Групповые занятия для выпускников. "Подготовка к сдаче ЕГЭ"

Китина Наталья Михайловна

Оптимальной формой психологической подготовки выпускников к ЕГЭ являются психолого-педагогические занятия: нечто среднее между тренингом и классным часом.

В занятиях может принимать участие как весь класс, так и группа учащихся, объединенных, например, в группу по типу учебной деятельности или по другим критериям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_podgotovki_k_ege.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые занятия для выпускников.

« Подготовка к сдаче ЕГЭ»

Оптимальной формой психологической подготовки выпускников к ЕГЭ являются психолого-педагогические занятия: нечто среднее между тренингом и классным часом.

В занятиях может принимать участие как весь класс, так и группа учащихся, объединенных, например, в группу по типу учебной деятельности или по другим критериям. Групповые занятия по 10-12 человек предпочтительнее, однако,  это не всегда бывает возможно организационно.

При работе с целым классом ведущий неизбежно столкнется с некоторыми трудностями, которые необходимо учитывать. Во-первых, это невозможность высказаться в кругу, «прожить» некоторые важные моменты каждому из участников, нет времени на всех, во-вторых,  нет достаточной степени доверия.

Продолжительность занятия 40 минут (всего 8 занятий), групповые занятия лучше проводить в кругу, ведущему важно поддерживать достаточный темп и динамику занятия, иначе снижается мотивация учащихся. Участникам занятий потребуются блокноты и ручки, для записей выводов по занятиям и упражнений.

Перед началом работы группы, необходимо провести презентацию программы для создания мотивации для участия в занятиях.

Занятие 1. Что такое Единый Государственный экзамен?

Цель: познакомить выпускников с сущностью, процедурой и содержанием ЕГЭ, повысить учебную мотивацию и мотивацию на участие в занятиях.

Необходимые материалы: демонстрационные материалы ЕГЭ, бумага, ручки, большие листы бумаги, краски.

Предварительно оговариваются правила участия в группе.

Разминка.

Игра «Ассоциации». Участники получают инструкцию: «Ассоциации – это то, что первое приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово, или видите какой-либо предмет. Сейчас вам надо будет давать  ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок. Постарайтесь не задумываться надолго,  говорите первое, что приходит в голову.  Итак, начинаем: экзамен  - ….» Последовательность игроков определяет ведущий, например: по кругу (3 мин.).

Презентация темы.

Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди важный период – экзамены. ЕГЭ отличается от привычных форм проверки знаний: контрольных, самостоятельных работ, устных экзаменов.

*В парах (или мини-группах) сформулируйте как можно больше вопросов про ЕГЭ, то о чем бы вы хотели узнать (время работы 5 минут, после чего вопросы можно записать на доске).

Информирование.

Рассказ ведущего о ЕГЭ в блиц режиме, презентация материалов (бланки ответов, КИМ).   Ответы на вопросы учащихся. (Для ведущего важно ознакомиться с информацией об экзамене, его регламентирующих документах, а также новостях, связанных с экзаменом на официальном сайте: (http://www1.ege.edu.ru/)) (5-10 мин.).

// Многие учащиеся могут иметь вполне определенное представление о ЕГЭ и его процессуальных особенностях (репетиционные экзамены, курсы по подготовке к разным предметам, от выпускников прошлых лет, учителей, и т.д.).

 В таком случае ведущему важно не задерживаться на данной теме («Что такое ЕГЭ?»), иначе, вопреки ожиданиям, учебная мотивация участников резко понизится.

ЕГЭ вызывает много отзывов, как положительных, так и отрицательных. Очень важно, чтобы каждый  составил об экзамене собственное мнение.

Упражнение «Шкала согласия». Участники могут распределиться в зависимости от согласия или несогласия с утверждением (подробное описание упражнения см. «тематическое собрание для родителей»).

Считаю, что сдать ЕГЭ мне по силам.

Думаю, что ЕГЭ имеет свои положительные стороны.

По-моему, введение ЕГЭ принесло только проблемы . (5-7 мин.)

Проигрывание.

 «Что мне может дать ЕГЭ?»

