Памятки для родителей

Степанова Татьяна Игоревна

Памятки для родителей: Правила безопасности, Советы родителям, помогающие защитить ребёнка, Физическое наказание, 10 заповедей для родителей Януша Корчака, Поддержите первоклассника, Первый раз - в пятый класс, Советы родителям по режиму дня школьников в период подготовки и сдачи экзаменов, Стили семейного воспитания, Гиперактивные дети, Формирование у ребёнка умения говорить "Нет!", Советы родителям по общению с тревожными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Памятки для родителей410.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Ребёнок может попадать в опасные ситуации при контакте с посторонними людьми. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они одни дома или вне дома.

  1. Входная дверь всегда должна быть закрыта на замок; нельзя открывать дверь или нажимать кнопку домофона, даже если это почтальон, водопроводчик, полицейский и т.п.
  2. Самым безопасным ответом по телефону, когда ребёнок в доме один, будет фраза: «Мама и папа заняты».
  3. Каждый ребёнок должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей, если он испугается или окажется в критической ситуации.
  4. Номера телефонов спасательных служб, а также тех взрослых, к кому ребёнок может обратиться, должны всегда быть рядом со стационарным телефоном.
  5. Несмотря на наличие сотового телефона, ребёнка необходимо научить пользоваться уличным телефоном-автоматом.
  6. Ребёнок должен знать номер своего домашнего телефона и почтовый адрес.
  7. Если ребёнок регулярно ходит в определённые места (школа, магазин, секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут.
  8. В семье должен быть «ПАРОЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ». Услышав его в трубке телефона, вы будете точно знать, что ребёнку нужна помощь.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАЩИТИТЬ РЕБЁНКА

  • Научите ребёнка тому, что он имеет право сказать «НЕТ» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
  • Научите ребёнка громко кричать «Это не мой папа (мама)!», если кто-то пытается его схватить. Это привлечёт внимание окружающих и отпугнёт преступника.
  • Научите ребёнка сообщать, куда он идёт, когда собирается вернуться, с кем будет; что он должен позвонить, если его планы изменяться.
  • Старайтесь сами забирать ребёнка из детского сада и школы, предупреждайте заранее, если будет забирать кто-то другой.
  • Придумайте пароль для ребёнка. Ребёнок не должен идти с чужим человеком или садиться в незнакомую машину, где не знают этот пароль.
  • Убедите ребёнка в том, что гулять с компанией друзей безопаснее, чем одному. Преступников привлекает одиноко гуляющий ребёнок.
  • Фотографируйте ребёнка не менее одного раза в год. В худшем случае у вас будет наиболее свежая фотография.
  • Будьте такими родителями, которым ребёнок может рассказать обо всём, что с ним случилось. Ребёнок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и не перестанете искать его, если он будет потерян или похищен.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ

Прежде, чем применить физическое наказание к ребёнку, остановитесь и сосчитайте до 10. 

Психологи утверждают, что физические наказания:

  • Преподают ребёнку урок насилия;
  • Нарушают безусловную уверенность, в том, что ребёнок любим, а в этой уверенности нуждается каждый ребёнок;
  • Учат ребёнка принимать на веру противоречивые доказательства (например, «я тебя бью для твоего же блага»);
  • Вызывают гнев и желание отомстить, которое обычно вытесняется и проявляется намного позже, чаще всего во взрослой жизни;
  • Разрушают восприимчивость к собственному страданию, ребёнок не может понять и страдания других людей. Отсюда появляются ограничения в познании мира;
  • В наказаниях содержится ложь – притворяясь, будто решаются педагогические задачи, родители скрывают своё бессилие, срывая свой гнев на ребёнке.

Из физического наказания ребёнок может сделать следующие выводы:

  • Ребёнок не заслуживает уважения;
  • Хорошему можно научиться посредством наказания. Обычно ребёнок учиться наказывать других.
  • Страдания не нужно принимать близко к сердцу, нужно его игнорировать.
  • Насилие – это проявление любви. Это приводит к формированию различных извращений.
  • Отрицание чувств – это нормальное здоровое явление.
  • От взрослых нет защиты.

