Тренинг лидеров

Степанова Татьяна Игоревна

Тренинг лидеров: 2 занятия из практики работы с лицейским активом учащихся - 8-11 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кто такой лидер?37 КБ
Microsoft Office document icon Стеснительность75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг лидерских качеств.

Занятие 1 «Кто такой лидер?»

Цель: получение теоретических знаний о лидерстве и организаторских способностях, тренировка лидерских  качеств, повышение самооценки.

Приветствие, разминка.

1.Снежный ком: имя + прилагательное, характеризующее участника. По кругу каждый, прежде чем назвать своё имя, должен перечислить все имена и качества, названные до него.

2.Строй. Все участники молча должны выстроиться по: росту, алфавиту (начальные буквы фамилий), дням рождения.

3.Пары. Участники разбиваются по парам и рассказывают друг другу о себе (3 минуты). Далее говорят о соседе по очереди (кладут руки на плечо того, о ком рассказывают).

Кто такой лидер?

4.Теоретическая часть. Лидер – это член группы, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Т.е. такие решения, которые затрагивают интересы всех членов коллектива и определяют направление и характер его деятельности.

Лидера следует отличать от руководителя. Последний обычно является официально назначенным лицом и может по сути не являться лидером. Лидера же группа выбирает стихийно и, если он не оправдывает её надежд, то члены группы могут лишить лидера его полномочий без официальных разрешений.

5.Организаторские способности – это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надёжно, уверенно организовать людей на выполнение какого-либо дела.

А.Самостоятельно составить список качеств лидера-организатора (5 минут).

В.В микрогруппах выработать общий список качеств (не менее 5-ти), подтвердив его тем, как и когда это качество необходимо (5 минут).

С.Принять общий список группы из 7 качеств (путём голосования) (5 минут).

D.Записать принятый список и поставить себе оценку по 10-балльной шкале по каждому из качеств (5 минут).

Далее каждому участнику выдаётся бланк «В копилку лидера» для дальнейшего изучения.

6.Нога к ноге. Цель: тренировка умения взаимодействовать и чувствовать другого человека, отдых.

Вся группа выстраивается плечом к плечу, щиколотка к щиколотке. Необходимо пройти заданное расстояние, не нарушая телесного контакта со своими соседями. Максимум – 5 попыток.

Вопрос: что полезного участники извлекли из этого задания?

7.Творческое управление. Цели: тренировка умения выслушивать и принимать предложения, преодоление привычных моделей поведения, развитие гибкости при принятии решений.

Группа делится на команды (5-8 человек), которые одна за другой будут вести «открытое заседание».

Работа каждой команды ведётся в кругу, на глазах у остальных участников занятия (5 минут на подготовку, далее – представление проекта).

Команды представляют группы, проводящие рекламную кампанию нового продукта. Участники должны придумать продукту название, слоган и краткий текст рекламного ролика, который будет инсценирован в конце работы.

Во время работы команда обязана использовать ВСЕ выдвинутые участниками идеи. Если кто-то предложил название продукта, оно принимается без дальнейших обсуждений. Точно также с остальными частями задания. Любое предложение принимается с энтузиазмом, а участники пытаются не оспаривать его ценность и значимость для процесса. Команда должна назначить секретаря, который будет фиксировать все идеи и ход кампании.

Участники-зрители предлагают команде-разработчику продукты для рекламы. Это должен быть часто встречающийся в быту предмет, но обладающий каким-либо фантастическим свойством. Например, очки, посылающие световые сигналы, находясь в метре от хозяина.

Во время работы команды зрители молча наблюдают за происходящим.

Вопросы:

  1. Насколько удалось соблюсти основное правило – принимать и задействовать все высказанные предложения?
  2. Какие сложности возникли во время обсуждения?
  3. Что оказалось полезным в этом упражнении?
  4. Какие привычные модели поведения должны были преодолеть участники, чтобы наиболее удачно решить задачу в атмосфере согласия?
  5. Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

8.Оркестр. Цели: тренировка лидерских качеств и организаторских способностей, социометрия.

Участники делятся на команды по 5 человек – это оркестры. В каждом «оркестре» 1 – дирижёр, остальные – музыкальные инструменты. Во время репетиции оркестра команда должна отрепетировать хорошо знакомую всем мелодию. Остальные команды её угадывают во время выступления «оркестра».

Вопросы:

  1. Как выбирали дирижёра?
  2. Как выбирали мелодию?
  3. Что вы чувствуете после упражнения?
  4. Хотелось бы вам попробовать себя в роли дирижёра?

