо ошибочном результате тестирования  повторить все действия в той же последовательности.

Интерпретация результатов экспресс-анализа

Результат

Отрицательный результат

Положительный

результат

Ошибка

тестирования

Характеристика

видоизменения

тестового материала

Выявление по одной полосе розового цвета любой четкости и интенсивности окраски в тестовой зоне на уровне маркировки Т (тест), в том числе слабой интенсивности, и в контрольной зоне на уровне маркировки К (контроль)

Выявление в контрольной зоне на уровне маркировки К (контроль) одной полосы розового цвета любой четкости и интенсивности окраски и полное отсутствие второй полосы в тестовой зоне на уровне маркировки Т (тест)

Если в течение 15 минут полосы не выявляются или появляется полоса на уровне маркировки Т (тест) без полосы на уровне маркировки  К (контроль)

Вывод

Наркотик не выявлен

Наркотик выявлен

Результат

не ясен

Действия

Необходимо обратиться за помощью к специалистам

Анализ необходимо повторить с помощью другой полоски * если по результатам повторного тестирования вторая тест-полоска дала отрицательный результат, то тест считается отрицательным!

Вы должны объяснить ребенку, что доверяете ему, и знаете, что тест будет отрицательным, но что, пройдя его, он покажет свою уверенность, ответственность и зрелость. Потому что такую беду, как наркотики, в обществе необходимо контролировать, и экспресс – тестирование является реальным инструментом для профилактики наркозависимости. А так же это повод для более серьезного разговора о том, что такое наркотики, чем они опасны и как ребенка могут на них подсадить. Но, конечно, для такого разговора нужно быть подготовленными, самим все знать.

Последовательность действий при получении положительного результата теста:

  1. Не нужно бояться! Положительный результат - это не приговор, имеется  возможность  своевременно пройти лечение, а значит и получить шанс  на спасение от зависимости.
  2. Прежде всего начните с себя! Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок излечился от наркомании – начните анализ ситуации с себя и со своих семейных отношений. Где и как в семье были созданы условия того, что ребёнок захотел сбежать в мир наркотиков? Прежде чем лечить ребёнка, избавьтесь от этих условий, иначе Ваши действия не будут иметь эффекта.
  3. Разберитесь в ситуации.

Даже в том случае, когда Вам точно известно, что ребёнок употребляет наркотики, это отнюдь не означает, что он обязательно станет зависимым от наркотиков и через непродолжительное время погибнет. На формирование зависимости от наркотиков требуется время. Нельзя не учитывать, что подростка могли уговорить «только попробовать» наркотик или дали его обманным путём вместо чего-то другого (например, лекарства, витамина и т.п.), вынудили принять его под давлением или в состоянии алкогольного опьянения. Не спешите с категоричными выводами. Бывают случаи, что первое знакомство с наркотиком становится последним. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.

  1. Сохраните доверие ребёнка к себе.

Поговорите со своим ребёнком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет Вас и ребёнка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет Вам лучше понять своего ребёнка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о Вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о Вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность Ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребёнком проблем. Вполне возможно, что ребёнок употребляет наркотики, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

4. Не позволяйте собой манипулировать.

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребёнка, его раздражение, попытки Вами манипулировать. Такие попытки шантажа могут быть предприняты неоднократно, обычно для получения денег. В случае отказа ребёнок может заявить, что если он не получит денег, то его убьют за долги, или он покончит с собой. Подобные заявления должны встречать только спокойный и решительный ответ «нет». К шантажу могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы Вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он Вам небезразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.

5. Не исправляйте за ребёнка его ошибки.

Заглаживая ошибки своего ребёнка, родители усиливают его склонность к продолжению употребления наркотиков. Получается, что за своё поведение подросток получает двойное вознаграждение: сначала в виде «химического счастья» от наркотика, а потом и ликвидацию всех неприятных последствий. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребёнок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным.

6. Меньше говорите, больше делайте.

