Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся старшего школьного возраста

Костюченко Наталья Григорьевна

 

         Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского образования. Важным направлением образования должен стать переход на профильное обучение в старшей школе.   В концепции профильного обучения в старшей школе, принятой Министерством образования и науки Российской Федерации, подчеркивается необходимость учета объективных различий в степени готовности подростков к осознанному выбору направлений специализации, отмечается, что «жесткая» профилизация, не принимающая данные различия во внимание, может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного становления большого числа подростков и привести к негативным последствиям.  В этой ситуации особую актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в период перехода к профильному обучению.

         Актуальность профориентационного опыта заключается в разрешении противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения обучающихся. При работе с обучающимися старшей  школы педагоги  сталкиваются с рядом психолого-педагогических проблем. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем менеджмента качества, появлением новых специализаций. С другой стороны, только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а обучение в вузе также не решает проблемы профессионального выбора. В 2008-2009 году только 59% выпускников нашей школы определились с выбором профессии, в  2009-2010 году 63%. Трудоустроились  не по своей специальности в 2008-2009 году 29%, в 2009-2010  году 25%  выпускников вузов.

      Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что особую роль в решении выше указанной проблемы будет играть комплексный подход психолого-педагогического сопровождения           профессионального самоопределения старшеклассников. Нами была разработанная модель психолого-педагогической деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения  профессионального         самоопределения старшеклассников. Модель позволяет  равномерно скорректировать действие всех субъектов по профессиональному самоопределению старшеклассников (см. рисунок 1).  Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся старшего школьного возраста являются: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, медицинский работник, родители, учителя-предметники.

      Как показала практика,  в нашей школе созданы максимальные условия для профессионального развития личности школьника: предоставляется свободный выбор сфер деятельности, оказывается своевременная помощь и поддержка, учитываются индивидуальные и возрастные особенности личности обучающегося, развивается самостоятельность в преодолении трудностей.  Созданные условия в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения старшеклассников позволяют укрепить «Я-концепцию» школьника, поддерживают адекватную самооценку обучающегося, расширяют технологию профессионального самосохранения выпускника. 

 

Обучающийся в сотрудничестве с педагогом-психологом в процессе проективной деятельности конструирует сам свой личный профессиональный план действий, исходя из его конкретных и реальных целей, интересов и способностей, отслеживает направления своего саморазвития,  самостоятельно определяет конечный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся старшего школьного возраста

                                                          Костюченко Наталья Григорьевна,

                                                          педагог-психолог,        

                                                          Муниципальное бюджетное   образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №30 с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура».

         Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского образования. Важным направлением образования должен стать переход на профильное обучение в старшей школе.   В концепции профильного обучения в старшей школе, принятой Министерством образования и науки Российской Федерации, подчеркивается необходимость учета объективных различий в степени готовности подростков к осознанному выбору направлений специализации, отмечается, что «жесткая» профилизация, не принимающая данные различия во внимание, может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного становления большого числа подростков и привести к негативным последствиям.  В этой ситуации особую актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в период перехода к профильному обучению. 

         Актуальность профориентационного опыта заключается в разрешении противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения обучающихся. При работе с обучающимися старшей  школы педагоги  сталкиваются с рядом психолого-педагогических проблем. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем менеджмента качества, появлением новых специализаций. С другой стороны, только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а обучение в вузе также не решает проблемы профессионального выбора. В 2008-2009 году только 59% выпускников нашей школы определились с выбором профессии, в  2009-2010 году 63%. Трудоустроились  не по своей специальности в 2008-2009 году 29%, в 2009-2010  году 25%  выпускников вузов.

      Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что особую роль в решении выше указанной проблемы будет играть комплексный подход психолого-педагогического сопровождения           профессионального самоопределения старшеклассников. Нами была разработанная модель психолого-педагогической деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения        профессионального        самоопределения старшеклассников. Модель позволяет  равномерно скорректировать действие всех субъектов по профессиональному самоопределению старшеклассников (см. рисунок 1).  Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся старшего школьного возраста являются: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, медицинский работник, родители, учителя-предметники.

