РОЛЬ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Формирование личности происходит постепенно. Важнейшая задача воспитания — помочь ребенку осмыслить собственную жизнь. Необходимо научить его, как лучше узнать самого себя, а благодаря этому лучше понимать других людей и уметь поддерживать с ними удовлетворительные отношения. Чтение волшебных сказок может сыграть в этом процессе решающую роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_volshebnykh_skazok_v_vospitanii_rebenka.docx60.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сказки столь важны потому, что они могут помочь нам справиться с нашими тёмными сторонами, - на извилистых путях... С их помощью мшено направить в позитивное русло и нашу собственную жизнь».

Бруно Беттельхейм

РОЛЬ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Формирование личности происходит постепенно. Важнейшая задача воспитания — помочь ребенку осмыслить собственную жизнь. Необходимо научить его, как лучше узнать самого себя, а благодаря этому лучше понимать других людей и уметь поддерживать с ними удовлетворительные отношения. Чтение волшебных сказок может сыграть в этом процессе решающую роль.

СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ

Для того чтобы сказочная история привлекла внимание ребенка, она должна его развлекать, возбуждать любопытство, стимулировать воображение. Ребенок нуждается в последовательности, связности повествования, для того чтобы, пользуясь выражением Бруно Беттельхейма, “навести порядок в своем, внутреннем доме ".

Сказки позволяют ему понять на примере, что у его психологических затруднений имеются временные или постоянные решения. Любой персонаж из сказок предлагает такие решения, которые ребенок способен понять.

Мальчик-с-пальчик, Золушка или Красная Шапочка полны уверенности в себе; они в одиночку решаются идти на опасные дела, не зная, к чему приведут их приключения. Познакомившись с другими людьми, они живут счастливо; им незнакомо тревожное чувство разлуки. Созданные воображением, сказки способствуют развитию личности ребенка. У него появляется потребность перенести свои чувства на героя, он может, не подвергаясь опасности, выплеснуть свою агрессивность на злую мачеху.

Лишь сам ребенок сможет постепенно осмыслить собственную жизнь и мало-помалу начать ею управлять. Мы развиваемся лишь тогда, когда самостоятельно понимаем и разрешаем наши проблемы. Именно гак, а вовсе не слушая объяснения других, ребенок понемногу обретает внутреннюю уверенность.

Беттельхейм свою книгу для того, чтобы помочь взрослым понять, насколько важны сказки при воспитании детей, и научиться их рассказывать. Ведь ребенок заставит вас читать, перечитывать, вновь и вновь пересказывать все эти захватывающие истории. Он будет их слушать, воспринимать и постепенно усваивать.

ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ СКАЗОК

Главное достоинство волшебных сказок заключается в том, что ребенок сам находит решение своей проблемы. Сказка ободряет, вселяет надежду на будущее, уверенность в счастливом конце, говорит о том, что всегда найдется способ жить в мире с собой и с другими. Сказка Рыбак и джинн дает пищу воображению ребенка. Ведь этот джинн, несравнимо превосходящий ребенка силой, тем не менее в конце концов потерпел поражение, поскольку ребенок его перехитрил. Маленький слушатель узнает о том, что его отец может быть слабым, как охотник из сказки о Белоснежке; ребенок поначалу может встревожиться, но постепенно успокоится, играя в героев сказки и отождествляя себя с ними.

Он поймет, что такое любовь и ненависть, созидание и разрушение, беспокойство, страдание и даже смерть. Сказка — это фантазия, но в то же время и действительность; она в большей степени, чем басня, постепенно подготовит малыша к первым шагам в реальной жизни.

В сказке Три поросенка, да и во многих других, окончательное решение должен принять сам ребенок — в отличие от басни, финал которой диктуется моралью: Стрекоза должна думать и действовать так же, как Муравей; у нее нет выбора.

В этой же сказке, на всем ее протяжении, ребенок должен отождествлять себя по очереди с каждым из поросят: от самого младшего до самого старшего. Ребенок поймет также, что другой — а значит, отталкивающий — персонаж может волшебно преобразиться и стать настоящим другом. Этот пример научит его сдерживать свои инстинктивные порывы и не поддаваться первому впечатлению.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Сказки приносят огромную пользу. Если взрослый рассказывает сказку не торопясь, давая ребенку возможность ее обдумать, он заметит, что малыш очень много приобретает в умственном и эмоциональном планах. Чтобы дать волю воображению, ребенку совершенно не нужны иллюстрации.

