программа внеурочной деятельности для 1-4 классов

 

     В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.

Курс «Тропинка к своему Я» поможет  ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути.  Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга,  социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

          Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_1-4_klassov_2014_god.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗЕИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Амурская область, город Зея, улица Ленина, д.161;   676246;   тел.   2- 46 – 64

Описание: http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=80bfd04737d4afebee4b4e077f55ce24-128-144&n=21

Рабочая программа

 

  «Я среди других»

Духовно-нравственное направление

                                       

Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

                                                           Срок реализации программы: 4 года

                                                                  Программа рассчитана на детей 7-11 лет

                                                          Составитель: Т.А.Тисличенко      

                                         педагог – психолог,

                                               

                                                         

2014 год

г. Зея

Пояснительная записка

     В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, во взаимодействие с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.

Курс «Тропинка к своему Я» поможет  ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути.  Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Программа курса разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга,  социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

          Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

            

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность искусства и литературы -  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Основная цель программы – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

Основные задачи:

  • Формирование психологического здоровья.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Формирование позитивное отношение к своему «Я».
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.
  • Предупреждение и снижение тревожности и страхов  детей.
  • Развитие навыков социального поведения.
  • Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
  • Создание возможностей для самовыражения.
  • Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
  • Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  • Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.
  • Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня                     самоконтроля.
  • Развитие познавательной мотивации.
  • Раскрытие творческого потенциала.

Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет.

Реализуется данная программа в течении четырёх лет, 1 раз в месяц, продолжительностью 35-40  минут.

Первое занятие - вводное, на котором строится дальнейшая работа группы.

Цель этого занятия - знакомство друг с другом, создание положительного фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочённости группы, развитие доброжелательных отношений.

Последнее занятие - итог, посвящённый обсуждению результатов нового опыта общения в группе со сверстниками, который складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в котором широко применяются приёмы обратной связи.

Условия реализации программы:

Требования к помещению:

- хорошо освещённое помещение (класс, кабинет психолога), оборудованное набором мебели (круглый стол или парты, поставленные полукругом, мягкие стулья, диван, кресла, мягкий ковёр);

- аудио, видео, телеаппаратура;

Желательно все занятия проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятия более эффективными и эмоциональными.

Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами.

К концу обучения ожидаемые результаты реализации программы:

- расширение сферы потребностей личности учащихся;

-децентрация личности учащихся;

-наличие адекватной дифференцированной самооценки;

-умение согласовать усилия по достижению цели с партнерами;

- умение анализировать процесс и результаты познавательной деятельности.

Принципы реализации программы курса:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

     Начинается школьная жизнь.… И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.

        Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия  только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к  преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

        Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

        К концу обучения курса учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  осознавать собственную полезность и ценность;

-  основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

  •  работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать  свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем и свертниками;

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;

Первый класс.

     Основная задача – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.

Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания.  Ребенок убежден в том, что  у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических  занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

        В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

        Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные  школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

        Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними.  Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.

        Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия.

Тематическое планирование занятий

«Я среди других» 1 класс.

Тема

Количество часов

Виды деятельности

Дата

1 Раздел: «Я – школьник».

1.1

Знакомство.

Как зовут ребят моего класса.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

8.09.

15.09

22.09

29.09

1.2

Зачем мне нужно ходить в школу.

Я в школе.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

6.10

13.10

20.10

27.10

1.3

Мой класс.

Какие ребята в моем классе.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

10.11

17.11

24.11

1.12

1.4

Мои друзья в классе.

Мои успехи в школе.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

8.12

15.12

22.12

29.12

2 Раздел: «Мои чувства».

2.1

Радость. Как ее доставить другому человеку. Что такое мимика.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

12.01

19.01

26.01

2.02

   2.2

Радость можно передать прикосновением,  взглядом. Грусть. Страх.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

9.02

23.02

2.03

9.03

2.3

Страх, его относительность. Как справиться со страхом.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

16.03

30.03

6.04

13.04

2.4

Гнев и обида. С какими чувствами они дружат.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

20.04

27.04

4.05

11.05

2.5

Итоговое занятие.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

18.05

25.05

Тематическое планирование 1 класс.

№ п.п

Тема (цель)

Занятие (тема).

1

Я – школьник.

Цели:

- содействовать осознанию позиции школьника;

- способствовать формированию дружеских отношений в классе;

 - развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

1. Знакомство.

 Как зовут ребят моего класса.

2. Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе.

3. Мой класс.

 Какие ребята в моем классе.

4. Мои друзья в классе.

Мои успехи в школе.

2.

Мои чувства.

Цели:

- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

 -обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

- помочь детям осознать относительность оценки чувств;

- способствовать снижению уровня страхов.

5. Радость.

Как ее доставить другому человеку. Что такое мимика

6. Радость можно передать прикосновением, взглядом. Грусть. Страх.

7. Страх, его относительность. Как справиться со страхом.

8. Гнев и обида. С какими чувствами они дружат?

9. Итоговое.

Второй класс.

        Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

        В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и  возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

        Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема  «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

        Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

        Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Тематическое планирование занятий

«Я среди других» 2 класс

Тема

Количество часов

Виды деятельности

Дата

1

Мы рады встрече. Понимаем чувства другого.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

11.09

18.09

25.09

2.10

2

Люди отличаются друг от друга своими качествами. Хорошие качества людей.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

9.10

16.10

23.10

30.10

3

«Я желаю добра ребятам в классе». Очищаем свое сердце

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

13.11

20.11

27.11

4.12

4

Люди отличаются друг от друга своими качествами. В каждом человеке есть светлые и тёмные качества.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

11.12

18.12

25.12

15.01

5

Какой Я?

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

22.01

29.01

5.02

12.02

6

Какой Ты?

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

19.02

26.02

5.03

12.03

7

Школьные и домашние трудности.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

19.03

2.04

9.04

16.04

8

Школьные и домашние трудности (продолжение).

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

23.04

30.04

7.05

14.05

9

Итоговое занятие.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

21.05

28.05

Тематическое планирование 2 класс.

№ п.п.

Тема (цель)

Занятие (тема)

1

Вспомним чувства.

Цель: актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

1. Мы рады встрече. Понимаем чувства другого.

2.

Чем люди отличаются друг от друга?

- помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

- учить детей находить положительные качества во всех людях.

2. Люди отличаются друг от друга своими качествами. Хорошие качества людей.

3. «Я желаю добра ребятам в классе»

 Очищаем свое сердце.

4. Люди отличаются друг от друга своими качествами. В каждом человеке есть светлые и тёмные качества.

3.

Какой Я – Какой Ты?

Цели:

- помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

- учить детей находить положительные качества во всех людях.

5. Какой Я?

6. Какой Ты?

7. Школьные и домашние трудности.

8. Школьные и домашние трудности (продолжение)

9. Итоговое занятие.

3 класс.

        К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

        Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять  стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности  восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это - явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я-фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

        Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место  пренебрежительному отношению , своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

        Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

        Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на  отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

        К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

Тематическое планирование занятий

«Я среди других» 3 класс

Тема

Количество часов

Виды деятельности

Дата

1

Я-третьеклассник.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

9.09

16.09

23.09

30.09

2

Кого можно назвать фантазером?

 Я умею фантазировать!

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

7.10

14.10

21.10

28.10

3

Я и моя школа.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

11.11

18.11

25.11

2.12

4

Я и мой учитель. Как справляться с «Немогучками»

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

9.12

16.12

23.12

13.01

5

Настоящий друг. Умею ли я дружить?

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

20.01

27.01

3.02

10.02

6

Трудности в отношении с друзьями. Ссора и драка.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

17.02

24.02

3.03

10.03

7

Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

17.03

31.03

7.04

14.04

8

Я умею договариваться с людьми.

 Мы умеем действовать сообща.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

21.04

28.04

5.05

12.05

9

Итоговое занятие.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

19.05

26.05

Тематическое планирование  3 класс.

№ п.п

Тема (цель)

Занятия (тема)

1.

Я- фантазер.

Цели:

- помочь детям осознать ценность умения фантазировать;

- развивать креативные способности детей

1. Я-третьеклассник.

2. Кого можно назвать фантазером?

 Я умею фантазировать!

2

Я и моя школа.

Цели:

 - помочь детям осознать особенности позиции ученика;

 - предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;

 -помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

3. Я и моя школа.

4. Я и мой учитель. Как справляться с «Немогучками»

3.

Я и мои друзья.

Цели:

 - помочь деям осознать качества настоящего друга;

-подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

5. Настоящий друг. Умею ли я дружить?

6. Трудности в отношении с друзьями. Ссора и драка.

4.

Что такое сотрудничество?

Цель – дать детям представление о понятии «сотрудничество».

7. Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого.

8. Я умею договариваться с людьми.

 Мы умеем действовать сообща.

9. Итоговое занятие.

4 класс.

        Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются  анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

        Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво  впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Тематическое планирование занятий

«Я среди других» 4 класс

Тема

Количество часов

Виды деятельности

Дата

1

Кто Я?

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

10.09

17.09

24.09

1.10

2

Мой выбор, мой путь.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

8.10

15.10

22.10

29.10

3

Мой внутренний мир.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

12.11

19.11

26.11

3.12

4

Мое будущее.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

10.12

17.12

24.12

14.01

5

Хочу вырасти здоровым человеком!

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

21.01

28.01

4.02

11.02

6

 Что такое идеальное Я?

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

18.02

25.02

4.03

11.03

7

Кто такой свободный человек?

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

18.03

1.04

8.04

15.04

8

Права и обязанности школьника

 Что такое  «право на уважение»?

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

22.04

29.04

6.05

13.05

9

Итоговое занятие.

1

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

20.05

27.05

Тематическое планирование 4 класс.

№ п.п.

Тема (цель)

Занятие (тема)

1.

Кто Я? Мои силы, мои возможности.

Цели:

- помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.

1. Кто Я?

2. Мой выбор, мой путь.

3. Мой внутренний мир.

2.

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Цели:

-дать детям возможность задуматься о будущем, обсудить возможные варианты будущего;

- Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;

 - ввести понятие «Жизненный выбор»

4. Мое будущее.

5. Хочу вырасти здоровым человеком!

4.

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

Цель – помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.

6. Что такое идеальное Я?

5.

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

Цели:

- помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;

-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;

- помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

7. Кто такой свободный человек?

8. Права и обязанности школьника.

Что такое право на уважение?

9. Итоговое занятие

Литература:

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
  4.  Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
  5. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.
  6. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
  8. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.