Родительское собрание скоро в школу
Мотивационная готовность детей к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie_na_r.s._podgotovitelnykh_grupp.docx | 69.42 КБ |
Мотивационная готовность к школе | 927.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ИРМО «Марковский детский сад
комбинированного вида»
Выступление на родительском собрании
«Скоро в школу»
По теме:
«Мотивационная готовность к школьному обучению»
Педагог-психолог
Петрушина Е.С.
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно, что вы нашли возможность прийти на наше мероприятие. Сегодня наша встреча посвящена обсуждению психологической готовности детей к школьному обучению.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе еще до поступления в школу?
- Что же такое «мотивационная готовность к школе»?
Попробуем сегодня разобраться.
Итак, Психологическая готовность к школе – это комплексная характеристика, включающая определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольному поведению и социальной позиции школьника.
Мотивационная готовность к школе - подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
На сегодняшний день мы выделяем следующие характеристики психологической готовности к школьному обучению. Это Мотивационная готовность, Произвольность поведения, произвольность интеллектуального развития дошкольника и, конечно же, умение социализироваться в обществе, т.е. коммуникативные навыки.
Сегодня остановимся на мотивационной готовности
- принятие новой социальной позиции;
- позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе;
- развитие желания ходить в школу;
- объективность самооценки
Таким образом, ваш ребенок должен знать и уметь:
- Свое имя, отчество и фамилию;
- Свой возраст (желательно дату рождения);
- Свой домашний адрес, город, страну в которой живет;
- Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник;
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (лево-право, вверх-низ и т.д.);
- Запомнить и назвать 6-9 предметов, картинок и слов;
- Уметь свободно считать от 1 до 10 и обратно
- Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 мин).
А также владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предмета с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
Домашних и диких животных и их детенышей.
Транспорт наземный, водный, воздушный.
Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
На данный момент была проведена диагностика мотивационной готовности дошкольника по методикам, которые показаны на экране. Дальше расссмотрим более подробно
Диагностика проводится за год до поступления в школу и позволяет выявить проблемные сферы с точки зрения психологической готовности к школе. Потому что за год до школы можно помочь ребенку в решении выявленных проблем. В конце учебного года будет проводиться повторная диагностика для оценки степени решения поставленных задач. Результаты данной диагностики позволят сформулировать рекомендации вам родителям по подготовки детей к школе (на лето).
Сегодня в нашем саду будущих выпускников 87 человек, из них 64 человека были диагностированы.
Смотрим результат. НО ПРОШУ заметить, что все получившиеся результаты к концу года однозначно изменятся.
Итак, методика графический диктант: выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
Таким образом, 42% детей с заданием справились, у 32 % детей возникли трудности в основном в самостоятельном действии. И 26% детей не справилось с заданием, что говорит о несформированности произвольного поведения, о невнимательности и неусидчивости этих детей.
Уровень самооценки у большинства детей в пределах нормы.
Степень психосоциальной зрелости. Прошу обратить особое внимание на результаты. Потому что эти данные показывают нам осведомленность детей в основных базовых областях знаний.
По таблице видно, что 56% ребятишек с заданием справились, но оставшиеся 44% не могут ответить на элементарные вопросы. Например: ФИО мамы и папы, отвечаю мама Таня папа Дима, адрес проживания вон в том доме или вон там. И т.д.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
(по методике М. Р. Гинзбург)
Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
1. Собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, - учебный.
2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения, - социальный.
3. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, - позиционный.
4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п., - внешний.
5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу, - игровой.
6. Мотив получения высокой отметки - отметка.
В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
У 37% учебный мотив, что говорит о желании получать знания.
У 33% оценочный мотив, т.е. ребенок хочет идти в школу, чтобы получить хорошую отметку, а не получать знания, умения и т.д.
У 14% детей социальный мотив, что означают понимание необходимости в учении.
У 8 % детей преобладает внешний мотив т.е. например подчинение требованием взрослых
У 6% игровой мотив, т.е. незнание о школе и чем там занимаются
И у 2% позиционный мотив, что говорит о стремлении занять новое положение в социуме.
Таким образом, для формирования мотивационной готовности необходимо:
- Не запугивайте ребенка школой
- Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д.
- Беседовать о школе, о школьных правилах.
- Меньше обсуждать трудности обучения.
- Лепить, конструировать, делать аппликации на школьную тему.
- Покупать вместе принадлежности для школы.
- Рассматривать картинки про школьную жизнь.
- Рассказывать о школьной жизни родителей (можно показать фото, вспомнить забавные случаи).
- Рисовать школу, играть в школу.
Мы рассмотрели мотивационную готовность дошкольников.
Если что-то осталось непонятным, можете задать вопросы, а также предлагаю вам прийти на индивидуальное консультирование. Мой график работы.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическая готовность к школе – это комплексная характеристика, включающая определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольному поведению и социальной позиции школьника.
Характеристики психологической готовности детей к школьному обучению Мотивационное развитие ребенка Произвольность поведения Произвольность интеллектуальной сферы Коммуникативное развитие ребенка
Мотивационное развитие ребенка принятие новой социальной позиции; позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе; развитие желания ходить в школу;; объективность самооценки.
Произвольность поведения Умение сознательно подчинять свои действия правилу; Умение ориентироваться на заданную систему требований; Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; Умение овладевать своими эмоциями.
Произвольность интеллектуальной сферы развитие внимания, памяти и других познавательных процессов; сформированные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; умение устанавливать связи между явлениями и событиями ; у мение сравнивать, выделять сходное и отличное.
Коммуникативное развитие ребенка гибкое владение способами установления взаимоотношений; развитие потребности в общении; умение подчиняться правилам и нормам; умение действовать совместно, согласовывать свои действия;
Свое имя, отчество и фамилию; Свой возраст (желательно дату рождения); Свой домашний адрес, город, страну в которой живет; Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию; Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник; Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (лево-право, вверх-низ и т.д.); Запомнить и назвать 6-9 предметов, картинок и слов; Уметь свободно считать от 1 до 10 и обратно Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 мин). К 6–7-и годам ребенок должен знать
Диагностика мотивационной готовности дошкольников Список методик: Графический диктант , разработанный Д. Б. Элькониным ; Определение мотивов учения , по методике М.Р.Гинзбург ; Методика исследования самооценки «Лесенка». Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.
Результаты диагностики дошкольников Всего детей в подготовительных группах – 89 человек Диагностировано – 64 ребенка
Рекомендации для родителей:
График работы педагога-психолога 8.00 – 15.00 Среда – методический день с 10.00 – 17.00 Время консультаций для родителей: Ежедневно с 9.00 – 10.00 Четверг с12.00 – 14.00
Спасибо за внимание