На основании услышанного в течении 5 минут в режиме УМШ (учебного мозгового штурма: правила работы объясняются участникам) участники в мини-группах составляют свои ответы на поставленный вопрос. После завершения работы ответы участников озвучиваются.

Упражнение «Мое будущее».

Участникам предлагается изобразить свое будущее в виде какого-либо образа. После того, как рисунки будут  готовы, надо  изобразить на том же рисунке в символической форме ЕГЭ. (Например,  если будущее изображено в виде дороги, ЕГЭ может выглядеть как ворота).

Обсуждение результатов упражнения.  Представление своих рисунков, изменение их, если образ ЕГЭ – явно негативный (например, яма на дороге, пожар).

Важно обратить внимание участников на то, что ЕГЭ играет не фатальную роль, лишая их доступа к образованию, но может предоставить и новые возможности.

// Упражнение «Мое будущее» может вызвать сопротивление у участников в связи с недостаточным доверием и комфортом в группе. Ведущему важно пригласить учащихся к работе, но не настаивать, возможно предложить как творческую работу на дом, по желанию, либо предложить  работать в двух группах: одной над упражнением «Что мне может дать ЕГЭ?», другой – создать коллективную творческую работу.

  Рефлексия.  Записать в блокноты и закончить фразу: «ЕГЭ для меня – это….»

Занятие 2.  Индивидуальный способ деятельности / Стратегия поведения на экзамене.

Цель: познакомить выпускников с  возможными  способами деятельности при сдаче ЕГЭ, помочь им выработать индивидуальный стиль.

Разминка.   «А еще я - …». Участники по кругу говорят сначала хорошее качество своего соседа, затем передают ему мячик. Получивший мячик должен сказать: «Да, а еще я - ….» и назвать свое качество, затем похвалить своего соседа и передать мячик следующему участнику. Упражнение способствует повышению самооценки, доверительных отношений между участниками.

Презентация темы.  Отличие ЕГЭ от обычного экзамена заключается в том, что при этой форме экзамена  есть разные варианты получения желаемой оценки. Важно решить для себя, на какую оценку претендовать, и в соответствии с этим планировать свои действия.

Информирование.  В ЕГЭ  есть разные задания – простые и трудные. Статистика показала, что тестовые задания  предложены с избытком. Решать все задания для поучения наивысшей оценки необязательно. А для получения более низкой оценки достаточно решить еще меньше. Хотя тестовый метод не предполагает решения всех заданий, однако работы, в которых решены все задания («100-бальные») могут вызвать особый «интерес» у экспертов. При этом не стоит, даже настроившись на «тройку», бросать тест, уходить с экзамена раньше, вдруг, решив еще одно задание, удастся получить оценку  выше ожидаемой?

При этом важно помнить, что для каждого предмета задания имеют разную «стоимость» в баллах. Например: одно задание по математике типа С  дает примерно в 4 раза больше баллов, чем задания типа А, а по русскому – в 3 раза.

Важно, что ежегодно, на основе статистики производится калибровка заданий по трудности, и за более трудные задания дается больше баллов.

Оценка в сертификате ЕГЭ тоже зависит от ежегодной статистики. Например, в предыдущем году на «3» достаточно было набрать 37 баллов, а в этом результат может быть как выше так и ниже, все на ту же «тройку».

Результаты оценки «ЕГЭ» влияют на оценку, идущую в Аттестат. В настоящее время действует правило: при расхождении оценки ЕГЭ и годовой в аттестат идет более высокий балл, при расхождении на два балла – средний.

Если разница между отметками больше одного балла – будут считать среднее арифметическое, так что сдавший ЕГЭ на  «5» троечник может получить в Аттестат «4».  При этом Вузы принимают только баллы в Свидетельстве о сдаче ЕГЭ.

(Ведущему важно проверять информацию на официальном сайте ЕГЭ (http://www1.ege.edu.ru/), так как правила и нормативы могут меняться).

Проигрывание.