      Как показала практика,  в нашей школе созданы максимальные условия для профессионального развития личности школьника: предоставляется свободный выбор сфер деятельности, оказывается своевременная помощь и поддержка, учитываются индивидуальные и возрастные особенности личности обучающегося, развивается самостоятельность в преодолении трудностей.  Созданные условия в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения старшеклассников позволяют укрепить «Я-концепцию» школьника, поддерживают адекватную самооценку обучающегося, расширяют технологию профессионального самосохранения выпускника.  

Обучающийся в сотрудничестве с педагогом-психологом в процессе проективной деятельности конструирует сам свой личный профессиональный план действий, исходя из его конкретных и реальных целей, интересов и способностей, отслеживает направления своего саморазвития,  самостоятельно определяет конечный результат.

Рисунок 1

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Условия

Помощь в становление полноценного субъекта своей профессиональной деятельности

Оказание своевременной помощи и поддержки

Научение самостоятельно преодолевать трудности

Предоставление свободного выбора

                

Направления

Принципы

Направления

Работа с обучающимися

Свободы выбора

Диагностический

Работа с родителями

Сознательности

Профессиональное просвещение

Методическая работа с педагогическим коллективом

Компетентности и системности

Проектная деятельность

Психолого-педагогический консилиум

Психопросвещение родительского состава

Методическая работа с педагогическим коллективом

Консультирование, коррекция

        

Подходы

Деятельностный

Возрастной

Личностный

Психологический

Активизирующий

                                                                                                                                                                                     

Психолого-педагогическая

Функции

Принципы

Диагностический минимум

Диагностическая

Целесообразности

Психолого-педагогический консилиум

Защитно-индефикационная

Своевременности

Аналитическая

Конфиденциальности

Безоценочности

Учет индивидуальных характеристик

                                                                                                                                     

Знание возрастных особенностей

Учет потребностно-мотивационной сферы при выборе профессии

Условия

      Разработанная нами модель позволяет  эффективно скорректировать и осуществить основные направления профориентационной работы: просвещение, диагностику, консультирование, коррекцию,  реализовать поставленные цели и задачи профессиональной ориентации обучающихся старшего школьного возраста.

        В  рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников опыт сосредоточен на развивающей (активизирующей) форме психологического содействия профессиональному самоопределению.         Основное внимание уделяется разработке и реализации активизирующих, обучающих и коррекционно-развивающих мероприятий, спецкурсов, психотренингов, проектной деятельности.  Целенаправленная психологическая работа включена в общую систему профориентационных мероприятий:

1) внедрена в практику система   элективных курсов  по профориентации для учащихся старшей школы, что позволяет утверждать идеи профориентации обучающихся, реализовывать на практике задачи в старшей школе, принятые Министерством образования и науки Российской Федерации в области концепции профильного обучения;

2) используются современные технологии обучения (развивающие, личностно-ориентированные и дифференцированный подход к обучающимся, педагогика сотрудничества). Метод проектов способствующий формированию профессионального самоопределения личности школьника, развивающий умение получать необходимую информацию самостоятельно и применять ее на практике;

3) обучающиеся имеют возможность совершенствовать свои знания в области психологии при подготовке к различным конкурсам и олимпиадам;

 4) на каждого старшеклассника создана карта «Профессиональный выбор обучающегося», создано электронное портфолио;

5) применяются на практике учебно-методические разработки для классных руководителей, обучающихся;

6)  четко определены функции каждого участника образовательного процесса при реализации  профориентационной деятельности в школе.

      Таким образом, педагогу-психологу, в перечисленных направлениях отводится центральное место: начиная с мотивационного компонента, заканчивая психологическим сопровождением выбора профессии и построением карьерного личностного плана.

        Наша  школа в целях профориентации  обучающихся активно сотрудничает с учреждениями дополнительного и профессионального образования: центр занятости, Молодежная биржа труда (реализация программы трудоустройства обучающихся), средние специальные и высшие учебные заведения города (социально-гумманитарный колледж, строительный колледж, нефтяной техникум,  училище №44, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Южно-Уральский государственный университет), учреждения культуры.