Персонажи, с которыми он себя по очереди отождествляет, позволяют ему до некоторой степени освободиться от собственных внутренних проблем. Эти последовательные превращения, в которых нет ничего искусственного, дают ребенку возможность временно разрешить свои трудности. Сказочные истории лишают драматизма его негативные мысли и показывают малышу, что благодаря его усилиям и доброй воле все закончится хорошо.

Из сказки Семь воронов ребенок вынесет заключение, что неадекватные чувства могут причинить ему вред и заставить страдать: родители в гневе иногда ведут себя подобно дикобразам или ежам, но постепенно успокаиваются.

Сказка Два брата, существовавшая еще в Древнем Египте, с тех пор не раз меняла свою форму. Однако главной ее темой всегда оставался разрушительный характер слишком сильных эмоциональных связей внутри семейной ячейки. Для собственного блага и для того, чтобы освободиться от зависимости от родных, молодой человек должен любой ценой начать самостоятельную жизнь. Эта тема освещается с разных сторон.

Поощрять волшебство

На различных примерах Бетгельхейм показывает, что важной функцией сказок является психоэмоциональное воспитание ребенка. Сказок существует неисчислимое множество; в каждой из них присутствуют разного рода конфликты, которые необходимо разрешать один за другим, до тех пор, пока мы не найдем свой собственный путь, не обретем свою истинную сущность.

Прежде чем совершить первые шаги к действительной самостоятельности, ребенок наблюдает за миром и с помощью родителей совершает в нем открытия, причем в наиболее подходящий для него самого момент.

В сказках отражаются процессы, протекающие в голове у ребенка. Малышу необходимо слушать эти истории для того, чтобы благодаря собственному воображению, собственному духу освободиться от персонажей, увиденных во сне. Волшебные действия следуют одно за другим. Полезные и необходимые, они обогащают опыт ребенка.

Воспитывать маленького человечка так, чтобы он понял жизнь,— вот краеугольный камень построения его психосоциального равновесия. И для того чтобы такое воспитание было успешным, следует по-новому взглянуть на волшебные превращения в сказках. Испытания, через которые проходит ребенок, учат его бороться для того, чтобы найти себя, стать самим собой и адаптироваться к жизни.

Преодолевать трудности

Гусятница рассказывает о проблемах, встречающихся в повседневной жизни, но в то же время и вселяет уверенность, что если хранить верность собственной системе ценностей, то все уладится и закончится хорошо.

В Красной Шапочке говорится о человеческих страстях, об агрессивности и сексуальных желаниях.

Джек и бобовый стебель говорит о необходимости самоутверждения и владения собой.,

Эту сказку очень любят как мальчики, так и девочки. Конец детства уже близок, детские грезы постепенно рассеиваются, и приходит время открывать для себя мир. Ребенок проходит долгий путь, в ходе которого его оральная зависимость трансформируется. Он должен идти на риск, но начинает делать это лишь с того момента, когда в нем утвердится уверенность в собственной зарождающейся сексуальной силе.

Волшебная сказка обращается как к нашему сознанию, так и к бессознательному, даже если проблемы, возникающие из-за Эдипова комплекса, не всегда трактуются в ней объективно. Так, несмотря на ревность мачехи, Белоснежка счастлива. Впрочем, долгая ночь, предшествующая ее пробуждению, дает слушателю понять, что возрождение потребовало от нее долгой работы над собой.

Подобно этому Спящую красавицу любит отец, и эта привязанность взаимна. Но эта взаимная любовь не рассматривается как нечто отрицательное, поскольку позже она переносится на возлюбленного девушки. Подобная замена означает необходимость отказаться от чего-то, что приносило радость в прошлом, но за счет этого обогатить свою жизнь любовью и радостью.

Спящая красавица дает детям понять, что болезненно воспринимаемые события могут иногда иметь счастливые последствия, если их перестать бояться. Подобно этому, в сказке о Золушке говорится о соперничестве между сестрами, о незаслуженном унижении, которому подвергают героиню сводные сестры; но это ущемление в правах, вызванное завистью, позднее делает девушку по-настоящему счастливой.