Упражнение «КИМ». Для этого упражнения потребуется подготовить для выпускников (один на мини-группу) конверты с листами КИМ (например, по русскому языку) – для всех один вариант, а также «стоимость вопроса» и расчетные баллы на «3», «4», «5» по расчетам на 2009 год (информацию можно взять  с официального сайта или в электронной версии программы). Варианты проведения:

Участники делятся на мини-группы. Задача каждой группы – описать «пути» к различным оценкам (что нужно сделать для «3», «4», «5»). Кроме того важно спланировать примерное время на выполнение. (в этом задании используются расчетные баллы и «стоимость вопросов»).

Итогом работы будет вывод о том, что к оценкам можно прийти разными путями и затратить на работу разное время. Не существует единственно верного пути, каждый может выбрать свою стратегию решения на экзамене.

Каждому из участников выдаются КИМ. Задача: просмотреть, вычеркнуть все те задания, которые абсолютно не знакомы, а потом просмотреть оставшиеся вопросы и определить, на какую оценку их «хватит».

Основной вывод из этого упражнения: даже при пропуске некоторых заданий возможно получить достаточно высокую оценку.

Рефлексия. Учащимся предлагается по желанию сформулировать, какой способ деятельности для них оптимален. Кроме того закрепляются выводы о том, что к намеченным оценкам можно прийти разными путями (запись в блокноты).

//Если по ходу выполнения задания «КИМ»  у учащихся будут возникать вопросы по предмету, то внимание учащихся необходимо обратить именно на стратегию деятельности, а тематические вопросы переадресовать учителям-предметникам.

Важно также напомнить выпускникам, что экзамен не только выпускной, но и вступительный в вуз. На сайтах вузов, выбранных учащимися для поступления, можно уточнить количество баллов, необходимых для «прохождения» на ту или иную специальность.

Занятие 3. Мой учебный стиль.

Цель занятия: сформировать у учащихся понимание своего учебного стиля, способствовать осознанию индивидуального стиля деятельности.

Для занятия необходимы бланки двух анкет по количеству учащихся (приложение 8).

Разминка. Работа с анкетами. После заполнения анкет участникам предлагается отложить их, пока без обработки, до последней части занятия.

Презентация темы.

Вы, наверное, замечали, что все мы учимся по-разному, у каждого есть свои особенности, свои сильные и слабые стороны. Если мы осознаем, что является нашими сильными сторонами, а что слабыми местами, то нам будет легче найти оптимальные способы подготовки к экзамену, организовать свою деятельность так, чтобы сильные стороны стали нашими ресурсами и помогли компенсировать слабые.

// Учащимся предлагаются листы для записи, если они захотят зафиксировать информацию, предложенную ведущим.

Информирование. Каналы восприятия информации и когнитивные стили (особенности познавательной деятельности).

Каналы восприятия – это способы восприятия и переработки новой информации. Выделяют три канала: визуальный, аудиальный и кинестетический.  

Визуалы: «я вижу!»

Обладают хорошей зрительной памятью, эмоционально реагируют на цвет.

В учебе больше опираются на визуально запомнившиеся страницы учебника или конспекта.

Наиболее эффективные методы: чтение, письмо, фильмы, работа на доске, работа с картинками и рисунками, работа с книгами, газетами, журналами, диктанты.

Аудиалы: «я слышу!»

Обладают хорошей слуховой памятью, большое значение придают словам, музыке и звукам.

В учебе больше опираются на материал, который услышали.

Наиболее эффективные методы: ролевые игры, аудиозаписи, видеофильмы, устные задачи, прослушивание рассказов, чтение вслух.

Кинестетики: «я чувствую!»

Ощущения для таких людей первичны, а действия вторичны.

Обладают хорошей мышечной памятью.

В учебе больше опираются на собственный опыт, то, что сделали сами.

Наиболее эффективные методы: физические соревнования и игры, решение задач с использованием материальных предметов, проведение экспериментов, группы с переменным составом.

Обычно, у человека один из каналов восприятия является ведущим. Но использование опоры на несколько каналов восприятия способствует лучшему усвоению информации.

Когнитивный стиль – это особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации.

Выделяют два основных когнитивных стиля – синтетический и аналитический.

Синтетики.

Объединяют, синтезируют имеющиеся у них знания о предмете.

Созидают из частей целое, с легкостью находят связи и объединяют

Детали не имеют для них значения.

