Рекомендации родителям и кадетам по сдачи ГИА

Китина Наталья Михайловна

При подготовке  ребят к экзаменам большое значение имеет поддержка и помощь родителей. Именно они во  многом ориентируют выпускников на выбор предметов «по выбору», внушают уверенность (или повышают тревогу!), помогают в подготовке, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Ситуация экзамена сопровождается напряженным, а иногда и тревожным состоянием человека, требует от него  мобилизации всех психических возможностей.

Чем вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ГИА?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Уважаемые родители!

            Для кадет  9-х и 11-х классов   приближается предэкзаменационная пора. При подготовке  ребят к экзаменам большое значение имеет поддержка и помощь родителей. Именно они во  многом ориентируют выпускников на выбор предметов «по выбору», внушают уверенность (или повышают тревогу!), помогают в подготовке, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. Ситуация экзамена сопровождается напряженным, а иногда и тревожным состоянием человека, требует от него  мобилизации всех психических возможностей.

    Чем вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ГИА?

Вы можете:

* собрать информацию о процедуре проведения экзамена, чтобы он не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности;

* проявлять понимание, оказывать поддержку, верить в силы своего ребенка;

* интересоваться трудностями вашего ребенка, участвовать в подготовке к ГИА;

* обсудить с ребёнком, какой учебный материал ему нужно повторить, вместе составить план подготовки к ГИА, план ликвидации имеющихся пробелов в знаниях.  Так как объем материала для повторения очень велик, то для того, чтобы задача по его повторению стала для кадета более реальной, необходимо помочь в распределении учебного материала по дням, определении ежедневной нагрузки, в составлении плана повторения. Составление плана поможет справиться с тревогой, ребенок понимает, что у него достаточно времени на подготовку.

*  попробовать дома провести пробный экзамен по выбранному предмету, используя имеющиеся у ребёнка учебные пособия для подготовки к сдаче ГИА, интернет - ресурсы, установите время, обсудите возникшие трудности, ошибки, причины их возникновения;

* вместе с ребенком обсудить его особенности, его ресурсы, что поможет ему готовиться к экзамену, поможет правильно организовать подготовку (например, если ребенок «сова», то ему лучше готовиться вечером);

*помочь организовать режим вашему ребенку при подготовке к ГИА в домашних условиях, учить избегать перегрузок во время подготовки. Необходимо договориться с ребенком о том, сколько времени в день он занимается, когда делает перерывы и чем их заполняет, какие формы само поощрения и поддержки установит. Если у ребенка проблемы с распределением времени, важно помочь ему контролировать себя при помощи часов.

* обязательно договориться с ребенком о формах отдыха: это не должно быть сидение за компьютером, телевизором. Для сохранения работоспособности необходимы небольшие прогулки, возможно выполнение небольших поручений по дому, перерывы на чай, телефонный разговор с друзьями. Надо обязательно выделять достаточное время на сон, избегать физического переутомления.

* договориться с ребенком, что накануне экзамена он прекратит подготовку, совершит прогулку и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

     Для выпускника очень важно, чтобы  его близкие были положительно эмоционально настроены. Это особенно значимо для детей тревожных, неуверенных, или же отличников, склонных к сильным переживаниям даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что может случиться, если вдруг они не поступят в институт, и это еще больше усугубляет напряжение, которое испытывают дети. Иногда родители сами нагнетают такие настроения с целью заставить ребенка заняться подготовкой к экзаменам. Но лучше создать для выпускника ситуацию успеха, говорить ему о том,  что он справится.  Однако при этом следует дать понять, что даже если результат не совпадет с ожидаемым, ничего катастрофического не произойдет.

    Иногда может показаться, что подобный подход только расхолаживает готовящегося к экзаменам, однако надо учитывать, что существует определенный уровень тревоги, оптимальный для организации деятельности. И превышение достаточного уровня тревоги и снижение ее, одинаково дезорганизующе действуют на выпускника. Здесь же можно говорить, что оптимальным может быть настрой ребенка на поступление в выбранный вуз, т.е. перенос с ГИА как цели, на ГИА как средства достижения.

    Ситуация экзамена, подготовки к нему тревожная, но не запредельная. Помочь ребенку можно. Иногда достаточно просто прямо спросить: «Чем я могу тебе помочь?»

    Рекомендации выпускникам «Как готовиться к экзаменам»

Для кадет  9-х и 11-х классов   приближается предэкзаменационная пора, пора выпускных и вступительных экзаменов. Степень волнения и опасения за исход экзамена во многом определяет психическое состояние кадета перед его началом.

