Коррекционно-развивающее занятие для подростков "Учимся быть толерантными"
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для работы педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей с группами и классными коллективами подростков и направлено на формирование у современных школьников навыков толерантного поведения в обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Железногорск Курской области
педагог-психолог Пучкова А.М.
Коррекционно-развивающее занятие для подростков на тему:
«УЧИМСЯ БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМИ»
Цели:
- Развитие навыков толерантного поведения в обществе
- Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи
- Формирование и развитие социальной восприимчивости, доверия, способности к эмпатии
Задачи:
- Знакомство с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «интолерантность»
- Обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе
- Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других
- Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций
- Развитие способности к самоанализу, самопознанию
- Создание положительного психологического климата в группе
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Здравствуйте! Это слово произносят миллионы людей во всем мире, желая друг другу здоровья, мира и добра. Давайте и мы поприветствуем друг друга, но сделаем это необычным способом.
Упражнение «Необычное приветствие»
Какие способы приветствия используют европейцы? (Рукопожатие, объятия). Поприветствуйте друг друга так, как принято в европейских странах.
Как приветствуют друг друга люди востока? (Поклоны). Давайте и мы поприветствуем друг друга таким способом.
Скажите, а есть ли свои особые способы приветствия у молодежи? (Объятья, поцелуи, особые движения). Поприветствуйте друг друга любым из таких способов.
У каждого народа свои традиции и обычаи, которые нужно чтить. При этом есть одна особенность, которая объединяет все приветствия мира. Для любого человека звуки его имени самые приятные. Поэтому, какой бы способ приветствия вы не выбрали, не забывайте называть имя собеседника.
Основная часть
Мы поприветствовали друг друга, а теперь давайте перейдем к основной части нашей сегодняшней встречи.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он проявляет свои положительные качества, а в других… Давайте посмотрим сценку.
Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте»
- Что вы можете сказать о поступке девушки?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
- Какие качества проявила девушка в этой ситуации?
Все эти качества можно объединить одним понятием «толерантность». Ребята, кому из вас знакомо это понятие?
А между тем это понятие является международным термином, который используют люди всего мира.
Понимание толерантности не однозначно в разных культурах. Оно зависит от исторического опыта народов.
В английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во французском языке – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, взглядов».
В испанском языке – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения».
В арабском – «прощение, мягкость, снисходительность, милосердие, сострадание.
В русском языке существуют два слова со сходными значениями – толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и гуманитарных науках. А более знакомое и привычное слово «терпимость» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность стало международным термином и важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Его суть состоит в уважении прав другого человека (в том числе права быть иным), а также в воздержании от причинения вреда другому.
Понятие «толерантность» многогранно, ему трудно дать одно определение. Сейчас на экране вы увидите несколько определений толерантности. Каждое из них является верным и раскрывает какую-то грань этого понятия.
Определения толерантности
- Сотрудничество, дух партнерства.
- Готовность мириться с чужими мнениями.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Уважение права быть иным.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
- Отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.
Понятие «толерантность» применяется как в отношении отдельной личности, так и в отношении группы людей. Толерантность любой группы, начиная от семьи и школьного класса и заканчивая обществом в целом, оценивается по следующим критериям:
- равноправие;
- взаимоуважение, доброжелательность, терпимое отношение к другим людям;
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
- позитивная лексика во взаимоотношениях между членами группы.
Ребята, оцените свой классный коллектив по этим критериям толерантности. (Обучающиеся оценивают степень толерантности своего классного коллектива по пяти балльной шкале, подняв руку с соответствующим числом пальцев).
Чего не хватает, чтобы ваш класс можно было назвать толерантным?
А сейчас выполним упражнение, которое познакомит вас с понятием «толерантная личность» и даст вам возможность оценить степень своей толерантности.
Упражнение «Черты толерантной личности»
Участники получают бланки, в которых перечислены 15 качеств, свойственных толерантной личности.
Инструкция: сначала в колонке А поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;
«0» напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены;
Затем поставьте в колонке В:
«+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно.
На доске вы видите плакат, который является копией вашего бланка. Давайте его заполним. Я буду называть каждое качество и попрошу поднимать руки тех из вас, кто отметил его плюсом в колонке «В»… Давайте посмотрим, какие качества набрали наибольшее количество баллов. Эти качества являются ядром толерантности (по мнению вашей группы).
Теперь вы имеете возможность сравнить, совпадает ли ваше представление о толерантной личности с представлениями группы; а также сравнить представление о себе («+» в колонке А) с портретом толерантной личности, который вы создали.
Мы с вами увидели, что одним из качеств толерантной личности является доверие. Давайте выполним упражнение, которое помогает развивать доверие к людям.
Упражнение «Ванька-встанька»
Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.
- Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям в кругу?
- Почему ты не сумел расслабиться, что тебе помешало?
Мы рассмотрели понятие «толерантность». Но есть и противоположное ему понятие – интолерантность или нетерпимость. Нетерпимость к людям основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это неприятие другого за то, что он существует.
Проявления нетерпимости:
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
- игнорирование (отказ в беседе, в признании);
- Негативные стереотипы, предрассудки ( по отношению к людям иной культуры, пола, расы и т.д.);
- преследования, запугивания, угрозы;
- национализм;
- фашизм;
- эксплуатация;
- религиозные преследования.