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребёнка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко даёт обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать он будет всё, что угодно, так как не собирается ничего выполнять. Но в том случае, когда ВЫ выполните то, что обещали, он станет гораздо более управляемым и послушным.

Не пытайтесь контролировать употребление, запирать ребёнка на ключ, отсылать его в другой город – это обычно не приносит желаемого результата. Берегите собственные нервы, они вам ещё пригодятся. И не считайте, что сын или дочь стали наркоманами только из-за собственной распущенности, корни болезни могут находиться намного глубже.

7. Приложите усилия, чтобы привлечь ребёнка к лечению.

Необходимо собрать, например, у психиатра-нарколога вместе всех людей, которые значимы для пациента и обеспокоены его наркотизацией. Нужно, чтобы каждый человек описал, какие чувства вызывает у него лично конкретный поступок или поведение подростка в целом и как это отразилось на его отношении к больному. Сведения должны выражать участие и заботу о ребёнке, а не оценки, гнев, обиду и осуждение. Психиатр-нарколог поможет заинтересованным лицам выбрать и обсудить необходимое для пациента лечение. План лечения обдумывается заранее, для того чтобы больной, приняв решение начать лечение, имел возможность сразу госпитализироваться в наркологический стационар.

Врачу также необходимо помочь всем заинтересованным лицам решить, что они будут делать, если пациент отвергнет все предлагаемые формы помощи.

После этого организуется групповая встреча с пациентом, во время которой значимые для него лица излагают все рекомендации в объективной, участливой манере.

8. Предоставьте ребёнку возможность прекратить приём наркотиков самостоятельно.

Бывают случаи, когда ребёнок сам признается в том, что он употребляет наркотик, но категорически отказывается обращаться за помощью к врачу. Разрешите ему попробовать предпринять такую попытку. Это практически невозможно, но дайте ребёнку самому убедиться в этом.

9. Не допускайте самолечения.

Категорически сопротивляйтесь, если подросток захочет заниматься самолечением, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из его окружения. Для лечения наркотической зависимости используются определённые препараты, неграмотное применение которых может привести к серьёзным осложнениям, угрожающим жизни. Грамотное, квалифицированное лечение может проводить только психиатр-нарколог.

10. Помогите ребёнку найти врача.

Для этого имеются «телефоны доверия», узнайте всё о клиниках и специалистах, которые должны иметь лицензию на консультирование, диагностику, лечение и реабилитацию больных с наркотической зависимостью. Посоветуйтесь по телефону, как вести себя в создавшейся ситуации. Возможно, приём наркотиков – это попытка ребёнка решить свои личные проблемы. Тогда лучше сначала проконсультироваться с психологом или психотерапевтом, которые работают в наркологических учреждениях. Если Вы предполагаете, что ребёнок систематически употребляет наркотики, нужно, не теряя времени, обратиться к психиатру-наркологу. Узнайте о различных методах лечения, разных врачах, после чего выберите тот метод и того специалиста, которому Вы доверяете. Необходимо поддержать решение ребёнка обратиться за помощью к врачу и присутствовать на первом приёме для моральной поддержки.

11. Восстановите доверие к ребёнку, после того, как он прекратит употреблять наркотики.

В первую очередь прекратите обсуждать проблему наркотической зависимости, не напоминайте ребёнку о самом существовании наркотика, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль. Установите разумные границы контроля. Конечно, Вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребёнка – это не поможет, но травмирует его.

12. Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.

Постарайтесь найти время для общения с подростком и совместных занятий. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе – всё это поможет стать альтернативой потребления наркотиков. Обратите внимание на то, как Вы сами относитесь к курению, алкоголю, самолечению. Если Вы справились с негативным потреблением таких веществ, то Ваш пример послужит образцом поведения для Ваших детей. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.

