Конспект занятия "В чем секрет правдивости?"

Шахматова Полина Викторовна

Рассмотрение психологических и этических аспектов правдивости. Конспект представлен для педагогов-психологов работающих в 5х классах по стандартам ФГОС ООО. Данное занятие позволит раскрыть понятие "правды", способствовать развитию коммуникативных навыков подростков,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_shakhmatova_p.v._27.11.2013g.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «В чем секрет правдивости?»

Тема: «В чем секрет правдивости?»

Цель:  Рассмотрение психологических и этических аспектов правдивости.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «правдивости»
  2. Способствовать развитию коммуникативных навыков подростков, в частности диалогической речи.
  3. Создать  свод правил «Как сказать правду»

Материалы: мульти-проектор, ватман, фломастеры, листы А4 ,карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный этап (1-2 минуты)

Цель: создание положительного эмоционального настроя на занятие.

Упражнение-приветствие «Комплимент». Приветствие выполняется стоя в кругу. Инструкция для обучающихся: «Ребята наше сегодняшнее знакомство и приветствие я предлагаю сделать следующим образом. Встаньте в круг, соедините ладони как в игре «Летела ворона». Первый – назовите свое имя и положительное качество, которое цените в себе.. Второй круг – передайте по кругу ваше пожелание всем на наше занятие». Готовы, мы можем начинать.

  1. Мотивирующий этап: (4 минуты видео+ 3 мин обсуждение)

Цель: создание условий для перехода к теме урока, мотивация на диалогическое общение (беседу).

Наверно многие из вас знают рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Знаете? Кто помнит.  Предлагаю вспомнить содержание. Итак, внимание на экран (просмотр видео произведения Л. Н. Толстого  «Косточка»).

После просмотра обучающимся задается мотивирующий вопрос: - «О чем этот рассказ для вас?» варианты ответов «О вранье, о том, что обманывать нехорошо, что следует говорить правду  и т.д.»

(Если не скажут про правду, то можно задать такие вопросы:  «Как вы думаете, почему мальчик заплакал? Что следовало сказать мальчику?») 

Что помогло раскрыть эту правду? – Косточка….

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии? –ответы обучающихся ( о правд…)

Сегодня  предлагаю вам поговорить на очень интересную тему «В чем секрет правдивости?».

Слайд темы:   На слайде обозначена тема занятия «В чем секрет правдивости?».

Символом сегодняшнего нашего занятия это блюдо с косточкой

Как вы понимаете это понятие – правдивость? Что это за человек,  который говорит правду?  (Качество личности….понятие)  

После обсуждения, таким образом можно сказать,  что правдивость…это

Слайд (с понятием) 

«То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей» ( Толковый словарь С.Ожегова).

«Склонность к правде»  (Толковый словарь Д.Н. Ушакова)

«Правдивость – соответствие высказываний, слов говорящего его мыслям и убеждениям» (Философский словарь)

Мы видим что правдивость это комплексное понятие, которое включает в себя:

  • словесное выражение откровенности человека.
  • умение и готовность всегда поступать так, как предписывают долг и моральные нормы.
  • способность объективно воспринимать окружающую действительность, и действовать в ней в соответствии со своими убеждениями и принципами.
  • поиск истины как внутри себя, так и во вне.
  • способ мировосприятия, в которое черное всегда именуется черным, а белое белым, даже если это может вызвать недовольство окружающих или власть имущих.
  • внутренний страж как душевного (внутреннего), так и внешнего порядка.

  1. Целепологание:(2-3 минуты) Я вижу, что понятие «правдивость для вас знакомо». Подумайте, чтобы вы хотели еще узнать сегодня на занятии, учитывая нашу тему. Ответы обучающихся фиксируются на ватмане (2-3 и ВСЕ!) 

  1. Основная часть (раскрытие темы): 

Вопрос правдивости очень серьезная на самом деле тема, мне в жизни часто помогают народные пословицы и поговорки находить ответы на сложные вопросы. Предлагаю вам к ним обратиться.

Для того чтобы выполнить следующий этап работы разделимся на группы.  по 3 человека (помочь детям распределиться по группам). Чтобы работа была дружной, сплоченной обратите внимание на слайд, где представлены правила работы в группе – Слушайте друг друга, учитывайте мнение каждого участника группы,  

Ребята  обратите внимание, что на обсуждение вам дается 2 минуты.

Оценка другими обучающимися, согласны ли с этим?!

Каждой группе я предлагаю пословицу, поговорку или народную мудрость.

«Обсудите в группе и Объясните, как вы ее понимаете, согласны ли вы с ней»

  1. Кто правдой живёт,  тот добро наживёт.
  2. Когда сомневаетесь, говорите правду.
  3. Правдивость, как   лекарство, горька и полезна.
  4. Правда глаза колит

Хочу остановиться на этой пословице. Более подробно поговорить о ней  «Правда глаза колит» - интересное высказывание. Вы согласны с этим высказыванием. Почему? – потому что не всегда приятно слушать правду.

Были ли у вас случаи в жизни, когда правда испортила отношения с друзьями или близкими. В моей жизни был такой случай…

Проблемный вопрос: Тогда правду не стоит говорить? Правдивость мешает в общении? Можно и обманывать других людей? (ответы детей нет)

Как вы думаете у правды есть свой секрет? – какой это может быть секрет? Так значит правду нужно уметь сказать

Думаю,  секрет заключается в том, Чтобы уметь сказать  человеку правду не обидев его…Чтобы раскрыть этот секрет Я вам предлагаю  составить совместный Свод правил «Как сказать правду» .

Детям раздаются конверты, в каждом из которых по пять правил, необходимо выбрать одно самое важное на их взгляд. (сделать конверты с высказываниями). 1 пустая – вы можете выбрать из предложенных или придумать свое правило.

Дети выходят и крепят выбранное правило на плакат.

Обобщение. Свод правил «Как сказать правду»

Вывод: Как вы думаете данный свод правил может быть востребован в вашей жизни, вы сами будете им пользоваться. Вы можете повесить его в своем классном кабинете.

Анализ эффективности занятия. Рефлексия.

Подводя итоги занятия, предлагаю вернуться к началу работы,  мне хочется вернуться к целями. Ответили ли мы на поставленные вопросы?  Вы можете продолжить обсуждение данной темы на классных часах.

Ребята мне хочется узнать, что вы для себя возьмете с этого занятия?

Итог занятия.

Так с помощью чего мы раскрыли секрет правды, с помощью косточки…  Я желаю вам ребята, чтобы в вашей жизни, как можно было больше было правды. Пусть будет горькая но правда, чем сладкая, но ложь…. чтобы ваше блюдо было всегда чистым…была чистая правда…

Ритуал окончания занятия.

Завершить наше занятие с помощью одного упражнения «Импульс». Пожалуйста,  встаньте,  соедините свои руки и, поднимая руки, передайте импульс и одним словом проговорите свое настроение на завершение урока.

Спасибо за работу.

     Шахматова П.В.                     педагог-психолог МБОУ «СОШ№13»        Страница