Формирование навыков публичного выступления
Система мероприятий, подготовленных и проведенных совместными усилиями учителей, воспитателей, специалистов, при активном участии воспитанников помогает подросткам освоить навыки ведения диалога и дискуссии, умения договариваться и приобрести опыт публичных выступлений и опыт проявления заботы о тех, кто рядом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 80 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коммуникативность – 2»
(2-ой учебный год)
Тема: ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Психолого-педагогическая проблема
Дети-сироты и дети, лишенные попечительства родителей, испытывают трудности в установлении эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми. Они выражают протест против правил в различных видах деятельности, отказываются от публичных выступлений, стесняются высказывать собственное мнение в процессе обсуждения.
Система мероприятий, подготовленных и проведенных совместными усилиями учителей, воспитателей, специалистов, при активном участии воспитанников помогает подросткам освоить навыки ведения диалога и дискуссии, умения договариваться и приобрести опыт публичных выступлений и опыт проявления заботы о тех, кто рядом.
Основные задачи:
1. Развитие социальной смелости.
2. Обогащение опыта публичных выступлений.
3. Формирование навыков самопрезентации.
4. Ориентация на нравственные ценности.
5. Активизация стремления к самопознанию и саморазвитию
Ожидаемый результат
Имеет представление о терминальных и инструментальных ценностях, о способах развития уверенности в себе, об умениях и личностных качествах, необходимые для публичных выступлений.
Знает нормы работы в группе, правила дружбы;
- структуру публичного выступления, задачи оратора в каждой части речи; аспекты выступления; средства привлечения внимания; способы адекватного реагирования на ошибки и др. недружелюбные проявления зала;
- что эмоциональная насыщенность зависит от интонации, длительность пауз, количество логических ударений; знает способы обогащения словаря (Синонимы, антонимы, омонимы).
Умеет проводить самоанализ, определяя достоинства и недостатки собственной речи; умеет определять тип выступления по эмоциональности (эмоционально – выразительный, эмоционально – неустойчивый и эмоционально – нейтральный);
Имеет опыт публичных выступлений по радиовещанию и самопрезентации, опыт в роли ведущего игровой программы и комментатора, опыт придумывания и реализации добрых дел для других воспитанников.
Рассуждает на темы «Самоценность», «Товарищество и дружба», «Приятельские, товарищеские и дружеские отношения», «Чувство собственного достоинства»; «Активная и ответственная позиция / пассивная и безответственная позиция», «Готовность брать на себя ответственность за общественное поручение», «Способы преодоления трудностей»; о нравственных чертах характера: осторожность, бережливость, гуманность, благородство; о чертах характера, имеющих ярко выраженную отрицательную характеристику (лицемерие, зависть, боязливость).
Тематическое планирование
Этап | Название | Сроки проведения | Форма итоговых мероприятий | Время проведения итогового мероприятия | Ответственный |
1 | «Открытый микрофон» (социальная смелость) | 1 четверть | Речевая игра «Открытый микрофон» | октябрь | Воспитатель группы |
2 | «Эстафета радости» | 2 четверть | Развлекательные новогодние программы | декабрь | Воспитатель группы |
3 | Презентация. Самопрезентация. | 3 четверть | Презентации творческих работ (достижений). Самопрезентации. | март | Воспитатель Пед. доп. образования |
4 | «Комментатор» | 4 четверть | Конкурс «Комментатор» | май | Воспитатель группы |
Содержание
Социальная смелость. Речевая игра «Открытый микрофон»
Жизненно – важные представления и умения. Я – высказывание. Я думаю …. Я считаю …. Я уверен …. Я согласен. ….. Умение преодолевать обвинение. Умение преодолевать критику. Схема наблюдений за выступающим. Упражнения по развитию техники речи. Общечеловеческие ценности. Товарищество и дружба. Приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Жизненные ценности: здоровье, образование, семья, друзья, …. Способы достижения целей (инструментальные ценности). Самопознание и саморазвитие умений, личностных качеств, необходимых для публичных выступлений в микрофон.
Декларация моей самоценности.
Эстафета радости.
Жизненно – важные представления и умения. Сотрудничество. Принципы работы в группе. Нормы работы в группе. Взаимодействие в учебной группе. Правила товарищества. Правила дружбы. Правила друзей. Неписанные правила дружбы. Чувство собственного достоинства. Умение обсуждать актуальные вопросы. Способы коллективного принятия решений. Составление сценария. Составление плана работы на подготовительном этапе. Распределение обязанностей. Организаторские и коммуникативные способности.
Общечеловеческие ценности. Активная и ответственная позиция; пассивная и безответственная позиция. Взаимопомощь и взаимоподдержка. Готовность брать на себя ответственность за общественное поручение. Нравственные черты характера: старательность, уважительность, оптимистичность, обходительность. Словарь черт характера, имеющих ярко выраженную отрицательную характеристику: хамство, безучастность, беззаботность
Самопознание и саморазвитие умений, личностных качеств, необходимых для успешного проведения игровой программы. Способы преодоления трудностей. Соблюдение правил личной гигиены, умение одеваться в соответствии с модой и возрастом, соблюдение чувства меры. Самооценка и самоанализ.