Подумайте, хотели бы вы воспитать всё это в своём ребёнке, и изменить решение о наказании!

10 заповедей для родителей (Януш Корчак)


1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не наш, свой ребенок, но душа, данная на хранение. 
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

ПОДДЕРЖИТЕ ПЕРВОКЛАССНИКА!

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

***

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

***

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

***

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

***

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

***

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

***

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

***

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

***

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

ПЕРВЫЙ РАЗ - В ПЯТЫЙ КЛАСС

Когда ребёнок переходит из начальных классов в среднюю школу, многое в его жизни оказывается новым: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание уроков (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; новый классный руководитель; повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся; возрастающая сложность предметного содержания; новые отношения с учителями-предметниками.

Это переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

Для некоторых детей такой переход является довольно сложным. Процесс перехода и взаимного приспособления класса к новым учителям и учителей к новому классу, не всегда протекает гладко. Поэтому как никогда важна родительская поддержка и внимание.

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РЕЖИМУ ДНЯ ШКОЛЬНИКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

Подготовка к экзаменам - напряжённый и ответственный период. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка ввиду продолжительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение  времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные переживания - всё это  требует чёткого и рационального построения режима дня в процессе труда и отдыха, которые обеспечили организму школьника высокую работоспособность в течении продолжительного времени.

Многие школьники испытывают страх перед экзаменами. В чём  причины такого страха? Главная причина заключается в том, что нервная система не в состоянии справиться с требованиями, которые создаёт ситуация по ответственности на экзаменах. Это бывает из-за чрезмерно больших, неравномерно распределённых нагрузок, ослабленности организма, неумения продуктивно работать в режиме повышенных требований. Напряжённая умственная работа в это время сопровождается у подростков отрицательными   психоэмоциональными   реакциями,  беспокойством, тревогой, волнениями, что в значительной мере отражается на  обменных процессах организма. При этом могут появляться и не свойственные для школьника черты поведения в виде необоснованного упрямства, грубости, несдержанности, подавленного „мрачного настроения и др.

Нарушение организации домашнего режима самостоятельных учебных времени отдыха в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и планировании своей деятельности.

Подготовку к каждому экзамену следует начинать с равномерного распределения учебного материала на все дни, отведённые на повторение данного предмета.

В период подготовки к экзаменам школьникам не следует резко менять режим, Необходимо сохранить привычное время пробуждения и отхода ко сну, продолжите порядок занятий, часы приёма пищи и пребывания на свежем воздухе. После сна 10 – 15 минут нужно отвести утренней гимнастике. Утренняя физическая зарядка в период напряжённого умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно  необходима учащимся. Физические упражнения помогут быстрее ввести организм в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, активизировать центральную нервную систему.

Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы, когда работоспособность учащихся наиболее высока.

Плотно позавтракав, следует сразу же приступить к занятиям. Их лучше начинать во время, что и занятия в школе.

Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям подростка.

У части школьников с первых минут работы отмечается достаточно высокая работоспособность, в процессе занятий восприятие учебного материала постепенно ослабевает. Таким школьникам рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а потом ( когда усвоение учебного материала ухудшается) перейти к повторению более лёгких вопросов. Другие учащиеся в начале рабочего дня обычно ощущают вялость, заторможенность. Но постепенно это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной работоспособности. Естественно, в таких условиях следует, наоборот, идти от простого к сложному, от более лёгких вопросов к изучению более трудных.

Готовиться к экзаменам лучше на своём рабочем месте. Некоторые  учащиеся утверждают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Действительно, можно привыкнуть к шуму и как бы не замечать его, но отрицательное влияние этого шума все-таки сказывается на работоспособности, при этом утомление наступает значительно быстрее из-за того, что головному мозгу приходится тратить часть своей энергии на то, чтобы "задерживать" посторонние звуки от их проникновения в сферу сознания. Очевидно что такая добавочная нагрузка на мозг является несколько излишней. Таким образом, наиболее продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины.

Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности  в течении длительного времени подготовки к экзаменам является правильная смена видов деятелъности. Поэтому в процессе занятий необходимо делать кратковременные перерывы для отдыха примерно через каждые 50 -60 минут. " Паузы" не должны превышать 10 - 15 минут, иначе может снизиться "рабочий настрой", приобретённый во время занятий.

