Психологические аспекты суицидальных проявлений обучающихся.

Кокоулина Мария Васильевна

В данном материале вы найдете информацию о том, каковы причины и признаки подросткового суицида, как его предотвратить и что делать, если вы заметили,что ваш ребенок близок к этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suitsid.pptx704.91 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Информационная поддержка по предупреждению травматических стрессовых расстройств у подростков» Подготовил: педагог-психолог Кокоулина М.В. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Слайд 2

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, лишение себя жизни ( травматическое стрессовое расстройство, аутоагрессия ).

Слайд 3

Данное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В России частота подобных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. По данным официальной статистики от этого ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток. Лишь у 10% подростков имеется истинное желание убить себя, в 90% такое поведение – это «крик о помощи», обращенный к родным и близким. Неслучайно, что 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время. В среднем каждая 4-я попытка заканчивается смертью по неосторожности. Отмечается, что в 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.

Слайд 4

Различают следующие типы аутоагрессивного поведения : Демонстративное поведение В основе этого типа лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные действия совершаются с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Аффективное поведение В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает подобные действия . Истинное поведение Х арактеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению действия . При таком типе подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.

Слайд 5

Причины травматических стрессовых расстройств 1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. 2 . Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. 3 . Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация). 4 . Депрессия.

Слайд 6

Давление со стороны родителей, сверстников, педагогов Как бы это ни было неприятно осознавать, но наиболее часто встречающиеся причины таких попыток – конфликты в семье, в которых каждая из сторон не желает пойти другой навстречу. Принятое на сегодня, судя по опросам тысяч детей, систематическое осуждение родителями своих детей за плохие отметки, эгоистичное поведение, агрессивные выходки зачастую имеет характер не серьезного разговора «по душам», а скорее раздраженно – озлобленного критиканства без оставления подростку хоть какой - нибудь надежды на исправление. Такая критика идет совсем не во благо и уж никак не способствует исправления подростком своего поведения и характера. Наряду с этой указывается и другая причина – взаимоотношения со сверстниками. Подростки как будто пытаются доказать всему миру свою значимость и уникальность. Важно понять, что попытки детей лишить себя жизни являются и «детским» способом разрешить тот или иной конфликт, выйти из конфликтной ситуации, просто перестать мешать кому – то.

Слайд 7

К «группе риска» по аутоагрессии относятся подростки: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от болезней или покинутые окружением подростки; из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей, жестокое обращение в семье; из семей, в которых были случаи суицидов.

Слайд 8

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе т равматического стрессового расстройства, аутоагрессии : потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней, частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость), необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

Слайд 9

ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие, уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку», нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы, погруженность в размышления о смерти, отсутствие планов на будущее, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Слайд 10

Возможные мотивы Поиск помощи - большинство людей, думающих об этом, не хотят умирать. Это рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности). Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему. Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье. Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Слайд 11

Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков Утрата обоих родителей (5) Утрата одного из родителей или развод в семье (4) Тяжелая психологическая атмосфера в семье (4) Изоляция в детском коллективе (4) Несправедливые методы воспитания, подавление (4) Тяжелые соматические болезни, инвалидность (3) Отсутствие опоры на любящего взрослого (3) Неудачи в учебе, низкие школьные успехи (3) Акцентуации характера (3) Употребление алкоголя и наркотиков (2) Нарушение контроля, импульсивность (2) Низкая самооценка (1) Тяжело протекающий подростковый возраст (1) Пассивность, робость, несамостоятельность (1) Суммируйте все баллы. Дети, набравшие более 25 баллов, могут быть учтены в группе риска.

Слайд 12

Профилактика З а любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые ! Ко всем намекам на это следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции. Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики подобных действий. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Слайд 13

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности (семья, друзья, любимые занятия и т.д.) Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период. И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Слайд 14

Высказывание угрозы аутоагрессии заставляет нас насторожиться (как психологов, так и родителей с педагогами). Важно обратить на это внимание, ведь это определенный сигнал. Бывают случаи, когда родители сами в разговоре зачастую говорят об отсутствии желания жить. А поскольку родительский пример – самый важный и запоминающийся детям, то им грех не повторить за мамой или папой. Если Вы заметили за собой такую особенность, постарайтесь воздержаться от таких высказываний или сообщать о своих ощущения позитивно (Я так жить не могу. – Мне нужно отдохнуть и я посмотрю на все новыми глазами.). Вообще, закономерно, что у родителей – оптимистов дети перенимают их радостное мироощущени е. Мы даем краткие рекомендации по поведению с ребенком, высказывающим угрозы. Если они слишком общие, то лишь потому, что каждый случай уникален. Обязательным условием в разрешении возникшей проблемы является обращение к специалистам (психологам, психиатрам, психотерапевтам) по месту жительства.

Слайд 15

Как помочь подросткам Выслушивайте - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему (ей) возможность высказаться. Задавайте во­просы и внимательно слушайте. Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом, большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать этого, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность. Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом акте аутоагрессии . Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, могут изображать излишнюю тревожность, гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез. Задавайте вопросы – обобщайте. «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…», «Большинство людей задумывалось об этом…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получа­ете ответ, переходите на конкретику. «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?» Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах. Подчеркивайте временный характ ер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации . Взрослому, пытающемуся помочь подростку, в поведении которого прослеживаются данные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы .

Слайд 16

Нельзя Можно - Стыдить и ругать ребенка за его намерения - Следует подбирать ключ к загадке суицида, помочь разобраться в причинах - Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения - Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида - Относиться к ребенку формально - Дать почувствовать, что его принимают как личность и его жизнь кому – то небезразлична - Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию - Выслушать подростка, используя слова: «Я слышу тебя». Помочь самому или выяснить, кто конкретно может помочь в создавшейся ситуации - Оставлять ребенка одного в ситуации риска - Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п. - Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка - Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями

Слайд 17

Факторы, препятствующие возникновению аутоагрессивного поведения у подростков эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; выраженное чувство долга, обязательность; концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба; учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения; убеждения о неиспользованных жизненных возможностях; наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов; наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении ;

Слайд 18

психологическая гибкость и адаптированность , умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности . наличие актуальных жизненных ценностей, целей; проявление интереса к жизни; привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними; уровень религиозности и боязнь греха самоубийства; планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни; негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства . Чем большим количеством жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Слайд 19

Всероссийский телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122 (Круглосуточно, анонимно) Окружной телефон доверия 8-800-101-12-12 (8.00-20.00) 8-800-101-12-00 (20.00-8.00) (Бесплатно, анонимно)

Слайд 20

« Мы считаем, что между матерью и ребенком всю жизнь (!) сохраняется энергоинформационный обмен. Но он ослабевает в результате непонимания, ссор, отсутствия истинной любви. Если убрать эти «завалы», обмен станет сильным, как в раннем детстве. Тогда мать сможет воспитывать и лечить ребенка на расстоянии, занимаясь собственным самоусовершенствованием. Есть уже немало конкретных случаев, когда в результате такого переосознания матерями своего отношения к ребенку дети вылечивались от тяжелейших наркологических диагнозов ». В. Ярцев

Слайд 21

Так надо ли доводить ситуацию до того, чтобы говорить если бы…Не много ли их будет? Ведь в основе наших духовных сил лежит ЕЖЕДНЕВНЫЙ духовный подвиг любви к нашим близким, к нашим детям. А там, где есть место подвигу , нет места страху и бессилию!

Слайд 22

Спасибо за внимание!