детские страхи

Макарова Юлия Анатольевна

всеобуч для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_strakhi.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка»

Родительский всеобуч

Тема: «Детские страхи»

                                                         

                                                                             Педагог-психолог –Макарова Ю.А.

Тюльган-2014 г.

Детские страхи

    В дошкольный период у ребенка активно формируется эмоциональный опыт, другими словами, выразительное проявление отношения к действительности. Любое событие вызывает любопытство. В общем, маленький человек неравнодушен ко всему происходящему.

    Но к 6-7 годам ребенок уже не так ярко выражает свои эмоции, как в более раннем детстве. Для него становится важным мнение окружающих и особенно сверстников, часто того же пола, т.е. девочке важно, чтобы ее приняли в игры и общались с ней другие девочки. Мальчишкам важно самоутвердиться в своей среде.

    Дети этой возрастной группы непоседливы, потому что именно в возрасте 6-10 лет в детском организме активируются нервные процессы. Это проявляется в шустром поведении. Характерна повышенная возбудимость, которая уменьшается по мере взросления.

   По причине импульсивности, часто встречающейся в этом возрасте, ребенку трудно приспособиться к новым требованиям: дошкольники должны учиться вести себя дисциплинированно и на протяжении длительного времени выполнять монотонную работу.

   Не говоря уже о том моменте, когда ребенок поступает в школу. Для него это большой стресс: незнакомые дети (и у каждого из них свой темперамент), надо как-то научиться с ними общаться. Ребенок чувствует себя одиноким, поэтому часто на первый план выступает либо агрессия, либо плаксивость, в зависимости от внутреннего мироощущения. Понятно, почему так важна на этом этапе поддержка взрослых, не только родителей, но и учителя. Ведь именно он первоначально является связующим звеном между учениками: учит их общению, увлекает общим интересом.

    Несмотря на то, что перед школой к ребенку предъявляются повышенные требования, все равно его еще нельзя оценивать как взрослого человека, способного самостоятельно разрешить любую ситуацию. В 6-7 лет дети еще остаются достаточно ранимыми, нередко у них проявляется тревожность, которая выражается вопросами типа: "я не заболею?", "меня не наругают?" и пр. Одним из значимых страхов является боязнь потери родителей.

    В таких случаях родителям нужно помогать ребенку переключить внимание, чтобы их мнимые страхи не "засели" в глубине подсознания. Очень важна поддержка родителей на этом этапе, потому что у ребенка укрепляется внутренняя опора, и если в это время нет рядом любящего человека, который поможет преодолеть страхи, освободиться от навязчивых "страшных" мыслей, то внутренний стержень, защита не будут настолько сильными, чтобы в дальнейшем ребенок мог сам преодолевать боязнь чего-либо.

     Страхи порождаются не только мыслями ребенка, но и конкретными действиями взрослых по отношению к нему. Это бывает при физических наказаниях, при моральном подавлении. У ребенка теряется чувство собственного достоинства, в таких случаях, он замыкается в себе. А еще свою роль играют излюбленные приемы родителей: типа "там живет бабай", что берет начало из раннего детства, но со временем трансформируется в новые формы.

     Конечно, в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно, потому что факторы, провоцирующие появление детских страхов, могут быть разными.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

- перенесённая  ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например); 
- излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
- частые запреты;
- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
- осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

   Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей.  Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

  • Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.
  • В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.
  • В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).
  • 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.
  • В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).
  • От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта , одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.
  • В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
  • Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.
  • В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.
  • В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

Как избежать возникновения и закрепления страхов

  • Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.
  • Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
  • Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)
  • Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)
  • Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.
  • Повышайте самооценку малыша.
  • «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).
  • Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

  • Выясните причину страха.
  • Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
  • Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.
  • Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).
  • Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).
  • Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.
  • Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.
  • Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.
  • Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).
  • Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше).
  • Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).