Профилактика дезадаптации первоклассников посредством использования сенсорной комнаты

Степанова Татьяна Игоревна

В работе рассматривается профилактика дезадаптации первоклассников, как задача психолого-педагогического сопровождения в рамках ФГОС. Приводятся данные исследования характера адаптации  первоклассников за несколько лет. Представлены выводы относительно влияния средств и методов работы на характер адаптационных процессов учеников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.И.Степанова

педагог-психолог

МБОУ лицей №87 им.  Л.И.Новиковой, г.Нижний Новгород, РФ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт среди результатов образования выделяет социализацию, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (Федеральные государственные стандарты общего образования, 2012). В этой связи можно отметить такую задачу психолого-педагогического сопровождения учащихся как реализация программ преодоления трудностей обучения, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. А в качестве содержания сопровождения – профилактику и коррекцию дезадаптивных форм поведения, профилактику асоциального поведения.

Безусловно, такую работу необходимо начинать на ранних этапах школьного обучения, ведь само поступление в школу – это переломный момент для любого ребёнка. Дети приспосабливаются к новому коллективу, личности педагога, новому распорядку дня и обязанностям, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. И от того, как пройдёт адаптация на первом году обучения, зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Наиболее эффективной профилактикой дезадаптации является групповая работа с детьми. Такие занятия формируют в классном коллективе позитивный микроклимат, эмоциональный комфорт, способствуют развитию групповой сплочённости, обучают правилам школьной жизни. Одним из современных инструментов для реализации данной задачи, на наш взгляд, является специально оборудованное помещение – сенсорная комната.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

  • Релаксационные тренинги, уменьшающие тревожные состояния, снижающие агрессию, обучающие саморегуляции;
  • Стимулирующие упражнения, направленные на активацию сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия);
  • Непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, развития его самооценки и становления как личности (С.Е.Кальмова, Л.Ф.Орлова, Т.В.Яворовская, 2006; с.2)

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей; фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей; коррекцию психоэмоционального состояния.

Нет сомнений в том, что в каждой школе проводятся те или иные мероприятия по созданию условий для успешной адаптации первоклассников к новой жизненной ситуации. Вместе с тем, мы считаем, что эффективность этого процесса напрямую связана с используемыми формами и методами работы. Эту зависимость можно проследить на примере итогов изучения адаптационных процессов в течение нескольких лет в МБОУ лицей №87 им. Л.И.Новиковой г.Нижнего Новгорода.

Программа исследования адаптации первоклассников состоит из следующих методик (Д.Соловьёва, 2008):

  • Определение сформированности «внутренней позиции школьника» - методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой. Методика помогает выяснить, осознаёт ли ребёнок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
  • Определение мотивов учения – методика М.Р. Гинзбурга. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения и выявление ведущего мотива.
  • Методика определения эмоционального состояния М.Люшера – определение эмоционального состояния ребёнка в школе, наличие положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях.
  • Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан – выявление уровня школьной тревожности, анализ школьных ситуаций, вызывающих у ребёнка страх, напряжение, дискомфорт.

В 2008-09 учебном году групповая работа в 1-х классах не велась, а использовались методы наблюдения, консультирования педагогов и родителей, а также проводилась индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в коррекции эмоционального состояния. По результатам диагностики адаптации было отмечено, что лишь 43,5% учащихся не имели каких-либо проблем в ходе адаптационного процесса. 56,5% первоклассников испытывали дискомфорт в той или иной области. Детей с дезадаптацией не выявлено.

В 2010-11 учебном году, помимо наблюдения и консультативной деятельности, в лицее уже велась групповая работа с детьми, в ходе которой решались следующие задачи:

  • Знакомство детей друг с другом и со школой;
  • Снятие эмоционального напряжения;
  • Формирование позитивного отношения к обучению и школе в целом;
  • Повышение учебной мотивации.

В ходе диагностики характера адаптации были получены уже более позитивные результаты: учеников с дезадаптацией не выявлено; учащиеся, испытывающие тот или иной эмоциональный дискомфорт, составили 36%; количество первоклассников, успешно адаптировавшихся к обучению в школе, составило 64%.

