Здоровьесберегающая педагогика.

Лопарева  Анна Самуиловна

Здоровьесберегающая педагогика: понятие, принципы, условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_zdorsber_pedagogika.pptx218.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающая педагогика Подготовил: Лопарева А.С., педагог – психолог МБДОУ № 39 «Сказка» комбинированного вида г. кызыла Республики Тыва

Слайд 2

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно - образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Слайд 3

здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность оу обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья детей и педагогов

Слайд 4

Оптимизация воздействия педагога Обучение здоровью, воспитание культуры здоровья детей и педагогов Оптимизация организации образовательного процесса Формирование здоровьесберегающего пространства оу СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Слайд 5

Принципы здоровьесберегающей педагогики принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов (весь УВП оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье детей и педагогов) принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья) принцип непрерывности и преемственности (постоянно, на всех ступенях обучения) динамизм (возможность изменения, преобразования) открытость (связь с другими социальными институтами, широким социумом) гибкость (учет новых возможностей субъектов образования и социально-культурного пространства) саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление) принцип субъект - субъектного взаимоотношения с воспитанниками (индивидуальный подход к обучающемуся) принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям детей (соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям ребенка)

Слайд 6

Принципы здоровьесберегающей педагогики комплексный междисциплинарный подход (согласованное взаимодействие всех участников образовательного процесса) принцип гармонического сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий (обучение здоровью; воспитание культуры здоровья; формирование здоровья; укрепление здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики) принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии (следует оберегать человека от всех вредных воздействий; повышение возможностей человека) принцип формирования ответственности детей за свое здоровье (как частный случай ответственности за свое поведение, свою жизнь) принцип отсроченного результата принцип контроля за результатами (мониторинговые исследования, диагностика ) принцип природосообразности ( соответствие педагогического влияния природе ребенка) принцип социосообразности (создание приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребенка)

Слайд 7

Принципы здоровьесберегающей педагогики принцип амбивалентности (организация педагогического влияния, согласованного с изменчивыми средовыми и внутренними условиями) принцип любви в обучении и воспитании (отказ от функциональных педагогических отношений и выстраивание глубинного, ценностного, эмоционального взаимодействия во всей полноте личной включенности в него педагога, способного вызвать такую же включенность ребенка) принцип глубинного общения и воспитания (активизация собственных внутренних усилий ребенка по самоусовершенствованию, мобилизация личностных ресурсов у подрастающих поколений) принцип приоритета духовной поддержки над коррекцией поведения в воспитании (требование преимущественно полагаться на внутреннее единение с ребенком, на поддержание его духовных сил, использовать возможности вдохновлять ребенка, поднимать его веру в себя и надежду на будущее)

Слайд 9

К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести: организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей организацию питания обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками физическое воспитание детей Система общеоздоровительных мероприятий включает: обучение детей уходу за своим телом закаливание витаминизацию блюд фитопрофилактику натуропатию освоение упражнений психосаморегуляции состояния оптимизацию двигательной деятельности детей Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка

Слайд 10

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно . При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле . Организация ухода за детьми должна стать предметом особой заботы и контроля со стороны руководителя дошкольного учреждения . Отличный уход за детьми — это, по существу, главный компонент оздоровительной деятельности.

Слайд 11

Основные характеристики педагогики оздоровления: представления о здоровом ребенке как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей работа по оздоровлению детей не может осуществляться только медицинскими методами эффективность применения медицинских методов возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами

Слайд 12

Основные идеи педагогики оздоровления можно реализовать через программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4—7 лет, а ее ключевым принципом должен являться индивидуально-дифференцированный подход. К числу других основных принципов педагогики оздоровления относятся: развитие творческого воображения. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение. формирование осмысленной моторики. Движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности ; формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Слайд 13

Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности .

Слайд 14

. Список литературы: Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: «Учитель», 2009. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.- с. 21 – 28 Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: «Т.Ц. Сфера», 2005. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. – Волгоград: «Учитель», 2007. Здоровье детей - здоровье нации. Сборник материалов научно-практической конференции.- Санкт-Петербург, 2008. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. – Волгоград: «Учитель», 2009. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: «Учитель», 2008. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002 . Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2010. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: «Учитель», 2009 . Педагогика и психология здоровья //Под ред. Н. К. Смирнова. - М.: АПКиПРО , 2003.- с. 63-68 Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2008 . Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. - 2007. - № 2 . Тарасова Т.А., ВласоваЛ.С . Я и мое здоровье. - М.: «Школьная Пресса», 2008 . Татарникова Л.Г. Технологии валеологического развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. - Санкт-Петербург, 2006. Тихомирова л.ф . Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. -Ярославль, 1997. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001. Шарманова С. Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С. Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - № 4.- c. 40-45