зачем детям рисовать?

Макарова Юлия Анатольевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зачем детям рисовать?»

Цель: формирование представления, зачем и почему дети рисуют.

Задачи:

1. Формировать у педагогов  умение организовывать совместную творческую    деятельность с детьми дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

2. объяснить необходимость занятий рисованием

3. познакомить с гендорными предпочтениями детей.

Мы все стремимся к тому, чтобы дети росли и развивались гармонично, и порой сами не замечаем, как тратим самое драгоценное время своих детей, ограничивая их в чем-либо или разрешая заниматься тем, что в тот или иной период развития ребенка ему противопоказано, а потом огорчаемся, если что-то не получилось...

Наши дети намного способнее, чем мы можем себе представить!

        Линейное мышление – это умение копировать и отображать на листе сложные линии и формы. Психологические законы развития человека таковы, что его линейное мышление начинает формироваться у ребенка только с 10 лет, у него еще не достаточно развит глазомер, а бурноеразвитие цветоощущения идет до 8-9 лет, поэтому очень важно целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета.

        Эта работа может проводиться в процессе наблюдений на природе, в разнообразных играх. Но в городских условиях, а также по телевизору ваш ребенок получает в тысячи раз меньше оттенков, чем есть на самом деле, поэтому необходимо использовать дополнительные средства для развития чувства цвета. И одним из основных и самых эффективных способов воспитания цветоощущения является живопись. Самостоятельно овладеть цветом ребенку сложно.

Очень многое привносит во внутренний мир ребенка полноценное общение, взаимодействие с окружающим его, возможно не всегда понятным, миром. В силу возраста ребенок способен осуществлять это взаимодействие в основном через восприятие цветов и оттенков. Ведь мнение о том, что рисовать может только талантливый, неверно, потому что: «гений – это лишь 1% таланта и 99% трудолюбия».

         Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние

    Цель занятий живописью , заключается также в приобщении детей к наблюдению за окружающей действительностью, развитии важнейших для художественного творчества способностей, т.е. умение видеть жизнь глазами художника.

 


Памятка. 

Что дают занятия рисованием вашему ребенку:

  • Рисование красками – особенный предмет, где ребёнок расслабляется, радуется от процесса работы с цветом и линией, широких движений кистью, чередуемых с осторожной, аккуратной работой с деталями.
  • Развитие цветоощущения ребёнка, как важнейшей составляющей основного органа чувств – зрения, наиболее активно проходит с младенческого возраста до 8-9 лет, это – очень важная грань интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.
  • Ребёнок учится трудиться, добиваться результата, развиваются такие важные характеристики внимания как устойчивость, концентрация, длительность.
  • Ребёнок радуется также полученному результату, учится ощущать себя созидателем, повышается самооценка ребёнка.
  • Работа красками даёт возможность отдыха ребёнку, сами краски действуют на человека гармонизирующим образом.
  • Корректируются личностные особенности ребёнка.
  • Занятия живописью способствуют развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического понимания прекрасного.
  • Развивается положительная мотивация к процессу художественной деятельности.

      Занятия рисованием ,позволяют детям раскрыться, овладеть различными приёмами творческой деятельности. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми краскамии широкой кистью позволяет раскрепоститься и учит координировать свою руку.Это хороший подготовительный этап к овладению письмом.
Надеемся, наши советы будут для Вас полезными.

Педагог – психолог

МБДОУ Детский сад «Аленка»

Макарова Ю.А.


Зачем и почему дети рисуют?

«Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег – немецкий учёный.

Особое место в жизни ребёнка занимает рисование.

Рисование - любимое занятие детей, на котором они через образы познают

окружающий мир.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Занятия изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие ребёнка: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, память, воображение.

Рисование способствует развитию зрительно – двигательной координации. Совершенствуется глазомер, развивается зрительная память, наблюдательность, мелкая моторика рук и пальцев.

Рисование – вид изобразительной деятельности, которое способствует развитию эстетического восприятия – восприятия того, что красиво.

Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. По мнению учёных, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно они называют умение говорить – устной речью, умение писать – письменной речью, а умение рисовать – графической речью.

Рисунок – зеркало чувств, зрелости, развитости ребёнка. Рисование предоставляет ребёнку возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, но не может выразить словами. Из шедевров маленького художника можно узнать многое, главное научиться читать его «сообщение».

Каждый ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные, многофункциональные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисованию остаются художественно одарённые дети.

Итак, зачем и почему дети рисуют?

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. И что удивительно, спустя продолжительное время ребёнок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайными переплетениями линий и закорючек.

Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

Тогда почему ребёнок перестаёт интересоваться рисованием? Причин много. Первая: к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается и на первые позиции выдвигается слово. Вторая: рисование карандашами или красками требует от ребёнка высокого уровня владения техниками и навыками приёмов рисования. Недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах, поэтому чаще поощряйте детей, ведь для него его рисунок самый лучший.

Детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали – в этом проявляется эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё значение, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей. Дети рисуют не конкретный образ, а обобщённые знания о нём, воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Нередко они придумывают себе темы и сюжеты сами, используя имеющиеся у них представления.

Рисунок - это проекция чувств и переживаний ребёнка. Преобладание чёрного и серого цветов – пугливость, застенчивость, скрытые страхи, оранжевый и красный – чувствительность и потребность в душевной теплоте, зелёный – испытывает потребность в безопасности, защищённости. Но стоит бить тревогу в том случае, если большая часть рисунка окрашена в «тревожный» цвет.

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным.

Каждый цвет имеет своё значение. Красный – символ огня, оранжевый – символ радости, жёлтый – символ солнца, зелёный – символ жизни, голубой – символ неба, синий – символ мудрости, фиолетовый – символ дружбы. Это все цвета радуги.

На занятиях желательно чтобы дети сидели мальчик – девочка. Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересует конкретика, детали. Скорее всего, здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира.

Как рисуют девочки, а как мальчики?

1. Тематика (идеи и фантазии, т. е. рисование по замыслу.)

Девочки: более уверенно выбирают тему и сюжет, чаще рисуют цветы, деревья, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей. Мальчики: колеблются, сомневаются при выборе темы, придумывают необычные сюжеты, такие как подводный мир, город будущего, замки, дворцы, любят рисовать технику, архитектурные сооружения, космические

объекты.

2. Детализация рисунка, прорисовка, техника.

Девочки: большое внимание придают украшательству, прорисовке деталей.

Мальчики: чаще в их работах присутствуют крупные объекты, линии чёткие, прямые, толстые.

3. Чувство цвета, разнообразие цветовой гаммы.

Девочки: используют всю предложенную цветовую гамму, предпочитают яркие, сочные оттенки, как правило, заполняют цветом весь лист.

Мальчики: ограничиваются несколькими цветами, чаще выбирают тёмную

цветовую гамму, заполняют лист цветом частично, пятнами.

4. Продуктивность (темп, умение работать самостоятельно и закончить работу.)

Девочки: быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно.

Мальчики: часто незаконченную работу считают уже завершённой, медлительны, не уверены в себе.

Мальчика и девочку нельзя воспитать одинаково. И наша задача: найти путь понимания другого человека не похожего на нас. Раскрыть и развить у детей любые задатки, не сломать, не навредить.

Решение проблем.

1. На занятиях предлагается детям занимать места мальчик – девочка.

2. Использовать словесную помощь.

3. В каждом рисунке есть что-то необычное, интересное и это обязательно надо выделить и подчеркнуть.

4. Ребёнок должен осознать мудрость: не ошибается тот, кто ничего не делает.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью. Мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисование помогает упорядочить бурно усваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире. Наконец рисование – это важный информационный и коммукативный канал.


 

Комментарии

Жувасина  Наталья Николаевна

Скачала у вас консультацию для родителей!

Белова Татьяна Владимировна

Консультация дает представление о рисовании не только как способе занять свободное время ребенка, но и как отличное средство эстетического, нравственного, эмоционального развития.