   Умение управлять собственным состоянием, а также овладение приемами и способами психической саморегуляции являются важными составляющими процесса подготовки к экзаменам. В педагогической практике имеется целый ряд разнообразных приемов саморегуляции психического состояния перед чрезвычайно ответственными ситуациями деятельности.

   Наиболее часто применяются методы самоубеждения и самоприказа. Они вырабатывают четкую связь между внутренней речью и действием  (Надо! Смелее! Держись!), помогают настроить себя на успешную деятельность.

 Другой часто используемый способ психической саморегуляции-переключение мыслей. Отвлечение достигается тем, что человек накануне трудных ответственных видов деятельности старается занять себя делом, которое полностью заполняет его мысли (например, спортом).

      В том случае, когда чрезмерная психическая напряженность появляется за несколько дней до экзамена, с целью ее снижения можно использовать комплекс специальных дыхательных упражнений. Они направлены на длительную задержку дыхания и обычно выполняются 3-4 раза в день.

     Активно бороться со стрессом можно также с помощью мышечной релаксации. Расслабляя мышцы, можно активно влиять на эмоциональное состояние человека, так как между всеми мускулами и центральной нервной системой имеются прямые и обратные связи. После тренировки, направленной на расслабление мышц, возникает ощущение покоя, сосредоточенности, улучшаются самочувствие, настроение.

  • Режим дня

Разделить день на три части:

  • Готовься к экзаменам 8 часов в день
  • Занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе
  • Спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность сделай себе тихий час после обеда
  • Питание

Питание должно быть 3 – 4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

  • Место для занятий

Организуй правильно своё рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в жёлтой и фиолетовой тональности. Эти цвета повышают интеллектуальную активность. Убери не нужные и отвлекающие внимание предметы.

  • Как развивать мышление
  1. Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего сказать.
  2. Знания невозможно приобрести без усилий, но и само мышление не возможно без знаний.
  3. Развивать мышление – это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
  4. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
  5. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления – свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.
  6.   При подготовке к экзамену повторение играет главную роль в формировании механизма воспроизведения материала на экзамене. Успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания. Например, способ группировки материала облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Запомнить учебный материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.
  7. Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы будете хорошо понимать, для чего повторяете этот материал.
  • Что делать если устали глаза?

        В период подготовки к экзамену увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал организм: ему может не хватать сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

        Выполни два любых упражнения:

  • Посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд); влево-вправо (15 секунд);
  • Напиши глазами своё имя, отчество, фамилию;
  • Попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
  • Нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.        
  • Условия поддержки работоспособности
  1. Чередовать умственный труд и физический.
  2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20 – 30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
  4. Минимум телевизионных передач!
  • Накануне экзамена
  • С вечера необходимо перестать готовиться, принять душ, совершить прогулку.
  • Выспаться как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Помощь обучающимся при подготовке к экзаменам»

1. Вам надо владеть информацией о процессе проведения экзамена.

2. Окружите своего ребенка пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы.

3. Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.

4. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

5. Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.

6. Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «сова» - основная подготовка проводится вечером, если «жаворонок» - днем.

7. Проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ).

8. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

9. Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.

10. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

                                                  Уважаемые родители!

    Чем вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ГИА?

Вы можете:

* собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы он не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности

* проявлять понимание, оказывать поддержку, верить в силы своего ребенка

* отказаться от упреков, шантажа и запугивания, доверять ребенку

* если ребенок хочет готовиться под музыку, то разрешите ему это, договоритесь только, чтобы музыка была без слов

* интересуйтесь трудностями вашего ребенка, участвуйте в подготовке к ГИА

* обсудите с ребёнком, какой учебный материал ему нужно повторить, вместе составьте план подготовки к ГИА, план ликвидации имеющихся пробелов в знаниях.

* вместе с ребенком обсудите его особенности, его ресурсы, что поможет ему готовиться к экзамену, а также поможет правильно организовать подготовку (например, если ребенок «сова», то ему лучше готовиться вечером)

* попробуйте дома провести пробный экзамен по выбранному предмету, используя имеющиеся у ребёнка учебные пособия для подготовки к сдаче ГИА, интернет - ресурсы, установите время, обсудите возникшие трудности, ошибки, причины их возникновения

* помогите организовать режим вашему ребенку при подготовке к ГИА в домашних условиях, помогите избегать перегрузок во время подготовки. Не забывайте о коротких перерывах и достаточном сне.

* договоритесь с ребенком, что накануне экзамена он прекратит подготовку, совершит прогулку и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.