         Реализация профориентационной деятельности в школе направляет, ориентирует выпускников на поступление в  средне-специальные учебные заведения, вузы согласно выявленным склонностям и способностям.

        Школьный мониторинг показывает, количество  поступающих в высшие учебные заведения увеличивается:

Учебный год

Процентное соотношение

2007-2008

64%

2008-2009

72%

2009-2010

76%

2010-2011

89%

2011-2012  

94%

      География поступления выпускников: Нижневартовск, Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Тюмень, Уфа, Екатеринбург,  Оренбург, Томск  и  другие. Список наиболее востребованных специальностей, возглавляют юриспруденция, экономика и управление, менеджмент, финансы и кредит, реклама.

      Реалии современной жизни таковы, что родители большую часть времени заняты на работе и как следствие, не компетентны в вопросах профориентации. Поэтому возникает потребность осуществления компенсаторных функций в области психопросвещения, в первую очередь, в организации и проведении лекционных и практико-ориентированных родительских собраний в рамках профориентации. С этой целью в нашей школе создан регулярно действующий лекторий для родителей «Родительская академия».

      Старшеклассники, изучающие курс «Твоя  профессиональная карьера», «Основы военной психологии» имеют практическую возможность реализовать свой потенциал участвуя в олимпиадах по психологии, городских конкурсах, творческих проектах, интернет-викторинах.

         Созданная модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников внутри образовательного учреждения позволяет дифференцированно подходить к каждому обучающемуся как в урочное,  так и внеурочное время; снижает порог дискомфорта и тревожности старшеклассников при выборе профиля.                Таким образом, комплексный подход к профориентационному процессу в нашей школе позволяет сохранить здоровье выпускника.

       Эффективность педагогического опыта в данном направлении  определяется результатами психологического мониторинга. Реализация психолого-педагогического опыта позволяет добиться положительной динамики в профориентационной компетентности обучающихся, через повышение мотивации старшеклассников в профессиональном самоопределении, общей психологической культуры,  творческих способностей, коммуникативной компетентности.

     О положительных результатах профориентации можно судить по повышению профориентационной компетентности обучающихся:

  • Согласно мониторинговых замеров мотив профессионально-жизненного самоопределения старшеклассников составил в 2007-2008 – 46%,  2008-2009 – 50%, 2009-2010 – 54%,  2010-2011 – 63%,  2011-2012 – 78%;

Диаграмма 1

  • мотив саморазвития старшеклассников в 2007-2008 учебном году – составил 54%, в 2008-2009 учебном году – составил 59%,  2009-2010 учебном году – составил 63%, в 2010-2011 учебном году – 67%, в 2011-2012 учебном году – 78%;

Диаграмма 2

  • уровень коммуникативной компетентности обучающихся старшего школьного возраста составил: в 2007-2008 учебном году – составил 57%, в 2008-2009 учебном году – составил 62%,  2009-2010 учебном году – составил 73%, в 2010-2011 учебном году – 89%, в 2011-2012 учебном году – 94%;

Диаграмма 3

  • в высшие учебные заведения поступили: в  2007-2008 году 77%,  2008-2009 году 81%,  2009-2010 году 84%, 2010-2011 году 89%,  2011-2012  году 94%  выпускников.

Диаграмма 4

Развитие творческих способностей, проявляется через участие обучающихся в конкурсных мероприятиях, проектной деятельности и олимпиадах на муниципальном и федеральном уровне:

2009-2010 учебный год

  1. Победитель VI Слёта научных обществ обучающихся образовательных учреждений г. Нижневартовска, диплом 1 степени.
  2. Призер V городского конкурса научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников, диплом 3 степени.
  3. Дипломант исследовательских и творческих работ учащихся  Всероссийского фестиваля «Портфолио».

