Формирование профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам психолого-педагогического сопровождения различных категорий обучающихся
Статья "Формирование профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам психолого-педагогического сопровождения различных категорий обучающихся" содержит календарно-тематичекий план мероприятий, направленных на формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пучкова Анна Михайловна
Формирование профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам психолого-педагогического сопровождения различных категорий обучающихся
В условиях модернизации образования, обусловленной социокультурными изменениями, происходящими в обществе, особую значимость приобретает понятие «профессиональная компетентность педагога».
Профессиональная компетентность сегодня – это, прежде всего, способность максимально реализовывать себя в профессиональной деятельности и адаптироваться к изменяющимся условиям современности, управление профессиональной мобильностью, планирование карьерного роста, иными словами способность решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты. Исходя из этого, профессиональную компетентность педагога можно определить как совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих результаты в обучении и воспитании учащихся.
Таким образом, в новых сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен обладать определенными личностными качествами – быть готовым к изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, постоянно обновлять свои знания и умения, то есть быть компетентным.
Однако эти качества формируются далеко не у всех педагогов. Напротив, значительная их часть испытывает большие трудности при адаптации в стремительно изменяющихся социальных, экономических, профессиональных условиях, и тогда отсутствие профессиональной компетентности может стать причиной серьезных социально-психологических проблем личности – от внутренней неудовлетворенности до социальной конфронтации и агрессии.
Именно поэтому психолого-педагогическое сопровождение становится одним из ведущих направлений в развитии профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной образовательной среды.
Традиционно данное направление определялось как психологическое просвещение. Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их психологическими техниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.
В связи с этим был разработан ряд мероприятий, направленных на создание условий для эффективного развития профессиональной компетентности педагогов и, как следствие, на улучшение результатов обучения, формирование позитивных отношений между всеми участниками образовательного процесса. Проведение данных мероприятий планируется в рамках работы клуба для педагогов «Учитель 21 века».
Задачами данной работы являются:
- формирование осознанной готовности педагогов к реализации новых образовательных стандартов;
- развитие психологической компетентности педагогов;
- создание условий для самореализации педагогов, активизации педагогической рефлексии;
- развитие субъектной позиции педагога в отношении работы с ФГОС.
Календарно-тематический план мероприятий, направленных на формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов
№ | Мероприятие | Цель | Сроки проведения |
1. | Занятие для педагогов «Учим по-новому» | Повышение психологической готовности педагогов к принятию инноваций в условиях введения ФГОС ООО | сентябрь |
2. | Семинар «Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие» | Изучение уровня профессиональных барьеров; актуализация и реализация потенциала учителя | октябрь |
3. | Семинар-практикум «Использование современных технологий обучения и воспитания» | Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов | ноябрь |
4. | Тренинг профессионального роста | Создание условий, способствующих приобретению необходимых знаний и навыков для реализации новых стандартов | декабрь |
5. | Занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» | Оказание профессиональной и эмоциональной поддержки, создание условий для саморазвития, самодвижения | январь |
6. | Круглый стол «Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС» | Оптимизация взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса | февраль |
7. | Семинар «Современные технологии работы с детским коллективом» | Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов | март |
8. | Открытые занятия по предметам с использованием современных технологий и методов | Обмен педагогическим опытом, повышение профессиональной компетентности педагогов | апрель |
9. | Круглый стол «Подведем итоги» | Анализ результатов деятельности клуба, активизация профессиональной рефлексии, повышение педагогической уверенности | май |
Ожидаемый итоговый результат реализации вышеназванных мероприятий – педагог, готовый к принятию вызовов и трудностей, мотивированный на становление себя и своей профессиональной среды.
Список литературы
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Павлова А.М. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2009. - 240 с.
- Исламгалиев Э.Г. Профессиональная компетентность педагога (социологический анализ): дис. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2003. - 176 с.
- Сыманюк Э.Э, Печеркина А.А. Противодействие профессиональным деформациям // Народное образование. - 2010. - № 9. - С. 265-269.
Рецензенты:
Лукьянова М.И., д.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Ульяновского ИПК ПРО, г. Ульяновск;
Зеер Э.Ф., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии профессионального развития ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.
Работа поступила в редакцию 31.01.2011.
Библиографическая ссылка
Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8 – стр. 71-74
URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7796563 (дата обращения: 30.10.2012).
