Техника рисования песком как способ гармонизации эмоционального состояния младшего школьника

Степанова Татьяна Игоревна

Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт среди результатов образования выделяет социализацию, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. В этой связи можно отметить такую задачу психолого-педагогического сопровождения учащихся как реализация программ преодоления трудностей обучения, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. А в качестве содержания сопровождения – профилактику и коррекцию дезадаптивных форм поведения, профилактику асоциального поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника рисования песком как способ гармонизации эмоционального состояния младших школьников в рамках формирования культуры здорового образа жизни

Педагог-психолог Степанова Т.И.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей№87 имени Л.И.Новиковой

Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт среди результатов образования выделяет социализацию, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. В этой связи можно отметить такую задачу психолого-педагогического сопровождения учащихся как реализация программ преодоления трудностей обучения, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. А в качестве содержания сопровождения – профилактику и коррекцию дезадаптивных форм поведения, профилактику асоциального поведения.

С 2012 года в МБОУ лицей №87 имени Л.И.Новиковой г.Нижнего Новгорода функционирует программа «Волшебный мир Сенсорной комнаты» для учащихся начальной школы, основной целью которой является психологическая адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Одним из элементов этого цикла занятий является работа со световым столом для рисования песком. Данный  вид  рисования  -  один  из  самых  необычных  способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Этот необычный вид искусства называется Sand art,  т.  е.  "искусство  песка".  Песок  -  та  же  краска,  только  работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.  Рисование  песком  является  одним  из  важнейших  средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной  и  творческой  деятельностью.  Это  один  из  способов изображения  окружающего  мира.  По  мере  освоения  техники  рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества  как  средство  коррекции  психики  позволяет  маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования  песком,  ребенок  получает  возможность  выбора,  что,  в  свою очередь,  обеспечивает  творческий  характер  детской  продуктивной деятельности. Песок даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Рисование  песком  -  новый  и  одновременно простой  вид изобразительной  деятельности,  доступный  практически каждому и не требующий специальной подготовки. Зародился этот вид искусства в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк".  Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, в том числе Ференц Чако, который попробовал создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Его успешный опыт положил начало новому виду искусства - рисованию песком. 

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Песок является и замечательным сенсорным материалом, и непревзойдённой по своим возможностям предметно-игровой средой, и великолепным материалом для  изобразительной  деятельности,  экспериментирования,  конструирования.

Рисование  на  песке  и  с помощью  песка  отличается от традиционного:  сделанный  таким  образом  рисунок  нельзя  положить  в  альбом, чтобы потом показать кому-то; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не даёт созидательному мотиву измениться, не переносит  ценность  с  процесса  на  результат.  Если  в  ходе  обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать уже только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. При рисовании песком у  ребёнка  закрепляется  направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.

Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности,  увлеченности,  а  также  для  релаксации.  Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых  руками.

Работа в данной технике проводится в рамках всего цикла наших занятий по формированию культуры здорового образа жизни и строится на следующих принципах:

1.Направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.  

2.Создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы школьник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.  

3.Образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений,  направленных  на  развитие  творческих  способностей, стимуляцию воображения, коррекцию эмоционально-волевой сферы.

В подготовительной части занятия проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию (пальчиковые игры), психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

В качестве примера непосредственно работы с песком можно рассмотреть следующие упражнения.

В разделе «Развитие внимания, воображения, мелкой моторики» используются такие упражнения как «Зеркальное рисование», «Рисование горизонтальных восьмёрок» и т.п. Ребенку предлагается одновременно обеими руками рисовать зеркально-симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, деятельность обоих полушарий синхронизируется, повышается эффективность работы мозга.

В теме «Развитие тактильной чувствительности» мы используем упражнение «Отпечатки ваших рук»: на ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук с последующим проговариванием фраз, касающихся возникших ощущений. Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, учит ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Кроме того, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

В теме, посвящённой формированию умения контролировать эмоции, используется упражнение «Автопортрет плохого и хорошего настроения», где ребёнку предлагается изобразить себя в виде того, кем или чем он себя представляет, будучи в плохом настроении, затем ребёнок стирает получившийся рисунок и изображает себя уже в позитивном настрое. Такие упражнения призваны показать ребёнку, что именно он – хозяин своих эмоций и настроения, и он может менять их по своему желанию.

Для развития умения работать в команде используется общий свободный рисунок, где детям предлагается совместно определить тему работы и правила взаимодействия друг с другом во время рисования. Работа идёт под контролем ведущего, однако основная роль в регуляции происходящего принадлежит детям.

Таким образом, проведение  занятий с использованием метода рисования песком, позволяют раскрыть резервные возможности каждого ребёнка, гармонизируя его эмоциональное состояние, и, тем самым, формируя культуру здорового образа жизни.

Список литературы.

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
  2. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М.:ИНТ, 2010г.
  3. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.
  4. Федеральные государственные стандарты общего образования, 2012 - Режим доступа: URL: минобрнауки.рф\документы\543. (Дата обращения: 04.05.14)
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техника рисования песком как способ гармонизации эмоционального состояния младших школьников в рамках формирования культуры здорового образа жизни

Слайд 2

Результаты образования: Социализация Духовно-нравственное развитие Воспитание Реализация программ преодоления трудностей обучения, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями

Слайд 3

«Волшебный мир Сенсорной комнаты»

Слайд 5

Кэролайн Лиф Ференц Чако

Слайд 6

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка передача знаний, опыта ребёнку в органичной форме

Слайд 7

Направленность на процесс, а не на результат - залог развития Концентрация внимания Любознательность Увлеченность Релаксация Активизация мыслительных и эмоциональных резервов

Слайд 8

Принципы работы: 1.Направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний. 2.Создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы школьник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. 3.Образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, стимуляцию воображения, коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Слайд 10

Раздел «Развитие внимания, воображения, мелкой моторики»: «Зеркальное рисование», «Рисование горизонтальных восьмёрок» и т.п.

Слайд 11

Тема «Развитие тактильной чувствительности»: «Отпечатки ваших рук»

Слайд 12

Формирование умения контролировать эмоции: «Автопортрет плохого и хорошего настроения»

Слайд 13

Развитие умения работать в команде: Общий свободный рисунок

Слайд 15

Список литературы. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М.:ИНТ, 2010г. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. Федеральные государственные стандарты общего образования, 2012 - Режим доступа: URL: минобрнауки.рф\документы\543. (Дата обращения: 04.05.14) Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.