2010-2011 учебный год

  1. Лауреат городского фестиваля ученических проектов  «Грани познания - 2011».
  2. Участник VII Слёта научных обществ обучающихся образовательных учреждений г. Нижневартовска.
  3. Дипломант исследовательских и творческих работ учащихся  Всероссийского фестиваля «Портфолио».
  4. Лауреат XII-ой Всероссийской компетентностной олимпиады по психологии. Институт образования человека Центр дистанционного образования "Эйдос". 
  5. Призеры городского чемпионата по интеллектуальным играм среди школьников старших классов, диплом 2 степени.

2011-2012 учебный год

  1. Призер VIII Слёта научных обществ обучающихся образовательных учреждений г. Нижневартовска, диплом 3степени.
  2. Победитель городского фестиваля-конкурса IT-проектов «Мы живем в России», номинация презентации, диплом 1 степени.
  3. Призер седьмого городского конкурса научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников, диплом 2 степени.
  4. Лауреат XIII-ой Всероссийской компетентностной олимпиады по психологии. Институт образования человека Центр дистанционного образования "Эйдос". 
  5. Призеры городского чемпионата по интеллектуальным играм среди школьников старших классов, диплом 2 степени.

          По результатам школьного мониторинга 14 обучающихся 9-11 классов, по итогам 2012-2013 учебного года приняли активное участие в различных предметных конкурсах по психологии на школьном, городском, и федеральном уровне.

Новизна профориентационного опыта в данном направлении заключается: в системном подходе к  проблеме профессионального самоопределения обучающихся старшего школьного возраста; создание оптимальных условий для профессионального самоопределения личности обучающихся в процессе усвоения основных закономерностей и методов профориентирования;  развитие самостоятельности в познавательной и практической деятельности при сохраняющейся традиционной системе преподавания в школе.          

ЛИТЕРАТУРА

1.     Афанасьева Н. В. Твой выбор / СПб.,: Речь, 2007. - 365 с.

2. Белянина О.А. Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения /Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008 г. - с.73-76.

3.  Бадил В.А., Ястребова А.П. Профильные предпочтения и профессиональный выбор: проектирование, методическое сопровождение/ СПб., 2009.-212 с.

4. Гладкова Н. Профессиональное самоопределение личности в системе "кадетский корпус - высшее военное учебное заведение" / Воспитание школьников., СПб.,  2008 -27 с.

5. Винокурова Г.А., Яшкова А.Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения // Молодежь и общество. – 2006. – №3. – С. 78-123.

6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы / М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

7. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи// СПб, 2007. - 239-242.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения /М.: Академия, 2007. - 302 с.

9. Кухарчук А.М., Лях В.В. Тесты для выбирающих профессию/Минск: Современная школа, 2008. – 288 с

10. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников: о выборе профессии, профессиографической и психосоциальной информации о профессиях, профессиональной перспективе старшеклассников // Народное образование. - 2009. - N 1. - С. С. 207-213.

11.  Курнешова Л.Е. Романова Е.С. Профориентационная работа в образовательном учреждении/ М.:Генезис, 2010. - 99 с.

12. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие/ СПб, 2010. – 288 с.

13.   Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация. – М., 2008.

14. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки/М.: Генезис , 2009 - 114 стр.

15. Резапкина Г.В. Классные часы: Беседы о самоопределении. Книга для классных руководителей/М.: Генезис , 2010 г - 78 с.

16.   Тюляева Т.И. Портфолио ученика или папка личных достижений /М.: Генезис , 2010 - 34 стр.

17.  Чистякова С.Н. Выбор профиля обучения и профессии. /М.: Генезис , 2010 г - 110 с.



Предварительный просмотр:

Код УДК.1. Психология.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА  КАК  УСЛОВИЕ  ФОРМИРОВАНИЯ  ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н.Г.Костюченко  

студент магистратуры 2 курса,  кафедры психологии образования и развития

Место работы: МБОУ «СШ№30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Т.В.Снегирева

Место работы:  г. Нижневартовск, ФГБОУ ВО НВГУ

Аннотация: статья посвящена анализу проблемы профессионального  самоопределения старшеклассников,  которая  требует  компетентного подхода, глубокого  осмысления  в  условиях изменения системы образования и общества. Основной целью статьи является анализ изучения профориентационной  компетентности обучающихся.  Для реализации поставленной цели применялись  следующие методы:  анализ научной литературы;  определение сущности понятий «компетентность профессионального самоопределения», «ключевые компоненты профориентационной компетентности», «индивидуально-образовательный маршрут»;  анализ  условий  профессионального самоопределения старшеклассников. В рамках данного исследования были проанализированы работы советских и российских ученых.

