Классный час для 4 класса - Новичок в средней школе

Степанова Татьяна Игоревна

Классный час направлен на формирование представления о будущем новом социальном статусе пятиклассника, сравнение его со статусом учащегося начальной школы, содействие развитию навыков планирования своей деятельности, развитие навыков сотрудничества, сплочение коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_4kl_-_novichok_v_sredney_shkole.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 4-х классов «Новичок в средней школе»

(на основе цикла занятий Ю.Владимировой, «Школьный психолог» №9 2004г.)

Цель: создать благоприятные условия для психологической подготовки четвероклассников к переходу на основную ступень обучения.

Задачи:

  • формирование представления о будущем новом социальном статусе пятиклассника, сравнение его со статусом учащегося начальной школы;
  • содействие развитию навыков планирования своей деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества, сплочение коллектива.

Ход занятия.

 Упражнение «Те, кто»

Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол, и тому подобное. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто в следующем учебном году собирается стать учеником 5-го класса. При этом ведущий подчеркивает, как много общего у участников.

Упражнение «Продолжи фразу»

Участникам предлагается продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось...»; «В пятом классе мне хотелось бы...».

Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет?

Упражнение «Что нового»

Ведущий предлагает поговорить о том, что нового появится в школьной жизни учащихся в связи с переходом в 5-й класс. Необходимо навести участников на мысль о том, что в связи с переходом в 5-й класс и появлением новых учебных предметов, появятся новые педагоги, требования которых могут отличаться не только от требований учителя в начальной школе, но и друг от друга. Также необходимо, напомнить ученикам о новой для них кабинетной системе, попросить рассказать, где находятся более-менее знакомые ученикам кабинеты, например, библиотека, кабинеты иностранного языка, поинтересоваться, где у ребят проходят занятия по предметам «Мир и человек» (кабинет истории), «Окружающий мир» (кабинет географии), занятия кружка «Техническое творчество» (кабинет труда для мальчиков).

Упражнение «Новичок»

Ведущий: «Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя». Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя – например, Том.

«Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе?»

Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д.

«Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке. 
Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное – не бояться ошибок при высказывании своего мнения)».

Список вопросов.

Работа в классе на уроке 

Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать?

Работа с учебным материалом 

Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону? Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок?

Работа над домашним заданием

С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? Чем заканчиваете?

Упражнение «Коллаж класса»

Школьникам предлагается создать свою эмблему – визитку, на которой должно быть написано имя участника и какое-либо его положительное качество, форму каждый выбирает свою.
Пока дети работают, на доске перед ними висит плакат с надписью в центре «Мы и наш класс». Выполнив задание, каждый подходит к плакату и приклеивает свою эмблему на общий шаблон.
Ведущему необходимо подвести участников к идее, что каждый из них – частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы». В заключение нужно обсудить, может ли общее «Мы» существовать без отдельных «Я».

Окончание занятия, обратная связь.

Каждый участник заполняет анкету для оценки эффективности занятия.

АНКЕТА

Уважаемый четвероклассник!

Ты принял участие в занятии, на котором обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твое мнение о нашей совместной работе. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов. Спасибо!

· Что тебе больше всего понравилось или не понравилось: какие упражнения, игры, темы занятий?

· Что из того, о чем ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится в жизни?
· О чем бы ты хотел узнать на будущих занятиях?