9.Облава. Цели: тренировка умения вырабатывать стратегию поведения, тренировка коммуникативных навыков, отдых.

Участники разбиваются на пары и берут друг друга за руки. В другую руку каждый берёт «дубинку» - свёрнутые в трубку газеты. Начинается охота. Задача охотников – прикоснуться своей дубинкой к кому-либо из других пар (засчитываются любое касание, кроме головы и лица).если это удаётся, пары сливаются в квартет, а дубинки остаются лишь у крайних игроков. Если квартет во время игры расцепил руки, он выбывает из игры. Если убегающая пара расцепила руки, она считается пойманной и сливается с догоняющими. Если игроки забегают за ограничители – они выбывают из игры.

Запрещено проскакивать ПОД сцепленными руками игроков.

Возможны следующие модификации:

  • Изменение размеров игрового поля;
  • Секундное расцепление рук и поворот на 180 градусов;
  • По достижении 8 человек в одной команде она распадается на квартеты.

Вопрос: как удалось координировать движения и взаимодействовать друг с другом?

10.Анкета обратной связи.

Вопросы:

  1. Что понравилось и не понравилось на занятии?
  2. Чему хотелось бы уделить внимание в дальнейшем?

11.Самопохвала. Цели: повышение самооценки, ритуал окончания занятий.

Каждый участник по очереди рассказывает, насколько хорошо он поработал на занятии, доволен ли он своим участием. Желающие могут делать это стоя на стуле.



Предварительный просмотр:

Тренинг лидерских качеств.

Занятие 2 «Стеснительность».

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе, приобретение теоретических знаний и практических навыков выступления на публике.

Приветствие, разминка.

1. Здоровки: 3 варианта приветствия (как будто очень стесняетесь, как будто очень спешите, как будто давно не виделись и очень рады встрече).

2.Теоретическая часть.

Многие из нас порой стесняются в различных ситуациях, но чрезмерная стеснительность может усложнять некоторые аспекты нашей жизни.

Стеснительность – пагубная черта характера, не позволяющая спокойно жить миллионам людей во всем мире. Стеснительность не является врожденным качеством, она приобретается человеком в процессе его жизненного развития, чаще всего в раннем детстве, когда характер полностью не сформирован.

Стеснительность может проявляться у человека постоянно в течение всей жизни, или выражаться в конкретно взятой ситуации. Второй случай стеснительности более простой, так как при ее проявлении в отдельных эпизодах жизни человек знает, в чем заключается его проблема. Например, если человеку свойственно проявлять застенчивость при знакомствах, он может прочитать полезную литературу по этой теме, сходить на семинар по искусству общения, потренировать свою мимику перед зеркалом, попросить друзей подыграть ему. Как видите, вариантов решения проблемы целое множество. Но что же делать человеку, если стеснительность одолевает его каждый раз, когда в его жизни происходит что-то важное, требующее от человека конкретных действий здесь и сейчас? В данном случае все гораздо сложнее, так как нет одной конкретной сферы, в которой человек проявляет стеснительность – он робеет постоянно.

Человек должен мысленно вернуться в прошлое, вспомнить наиболее значимые события своей жизни с целью выяснения тех событий, которые негативно повлияли на его самооценку и выработали в нем стеснительность. Зная причину, человек сможет эффективно бороться со следствием. Если человек выявил, какой именно случай вызвал подобный результат, он будет в состоянии проанализировать его со своей стороны и со стороны “раздражителя”, взглянуть на произошедший случай более осмысленно.

Если вы будете использовать данный метод, мысленный возврат в прошлое позволит вам еще раз прочувствовать ситуацию и понять, что ничего катастрофического не произошло. Только оценив реальную степень угрозы, которую нес в себе случай, вызвавший стеснительность, человек сможет выработать в себе противоположную реакцию.

Далее необходимо осознать, что убеждения, лежащие в основе этого качества, являются не более чем выработанной привычкой. Исходя из этого, как и каждая привычка, она может быть изменена на положительную.

Конечно же, на практике все не так просто, как в теории. Для изменения уже сложившихся у вас негативных установок, вам придется потратить много времени и усилий, но оно того стоит. Но учтите, что никто не поможет вам избавиться от стеснительности без вашего большого желания, даже если с этой целью соберутся самые лучшие психологии мира. Ваша стеснительность – стереотип, который следует срочно сломать.