Обращение родителей к ребенку-наркоману:

«Ты уже взрослый человек, обладатель своей собственной жизни. Ты можешь делать со своей жизнью что хочешь. Мы – твои родители, сожалеем, что твоя жизнь может оборваться из-за наркотиков и готовы оказать тебе любое содействие, любую помощь. Если у тебя есть желание исправить ситуацию, мы поможем. Если нет, то мы хотели бы напомнить тебе: кроме права самому определять, как жить, у тебя есть ещё и ответственность за себя, свои поступки. Мы заметили тот ущерб, который ты нанёс и себе и нам. У тебя резко ухудшилось здоровье, исчезли друзья, появились проблемы с полицией. Нас тревожат твои неприятности в школе. Мы понимаем, что наркотики стоят очень дорого и нужны тебе постоянно. Ты сейчас не в состоянии честно добывать на них деньги, то есть ты воруешь! Ты стал зависеть от людей, которых раньше сам осуждал, из дома пропадают вещи и деньги. За всё это ты несёшь полную ответственность. Кроме того, мы любим тебя и считаем, что не зря дали тебе жизнь. Но это не значит, что мы должны отказаться из-за твоей страсти от своей жизни. Поэтому, мы не можем позволить тебе медленно нас убивать. Если ты склоняешься к наркотикам, мы вынуждены нарушить твою свободу и попытаться вернуть тебя. Либо тебе придётся уйти из семьи. Но мы бы хотели твоего участия в своей собственной судьбе. Нам больно и стыдно идти против своих принципов – применять к себе насилие, но мы идём на это для тебя. Убивать себя мы не позволим!».

Уважаемые родители, помните, что именно от Вас в большей степени зависит, каким вырастет Ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь!

Использованные материалы:

 Нормативные и правовые акты из раздела «Нормативно-правовая база»

 Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21.02.1971)

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20.12.1988)

Единая Конвенция о наркотических средствах (№ 1137; Нью-Йорк, 30.03.1961)

Протокол о внесении изменений в Соглашения, Конвенции и Протоколы о наркотиках, заключенные в Гааге 23.01.1912, в Женеве 11.02.1925, 19.02.1925 и 13.07.1931, в Бангкоке 27.11.1931 и в Женеве 26.06.1936

Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Женева, 25.03.1972 )

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 №561 Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"

Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 №305 «Об определении количества должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах»

  

Литература из раздела «Методические источники»

 Наркомания – дело не личное, изд. Партия «Единая Россия», М., 2003

Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозависимости. Под редакцией Гаранского А.Н. Москва – Лаборатория Базовых Знаний, Санкт-Петербург – Невский Диалект 2000г.

Шалимова Н.А., Самошкина Л.И., Перекрестов А.И. Как уберечь ребенка от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ: Методические рекомендации для родителей. Владимир: Владимирское региональное областное отделение Фонда НАН. – 2005. – 11с.

 

Интернет-ресурсы

 http://www.narcom.ru/. Русский народный сервер против наркотиков: Субъективные мнения специалистов по проблеме наркотизма. Советы родным и близким наркоманов. Ранняя диагностика. Адреса групп взаимопомощи. Тематические материалы

http://www.nodrugs.ru/. Антинаркотический Интернет-проект

http://www.hippocrat.info/. Наркологическая клиника, лечение алкоголизма и наркомании. Медицинский центр «Гиппократ». Коммерческий

http://www.marinacenter.ru/. Центр психологической помощи им. Марины Гутерман

http://www.vred.ru/. Сайт СПб “Городская наркологическая больница”

Интернет-ресурсы:

http://www.narcom.ru/. Русский народный сервер против наркотиков: Субъективные мнения специалистов по проблеме наркотизма. Советы родным и близким наркоманов. Ранняя диагностика. Адреса групп взаимопомощи. Тематические материалы

http://www.nark.org.ru/. Все о наркотиках и наркомании

http://www.nodrugs.ru/. Антинаркотический Интернет-проект

http://www.narcohelp.ru/. Наркологический центр «Возрождение» под руководством доктора Вяльбы Ю.А. Инф. сайт о зависимости «Научиться жить без наркотика»

http://www.vred.ru/. Сайт СПб “Городская наркологическая больница”

http:www.doctorsan.ru/effektivnoe_lechenie

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Разуменская средняя общеобразовательная школа №2

Белгородского района Белгородской области»