Отдых в это время не должен быть пассивным. Лучше встать из-за рабочего стола, открыть форточку, сделать несколько физических упражнений из комплекса утренней зарядки. Для плечевого пояса рекомендуется сделать упражнения типа потягивания, для кистей рук—ритмичные сгибания и разгибания пальцев, потряхивания. Движение, лёгкие физические упражнения во время напряженного умственного труда играют роль своеобразных "физиологических стимуляторов".

Утомление на некоторое время исчезает, если принять прохладный душ. После 2 -3 часов работы надо сделать более длительный (на 20-30 мин) перерыв для второго завтрака. После чего можно возобновить занятия ещё на 3-4 часа. Затем обед и отдых - прогулка , на  свежем воздухе (не менее 2 часов ) или сон.

Хорошо отдохнув, можно продолжить работу ещё в течении 2-3 часов.

Желательно избегать в этот период просмотра кинофильмов и телевизионных передач, игр в шашки, шахматы, чтения художественной литературы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку. Соблюдение рационального режима занятий будет способствовать глубокому спокойному сну , а это в свою очередь даст новый запас энергии для следующего трудового дня. Продолжительность ночного отдыха в этот напряжённый период должна быть не менее 9 часов.

Умственная деятельность, работоспособность и качество подготовки к экзаменам  в большей мере зависят от того, на сколько правильно организованно в этот период питание школьника.

Правильно организованное питание является важнейшим условием физического и умственного развития школьников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные ферменты,  повышается обмен веществ, т.е. к каждому времени приёма пищи в организме происходит соответствующая  функциональная  настройка.  При  беспорядочном  питании функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушается  пищеварение и усвоение пищи, что может привести даже к заболеванию.

Рациональное соотношение между белками, жирами и углеводами в школьников составляет 1:1:4 или 1:1:5.

Содержание в пище питательных веществ — белки, жиры, углеводы — выполняющие  главные функции. Во-первых, они являются пластическим материалом для организма, во-вторых дают энергию. Основную энергетическую нагрузку несут в организме углеводы, которые обеспечивают более половины энергетических затрат человека. Известно, что при напряжённой умственной работе возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, причём в качестве энергетического ресурса преимущественно используется глюкоза. Деятельность мозга зависит от снабжения его глюкозой в такой же степени, снабжения кислородом.

Качественный состав углеводов в рационе имеет большое значение. Лучше, если  часть углеводов будет представлено в виде крахмала ( картофель, крупы, хлеб ) и другая в виде сахара, как в чистом виде, так и содержащегося в сладких блюдах, напитках, фруктах и  ягодах.

В день школьнику можно давать не более 70- 75 г сладостей (в это количество входит и сахар). Для детей склонных к полноте, предпочтительней нерафинированных естественных (не переработанных) продуктах, которые содержат фруктозу (мёд, красная и чёрная смородина, яблоки, вишня малина, хурма, крыжовник), потому что из всех сахаров фруктоза в наименьшей используется в организме для жирообразования. Помимо этого, фрукты хороши ей что содержат много клетчатки, которая хотя и не усваивается организмом, но способствует нормальной работе кишечника : она раздражает его нервные окончания, в результате  усиливается перистальтика, т. е.  сокращение стенок кишечника и продвижение пищи

Жир входит в состав клеточной протоплазмы, нервной ткани, выделений желез, предохраняющих кожу от высыхания и излишнего смачивания влагой. Жировой слой предохраняет тело и внутренние органы от механических воздействий и защищает тело от лишних тепловых потерь. Третья часть всей потребности организма должна покрываться за счёт жиров растительного происхождения (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло, маслосодержащие семена - орехи, арахис), содержащих незаменимые организму вещества, которыми так бедны жиры животного происхождения.