         На основании изученных материалов,  автор приходит к выводу, что  для развития профессионального  самоопределения обучающихся старших классов возникает необходимость в поиске новых подходов педагогического сопровождения.  В связи с этим выявлена и обоснована необходимость создания образовательного пространства, в  котором  определены  специальные  условия для  профессионального самоопределения выпускника школы.  В качестве примера автор приводит схему психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников разработанную педагогическим коллективом МБОУ «СШ№30 с углубленным изучением отдельных предметов».  Главное достоинство схемы – углубленная работа в рамках построения индивидуально-образовательного маршрута выпускника. Эффективность формирования профориентационной компетентности обучающегося подтверждается  грамотно выстроенным индивидуально-образовательным маршрутом.  Материал по исследуемой теме будет интересен  работающим специалистам в системе общего и специального образования.

Ключевые слова: компетентностью профессионального самоопределения; ключевые компоненты профориентационной компетентности; индивидуально образовательный маршрут.

 

DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

N. G.Kostyuchenko

student, 2nd year, Department of education psychology and development

Affiliation: MBOU "school№30 in-depth study of specific subjects"

Scientific head: Cand. the course of studies. Sciences, associate Professor

T. V. Snegireva

Place of work: Nizhnevartovsk, FSBEI, NUGU

Abstract: the article analyzes the problems of professional self-determination of senior pupils, which requires a competent approach, a deep understanding in terms of changes in the education system and society. Main goal of this article is the analysis of career guidance competence. To achieve this goal were used the following research methods: scientific literature analysis; definition of essence of concepts "competence professional self-determination", "the key components of professional competence", "individual educational route"; the analysis of conditions of professional self-determination of senior pupils. In this study, were analyzed the works of Soviet and Russian scientists.

 On the basis of the studied materials, the author comes to the conclusion that the development of professional identity of students of the senior classes there is a need to search for new approaches of pedagogical support. In this regard, and identified the necessity of creating educational space that defines special conditions for professional self-actualization of the graduate school. As an example, the author gives a scheme of psychological and pedagogical support of professional self-determination of high school students developed by the teachers MBOU "school№30 in-depth study of specific subjects". The main advantage of the schema – in-depth work within the framework of building an individual educational route of a graduate. The efficiency of formation of professional competence of the student is confirmed by the well-built individual educational route. Material on the subject will be of interest to working professionals in General and special education.

Key words: competence, professional self-determination; the key components of professional competence; an individual educational route.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. на старшей ступени образовательной школы ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения). Данная задача требует переосмысления и модификации подходов, связанных с созданием  единой  системы профессионального самоопределения выпускника через  раскрытие и использование способностей, личностной  инициативности, раскрытия мотивации и жизненной ориентации  обучающихся старшего школьного возраста.    В  Федеральном  государственном образовательном  стандарте  (ФГОС)  нового поколения анализируется  установка на  успешного в  профессиональном самоопределении  выпускника, выделяется ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; общественно-значимые мотивы выбора профессии; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии.