Что помогает учиться?

Опора на контекст и личный опыт, возможность самим создавать, придумывать схемы, опираясь на известные детали.

Выделение главной мысли, составление кроссвордов, работа посредством моделей, мозговой штурм.

Аналитики.

Расчленяют и исследуют предмет познания по компонентам.

Разбирают целое на части и стремятся найти различия

Детали имеют большое значение

Успешно применяют правила.

Что помогает учиться?

Виды деятельности, которые позволяют им углубиться в детали, проанализировать информацию, сделать выводы, работа по правилам.

Тесты множественного выбора, анализ (слова, темы, и т.п.), запоминание деталей выделение ошибок.

Проигрывание.

Упражнение «Паучок». Участникам предлагается в парах/ мини-группах или индивидуально воспроизвести информацию об особенностях познавательной деятельности при помощи схемы «Паучок». План использования схемы должен быть представлен на доске, плакате:

 Записать название темы или вопроса, по которому необходимо проверить свои знания, и заключить его в овал, который образует тело «паучка».

Затем подумать, какие из входящих в тему понятий являются основными, и записать в схему так, чтобы они образовали ножки паучка.

 Затем нужно попытаться усилить устойчивость ножек паучка, присоединяя к каждой из них ключевые слова или фразы, которые служат основой для памяти.

(можно распечатать по количеству учащихся памятку «Схема «Паучок»»).

 Работа с анкетами: подсчет баллов.

Рефлексия занятия. Участники могут высказать свое мнение, насколько результаты анкетирования совпадают с их самоощущением (может быть предложена индивидуальная консультация по необходимости), кратко можно попросить озвучить те способы, которые помогают учиться им самим.

Занятие 4.  Как подготовиться к экзамену?

Цель: освоение способов и приемов по подготовке к экзаменам.

Разминка.  Упражнение «Арбитр». Группы по три человека: две спорящие стороны, а также наблюдатель, ему же предстоит представить общую точку зрения на проблему.

Вопросы для обсуждения:

За сколько времени до экзамена нужно начинать готовиться к нему?

В какое время дня лучше готовиться к экзамену?

В какой обстановке лучше готовиться к экзамену?

Что может помочь при подготовке к экзамену?

В течение 3-5 минут идет обсуждение в паре спорящих (возможны как различные так и близкие точки зрения), наблюдатель должен суммировать высказанное, представить ответ от группы (возможно с записью на доске, листе).

Презентация темы. Не секрет, что к экзамену надо готовиться. И, несмотря на то, что чудеса бывают, фортуна улыбается лишь тому, кто много и упорно работает.

Информирование.

Правила подготовки к экзамену.

Сначала необходимо определить, к каким экзаменам надо готовиться (кроме обязательных, по выбору – какие,  сколько и на какую оценку (см. занятие «Стратегия»)).

Познакомится с КИМ по экзаменационным предметам, а также кодификаторами, и спецификациями (на сайте, в сборниках по подготовке к ЕГЭ).

Составить тематический план по каждому из  предметов (знания и умения по каким разделам понадобятся).

Определить, какие темы знакомы хорошо, какие вызывают затруднения, в тематическом плане их выделить.

Составить календарный план повторения с точностью до недели (так, чтобы в каждый день недели было известно, чем заниматься).

Пример:

 Цель: подготовиться к экзамену по физике.

Средства: сборники по подготовке, информация с сайта (кодификатор, спецификация по физике, КИМ), еженедельник.

Составление плана. На первом этапе надо проработать механику, потом молекулярную физику, затем основы электродинамики, потом колебательные и волновые явления, потом оптику, потом атомную и ядерную физику.

Механика. Эту тему естественно разбить в соответствии с программой на части: кинематику, динамику, статику, законы сохранения, и т.д. Кинематику тоже можно разбить на части: прямолинейного, кругового, криволинейного движения.

Имея подробную программу подготовки по темам, выделив в ней «белые пятна», «горячие точки» и «островки безопасности» - необходимо соотнести ее (программу) календарем. Тогда станет очевидным, сколько времени на какую тему можно отвести (включая и практическое применение: решение задач).

