Родительское собрание скоро в школу

Петрушина Екатерина Сергеевна

Мотивационная готовность детей к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО «Марковский детский сад

комбинированного вида»

Выступление на родительском собрании

«Скоро в школу»

По теме:

«Мотивационная готовность к школьному обучению»

Педагог-психолог

Петрушина Е.С.

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно, что вы нашли возможность прийти на наше мероприятие. Сегодня наша встреча посвящена обсуждению психологической готовности детей к школьному обучению.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе еще до поступления в школу?

- Что же такое «мотивационная готовность к школе»?

 Попробуем сегодня разобраться.

Итак, Психологическая готовность к школе – это комплексная характеристика, включающая определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольному поведению и социальной позиции школьника.

Мотивационная готовность к школе - подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

На сегодняшний день мы выделяем следующие характеристики психологической готовности к школьному обучению. Это Мотивационная готовность, Произвольность поведения, произвольность интеллектуального развития дошкольника и, конечно же, умение социализироваться в обществе, т.е. коммуникативные навыки.

Сегодня остановимся на мотивационной готовности

  • принятие новой социальной позиции;
  • позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе;
  • развитие желания ходить в школу;
  • объективность самооценки

Таким образом, ваш ребенок должен знать и уметь:

  • Свое имя, отчество и фамилию;
  • Свой возраст (желательно дату рождения);
  • Свой домашний адрес, город, страну в которой живет;
  • Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник;
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (лево-право, вверх-низ и т.д.);
  • Запомнить и назвать 6-9 предметов, картинок и слов;
  • Уметь свободно считать от 1 до 10 и обратно
  • Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 мин).

А также владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предмета с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

Домашних и диких животных и их детенышей.

Транспорт наземный, водный, воздушный.

Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

На данный момент была проведена диагностика мотивационной готовности дошкольника по методикам, которые показаны на экране. Дальше расссмотрим более подробно

Диагностика проводится за год до поступления в школу и позволяет выявить проблемные сферы с точки зрения психологической готовности к школе.  Потому что за год до школы можно помочь ребенку в решении выявленных проблем. В конце учебного года будет проводиться повторная диагностика для оценки степени решения поставленных задач. Результаты данной диагностики позволят сформулировать  рекомендации вам родителям по подготовки детей к школе (на лето).

Сегодня в нашем саду будущих выпускников 87 человек, из них 64 человека были диагностированы.

Смотрим результат. НО ПРОШУ заметить, что все получившиеся результаты к концу года однозначно изменятся.

Итак, методика графический диктант: выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого. 

Таким образом, 42% детей с заданием справились, у 32 % детей возникли трудности в основном в самостоятельном действии. И 26% детей не справилось с заданием, что говорит о несформированности произвольного поведения, о невнимательности  и неусидчивости этих детей.

Уровень самооценки у большинства детей в пределах нормы.

Степень психосоциальной зрелости. Прошу обратить особое  внимание на результаты. Потому что эти данные показывают нам осведомленность детей в основных базовых областях знаний.

По таблице видно, что 56% ребятишек с заданием справились, но оставшиеся 44% не могут ответить на элементарные вопросы. Например: ФИО мамы и папы, отвечаю мама Таня папа Дима, адрес проживания вон в том доме или вон там. И т.д.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

(по методике М. Р. Гинзбург)

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

1. Собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, - учебный. 

2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения,  - социальный.

3. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, - позиционный. 

4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п., - внешний. 

5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу, - игровой. 

6. Мотив получения высокой отметки - отметка. 

В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

У 37% учебный мотив, что говорит о желании получать знания.

У 33% оценочный мотив, т.е. ребенок хочет идти в школу, чтобы получить хорошую отметку, а не получать знания, умения и т.д.

У 14% детей социальный мотив, что означают понимание необходимости в учении.

У 8 % детей преобладает внешний мотив т.е. например подчинение требованием взрослых

У 6% игровой мотив, т.е.  незнание о школе и чем там занимаются

И у 2% позиционный мотив, что говорит о стремлении занять новое положение в социуме.

Таким образом, для формирования мотивационной готовности необходимо:

  • Не запугивайте ребенка школой
  • Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д.
  • Беседовать о школе, о школьных правилах.
  • Меньше обсуждать трудности обучения.
  • Лепить, конструировать, делать аппликации на школьную тему.
  • Покупать вместе принадлежности для школы.
  • Рассматривать картинки про школьную жизнь.
  • Рассказывать о школьной жизни родителей (можно показать фото, вспомнить забавные случаи).
  • Рисовать школу, играть в школу.

Мы рассмотрели мотивационную готовность  дошкольников.

Если что-то осталось непонятным, можете задать вопросы, а также предлагаю вам прийти на индивидуальное  консультирование. Мой график работы.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность детей к школе Родительское собрание будущих первоклассников МДОУ ИРМО «Марковский детский сад» Педагог-психолог Петрушина Екатерина Сергеевна

Слайд 2

Психологическая готовность к школе – это комплексная характеристика, включающая определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольному поведению и социальной позиции школьника.

Слайд 3

Характеристики психологической готовности детей к школьному обучению Мотивационное развитие ребенка Произвольность поведения Произвольность интеллектуальной сферы Коммуникативное развитие ребенка

Слайд 4

Мотивационное развитие ребенка принятие новой социальной позиции; позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе; развитие желания ходить в школу;; объективность самооценки.

Слайд 5

Произвольность поведения Умение сознательно подчинять свои действия правилу; Умение ориентироваться на заданную систему требований; Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; Умение овладевать своими эмоциями.

Слайд 6

Произвольность интеллектуальной сферы развитие внимания, памяти и других познавательных процессов; сформированные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; умение устанавливать связи между явлениями и событиями ; у мение сравнивать, выделять сходное и отличное.

Слайд 7

Коммуникативное развитие ребенка гибкое владение способами установления взаимоотношений; развитие потребности в общении; умение подчиняться правилам и нормам; умение действовать совместно, согласовывать свои действия;

Слайд 8

Свое имя, отчество и фамилию; Свой возраст (желательно дату рождения); Свой домашний адрес, город, страну в которой живет; Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию; Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник; Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (лево-право, вверх-низ и т.д.); Запомнить и назвать 6-9 предметов, картинок и слов; Уметь свободно считать от 1 до 10 и обратно Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 мин). К 6–7-и годам ребенок должен знать

Слайд 9

Диагностика мотивационной готовности дошкольников Список методик: Графический диктант , разработанный Д. Б. Элькониным ; Определение мотивов учения , по методике М.Р.Гинзбург ; Методика исследования самооценки «Лесенка». Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Слайд 10

Результаты диагностики дошкольников Всего детей в подготовительных группах – 89 человек Диагностировано – 64 ребенка

Слайд 15

Рекомендации для родителей:

Слайд 16

График работы педагога-психолога 8.00 – 15.00 Среда – методический день с 10.00 – 17.00 Время консультаций для родителей: Ежедневно с 9.00 – 10.00 Четверг с12.00 – 14.00

Слайд 17

Спасибо за внимание