Белки являются важной составной частью пищи, биологические функции очень важны и многообразны. Белки - основной пластический, строительный материал организма. Это мышцы, кровь, ферменты, без которых невозможны многие биохимические реакции, это регуляторы обменных процессов - гормоны. Недостаточное содержание которых в рационе питания вызывает ослабление вначале тормозного, а затем и возбудительного процесса в коре головного мозга с нарушением их уравновешенности. Белки стимулируют нейродинамические процессы в коре, усиливают возбуждение центральной нервной улучшают способность мозга к тонкой дифференциации. Поэтому продукты с содержанием белков ( мясо, рыба, творог, сыр, яйца ), обязательны в меню первого завтрака школьника, они обеспечивают им хорошую умственную работоспособность, которые состоят из так называемых аминокислот, наличие и состав которых в белках продуктов неодинаков. Белки близкие по составу белкам человеческого тела находятся, главным образом, в продуктах животного происхождения - мясе, рыбе, яйцах, молоке.

Немаловажно применение витаминов с микроэлементами. Такие как «Центрум», «Олиговит», «Пиковит» и другие.

Стили семейного воспитания

Чтобы быть идеальным родителем, нужно научиться соблюдать правило трех «П»: принятие, познание, понимание.

Характер ребенка — это результат семейного воспитания, и его проявление можно увидеть на третьем году жизни. Стиль семейного воспитания - это характерные особенности общения родителей с ребенком, использование определенных средств и методов педагогического воздействия, которое выражается в словесном воздействии. В каждой семье свой стиль общения. Умение взаимодействовать с детьми очень важно.

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 20 минут в день. Из них 10 минут приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что существует несколько моделей общения, а значит и воспитания: авторитарный, демократический, попустительский, хаотичный и опекаемый. 

Авторитарный стиль – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Демократический стиль – (авторитетный, сотрудничество)- родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей с учетом их возрастных  возможностей, уважают личность ребенка, принимают его таким, какой он есть.

Попустительский стиль – (либеральный, снисходительный, гипоопека)- ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей и не выполняет указание родителей.

Хаотический стиль – (непоследовательное руководство)- отсутствие единого подхода к воспитанию, разногласие в выборе воспитательных средств между родителями.

 Опекающий стиль – (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все его проблемы.

 

Памятка для родителей

 ДЕЛАЙТЕ!

1.Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении.

2. Радуйтесь сыну (дочке).

3.Разговаривайте заботливым, ободряющим тоном.

4.Слушайте ребенка внимательно, не перебивая. Установите четкие требования к нему.

5.Объясняйте просто и понятно.

7.Будьте терпеливы.

8. Сначала спрашивайте «Что?», а потом «Зачем?» и «Почему?».

9.Читайте каждый день и обсуждайте прочитанное.

10.Поощряйте игры с другими детьми.

11. Старайтесь, чтобы ребенок помогал вам по дому.

12.Будьте примером для ребенка, пусть он видит, что вы получаете удовольствие от книг, журналов.

13.Не теряйте чувство юмора.

14. Играйте с ребенком в разные игры.

15.Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по воспитанию.

 НЕ ДЕЛАЙТЕ.        

1. Не перебивайте ребенка, дайте ему высказаться.

2. Не задавайте много вопросов.

3. Не принуждайте ребенка делать, то к чему он не готов.

4. Не заставляйте его что-то делать, если ребенок устал, расстроен.

5. Не следует постоянно повторять « Не так, переделай».

6. Не критикуйте ребенка в присутствии других людей.

7. Не сравнивайте ребенка  с братом, соседом, другом.

8. Не придумывайте множество правил, он перестает обращать на них внимание.

9. Не находитесь на глазах ребенка без дела.

10. Если есть сомнения, как поступить, не торопитесь.

Гиперактивные дети

Рекомендации родителям и учителям

Выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

– Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

– Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

– Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.

– Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).

– Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.

– Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

– С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

– Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

– Неумение играть тихо, спокойно.

– Болтливость.

– Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).

– Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

– Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

– Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:

«Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля. »

Рекомендации родителям:

•  В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

•  Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».

•  Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

•  Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.

•  Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

•  Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

•  Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.

•  Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.

•  Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.

•  Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

•  Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

•  Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

Учителям рекомендуется:

– работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

– по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

– во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;

– предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

– учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

– научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

– задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

– на определенный отрезок времени давать только одно задание;

– дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

– во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

Формирование у ребёнка умения говорить «Нет!»