Для успешной сдачи экзамена важно помнить о правилах Мнемозины:

1)Установка на длительное запоминание обеспечивает условия для лучшего запоминания.

2)Важно отказаться от зубрежки в пользу осмысленного запоминания: понять, установить логику следования излагаемых событий, фактов и т.п., соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них «ключевую фразу», «опорный момент».

3)Лучше два раза прочесть и дважды воспроизвести, чем прочесть пять раз без воспроизведения.

4)Для памяти действует «правило края»: обычно лучше запоминается начало и конец, а середина «выпадает»; повторение эффективно утором и вечером перед сном.

5)Настоящая мать учения не повторение, а применение: теоретическую информацию надо сразу использовать при решении заданий.

// Правила Мнемозины можно раздать участникам виде памятки.

Когда начинать готовиться? Чем больше времени до экзамена, тем увереннее вы себя чувствуете. В календарном плане важно учесть, что основная подготовка  должна завершиться за две недели до начала экзаменов, а также, что один день в неделю должен быть «разгрузочным» - в этот день лучше вообще не заниматься подготовкой, переключиться на бытовые дела, прогулку, помощь близким. При подготовке к нескольким экзаменам (обязательным и по выбору) надо заниматься каждым из предметов ежедневно не менее 1часа, при распределении предметов по дням недели эффект от подготовки снижается.

Проигрывание.

Составление памятки «Как готовиться к экзамену» в малых группах.

Этапы подготовки

Рекомендации

Подготовка

1)

2)

Накануне

1)

2)

Рефлексия. Участникам предлагается высказать свое мнение о составлении плана подготовки, кроме того можно обсудить, что еще может помочь: составление опорных схем, выписывание формул, составление планов, и т.п..

Занятие 5. Как справиться со стрессом на экзамене/ Экзамен и здоровье.

Цель:  ознакомить  учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Разминка. Упражнение «Самое трудное».

Ведущий предлагает продолжить фразу «Самое трудное на экзамене – это…» тому, у кого в руках оказывается игрушка/мячик, затем надо бросить игрушку кому-либо из круга, нельзя бросать дважды одному и тому же человеку.

Упражнение «Человечек».

Каждому участнику выдается контурный рисунок человека.

Представьте, что вам предстоит сейчас ответить на сложный вопрос, написать контрольную: на рисунке закрасьте те участки, которые больше всего будут испытывать нагрузку (обычно учащиеся закрашивают голову, колени, кисти рук).

Презентация темы.

Обычно человек, сдающий экзамен и даже готовящийся к нему, тревожится, беспокоится и переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимание. Но даже в такой ситуации можно себе помочь. Существуют простые психологические способы справиться с тревогой: при подготовке, перед экзаменом, а также на самом экзамене.

Информирование. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией.

// Ведущий может рассказать участникам о различных способах снижения напряжения: аутотренинге, способах мышечного расслабления, дыхательной релаксации, и т.д.

Проигрывание. Способы расслабления (мышечная релаксация и релаксация с помощью дыхания).

Упражнение «Расслабление рук». Примите удобное положение, положите руки на колени или на стол, закройте глаза, сосредоточьте внимание на руках. Ощутите их тепло, мягкость, тяжесть.

Упражнение «Дыхание на счет». Примите удобное положение, закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре – выдох.

Упражнение «Медитация на предмет». Выберете любой предмет: часы, кольцо, ручку и т.п., положите его перед собой. В течение 3-5 минут старайтесь удерживать внимание только на этом предмете, его деталях (старайтесь не отвлекаться на посторонние звуки, движение вокруг).

Упражнение  «Лимоны». Представить, что в каждой руке находятся лимоны. Начать выжимать сок из них. Выжав сок - выбросить их и взять новые. Медленно расслабить руки и выбросить лимоны.

Упражнение «Черепашка».  Представить себя черепашкой, которая греется на солнышке.  Теперь черепашка услышала какие-то звуки и напрягла шею, посмотрела в разные стороны, затем черепашка успокоилась и расслабилась.

Упражнение «Надувная игрушка». Представить себя надувной игрушкой - сдутой. Теперь эту игрушку начали надувать, надули туго-туго, затем она медленно сдулась.