Очень часто человек проявляет стеснительность под воздействием мысли: “Что обо мне подумают другие люди?”. Эта мысль сковывает сознание человека, парализует тело, человек не решается на действия, необходимые в данный момент, здесь и сейчас. А, на самом деле, опасения людей оказываются необоснованными, многие люди не думают ни о чем другом, кроме своих собственных проблем. Ожидаемую реакцию человека на ваши действия вы создаете сами в своей голове, ни больше, ни меньше. Именно ваши мысли о реакции людей и являются причиной вашей нерешительности, а вовсе не реальные их действия. Когда вы предаетесь мысли, что подумают о вас окружающие люди, просто задайте себе два вопроса, которые окончательно прояснят ситуацию относительно целесообразности подобных мыслей:

1. Какое право люди имеют критиковать вас?

Какое бы вы решение не приняли, как бы не поступили в той или иной ситуации – это только ваше решение, и вам нести за него ответственность. Никто не в праве говорить вам, что нужно делать. Люди очень любят две вещи – давать советы (при этом даже не быть компетентными по рассматриваемым вопросам) и критиковать, однако сами эти люди, допуская ошибки, терпеть не могут критики в любой ее форме. Так стоит ли принимать критику таких людей всерьез?

2. Чем эти люди отличаются от вас?

Миллионы людей, живущих в этом мире, объединяет одно – все они принимают неверные решение. Однако, некоторые из них принимают ответственность на себя легко, не идя на поводу у людей, критикующих их поступки, а другие после первой же неудаче, повлекшей за собой шквал критики и недовольства других людей, уподобляются страусам, прячущим голову в песок. Только в роли песка выступает внутренний мир человека, он начинает все переживать в себе. Если вы узнали в этих строках себя, позвольте задать вам наводящий вопрос: “Зачем вы делаете это? Почему позволяете людям судить вас?”. Каждая ситуация является индивидуальной, и далеко не факт, что опыт других людей может быть применим к вашим действиям. К тому же следует учесть, что ваши ценности и ценности вашего “советчика” могут в корне не совпадать.

3. Рекомендации по работе со стеснительностью:

Как победить стеснительность.

1. Прибегните к аутотренингу. Под аутотренингом подразумевается метод повышения уверенности в собственных силах, который основывается на приемах гипноза и самовнушения. Вспомните важную истину: “Наша реальность есть наши мысли. Когда человек изменит свои мысли, ему будет подвластно изменение собственной реальности”. Сделайте так, чтобы созидательные фразы по типу: “Я уверен в себе”, “Я самый счастливый” и “Я такой обаятельный” вы слышали постоянно. Вы можете слушать аудиозапись с аутотренингом, повторять нужные фразы про себя, сделать карточки с аффирмациями или установить вдохновляющую вас заставку на рабочий стол вашего персонального компьютера.

2. При разговоре с окружающими смотрите им в глаза. Большинство перспективных знакомств не завязывается именно по причине того, что одна из сторон опасается устанавливать зрительный контакт с собеседником. Если вы не можете перебороть в себе боязнь зрительного контакта с посторонними людьми, попросите кого-нибудь из ваших близких людей войти с вами в зрительный контакт. Со временем установление контакта перестанет быть для вас проблемой. Главное – практика.

3. Улыбайтесь! Улыбчивые люди вызывают у других людей желание общения с ними, они всегда открыты для новых знакомств и встреч, в то время, как вечно угрюмые и недовольные жизнью, как правило, находятся в стороне праздника жизни.

4. Приветствуйте других людей. Именно со слова “привет” завязывается большинство разговоров. Чем больше слов “привет” вы скажете людям, тем больше шансов на успешные знакомства. К тому же, здороваться первым с людьми войдет в вашу привычку, и больше не будет доставлять вам неудобств.

5. Следите за вашей осанкой, словами и мимикой. Не сутультесь, расправьте плечи! Вы – не просто человек, один из миллионов. Вы – уникальная личность, заслуживающая самого лучшего. Так будьте же ей!

Соблюдая вышеизложенные рекомендации, стеснительность начнет постепенно уступать вашей уверенности в собственных силах, ваша жизнь неизбежно изменится к лучшему. Продолжайте бороться со стеснительностью – и она будет повержена. Только для этого следует очень постараться, никто не обещал, что будет легко.

4. Карусель: участники встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют внешний и внутренний круги. Ведущий предлагает ситуации и роли. Примеры:

1.На улице вы случайно оказались рядом с известным актёром. Вы очень хотите поговорить с ним.

2.Вам очень нужно поговорить с другом, который очень дурно отозвался о вас в вашей компании. Вы одни, никого нет рядом.

Время на установление контакта, приветствия, беседы – 3 минуты.

 5. Актёрское мастерство: участники выполняют следующие упражнения.