В 2012 году в лицее появилась «Сенсорная комната», которая, помимо основного назначения, стала использоваться и для проведения психологических занятий, в том числе адаптационного характера. Психологической службой лицея была разработана программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Волшебный мир сенсорной комнаты», включающая в себя раздел «Адаптация первоклассников». Задачи групповой работы не изменились, однако, их выполнение стало заметно эффективнее, ведь активное использование сенсорной комнаты позволяет проводить корригирующие мероприятия в щадящих и комфортных для ребёнка условиях. При этом ребёнок постоянно испытывает ощущение успеха. Оборудование сенсорной комнаты помогает решить следующие задачи (С.Е.Кальмова, Л.Ф.Орлова, Т.В.Яворовская, 2006; с.9):

1)гармонизировать психоэмоциональное состояние;

2)корректировать агрессивное поведение;

3)уменьшить невротические реакции (тики, непроизвольные движения и т.п.).

А самостоятельность ребёнка в безопасном пространстве сенсорной комнаты ставит его  в ситуации свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения.

Для работы на занятиях мы используем следующее оборудование:

  1. Комплект-потолок «Звёздное небо» - панно с мерцающими звездами, полумесяцем,  на фоне темного неба. Занятия с использованием «Звездного неба» способствуют развитию зрительных ощущений, концентрации внимания, снятию напряжения.
  2. Настенные панно «Кривое зеркало». Занятия с панно «Кривое зеркало» создают бодрое, оптимистичное настроение, развивают мимику и пантомимику, развивают умение выражать различные эмоциональные состояния, снижают нервно-психическое и эмоциональное напряжение, способствуют стабилизации, саморегуляции психического состояния. Панно «Кривое зеркало» - это  важная составляющая сенсорной комнаты, применяется в коррекционной  и развивающей работе, на играх по снятию агрессивности и эмоционального напряжения, на сеансах психофизической разгрузки, на занятиях по развитию познавательных и психических процессов, на тренингах, позволяющих снять напряжение, тревогу.
  3.  Магнитофон с записями звуков природы и лёгкой успокаивающей музыкой - позволяет воздействовать на ощущения ребенка звуком.
  4. Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» - настенная мерцающая занавесь из фиброоптических волокон, привлекает и хорошо концентрирует внимание, успокаивает, используется в ходе релаксационных занятий, на тематических занятиях по сказочным сюжетам волшебных историй и т.п.
  5. Световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние конфликты ребёнка. А, выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, он играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что ребёнок неоднократно создает рисунок из песка – стирает его, создает новый, и снова, снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит. Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

По итогам диагностического исследования характера адаптации в 2013-14 учебном году мы отметили следующее: отсутствуют ученики с дезадаптацией; количество детей, испытывающих какой-либо дискомфорт, составило 20%; 80% первоклассников успешно адаптировались к своему новому статусу школьника и связанной с этим ситуацией.

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма данных исследования характера адаптации первоклассников за 2008-09, 2010-11, 2013-14 уч.годы.

Т.о., видим, что с изменением форм, методов и средств работы, результаты меняются в лучшую сторону.

Неоспорим тот факт, что, помимо адаптационных занятий, на ход процессов адаптации влияет большое количество других факторов, таких, как личность педагога и отношения с ним, взаимоотношения с одноклассниками, ситуация в семье, социальная обстановка и т.п. Вместе с тем мы считаем, что использование сенсорной комнаты – это одно из перспективнейших направлений в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся, особенно в начальной школе, позволяющее раскрыть резервные возможности каждого ребёнка.

Список литературы

  1. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Л.Б. Баряевой. – СПб. :НОУ «СОЮЗ», 2006.
  2. Соловьёва Д. Программа исследования адаптации первоклассников. \ «Школьный психолог» №19, 2008 - Режим доступа: URL: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200801906. (Дата обращения: 04.05.14)
  3. Федеральные государственные стандарты общего образования, 2012 - Режим доступа: URL: минобрнауки.рф\документы\543. (Дата обращения: 04.05.14)