Упражнение «Жмурки». Зажмурьте глаза, чтобы солнце не слепило их. Сильнее, крепче сжимайте веки… Но вот солнце ушло, можно лицо расслабить, открыть глаза…

Упражнение «Муха». Представьте, что вам на лицо села муха и вам без помощи рук надо ее прогнать. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его, напрягите все мышцы лица. Теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя разливается по вашему лицу.

// Ведущий может использовать и упражнения из приложения 5.

Рефлексия. Обсуждение, какой способ расслабления помог (как менялось состояние в течение занятия).

Занятие 6. Уверенность на экзамене.

Цель: освоение  способов совладания с тревогой, актуализация внутренних ресурсов.

Разминка. Упражнение «Передача хлопка».  Участники по очереди друг за другом  хлопнуть в ладони, не делая пауз.

Презентация темы.  Вам уже известны некоторые способы, как можно справиться с тревогой.  А что еще помогает чувствовать себя на экзамене уверенно?

Информирование. Внутренне и внешнее состояние уверенности в себе.

Упражнение «Шнуровка». Участники в режиме блиц/ УМШ (т.е. без критики) предлагают всевозможные способы повысить свою уверенность. Когда все предложения участников записаны на доске группа делится на две: одна сторона защищает положительные стороны предложенного способа, другая часть оппонирует (например, одна сторона доказывает положительные стороны использования шпаргалок, КПК, мобильных телефонов, и т.п., другая подчеркивает только минусы этих способов).

Проигрывание.

Упражнение «Скульптура уверенности и неуверенности». Выполняется в парах: один из участников – глина, другой скульптор. После выполнения – скульптор объясняет свое видение уверенности. Смена ролей в парах.

Упражнение «Мои ресурсы». Для работы нужны листы бумаги по количеству участников. Разделить лист на две части. На одной половинке написать свои качества «Чем я могу похвастаться?» / на второй половине листа «Чем это может мне помочь на экзамене?» Желающие могут озвучить свои записи.

Рефлексия. Участники по кругу  продолжают фразу: «Уверенность для меня – это…».

Занятие 7. Моя ответственность на экзамене.

Цель: помочь осознать свою ответственность за  результат сдачи экзамена.

Разминка. Упражнение «Отношение к ЕГЭ». Участники по кругу передают предмет, тот у кого он  оказался только с помощью мимики и жестов должен показать свое эмоциональное отношение к экзамену. Комментировать при этом ничего не нужно, игра проходит в тишине.

Упражнение «Стенка на стенку». Участники садятся в два ряда друг напротив друга и перекидывают мячик. Участники с одного ряда называют положительные стороны экзамена, противоположный ряд – трудности.

Презентация темы. Вы уже многое знаете о том, что помогает на экзамене. Но все ли в этом непростом деле зависит от нас самих?

Информирование. Результат сдачи экзаменов зависит от многих факторов. От каких? (Высказывания участников фиксируются на доске). Но важно знать, что зависит от нас самих, ведь только мы можем это изменить.

Проигрывание. Заполнение таблицы (заполняет каждый участник).

Успех на экзамене, от кого он зависит?

От меня

От учителя

От родителей

От случая

На сколько процентов?

Что именно зависит?

Затем в малых группах обсуждаются результаты. В подгруппах они составляют ту же таблицу, обобщающую все ответы, и представляют результаты своей работы.

Затем по кругу каждый участник должен предложить, что еще можно сделать для повышения процента успеха (который зависит от них).

Рефлексия. При заключительном обсуждении важно обратить внимание на рекомендации по поводу подготовки к экзамену. Здесь надо быть предельно конкретным: если участник говорит, что будет больше заниматься, то обязательно уточнить: «Как именно? Что именно ты будешь делать?»

Занятие 8. Сдаем ЕГЭ.

Цель: формирование процессуального компонента готовности к ЕГЭ, осмысление ситуации экзамена.

Материалы к занятию «Сдаем ЕГЭ»:

Конверт на каждого участника

Инструкция по выполнению работы (вложить в каждый конверт)

Листы с заданиями (комплект вложить в каждый конверт)

Бланки (регистрационный, 1, 2 и дополнительный – вложить в каждый конверт)

Лист с ключами и шкалой оценок (выдается участникам только после окончания работы).

