Классный час "Безопасный Интернет"

Степанова Татьяна Игоревна

Не секрет, что мир изменился с приходом сети Интернет. У людей появились фантастические возможности в области коммуникаций. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами страны,  приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.

Однако, далеко не всё так просто и радужно, как может показаться на первый взгляд. Глобальное распространение компьютерных сетей несёт в себе ряд проблем, о которых мы мало задумываемся, о которых следует знать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Безопасный Интернет».

Цели и задачи: познакомить детей с минусами Интернет-пространства, дать представление об Интернет-зависимости; формировать положительное отношение к таким качествам характера как самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии; побуждать детей к расширению своего кругозора, к участию в спортивных секциях, к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Вступительное слово. Не секрет, что мир изменился с приходом сети Интернет. У людей появились фантастические возможности в области коммуникаций. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами страны,  приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.

Однако, далеко не всё так просто и радужно, как может показаться на первый взгляд. Глобальное распространение компьютерных сетей несёт в себе ряд проблем, о которых мы мало задумываемся, о которых следует знать.

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Можно отметить схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.

Давайте проверим, насколько у каждого из вас выражены факторы интернет-зависимости, для чего ответим на вопросы 2-х небольших анкет (см. Приложение). Учащиеся отвечают на вопросы анкет. В анкете №1 (7 вопросов) ответы «а» обозначаются как «+», «б» - «-».

Ведущий: если ни в одном из тестов вы не набрали ни одного балла, с вами всё в порядке. Если хотя бы в одной анкете ваши баллы составили 1-2 – стоит задуматься. 3-4 балла – скорее всего, имеет место склонность к интернет-зависимости. Более 4-х баллов – к сожалению, присутствует зависимость от Интернета.

Что же такое зависимость?

Несмотря на отсутствие официального признания проблемы по данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В России таковыми признаны  4—6% людей.

Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, которая сопровождается ростом привыкание к всё бо́льшим и бо́льшим дозам и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Также зависимость в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности. Этот термин употребляется не только для определения химических зависимостей, но и применяется к другим областям, то же касается, например, азартных игр и других нехимических зависимостей, в т.ч. и от Интернета. Здесь физиологический компонент полностью отсутствует, а вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся трудностями в социальных отношениях и выраженными психологическими симптомами.

Можно предположить следующий механизм формирования интернет-зависимости. Существует несколько характеристик людей, склонных к различного рода зависимостям: проблемы в общении, низкая самооценка, склонность к избеганию проблем и нежеланию брать на себя ответственность. Подобные характеристики приводят ко всё более нарастающему стрессу и депрессивному состоянию, что, в свою очередь приводит к нехватке позитива в жизни. Человек начинает искать способ для удовлетворения своих потребностей, и часто выбирает неэффективные варианты, такие, как, например, пагубное пристрастие к Интернету. Выделяют несколько типов интернет-зависимостей, среди которых наиболее распространёнными являются следующие:

  • Веб-серфинг, т.е. бесконечные блуждания в Интернете и поиск информации.
  • Пристрастие к виртуальному общению– большие объёмы переписки, избыточность друзей и знакомых в сети, с которыми в реальности нет и не могло бы быть никаких отношений.
  • Игровая зависимость, т.е. навязчивое увлечение компьютерными, в т.ч. сетевыми играми.

Как итог, интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом.

Работа в группах. Теперь мы разделимся на 4 группы, и каждая группа попробует найти ответы вопросы и представить нам мини-доклады, благодаря которым мы сможем сделать выводы о том, действительно ли важно задуматься над проблемой интернет-зависимости, каковы её возможные причины и последствия, в чём выражаются психологические и физические симптомы этой зависимости, и какие можно предложить пути решения этой проблемы.

1 группа: плюсы и минусы Интернета – используется памятка (см. Приложение), примеры из жизни.

2 группа: причины и последствия интернет-зависимости – опора на вопросы из анкет.

3 группа: психологические и физические симптомы интернет-зависимости – опора на вопросы из анкет.

4 группа: пути решения проблемы – самостоятельные размышления, помощь ведущего.

Выделяют следующие психологические симптомы:

  1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  2. невозможность остановиться;
  3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  4. пренебрежение семьей и друзьями;
  5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  7. проблемы с работой или учебой.

Кроме того, можно отметить и физические изменения:

1. поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц;

2. сухость в глазах;

3. головные боли и боли в спине;

  1. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  2. пренебрежение личной гигиеной;
  3. расстройства сна, изменение режима сна.

Пути решения проблемы: ведение здорового образа жизни; постановка цели и планирование своей деятельности с точностью до каждого часа (распорядок дня с точным указанием времени работы за компьютером и посещения Интернета), строгое соблюдение этого распорядка; поиск эффективных средств для получения удовольствия, не связанных с разрушением психического и физического здоровья.

Приложение.

Шкала Интернет-зависимости Анастасии Жичкиной

Инструкция: Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.

1. А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.
1. Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.

2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно.
2. Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.

3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета.
3. Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.

4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете.
4. Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.

5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
5. Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.

6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит.
6. Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.

7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.
7. Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.

 Ключи

Интернет-зависимость – один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием.

Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» – 0 баллов. 
Склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше, 

не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 по этой шкале. 
Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале.

Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета.

Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.
1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?
2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
4. У вас есть боли в запястьях?
5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?
6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми?

10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще, чем 1 раз в неделю)?
13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
14. В последнее время у вас было сильное желание играть?
15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?
16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?
Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

Памятка по безопасному поведению в Интернете

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

• Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

• Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее никаких намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

• Если вас что-то пугает в работе компьютера или Интернета, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

• Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

• Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

• Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

• Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера. Расскажите об этом родителям.

Сторонники

Противники

Общение без границ в реальном масштабе времени.

Подмена реального общения виртуальным.

Оперативный глобальный поиск информации.

Ухудшение креативной способности

Передача файловой информации без использования внешних носителей.

Распространение нелегальной информации.

Интернет-торговля и банковские операции.

Распространение компьютерных вирусов.

Развлечения.

Вред здоровью.

Возможность дистанционного образования.

Возможность недостоверности информации.

Дополнительные рабочие места.

Относительная незащищенность электронных денег.

Системы оперативного социологического опроса.

Вторжение в личную жизнь.

Электронный спам.

Загруженность телефонных сетей.

Высокая стоимость услуг провайдеров.