Поднимите, пожалуйста, руки те, кому приходилось сталкиваться с проявлениями нетерпимости.
Давайте послушаем мнения других ребят на эту тему. (Видеоинтервью).
Итак, многим приходилось сталкиваться с проявлениями нетерпимости. Но некоторые люди или группы людей в наибольшей степени страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Чтобы понять их переживания, необходимо попытаться поставить себя на их место. Ребята подготовили истории от лица людей, страдающих от нетерпимости.
Ситуации.
Вопросы для обсуждения.
- Трудно ли вам было войти в роль других людей?
- Удалось ли вам понять переживания этих людей?
- Какие чувства вы испытали, находясь на их месте?
Вопросы к группе.
- А вам удалось понять чувства этих ребят?
- Как бы вы посоветовали им поступить в сложившейся ситуации?
- Что может сделать каждый из нас, чтобы люди всех социальных слоев чувствовали себя комфортно в нашем обществе?
В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Растет уровень подростковой преступности, количество антиобщественных молодежных организаций. В нашем городе есть одна запрещенная организация – «скинхеды».
Что вы слышали о данной организации, чем она занимается?
Члены этой организации испытывают неприязнь к представителям других национальностей и культур (кавказцам, евреям, цыганам) и занимаются преследованием так называемых «чужаков», прикрывая хулиганские действия нацистской идеологией. Ими движет дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям.
Можем ли мы относиться толерантно к людям, которые ущемляют права других людей, в том числе, право на жизнь?
В отношении этих людей действует не только человеческое осуждение, но и законы, защищающие права человека. Одним из таких законов является Всеобщая Декларация прав человека.
Давайте озвучим некоторые статьи этой декларации.
На основе статей Всеобщей Декларации, нашего разговора мы предлагаем составить Кодекс толерантности вашего класса (работа в группах).
Пусть каждая группа составит по 2 статьи, которые начинаются словами: «Каждый ученик нашего класса имеет право…».
Заключение
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважения к окружающим.
Толерантность считается признаком высоко духовного и интеллектуального индивидуума, группы, общества в целом.
Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать, а это значит нужно жить в мире с собой и другими.
Наше занятие хотелось бы закончить словами Б.Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте».
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь, у него нога сломана. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду, - девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался ее увести.
- Да как ты можешь? Ему же больно! – Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину, - что с вашей ногой?
- Я сломал ее…кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо, леди, спасибо…
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет мобильника?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него… Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше мне не звони и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызову врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина, - Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете свое счастье!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Ситуации
- Я девочка, мне 15 лет. Зовут меня Софико. Мои родители беженцы из Грузии. Я хожу в школу, но у меня нет настоящих друзей. Мне кажется, что одноклассники относятся ко мне не очень хорошо. Может быть, так происходит потому, что мое поведение и моя внешность отличают меня от других. Я мечтаю найти хотя бы одного друга, потому что быть одной очень тяжело.
- Меня зовут Слава. Я седьмой ребенок в нашей большой и дружной семье. Мы всегда вместе, помогаем друг другу и маме. Я понимаю, что родители не могут купить нам все, что мы захотим. Иногда мне приходится донашивать вещи старших братьев. В это году я перешел в пятый класс. У нас появилось много новых ребят. Они стали обижать меня, обзывать «нищим», потому что у меня старая одежда и нет телефона. Когда я подхожу к ним, он прекращают разговор и говорят, чтобы я не лез к ним. В последнее время я часто плачу, иногда мне совсем не хочется идти в школу. Потому что знаю, что надо мной снова будут смеяться.
- Я – Вадим, мне 15 лет. Долгое время у меня не было друзей. Я знаю, в этом есть моя вина, потому что я очень замкнутый, мне трудно открываться людям. Недавно по аське я нашел друзей – людей, которые думают и чувствуют так же, как я, слушают такую же музыку. Это представители молодежного течения «эмо». Мы встретились. Впервые я мог открыто говорить о том, что думаю и чувствовать, что меня понимают. Наконец-то я нашел друзей. А в школе…. Раньше я был просто одиночкой. Теперь в школе я – объект для насмешек. Даже незнакомые ребята показывают пальцем, смеются за спиной и кричат вслед: «Смотрите, эмо пошел!». Мне бывает от этого очень тяжело. Как объяснить им, сто я просто такой, как есть и не могу быть другим.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ЧЕРТЫ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Колонка А Колонка В
- Расположенность к другим -------- --------
- Снисходительность -------- --------
- Терпение -------- --------
- Чувство юмора -------- --------
- Чуткость ------- --------
- Доверие -------- --------
- Альтруизм -------- --------
- Терпимость к различиям --------- --------
- Умение владеть собой --------- --------
- Доброжелательность --------- -------
- Умение не осуждать других --------- -------
- Гуманизм -------- -------
- Умение слушать --------- -------
- Любознательность --------- --------
- Способность к сопереживанию --------- --------
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Всеобщая декларация прав человека принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным ил унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Статья 13. 1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 14. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.
Статья 20. 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
Литература:
- Андреева Г.М., Социальная психология., М.,1996.
- Солдатова Г.У.., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д., Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000.
- Смид Р. «Групповая работа с детьми и подростками», М.: Генезис, 1999.