Презентация темы. Сегодня вы попробуете сдать почти настоящий ЕГЭ. При этом это не экзамен по школьному предмету, это игра с особым смыслом.

Вспомните, какую стратегию, какой способ работы на экзамене каждый из вас выбрал для себя, и попробуйте во время экзамена поработать именно этим способом.

Информирование. Участникам напоминают, последовательность действий на экзамене. Затем они получат конверт с заданием, выполняют его, а потом становятся экспертами и проверяют работы друг друга и подсчитывают баллы.

Проигрывание. Работа длится примерно 20 минут. Затем происходит обмен работами. «Экспертам» раздаются бланки с правильными ответами, подсчитывается количество баллов, определяется возможная «оценка». В некоторые конверты можно положить не полные комплекты материалов. Учащиеся, обнаружившие отсутствие бланка или листа с заданием, должны проинформировать преподавателя. Он заменит конверт, а участники получат опыт самостоятельных действий в ситуации экзамена. Если никто не решиться сказать о недостающих листах, ведущий задает такой вопрос, чтобы обратить внимание ребят на то, что на экзамене очень важно проверить содержимое конверта и попросить заменить комплект, если он неполный или листы не очень хорошо пропечатаны.

Рефлексия. Участники делятся своими впечатлениями: что оказалось трудно, что легко, с какими неожиданностями они столкнулись.

Важно попросить выпускников сформулировать, озвучить основной вывод из занятий, главную мысль. (можно попросить их заполнить небольшую итоговую анкету, а потом свои ответы озвучить).


Материалы к занятию «Сдаем ЕГЭ»:

Инструкция по выполнению работы.

Экзаменационная работа состоит из трех частей. На ее выполнение дается 20 минут.

Часть 1 состоит из 14 заданий. К каждому заданию дано 4 ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты ответа. Выбранный вами вариант укажите в бланке ответов в соответствии с номером задания (А1-А14).

Часть 2 состоит из 10 заданий, на которые надо дать собственный краткий ответ. Свой ответ запишите на бланке ответов в соответствии с номером задания (В1-В10).

Если в части 1 под одним номером предлагаются два вопроса (например, А9.1 и А9.2), то отвечайте только на один из них, относящийся к той теме, которую вы подробно изучали. Правильный ответ на оба вопроса будет засчитан как ответ на один вопрос.

Для экономии времени при выполнении заданий из частей 1 и 2 пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднения. К ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Часть 3 состоит из 4 заданий. В заданиях С1-С4 вы даете письменно прямой развернутый ответ на вопрос.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

 

Часть 1. Группа А.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1-А14) проставьте знак «?» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1.    В каком веке творил А. С. Пушкин?

  1. XV
  2. XIX
  3. XVII
  4. XX

А2.     У кого из литературных персонажей в голове были одни опилки?

  1. Карлсон
  2. Винни Пух
  3. Гарри Поттер
  4. Курочка Ряба

А3.   Столицей какого государства является Париж?

  1. Англия
  2. Россия
  3. Франция
  4. Швеция

А4.    Сколько углов у треугольника?

  1. Три
  2. Четыре
  3. Ни одного
  4. Один

А5.   Как долго просидел на печи Илья Муромец?

  1. До совершеннолетия
  2. С первого до одиннадцатого класса
  3. Тридцать лет и три года
  4. Пока не закончился полевой сезон

А6.    Ботаника – это наука о:

  1. Животных
  2. Растениях
  3. Насекомых
  4. Очень старательных учениках

А7.    Кто из названных ученых является известным физиком?

  1. Дарвин
  2. Ньютон
  3. Фрейд
  4. Добролюбов

А8. С кем  сражалась Россия в войне 1812 года?

  1. С немцами
  2. С англичанами
  3. С японцами
  4. С французами

Выполните ОДНО из двух предложенных ниже заданий (А9.1 или А9.2). При выборе задания А9.1 поставьте знак «?» в позиции 5 для задания А9 в бланке ответов №1, а при выборе задания А9.2 позиция 5 должна остаться пустой.