(методические рекомендации для родителей и педагогов)

                                                                                

Слова "да" и "нет" самые употребительные в любом языке. Мы все привыкли слышать "нет" чаще, чем "да" – на работе, в семье, в школе. И все же встречаются люди, которым трудно, почти невозможно выговорить это привычное для всех слово. Очень часто неумение сказать в нужный момент "нет" оборачивается для них неудобствами, заставляет переживать из-за собственной мягкотелости, а порой приводит к серьезным осложнениям. Поэтому необходимо учить ребёнка говорить "нет", чтобы на нём не ездили все кому не лень.

Конечно, неприятно учить детей отказывать человеку, который действительно нуждается в помощи. Ну а если безотказностью вашего ребенка злоупотребляют, проще говоря – без зазрения совести пользуются?

Приём № 1. Отказ под благовидным предлогом, или Мотивированный отказ.

Задача взрослого – заготовить вместе с ребенком пару-тройку таких предлогов заранее, потому что придумать что-то на ходу ему будет сложно, и объяснение покажется неубедительным. Возможные варианты: "В субботу не могу, меня пригласили на день рождения", "Мне родители не дали карманных денег, сам сижу без копейки", "Не могу задержаться, через полчаса встречаюсь с подругой, она уже выехала", "Не смогу сегодня вечером одолжить тебе красное платьице, оно у меня сейчас в стирке".

Приём № 2. Отказ без объяснения причин.

Посоветуйте напустить туману. Мол, не спрашивай почему, но не могу. Тон при этом должен быть: а) загадочный, б) грустный. В первом случае проситель будет заинтригован, во втором подумает, что у ребенка что-то произошло и настаивать бесполезно.

Приём № 3. Отказ с переадресовкой.

Пусть валит все на родителей. Мол, ты же знаешь, я бы с удовольствием тебя выручил, но родители мне не позволят. В прошлый раз из-за этого со мной отец неделю не разговаривал. Сказал, еще раз такое повторится, он твоим родителям позвонит. Как правило, действует безотказно, перспектива разборок с родителями никого не обрадует.

Применяя три вышеописанных приёма, можно добавлять "к сожалению", "извините, но…", "мне очень жаль", "я бы рад, но…", "может, в следующий раз", чтобы не обидеть человека отказом, но одновременно дать ему понять, что отказ обоснован.

Приём № 4. Встречная просьба.

Отлично подходит для того, чтобы проверить отношение просителя к вашему ребенку. Научите детей этому трюку: не дослушав до конца, нужно радостно воскликнуть: "Ну надо же, а я как раз тебя хотел (хотела) попросить об этом! К кому же мне теперь обратиться?" Последнюю фразу следует произносить озабоченным тоном – ваш ребенок уже занят собственной проблемой.

Применив на практике все четыре приёма и убедившись, что ничего страшного не произошло, спокойно обошлись без него, ребенок может переходить к качественно новому этапу. Когда на нем в очередной раз попытаются воду возить, пусть просто скажет: "Нет, я не смогу помочь. У меня другие планы". И это не черствость. Потому что пока мы не сказали другому человеку: "Располагай мною, как считаешь нужным", он не имеет права распоряжаться нашим временем, трудом и деньгами.

      

Очень важно научить детей с юных лет говорить «нет», особенно, когда речь идет о сигаретах, наркотиках, алкоголе и т.д. Дети нередко пробуют алкоголь либо сигареты с подачи их же друзей, а друзьям, как известно, бывает очень трудно отказать.
       
      Для того чтобы уберечь ребенка
от отрицательных привычек, родителям самим необходимо подавать пример в семье, говорить о том, что детям запрещается курить, пить спиртные напитки и пробовать наркотики. Родители должны научить детей, как реагировать на давление их сверстников либо друзей, когда те предлагают, к примеру, выпить.
       
      Что же следует делать родителям для того, чтобы
научить ребенка говорить «нет» наркотикам, алкоголю и сигаретам?