  • Прочитать текст: шёпотом, очень громко, как будто замёрзли, как будто во рту горячая каша, как бы читал инопланетянин, робот, 5-летний ребёнок, влюблённый.
  • Посидеть как пчела на цветке, невеста на свадьбе, Гамлет.
  • Изобразить как ходит младенец, артист балета, король Франции.
  • Улыбнуться как очень вежливый японец, кот на солнышке, волк зайцу.
  • Нахмуриться как Наполеон, рассерженный попугай, ребёнок, у которого отняли игрушку.

6. Выступление на публике (теория)

Слушатели хотят сразу составить мнение об ораторе — положительное или отрицательное — и, сами того не осознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Поэтому, когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. Поэтому каждый оратор не должен подстраиваться под строгие шаблоны, он должен обладать индивидуальностью, чтобы создать дружескую атмосферу и, таким образом, заинтересовать слушателей, привлечь их внимание. Оратор — живой человек, а не говорящий автомат.

Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Всё это позволит вам создать образ уверенного и знающего своё дело человека, что непременно привлечёт слушателей.

Мимика также важна для оратора. Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.

Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает. Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями — печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку. Поэтому чтобы стать успешным оратором, необходимо знать и уметь анализировать невербальные сигналы аудитории, по которым можно судить о впечатлении, произведенной речью на слушателей и эффективности выступления.

6. Жесты (демонстрация иллюстраций).

7. Визуальный контакт (теория).

Взгляд, его направление, частота контакта глаз – еще один компонент невербального общения. Для того чтобы удержать интерес зрителей к вашему выступлению необходимо создавать зрительный контакт с аудиторией, но это вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое «испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичного выступления. Ваш взгляд должен встречаться с глазами слушателей около 60 – 70% от всего времени общения.

8. Визуальный контакт (практика).

«Касабланка». Участники встают в круг. Каждый молча пытается установить контакт глазами с кем-либо, исключая стоящих рядом. Как только контакт установлен, участники начинают медленно сближаться, словно притягиваемые магической силой, исходящей из глаз товарища. Несколько секунд стоят друг перед другом, глядя в глаза, и снова расходятся, направляясь к месту в круге, которое занимал товарищ. Во 2- раунде то же самое +  рукопожатие.

«Монстр» (К.Фопель).

9. Способы снятия стресса и эмоциональная разрядка.

Участникам выдаются памятки.

10. Резюме.

Схема составления резюме.

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Возраст.
  3. Образование.
  4. Желаемая вакансия.
  5. Опыт работы.
  6. Навыки и умения.
  7. Достижения.
  8. Сильные стороны.
  9. Интересы, хобби.

Участники готовят свои резюме, затем представляют их на суд аудитории с целью получить определённую должность. Группа решает, кто из участников подходит.

11. Окончание занятия.

Самопохвала. Цели: повышение самооценки, ритуал окончания занятий.

Каждый участник по очереди рассказывает, насколько хорошо он поработал на занятии, доволен ли он своим участием. Желающие могут делать это стоя на стуле.

Приложение.

Как победить стеснительность.

1. Прибегните к аутотренингу. Под аутотренингом подразумевается метод повышения уверенности в собственных силах, который основывается на приемах гипноза и самовнушения. Вспомните важную истину: “Наша реальность есть наши мысли. Когда человек изменит свои мысли, ему будет подвластно изменение собственной реальности”. Сделайте так, чтобы созидательные фразы по типу: “Я уверен в себе”, “Я самый счастливый” и “Я такой обаятельный” вы слышали постоянно. Вы можете слушать аудиозапись с аутотренингом, повторять нужные фразы про себя, сделать карточки с аффирмациями или установить вдохновляющую вас заставку на рабочий стол вашего персонального компьютера.

2. При разговоре с окружающими смотрите им в глаза. Большинство перспективных знакомств не завязывается именно по причине того, что одна из сторон опасается устанавливать зрительный контакт с собеседником. Если вы не можете перебороть в себе боязнь зрительного контакта с посторонними людьми, попросите кого-нибудь из ваших близких людей войти с вами в зрительный контакт. Со временем установление контакта перестанет быть для вас проблемой. Главное – практика.

3. Улыбайтесь! Улыбчивые люди вызывают у других людей желание общения с ними, они всегда открыты для новых знакомств и встреч, в то время, как вечно угрюмые и недовольные жизнью, как правило, находятся в стороне праздника жизни.