          Проблема профессионального самоопределения старшеклассников подробно изучалась в отечественной психологии и педагогике.  Понятия «компетентность профессионального самоопределения», «ключевые компоненты профориентационной компетентности», «индивидуально образовательный маршрут», являются базовыми  в области исследования  профориентации школьника.  Под  «компетентностью профессионального самоопределения»  понимается  возможность обучающегося проектировать свое дальнейшее профессиональное  развитие на основе осознания своих интересов и способностей, мотивации выбора своей будущей профессии, способности нести ответственность за результаты самостоятельного выбора своей будущей профессии, определении в связи с этим своих образовательных целей и задач. [8.С.16].  В  основу нашего исследования легли разработанные  С.Н. Частиковой параметры  профориентационной компетентности школьника,  которые включают в себя:  потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;  коррекции соответствующих им ближних и дальних целей, использовании внешних и внутренних ресурсов, приобретении  опыта создания личностно значимых образовательных продуктов,  способности противостоять внешним манипулятивным действиям,  умении владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда, о необходимости запрашивать помощь специалиста. [9.С.110].  Следует отметить, что  вышеуказанные  параметры   находят свое отражение  в  современных требованиях образовательного стандарта.  Критериями профориентационной компетентности обучающихся занимались многие ученые,  в частности: Г. Резапкина, А. В. Хуторской, Н. С. Пряжников, П.С. Лернер и др.  Так, например, П.С. Лернер важными считал следующие показатели профессионально значимой компетентности:  умение обучающихся вербализовать трудовые действия,  обсуждать их и оценивать результаты;  знание алгоритмов действий  определяющих процесс самоопределения; готовность старших школьников к проектированию индивидуально-образовательного маршрута. Основной акцент ставится на проектирование и разработку индивидуально-образовательного маршрута обучающегося.  Индивидуально-образовательный маршрут определяется учеными  как персональный путь  обучающегося в освоении содержания образования (ФГОС) с учетом его индивидуально-психологических особенностей, познавательных интересов и жизненных планов (С.В.Воробьевой, Н.А.Лабунской, А.П. Тряпицыной). [10].   Иными словами, ключевая компетентность выпускника должна  заключаться в  проектировании своего  индивидуально-образовательного маршрута. При проектировании индивидуально-образовательного маршрута  обучающийся  при помощи психолога актуализирует комплекс знаний,  умений и навыков: умении  работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания обучающегося и страны в целом; устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми;  совместно с педагогами составлять индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии. Учитывая степень важности проводимого исследования,  нами была разработана схема психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. ( Рис. 1.)

           В данной схеме указаны  необходимые условия, методологические основы, направления работы  в рамках  профориентации.  

Рис. 1. Схема  психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Центральное место в структурной схеме   отводится  индивидуально-образовательному маршруту выпускника.  Структура  индивидуально-образовательного  маршрута  обучающегося включает  следующие  компоненты: психодиагностика  интересов, склонностей и способностей выпускника; профессиограмма выстроенная на основе углубленного психоконсультирования;  профиль обучения; конкретизированная  специальность;  учебное  заведение;   экзамены (дисциплины) по выбору в форме ЕГЭ;  портфолио достижений.  Углубленная работа в рамках построения индивидуально-образовательного маршрута обучающегося позволяет детально скорректировать намеченную программу. В качестве примера,  приведем выстроенные индивидуально-образовательные маршруты  выпускников  МБОУ «СШ№30 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижневартовска.

           По результатам психодиагностики  и  индивидуального  консультирования определился индивидуально-образовательный маршрут выпускника 2016 года К.Савелия:  область   выраженного профориентационного интереса лежит в сфере иностранные языки и переводоведения;  профессиональный тип личности – социальный; мотив профессионально-жизненного самоопределения соответствует высокому уровню; профиль - социально-гумманитарный;  специальность - «Международные отношения». В выбранном профессиональном направлении были обозначены профильные дисциплины для поступления в  ВУЗ: английский язык, русский язык, история.  В индивидуальное портфолио выпускника вошли следующие достижения: является победителем межрегионального фестиваля ученических проектов «Открытие мира», «Воспоминания и мемуаристка как источник социальной памяти», «Юность. Наука. Культура»,  «Первые шаги в науке», 2016 г.  Имеет курсовую подготовку в лингвистическом центре при «Тюменском государственном университете», 2015г, сертификат уровень B2, (Upper-Intermediate). Является  медалистом по окончании образовательного учреждения. Суммарный балл по ЕГЭ составил 254 балла.  Окончательный выбор учебного заведения: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность - «Международные отношения». На сегодняшний день является студентом  первого курса  СПбГУ.