Стратегия 1: Научите подростка думать в первую очередь о самом себе
Подростки, как правило, осознают себя в большей степени частью группы, чем индивидуумом. Необходимо объяснить ребенку, что, проявив себя как самостоятельную личность, он избавится от множества неприятностей. Скажем, на вечеринке, где все порядком напились, другу, который призывает присоединиться, можно ответить: «Я чувствую себя здесь неуютно и пойду домой, но пойму, если ты захочешь остаться». Выход из неприятной ситуации найден без ущерба для дружбы.

Стратегия 2: Научите его взвешивать все «за» и «против»
На подростка постоянно обрушиваются различные предложения. Все, что нужно сделать, чтобы понять «да» или «нет», просто взвесить все «за» и «против». Например, что хорошего он получит, если даст списать контрольную (немного, в лучшем случае – краткосрочную эфемерную благодарность), и что плохого (его могут поймать, заподозрить в том, что списал он, поставить плохую оценку и обречь на ругань родителей).

Стратегия 3: Научите его обвинять во всем родителей
Детям, которые могут сказать «Нет, не могу – мама мне этого никогда не простит», отказывать значительно проще. Чтобы они имели повод так говорить, вы должны постоянно объяснять им, каковы правила и что последует за их нарушением. Например: «Если я узнаю, что ты курил, будешь на месяц лишен всех прогулок и вечеринок».

Стратегия 4: Научите его отказывать с юмором
Объяснив отказ страхом, подросток вызовет раздражение у окружающих. Однако, обратив отказ в шутку, он сделает правильный выбор, оставшись королем положения.

Стратегия 5: Научите его говорить от своего имени
Чем увереннее в себе подросток, тем проще ему высказывать свое мнение и не поддаваться давлению окружающих. Поэтому предоставляйте ребенку как можно больше возможностей для того, чтобы заявить о себе – говорить от своего имени. Даже в самый простых ситуациях, например, пусть он сам делает заказ в кафе.

Стратегия 6: Научите его использовать язык тела
Если подросток держит голову высоко и не прячет глаза, любой его ответ будет казаться более веским. Старайтесь обращать внимание ребенка на людей, которые выглядят более уверенными в себе, и анализировать их поведение и манеру держаться.

Стратегия 7: Научите его повторять «нет» столько, сколько нужно
Объясните ребенку, что если он отказывается, а ему повторяют предложение, он имеет полное право повторять свой ответ столько раз, сколько понадобится, чтобы собеседник от него отстал. Чем больше раз он произнесет «нет», тем четче будет его осознание правильности такого выбора.

Советы родителям по общению с тревожными детьми

  • Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  • Доверяйте ребёнку, будьте с ним честным и принимайте его таким, какой он есть.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  • Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Если ему с трудом даётся какой-то учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка. Не запрещайте без особых причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
  • Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.
  • Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемлённым.

Приёмы работы с тревожными детьми.

Работа с тревожными детьми занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по 3-м основным направлениям: повышение самооценки, обучение саморегуляции в конкретных наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.

ПРИМЕРЫ РАБОТЫ:

Повышение самооценки. Необходимо ежедневно фиксировать информацию о результатах и достижениях ребёнка, которыми можно гордиться. Это могут быть даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. В дальнейшем фиксацию можно поручить самому ребёнку, воспитывая у него положительное самопринятие и адекватную самооценку.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх и мероприятиях, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.

Обучение саморегуляции. Можно предложить ребёнку в наиболее волнующих его ситуациях использовать следующие несложные способы снятия напряжения: 1)передышка – короткий вдох (считать до 5), длинный выдох (считать до 7); 2)повторение простых утверждений (я спокоен, хладнокровен, собран, я чувствую себя хорошо, у меня всё получится и т.п.); 3)отвлечение внимания (необходимо сконцентрировать внимание на нейтральном предмете, можно перечислить свои положительные качества и привести их примеры).

Мышечное расслабление. Снятие напряжения в 12 точках: движения глазами, широко зевнуть, покрутить шеей, поднять и опустить плечи, расслабить и поводить запястьями, сжать и разжать кулаки, 3 глубоких вдоха, прогнуться в позвоночнике, напрячь и расслабить бёдра, икры ног, покрутить ступнями, сжать и расслабить пальцы ног.