Презентация.
Жизненно – важные представления и умения. Структура публичного выступления. Монолог. Умение излагать свои мысли. Пристройка к аудитории. Адекватное реагирование на ошибки и др. недружелюбные проявления зала. Аргументы. Умение выражать благодарность. Умение принимать решения. Упражнения по технике речи. Навыки общения с аудиторией. Фазы общения. Средства диалогизации монолога. Структура публичного выступления и задачи оратора в каждой части речи. Средства привлечения внимания. Аспекты выступления. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Подготовка речи: выбор темы, решение вопроса о цели, сбор материала, определение структуры выступления и его названия. Подготовка к выступлению: проба речи, произнесение речи, о развитии уверенности в себе. Внешний облик оратора: внешность, манеры, поза, жесты. Голос (звучность, темп, высота, тембр).
Общечеловеческие ценности. Главные принципы жизни. Свобода. Досуг. Нравственные черты характера: ответственность, гордость, честность, доверчивость, совестливость, Словарь черт характера, имеющих ярко выраженную отрицательную характеристику: безответственность, хвастовство, гордыня.
Самопознание и саморазвитие умений, личностных качеств, необходимых для успешной презентации и самопрезентации. Личная привлекательность. Критерии самоанализа. Достоинства и недостатки речи. Самоорганизация.
Комментатор.
Жизненно – важные представления и умения. Этапы комментирования. Наблюдательность. Описание поведения. Эмоциональная выразительность речи: выражение в речи эмоций и чувств посредством подбора слов, синтаксических конструкций, интонаций, логических ударений и пауз, темпа и тона речи. Убежденность и вера в собственные слова. Эмоциональная насыщенность (интонации, длительность пауз, количество логических ударений): эмоционально насыщенная речь, эмоционально ненасыщенная (нейтральная) речь. Три типа испытуемых по их выступлениям: эмоционально – выразительный, эмоционально – неустойчивый и эмоционально – нейтральный. Нравственные установки. Позитивные установки.
Общечеловеческие ценности. Нравственные черты характера: осторожность, бережливость, гуманность, благородство. Словарь черт характера, имеющих ярко выраженную отрицательную характеристику: лицемерие, зависть, боязливость.
Самопознание и саморазвитие умений, личностных качеств, необходимых для комментаторской деятельности, комментирования происходящих событий: спортивных соревнований, трудовых дел и т.д. Словарь. Синонимы, антонимы, омонимы. Литературная речь, слова – паразиты. Самоконтроль.
Формы работы воспитателя:
- цикл мини – занятий по развитию коммуникативных умений (обучающие, тренировочные),
- выпуск коммуникативных страничек на информационном стенде в группе (1 раз в неделю),
- участие в общешкольном мероприятии «ДИАЛОГ с ..» (1раз в четверть),
- мотивационные беседы с воспитанниками, самоанализ жизненных ситуаций с целью
ориентации их на соблюдение правил вежливости и дружелюбия в повседневной жизни,
- проведение открытого мероприятия (примеч. в течение учебного года)
Формы работы педагога-психолога:
В системе «ПСИХОЛОГ- ПЕДАГОГ».
Анкетирование педагогов с целью изучения профинтересов.
Тематические групповые консультации, семинары (плановые). Индивидуальные консультации по актуальным проблемам у воспитанников.
Выпуск психологических страничек для педагогов.
Участие в проектировочной деятельности, в разработке циклов занятий воспитателями с детьми
Посещение и взаимопосещение уроков/ занятий; участие во внешкольных мероприятиях с целью определения эмоционального состояния, поведения детей и их умения общаться, особенно детей группы «Риска».
Коллегиальные обсуждения результатов диагностики, психоло-педагогических проблем.
Участие в работе жюри с целью определения детей-победителей конкурса в номинациях «Коммуникативность» и «Дружелюбие».
ППМС консилиум
В системе «ПСИХОЛОГ-РЕБЕНОК».
Диагностика.
Циклы индивидуальных занятий, направленных на коррекцию нарушений эмоционально-личностных нарушений.
Подготовка, проведение и анализ итогового мероприятия на школьном уровне совместно с детьми (ролевой игры «Беспроигрышный лотерейный билет»).
Литература:
- Психология. Учебное пособие для начальной школы 3-4 классы под ред. И.В.Дубровиной, Москва – Воронеж, 2004. стр. 163.
- Психология. Учебное пособие для начальной школы 5 класс под ред. И.В.Дубровиной, Москва – Воронеж, 2004.
- Психология. Учебное пособие для начальной школы 6 класс под ред. И.В.Дубровиной, Москва – Воронеж, 2004.
- И.Н.Кузнецов Технология делового общения, Изд центр МарТ, М., 2004..
- Саввова М.Р. Искусство быть услышанным Питер 2007
- И.Г.Малых - Пых Кризисы подросткового возраста, справочник практического психолога М., Эксмо, 2004
- Е.И.Рогов Эмоции и воля М., Владос, 2001
- Е.М.Лепешова Развитие личности школьника Работа со словарем психологических качеств