В некоторых сказках никакого решения проблемы не предлагается. К примеру, такая прекрасная история, как Золотая пряжка, никак не помогает ребенку в процессе эмоционального созревания. Поиск собственной личности встает перед ребенком во всей своей психологической сложности: должен ли он взять за образец отца или мать? Или, наоборот, ему следует отдалиться от них и идти своим путем?

Развивать дух солидарности

Поскольку всякое превращение затрагивает самые глубины нашего существа, то для того чтобы преодолеть опасности, следует смотреть им в лицо. Любовь и преданность часто лежат в основе предлагаемых в сказках решений. Любовь способствует развитию ребенка и зарождению в нем новой любви. Ребенок вырастет, принося мир и счастье тем, с кем случилась беда, осознавая при этом, впрочем, что сам он пока не освободился от тревоги и эгоизма. В сказке малыш находит персонажей, подобных ему самому. Во время многочисленных блужданий по лесу он встречает сказочных героев, с которыми учится ладить. Беттельхейм даже говорит, что встреча с настоящей любовью избавляет человека от стремления к бессмертию, потому Что сама эта любовь вечна.

ЖИЛИ-БЫЛИ, ИЛИ МОГУЩЕСТВО СКАЗОК

Лучше всего, советует Беттельхейм, рассказывать и вновь пересказывать сказки, но не читать их. “Читайте больше в собственной душе”,— мог бы он сказать,— мысленно наметьте для себя канву сказки, чтобы лучше ее высказать, позволяйте себе любые импровизации.

Могущество сказок заключается в том, что они пробуждают воображение слушателей, заставляют их самих переживать незамысловатые приключения чудесных героев, которые пытаются сами создать для себя реальность, чтобы лучше с ней потом справиться. Некоторые представляют себе сказки только в последовательном, литературном виде. Б. Беттельхейм читает их через призму фрейдовской теории и считает самой главной в них воспитательную - читай: лечебную — функцию. Способность сказок развлекать и забавлять, для него, лишь вторична.

УПРАЖНЕНИЕ "ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ". Это медитативная техника. Сядьте поудобнее с партнером, расслабьтесь, закройте глаза и говорите: "Свет мой зеркальце скажи, да всю правду покажи..." Представляете зеркальце и просите показать свою сказку. Некоторые видят, другие слышат, а третьи чувствуют всем телом. Вы можете поискать переключатель и заменить звук на изображение. Консультант слушает и записывает.

Основная задача консультанта помочь автору завершить работу и создать волшебную сказку.

САМОАНАЛИЗ  СКАЗКИ:

  1. Название сказки.
  2. Перечислите героев сказки.
  3. а) кто главный герой?

б)        какими качествами он обладает?

в)        какие из его качеств тебя привлекают?

  1. Какая у главного героя цель? Что ему мешало достигнуть этой цели?
  2. Осуществил он ее или нет? Если нет, то почему?
  3. Кто был вредителем на пути героя?
  4. Кто ему помогал? Выделите помощников и волшебные средства.
  5. Была ли в конце победа? Герой достиг успеха?
  6. Хотел бы ты что-нибудь изменить в этой сказке или продолжить ее? (Можно сочинить новую сказку).
  7. На что больше похожа твоя сказка: на волшебную или реальную историю?

МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА

  1. Вспомните сказку, которая была для вас в детстве самой важной (особенно любимой или пугающей).
  2. Опишите эту сказку такой, какой она вам запомнилась.
  3. Почему, по вашему мнению, именно эта сказка имела для вас столь важное значение?
  4. Перечитайте соответствующую сказку в оригинале.
  5. Каким изменениям сказка подверглась в ваших воспоминаниях?        1
  6. Проведите параллели между этой сказкой и вашей жизнью.
  7. Как вы можете использовать эту сказку в консультационных целях?

РИСУНОК  МОЕЙ СКАЗКИ  ИЛИ САМЫЙ  ЯРКИЙ  СЮЖЕТ СКАЗКИ.

Рис. из руководства "Сказочный проективный тест: Для исследования личности детей"C:\Users\sekretar\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpegC:\Users\sekretar\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.jpegC:\Users\sekretar\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image3.jpeg