4. Приветствуйте других людей. Именно со слова “привет” завязывается большинство разговоров. Чем больше слов “привет” вы скажете людям, тем больше шансов на успешные знакомства. К тому же, здороваться первым с людьми войдет в вашу привычку, и больше не будет доставлять вам неудобств.

5. Следите за вашей осанкой, словами и мимикой. Не сутультесь, расправьте плечи! Вы – не просто человек, один из миллионов. Вы – уникальная личность, заслуживающая самого лучшего. Так будьте же ей!

Соблюдая вышеизложенные рекомендации, стеснительность начнет постепенно уступать вашей уверенности в собственных силах, ваша жизнь неизбежно изменится к лучшему. Продолжайте бороться со стеснительностью – и она будет повержена. Только для этого следует очень постараться, никто не обещал, что будет легко.

Вам предстоит первое выступление – подготовьтесь к нему основательно.

  1. Постарайтесь найти в теме выступления что-то такое, что вас несомненно волнует. Эмоциональное отношение к предмету и высокая энергетика, исходящая от оратора способствуют установлению контакта с аудиторией. Если же тема абсолютно скучная, например статистический доклад, попробуйте скрасить цифры конкретными примерами. Разложите тему на детали. В этом случае вы обязательно найдете пару интересных моментов.
  2. Предварительно, анализируя речь, постарайтесь исключить из нее всю лишнюю информацию. Оставьте самые ключевые моменты. Помните о том, что чем меньше информации попадает в человеческий мозг, тем легче она откладывается в памяти.
  3. Используйте для сравнения яркие образы. Опять же мозг человека с большим трудом запоминает последовательность слов и цифр. В то же время, если вы опишите яркую и красочную картину, сознание само дорисует недостающие детали.
  4. Повторите основную мысль выступления трижды — в начале выступления, в середине и в конце. Таким образом вы повысите вероятность того, что мысль отложится в головах у слушателей.
  5. Держите под рукой план выступления. Лучше всего если он сделан в виде конспекта, отражающего основные моменты. Не перегружайте план деталями, в них легко запутаться.
  6. Используйте предложения из 5-10 слов. Короткие законченные фразы запоминаются гораздо легче.
  7. Прорепетируйте речь несколько раз, стоя перед зеркалом. Лучше всего, если вы не будете дословно повторять текст. В процессе репетиции старайтесь каждый раз использовать новые фразы.
  8. Если кто-то из зала задает вопрос, ни в коем случае не игнорируйте его. Это сразу же снизит ваш авторитет в глазах слушателей. В крайнем случае, скажите так: «На ваш вопрос я отвечу чуть позже».

Способы снятия стресса и эмоциональная разрядка.

1.Зрительные техники.

  1.  «Убежище». Представьте себе место, где вам всегда было хорошо, место, которое может послужить для вас убежищем от проблем. Представьте себя в этом месте, как вы в нём отдыхаете, отдаляясь от проблем и трудностей.
  2. «Отвлечение внимания». Сконцентрируйте свой взгляд на нейтральном предмете, перечислите все его качества, способы использования.

2.Дыхательные и медитативные техники.

  1. «Передышка». Короткий вдох, длинный выдох: вдыхайте, считая до 5-ти, выдыхайте, считая до 7-ми.
  2. «Медитативное дыхание». Примите удобную позу, расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох… чувствую выдох…». После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации возрастают.
  3. «Антистрессин». Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите ненадолго дыхание. Выдохните. Снова глубоко вдохните и задержите дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «хаааааааа». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз.

3.Двигательные и тактильные техники.

  1. «Гора с плеч». Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднимите плечи, широко разведите их назад и опустите. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
  2. «12 точек». Подвигайте глазами, широко зевните, покрутите шеей, поднимите и опустите плечи, расслабьте и поводите запястьями, сожмите и разожмите кулаки, 3 глубоких вдоха, прогнитесь в позвоночнике, напрягите и расслабьте бёдра, икры ног, покрутите ступнями, сожмите и расслабьте пальцы на ногах.
  3. «Самомассаж». Помассируйте межбровную область, заднюю часть шеи, челюсть, плечи, ступни.

4.Мыслительные техники.

  1. «Простые утверждения». Повторяйте про себя следующие утверждения: «я спокоен, хладнокровен и собран», «всё в порядке», «всё будет хорошо» и т.п.
  2. «Насколько это плохо?». Ранжируйте свои чувства по шкале дискомфорта: 5 – агония, 4 – ощущение дискомфорта, которое невозможно терпеть более часа, 3 – весьма неприятное чувство, которое всё же можно вытерпеть, 2 – средний дискомфорт, 1 – слабый дискомфорт.