          Индивидуально-образовательный маршрут  М.Александра, выпускник 2011 года:  область выраженного профориентационного интереса лежит в сфере военные специальности;  профессиональный тип личности – социальный; мотив профессионально-жизненного самоопределения соответствует высокому уровню;  профиль - оборонно-спортивный;  специальность - «Информационная безопасность»; учебное заведение - Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. В выбранном профессиональном направлении были обозначены профильные дисциплины для поступления в  ВУЗ: русский язык, история, обществознание. Конкретизированы профессионально важные качества военного:  хорошая физическая подготовка, эмоциональная устойчивость. Замер показателей физической  подготовки составил:  бег на 100 метров -14 секунд, подтягивание -18 раз, сборка оружия  на время – 17 секунд, стрельба по мишени 34 балла (2 место).  Является активным участником общественного движения «Казачий дозор-Югра», военно-спортивной игры «Казачий сполох». Участник городского Слета научных обществ обучающихся. Прошел стажировку в Санкт-петербургском военном училище, 2010 год (летний период). Окончательный выбор учебного заведения - Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. На сегодняшний день сотрудник правоохранительной деятельности,  специальность - «Информационная безопасность».  

         Важно отметить, что  в  силу социально-экономических причин, незапланированных обстоятельств  не у всех школьников получается с первого раза выстроить свой индивидуально-образовательный маршрут. В данной ситуации требуется полная включенность всех субъектов образовательного учреждения.

        Результаты работы по построению индивидуально-образовательных маршрутов подтверждаются мониторинговыми замерами. Согласно школьному мониторингу, мотив профессионально-жизненного самоопределения старшеклассников составил в  2015-2016 – 78%. (Рис. 2.)

               

                    Рис.2. Мотив профессионально-жизненного самоопределения старшеклассников

Уровень  коммуникативной  компетентности  обучающихся  старшего школьного возраста составил в 2015-2016 учебном году – 94%. (Рис. 3.)

Рис.3.  Уровень коммуникативной компетентности старшеклассников

Расширилась география поступления выпускников в престижные Вузы различных городов России: Нижневартовск, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Челябинск,  Сургут, Томск, Оренбург и другие. Спектр выбираемых специальностей  увеличился и стал включать огромное количество профессий:  психология, международные отношения, приборостроение, медицина,  финансы и кредит, землеустройство и кадастры, журналистика, архитектура и другие.

          Таким образом, необходимо выделить ключевые условия для формирования индивидуально-образовательного маршрута выпускника: соблюдение  основных подходов и принципов профориентационной поддержки, учет индивидуальных и возрастных особенностей, оказание  своевременной помощи и поддержки, применение активных форм и методов профориентирования на практике, учет вариативности направлений.  Вышеуказанные условия  дают основание утверждать о формирование профориентационной компетентности  обучающихся, которая  выражается в грамотно выстроенном  индивидуально-образовательном  маршруте.

          В ходе исследования был выявлен диапазон  вопросов, которые требуют  широкого обсуждения  и детальной  проработки индивидуально-образовательного маршрута выпускника:  создание сайта для обучающихся и родителей «Профконсультант»;  организация  из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками.

Список литературы

1.     Афанасьева Н. В. Твой выбор / СПб.,: Речь, 2009. - 365 с.

2. Белянина О.А. Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения /Пенза.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения /М.: Академия, 2008. - 302 с.

4.  Курнешова Л.Е. Романова Е.С. Профориентационная работа в образовательном учреждении/ М.:Генезис, 2010. - 99 с.

5. Пряжников Н.С.,.Теория и практика профессионального самоопределения. Методическое пособие/ Москва, 2010. – 13 с.

6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки/М.: Генезис, 2009 - 114 с.

7. Распоряжение Правительства РФ «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 07. 09. 2010 №1507-р (ред. от 05.12.2011) (вместе с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг).

8. Хуторской А.В.Педагогическая инноватика../М: Издательский центр «Академия», 2010 г – 16 с.

9.  Чистякова С.Н. Выбор профиля обучения и профессии. /М.: Генезис , 2010 г - 110 с.

10. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория [Электронный ресурс]. URL: http://www.niro.nnov.ru.

© Н.Г.Костюченко, 2016