А9.1 На каком музыкальном инструменте играл Шерлок Холмс?

  1. Гармонь
  2. Балалайка
  3. Виолончель
  4. Скрипка

А9.2    Музыку к балету «Лебединое озеро» написал …

  1. Прокофьев
  2. Чайковский
  3. Рахманинов
  4. Эминем

А10.  С помощью какого оружия искал себе невесту Иван-царевич?

  1. Танк Т-34
  2. Лук со стрелами
  3. Автомат Калашникова
  4. Меч-кладенец

А11.   Как звали Достоевского?

  1. Иван Сергеевич
  2. Александр Сергеевич
  3. Федор Михайлович
  4. Михаил Юрьевич

А12.   Какими способностями обладал главный герой сказки «Колобок»?

  1. Математическими
  2. Литературными
  3. Вокальными
  4. Организационными

А13.  Кто из названных животных является млекопитающим?

  1. Дельфин
  2. Ящерица
  3. Акула
  4. Рак-отшельник

А14.  Какой головной убор дал название литературному произведению?

  1. Зеленая фуражка
  2. Золотая корона
  3. Красная шапочка
  4. Черная бандана

Часть 2. Группа В.

При выполнении этих заданий запишите ваш ответ в бланке ответов №1 рядом с номером задания (В1-В10), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности отдельных слов или словосочетаний, без пробелов, знаков препинания и кавычек. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво в соответствии с приведенными образцами.

В1. Напишите химическую формулу воды.

В2. Как называется картина, на которой изображена природа?

В3. Кто разработал Периодическую таблицу химических элементов?

В4. Назовите млекопитающих, которые умеют летать.

В5. Кто из героев сказки «Репка» оказал решающее влияние на итоги сбора урожая?

В6. Кого из героев фильма «Матрица» на самом деле звали Томас Андерсон?

В7. Напишите инициалы и фамилию автора произведения «Война и мир».

В8. В каком году закончилась Вторая мировая война?

В9. Назовите столицу Соединенных Штатов Америки.

В10. Как называется традиционная часть басни, в которой заключен основной авторский вывод?

Часть 3. Группа С.

Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

С1. Рассмотрите историческую ситуацию в России в начале ХХ века.

С2. Проведите сравнительный анализ главных героев сказок «По щучьему велению» и «Царевна -лягушка».

С3.Опишите взаимоотношения в американской семье на примере сериала «Симпсоны».

С4. Охарактеризуйте особенности отношения монархов и служителей религиозных культов в Средневековье на материале сказки «Спящая красавица».


Ключи верных ответов на вопросы заданий части 1.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

2

А9.1

4

А2

2

А9.2

2

А3

3

А10

2

А4

1

А11

3

А5

3

А12

3

А6

2

А13

1

А7

2

А14

3

А8

4

Ключи верных ответов на вопросы заданий части 2.

№ задания

Ответ

В1

Н2О

В2

Пейзаж

В3

Менделеев

В4

Летучая мышь

В5

Мышка

В6

Нео

В7

Л.Н.Толстой

В8

1945

В9

Вашингтон

В10

Мораль

Шкала оценок.

Задания группы А – по 1 баллу за каждый правильный ответ

Задания группы В – по 1 баллу за каждый правильный ответ

Задания группы С – на усмотрение эксперта от 5 до 15 баллов

(((Список учебных заведений)))

Академия наследников престола:

Факультет управления государством – 38 баллов

Факультет руководства королями (только для принцесс) – 24 балла.

Школа чародейства и волшебства:

Факультет черной магии – 10 баллов

Факультет знахарства и шаманства – 12 баллов

Университет алхимии и метафизики:

Факультет производства золота - 33 балла

Факультет абсолютной истины – 39 баллов

 

Высшая школа графоманства:

Факультет болтологии – 7 баллов

Факультет рифмоплетения – 17 баллов.

// последнее занятие представляет собой драматизацию, игру, у которой должен быть и игровой, шутливый финал. Для этого можно использовать шуточный список учебных заведений, в которые можно поступить в результате успешной сдачи ЕГЭ.